Предмет и объект культурологии
Предметом культурологии называют явления и памятники духовной и материальной культуры, закономерности мирового и национального процессов, предпосылки и факторы возникновения, формирования и развития культурных потребностей и интересов людей, принимающих участие в передаче, сохранении и приумножении ценностей культуры. Объект культурологии – культурные аспекты разных областей жизни общества, выяснение достижений и особенностей культурно-исторических типов, анализ различных процессов и тенденций в социально-культурной среде. Формирование и развитие культурологических теорий происходит под воздействием социологии, психологии, политологии, философии, истории, антропологии и других наук. Но определить специфику культурологии все же можно. Например, культурологию в отличие от социологии интересует совместная деятельность и жизнь людей, ее творческая сторона. Культурология акцентирует внимание на искусственных процессах и объектах. Предмет изучения культурологии – это конкретно исторические формы бытия, подразумевающие формообразующие элементы культурно-исторического типа, а также содержание систем технологий и ценностей деятельности, упорядочивающих и регулирующих эти типы.
Выделяют несколько периодов становления культурологии. К ним относятся этнографический (1800–1860), эволюционистский (1860–1895) и исторический (1895–1925).
На первом этапе преобладал описательный подход к традициям различных народов, причем предметом изучения становились обычаи этносов, проживающих на территории колониальных владений промышленно развитых стран. Эволюционистский подход объяснял, что мировая культура эволюционирует вместе со всем обществом и в обществах разного типа возможен процесс культурной диффузии. Исторический этап глубоко изучал отдельно взятое общество, его особенности, культурные традиции и нравы для того, чтобы объяснить, куда оно в своем развитии движется. На этой основе ученые стали выделять различные типы обществ: западные (нетрадиционные, линейного развития) и восточные (традиционные, циклического типа развития).
В это время накапливались знания, формировались представления о предмете, выделялись ключевые категории и исходные основания. В данные периоды исследования носили по большей части академический характер. Ученые на основе накопленного исторического материала пытались вывести общие культурные закономерности. Но данные теории носили описательный характер. Они не вскрывали сущность глубинных процессов. Однако уже со второй половины XX в. обстановка коренным образом изменяется. Теперь на первое место выходит прагматическая ценность знаний возникновения устойчивого и меняющегося, общего и особенного в культуре.
Выделяются различные цивилизационные типы в культурологии. Сама культурология оформляется как отдельная область научных знаний. Разрабатывается ее понятийный аппарат и выделяется ряд направлений. Ученые начинают заниматься фиксацией факторов, влияющих на мировой культурный процесс. Последний понимается учеными как совокупность развития отдельных цивилизаций. Среди факторов, влияющих на тип цивилизации, учеными были выделены в том числе географические и климатические. Анализируются такие категории, как «национальный характер», закладываются основы этнопсихологии, ее влияния на создаваемый народом тот или иной тип цивилизации. Постепенно полученные знания начинают применяться на практике в дипломатии, военном деле. Культурология накопила обширный материал, и ученые поставили его на службу дипломатам. Зная обычаи и понимая мировоззрение тех или иных народов, куда легче проводить политику.