Вы здесь

Культурология. Ответы на экзаменационные билеты. Игра и культура (Ю. Н. Пимоненко, 2009)

Игра и культура

Игра – одна из главных универсалий культуры. Изначально игра имела мировоззренческий и идеологический смысл, так как игра противопоставляется науке и труду как чему-то высшему и божественному, что служило задачам идеологии, разума и науки. Одну из самых первых концепций игровой культуры предложил Фридрих Шиллер. Он постулирует двуединую связь игры и искусства. С одной стороны, всякая игра имеет эстетическую природу, она есть эстетическое наслаждение. С другой стороны, искусство как чисто эстетическая деятельность – это высший тип игры. В XIX в. об игре в эстетическом аспекте писали Гегель, Шеллинг, Буркхардт, Ф. Ницше. С другой стороны, феномен игры описывал Герберт Спенсер (игра как биологический феномен, элемент эволюции всего живого, игра – естественное явление). Иное представление об игре вводит Гадамер. Он полагает понятие игры как путеводную нить для онтологического экспериментального понимания. Гадамер распространяет категорию игры на процесс понимания текста, картины, спектакля, поглощающий без остатка своей красотой и смыслом. Начало современной культурологии игры предложил Й. Хейзинга в его работе «Homo ludens». В этой работе он говорит на основе огромного фактического материала, что игра неизбежно необходима в культуре во всех ее формах и видах. При этом особое внимание Хейзинга уделяет связи с игрой таких форм деятельности, которые в настоящие время кажутся далеко ушедшими от игры (война, правосудие). Хейзинга выделил пять основных признаков игры. 1. Игра – свободная деятельность, которой занимаются в свободное время и при наличии определенного настроения. В повседневной жизни игра – временный перерыв. Являясь занятием для отдыха, она создает настроение радости. 2. Игра обособлена от обыденной жизни местом действия и продолжительностью. Она имеет замкнутый смысл. 3. Фиксированность и подвижность игры определяет ее место в культуре, ибо, будучи однажды сыгранной, она остается в памяти как ценность, передается как традиция и может быть повторена. 4. Пространство игры не только отчуждено от внешнего мира, но и структурировано (упорядочено). Порядок поддерживается правилами игры, их нельзя нарушать. Несоблюдение правил игры наказывается в лучшем случае изгнанием из игрового пространства. Игра требует партнерства. Партнеры могут организовывать сообщества, внутри которых царит иерархия; члены игрового сообщества отличаются от других непричастных к игре посредством символики, костюма и др. 5. Играющий всегда находится в двойственном положении: с одной стороны, он предельно серьезен, с другой стороны, если он очень серьезен, то игра не превратится в жизнь. Хейзинга дает такое определение игре: «Игра – добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождающееся чувством напряжения и радости, а также с сознанием иного бытия, нежели обыденной жизни».

В современной жизни игра проявляется в судебном процессе, в котором определены место, правила и знаки отличия играющих. Поэзию можно считать игрой, потому что она зародилась как словесная перепалка между женихом и невестой, перед боем и т. д. Войну также можно считать игрой, в которой есть участники, и действие разворачивается по определенным правилам. В философии и науке также содержится игровой элемент. В XX в. в игре на первом месте стоял спорт, но он постепенно становится коммерческим и профессиональным занятием. Вместо победы ставится очередной рекорд. Игровое начало размывается допингами и другими стимуляторами. Игровые модели культуры были предметом осмысления Ф. де Соссюра, Е. Финка, Л. Витгенштейна, С. Лема, Г. Гессе, Ж. Деррида и других мыслителей.