Вы здесь

Культурология. Ответы на экзаменационные билеты. Материальная и духовная культура (Ю. Н. Пимоненко, 2009)

Материальная и духовная культура

Мир вещей, окружающий нас, несет на себе отпечаток труда человека, его интеллектуальных и профессиональных способностей. От простейших бытовых предметов до бессмертных и бесценных предметов искусства – все это создано человеком в процессе его труда, и во всем этом он нуждается в равной степени.

Деятельность человека имеет конечным результатом воплощение особенностей этой деятельности в различных типах культуры и общества на разных этапах его развития. На протяжении всей человеческой истории в мире существовало и существует огромное разнообразие видов культур. Каждая культура со своими пространственными и временными параметрами тесно связана с той или иной человеческой общностью.

Каждая культура оставила те ценности, которые могли родиться только в ее пространстве. Не зная особенностей мировоззрения, определившего ту или иную цивилизацию, трудно понять функциональное значение созданных материальных ценностей.

Отдельное культурно-историческое сообщество формирует свой тип культуры. На этой почве было выделено понятие национальной культуры. На протяжении большого промежутка исторического времени человечество наблюдало процесс формирования именно национальных культурных типов. Этот процесс был тесно связан с процессом формирования национальных государств. Люди творили материальные и духовные ценности, исходя из социально-культурной специфики данного общества. Национальная специфика общества определяет неповторимый колорит того или иного творения культуры.

Мировая культура определяется как совокупность нескольких национальных культур.

Национальная культура тоже не является единой, поскольку содержит в себе различные образцы культурного творчества. Причем некоторые противоречат официальной культурной линии. Исходя из этого, можно утверждать, что мировая культура представляет собой непостижимый феномен. Ученые-культурологи, конечно, могут вывести общие закономерности культурного процесса в недрах той или иной цивилизации, но объяснить отдельно взятые запутанные случаи – вряд ли.

Культура выступает как единый процесс, который можно анализировать на двух уровнях: материальном и духовном.

Под материальной культурой подразумевают не материальную жизнь общества, не материальное производство, а то, что создано руками человека в процессе этого производства. Эти вещи обязательно должны иметь определенное символическое значение, выполнять те или иные функции и обладать ценностью для определенного народа или общества.

К материальной культуре относятся дома, орудия труда, украшения, бытовые предметы. В понятие материальной культуры также включают культуру труда и производства, культуру отношений к самому себе и окружающим людям.

В материальной культуре выделяют четыре этапа развития: присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, индустриальное и постиндустриальное информационное общество. Из чего видно, что человек со временем перестал быть присваивающим субъектом и стал производящим. Каждый человек независимо от национальной принадлежности принимает участие в формирование мировой культуры.

Мировая культура – аморфное, сильно фрагмен-тированное образование, состоящее из множества культур и субкультурных образований различного уровня. Мировая культура должна изучаться не только в материальном и не только в духовном проявлениях, а исходя из взаимопроникновения форм выражения.

Для изучения мировой культуры нужно применять комплексный подход, привлекая к изучению структурно-функциональный метод.