Вы здесь

Культурология. Лекция 1. Культурология в системе научного знания (М. Г. Ефремова, 2012)

Лекция 1. Культурология в системе научного знания

Культурология как наука. Предмет, объект культурологии. Методы культурологии. Значение культурологии в современном обществе. Понятие «культура». Функции культуры. Структура культуры. Понятие глобализации в культурологии. Последствия глобализации для современной культуры.


Культурология – это самостоятельная наука, учебная дисциплина, формирующая знание о человеческой культуре как целостном феномене, синтезируя достижения различных наук. Это область социогуманитарного знания, изучающая сущность, закономерности, динамику развития и функционирования культуры.

Первые попытки сделать культуру предметом научного изучения, основанного на сборе и анализе эмпирических данных, предпринимаются в рамках этнографии (или, как ее называют сейчас, этнологии). На Западе возникновение науки о культуре связывают с выходом в свет книги Э. Тейлора «Первобытная культура» (1871). Именно этнография предстает как наиболее значительная и, пожалуй, наиболее существенная часть современного культурологического знания, как его антропологическая ветвь, которую в США называют культурной антропологией, а в Англии – социальной антропологией. Сам термин «культурология» впервые возникает в составе этого знания и используется для его обозначения.

Термин «культурология» (введение его в научный обиход) и проект соответствующей науки чаще связывают с именем американского культур-антрополога Л. Уайта (1900–1975). Потребность в культурологии – науке о причинах динамики культуры, направленности ее развития возникла потому, что в XX в. культура стала стремительно отчуждаться от человека и общества, своих творцов и «пользователей». Культура быстро развивается, становится менее предсказуемой, менее понятной, по существу неуправляемой. Между тем рост культуры губительным образом сказывается на среде обитания и здоровье человека, приводит к демографическому взрыву и возрастанию конфликтности в обществе. Культура как бы бросает человеку вызов: овладей новыми технико-организационными возможностями, используй их для перестройки своего образа жизни или погибни. Условием принятия этого вызова Л. Уайт считает развитие научной культурологии, которая дает возможность осуществить широкомасштабные, целенаправленные реформы. Л. Уайт фиксирует основную проблему новой науки: несоответствие интересов человечества и тенденций культурного развития. Он очерчивает границы предмета культурологии – это сфера культурных символов, механизмы самоорганизации, способы конкурентного и приспособительного взаимодействия элементов культуры, наделенных смыслами, принципы взаимоадаптации человека и создаваемой им искусственной среды. Культурологические исследования стали активно развиваться в странах Западной Европы и России. В СССР культурологии, обладающей собственным статусом, признанным среди других наук, своим предметом и объектом исследования, своей историей и традициями, не существовало. О ней в полной мере стали говорить в современной России только в начале 90-х гг. XX в. По существу, мы имеем дело с самой молодой, хотя и активно развивающейся отраслью знания. В России крупными культурологами считаются: Н.Я. Данилевский, Н.А. Бердяев, Ю.М. Лотман, М.М. Бахтин, Д.С. Лихачев, Б.А. Успенский, С.С. Аверинцев, М.С. Каган, В.Т. Межуев, П.Г. Гуревич и др.

Прямой аналогии отечественной культурологии в принятых за рубежом классификациях наук выявить сложно, поскольку в отличие от российской традиции, связывающей понятие культур, прежде всего, с художественной и просветительской практикой, за рубежом культуру трактуют преимущественно в научном, а именно социально-этнографическом смысле.

Сложившиеся в отечественной литературе точки зрения можно разделить на две группы: а) изоляционистскую позицию, согласно которой у культурологии свой, не похожий на другие науки, подход; б) интегративную, в основании которой лежит убеждение, что культурология – синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре. Изоляционистская точка зрения заключается в сведении, а затем и подмене культурологии другой наукой, например, философией культуры, искусствознанием, социологией культуры или антропологией.

В последнее время российские ученые склоняются в пользу интегративного подхода. Его сторонники понимают культурологию как синтетическую область знаний, возникшую на стыке истории культуры, философии культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры и др.[1] Они выступают против сведения культурологии исключительно к философии культуры или к истории искусства. Интегративный подход имеет те преимущества, что, синтезируя разные науки, он способен дать прирост нового знания. Напротив, изоляционистский подход опасен тем, что под вывеской культурологии будет повторяться то, что давно известно в курсе антропологии, философии культуры или истории мировой художественной культуры. Интеграционистский подход, по всей видимости, заложен и в российском государственном образовательном стандарте.

Объект культурологии – это целостный феномен культуры как творческого способа деятельности и ее результатов в виде материальных и духовных объектов, необходимых для человеческого существования и развития личности.

Предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы, закономерности развития культуры, формы ее проявления.

Основными задачами культурологии являются:

• изучение сущности культуры, ее генезиса и отдельных феноменов;

• определение роли человека в культурных процессах;

• изучение разных типов культур, языков культур и их особенностей;

• изучение возможностей влияния на культурный процесс и его прогнозирование.

Междисциплинарный характер культурологии характеризует общую тенденцию современного научного знания, направленного на интеграцию различных областей при изучении общего объекта исследования.

Методология науки связана с тем, с помощью каких приемов изучается предмет данной науки. Предмет науки есть результат известной «обработки» действительности, ее стилизации. Одна и та же «действительность» (например, бетховенская соната) для естественно-научного рассмотрения является суммой механических движений, для эстетического – полным смысла и значения музыкальным произведением. Состав предмета зависит, следовательно, от того, с какими целями мы подходим к действительности и что мы от нее требуем. Методология в таком понимании и есть предварительная наука о целях познания или о тех принципах, которые не только предшествуют образованию предмета, но и впервые его оформляют и строят.

Актуальность изучения культуры в современном обществе бесспорна. Человеческая культура богата и многообразна, содействует духовному развитию человека, всемерному раскрытию его талантов, дарований и способностей. Создавая многообразный мир культуры, человек одновременно развивает свои творческие силы, формирует свой духовный облик. В известном смысле человек есть мера культуры. Развитие культуры приобретает особое значение в современном мире. Сохранение культурного наследия, бережное отношение к природным богатствам, поддержание самобытных культур разных народов, установление контактов в целях взаимопонимания и обогащения культур, развитие духовных интересов личности – все это становится всемирными и глобальными проблемами, требующими объединения усилий и энергии политиков, деятелей культуры, каждого человека.

Как справедливо отметил академик Д.С. Лихачев, XXI век – это век гуманитарной культуры, и уже сейчас необходимо готовить к нему молодое поколение. В конечном счете, всякая культура гуманитарна, ибо она идет от человека и служит человеку. Культура человека любой профессии определяется гуманитарной культурой, так как она формирует систему ценностей каждого индивида и общества в целом.

Растущий процесс взаимовлияния культур, всемерное развитие национально-этнической самобытности культур в обществе, изучение динамики и диалектики функционирования культур в обществе, формирование духовных ориентации и ценностей человека стимулируют интерес исследователей и практиков к разработке культурологии как науки и отрасли гуманитарного знания.

* * *

Термин «культура» происходит от латинского cultura – возделывание (возделанный, созданный, улучшенный), развитие. В этом отношении культура противостоит натуре (лат. natura – природа) в ее первозданном, не тронутом людьми виде. «Культурное» – значит искусственно созданное, придуманное и сработанное людьми, в отличие от того, что дано природой, образовалось естественным путем, без вмешательства человека. В широком понимании – это все, что создано человечеством, его физическими и интеллектуальными усилиями. В узком значении – это особое состояние общества. Понятие «культура» может употребляться и для обозначения каких-либо этнических, географических особенностей общества, и для обозначения определенного уровня развития. Это понятие столь емкое и неоднозначное, что число его определений в настоящее время перевалило за пятьсот.

Одна из главных причин многогранности понятия «культура» состоит в том, что сама культура в сущности своей полифункциональна. Она выполняет в обществе множество различных, но одновременно и взаимосвязанных функций.

Термином функция в социальных науках обозначают предназначения, цель существования какого-либо элемента социальной системы. Культура – многофункциональная система, выполняющая в обществе целый ряд важнейших функций:

1. Гуманистическая – формирует человека, творит его по определенному образцу, определяемому ее ценностями, нормами и идеалами.

2. Гносеологическая – вооружает человека знаниями, необходимыми для овладения силами природы, для познания общественных явлений и тенденций их развития, для определения в соответствии с этим определенной линии поведения, своей гражданской позиции.

3. Нормативная (регулятивная) – создает необходимые для ориентации человека нормы, правила, стандарты поведения. Выделяются юридические нормы, регулирующие отношения между людьми, социальными институтами; технические нормы, вызванные производственными потребностями, например, ГОСТы в строительной сфере и т. д.

4. Ценностная – ценностями в культуре являются общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. В разных культурах формируются разные комплексы ценностей, например, аскетизм, гедонизм, коллективизм и т. п.

5. Семиотическая, или знаковая, – позволяет создавать знаки посредством человеческой деятельности, поэтому без их знания овладеть ей невозможно. Языком культуры называют те средства, знаки, формы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи и ориентироваться в пространстве культуры.

6. Адаптивная – позволяет человеку приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей природной и социальной среды, а также приспосабливать саму окружающую среду, в соответствии со своими потребностями.

7. Интегративная – объединяет народы, социальные группы, государства, поскольку среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов, убеждений, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры. Сохранение культурного наследия, национальных традиции, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа как существующей на протяжении долгого времени общности людей.

8. Коммуникативная – выступает в качестве основного средства общения. Она доносит до нас голоса прошлого, создавая возможности для диалога поколений и эпох, связывая прошлое с настоящим и подготавливая наступление будущего посредством различных коммуникативных средств, основанных на знаковых системах – от речи и письма до современных компьютеров и спутниковой связи.

9. Нарративная – нарратив – это история (рассказ), исторически и культурно обоснованная интерпретация каких-либо событий с позиции некоторой человеческой личности. Это исследование культуры в контексте истории.

10. Информационная – характеризует накопление, хранение и систематизацию информации, обеспечивая процесс культурной преемственности. Исследователи характеризуют XX в. ситуацией «информационного взрыва», так как каждые пятнадцать лет происходит удвоение информации.

11. Рекреативная (компенсирующая), или релаксационная, – помогает человеку расслабиться, организовать свой отдых, восстановить физические и духовные силы, компенсируя состояние неудовлетворенности.

12. Прогностическая – определение перспектив и возможных путей развития культурных процессов. Данная функция проявляется в развитии государственной культурной политики.

Приведенное выше раздельное рассмотрение функций, конечно, условно. В действительности их разграничение невозможно, так как они тесно переплетены и представляют собой единый процесс, обеспечивая прогрессивное развитие человечества.

Для наиболее полного и плодотворного изучения феномена культуры применяется метод классификации, или типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа; результат типологического описания и сопоставления. Современное культурологическое знание представлено различными типологиями, классификациями культур. Это не означает, что одни из них более правильны, чем другие.

Самая простая классификация разделяет культуру на материальную и духовную. Материальная культура включает в себя физические объекты, созданные руками человека: орудия труда, машины, техника, транспорт, постройки, одежда, оружие и т. п. Духовная культура представлена в обществе совокупностью нематериальных элементов: право, мораль, наука, ритуалы, религия, знания, традиции, искусство, язык и т. п. В свою очередь объекты этих двух типов культуры являются артефактами. Артефакт (от лат. искусственно сделанный) – в обычном понимании любой искусственно созданный объект материальной или духовной культуры.

Однако такое деление культуры весьма искусственно, поскольку большинство явлений культуры одновременно представляют и материальную и духовную культуру общества. Как правило, структурные элементы культуры существуют в составе культурных комплексов, возникающих вокруг какого-либо исходного элемента. Так, со спортивной игрой в хоккей связаны не только спортивный инвентарь, одежда, площадка-каток, но и спортивные ритуалы, символика команд, фан-клубы, кричалки, гимны и т. п.

Структура культуры рассматривается на основании еще нескольких критериев, выделенных Э.А. Орловой и А.И. Кравченко:

По степени известности и распространенности (мировая или локальная культура). Мировой культурой принято называть совокупность лучших достижений национальных культур всех народов, созданных на протяжении всей истории человечества и получивших распространение в мире. Локальная культура может выступать как вариант национальной или этнической.

По региональной принадлежности культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская). На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное. Западная культура ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества, подчинения природы человеку.

По регионально-этнической особенности (русская, французская). Например, для русской культуры характерны мессианство, жажда исканий религиозной истины, перевес коллективного начала над индивидуальным и т. д.

По принадлежности к историческому типу общества (культура феодального, традиционного, индустриального, капиталистического, постиндустриального общества). Например, постиндустриальной культуре присуща особая роль информации и человека, ее распространяющего, она формируется в условиях глобализации.

По сфере общества или виду деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.). Художественная культура представляет собой целенаправленный способ организации деятельности, представленный в продуктах творчества, которые несут в себе художественный образ как реконструкцию, модель человеческой реальности (в литературе, музыке, изобразительном искусстве).

По связи с территорией (сельская и городская культура). Если для сельской культуры характерно триединство – единство места работы, места жительства и места отдыха, – то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция. Общими чертами городской культуры выступают: высокая плотность застройки территории; наличие большого числа транспортных магистралей, объектов социокультурного и инженерного назначения. Культурное пространство города имеет широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры; наличие огромного числа незнакомых людей, благодаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.

По специализации (обыденная и специализированная культура). Специализированной культурой называют профессиональную. Обыденная культура – это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социализацией и инкультурацией[2] личности.

По этнической принадлежности (народная, национальная, этническая культура). Народной называют культуру, создаваемую представителями данного народа с опорой на традиции, безымянную, отражающую духовные поиски народа, фольклор, танцы, она бесписьменна и т. д. Этническая культура – это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью, единством «крови и почвы». Такая культура (обряды, обычаи, мифы, поверья, легенды, фольклор) не нуждается для своей трансляции и в письменности, является в значительной своей части дописьменной культурой.

Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. Недаром о возникновении национальной культуры мы судим, прежде всего, по факту рождения национального литературного языка и литературы. Творцами и потребителями письменной культуры являются те, кто умеет читать и писать, т. е. образованные слои общества, представляющие в традиционных (аграрных) обществах явное меньшинство по сравнению с неграмотным населением. Образованные и становятся носителями национальной культуры, которая на первых порах может находиться в сложной оппозиции к своим этническим корням. Данный разрыв преодолевается путем образования и просвещения народа, его всеобщей грамотности.

По уровню мастерства и типу аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура). Элитарная (высокая) культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Высокая культура (например, живопись Пикассо или музыка Шенберга) трудна для понимания неподготовленного человека. Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура, но у нее самая широкая аудитория, и она является авторской в отличие от народной. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его, вполне соответствует понятию потребительская.

По социальной принадлежности (детская, субкультура, контркультура). Субкультура – это часть общей культуры нации, в отдельных аспектах отмечающаяся или противостоящая целому, но в главных чертах согласующаяся и продолжающая культуру нации, которая получила название доминирующей культуры. Субкультура отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Рассматривая строение культуры можно понять, что большое разнообразие оснований для классификации культур существует в результате развития многочисленных концепций культуры, данных разными авторами, и методов исследования культуры. Многие из них редко используются в обыденном представлении о культуре, другие – наоборот, постоянно и не всегда правильно. Поэтому изучение этих понятий расширяет понимание культуры в целом.

* * *

Глобализация – это сложный феномен культуры, изучающийся исследователями разных направлений гуманитарного знания. Ученые полагают, что зарождение процессов глобализации можно относить и к истокам капитализма, и к становлению в ходе промышленной революции специфически капиталистического (машиннофабричного технологического) способа производства, и к возникновению глобальных проблем человечества, порожденных научно-технической революцией во второй половине XX в. Собственно говоря, с этого времени глобализация становится предметом междисциплинарных исследований.

Следует обратить внимание на ряд сущностных черт глобализации, которые признаются многими исследователями: образование единого экономического, информационного и культурного пространства, превращение знания в существенный элемент общественного богатства; переориентация всей культуросозидающей деятельности человека на выживание в условиях экологического кризиса. Характерным проявлением глобализма стало доминирование со второй половины XIX в. феномена массовой культуры.

В условиях развития индустриального общества возникла потребность в универсализации содержания передаваемого социального опыта, ценностных ориентаций и поведения в национальном масштабе, в формировании соответствующих общенациональных, а позднее и транснациональных норм и стандартов культурной адекватности человека. Ключевым элементом массовой культуры стало инициирование потребительского спроса населения на стандартизированные формы социальных благ и атрибутов престижности с помощью рекламы.

В массовой культуре используются технические приемы и исполнительское мастерство «высокого» искусства для передачи упрощенного, инфантилизированного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя. Используются средства технического тиражирования этой продукции и ее «доставки на дом» потребителю посредством электронных СМИ. В результате достигается эффект психологической релаксации человека, перегруженного нервными стрессами и утомительным ритмом повседневной, преимущественно городской жизни. Как пишет В. Пелевин в своем романе-памфлете на информационное общество «Generation “П”»: «Телевизор превратился в пульт дистанционного управления телезрителем… Положение современного человека не просто плачевно – оно, можно сказать, отсутствует…… Homo Sapiens превратился в Homo Zapiens – человека переключаемого (от анг. zapping – переключение телевизора с одной программы на другую). Благодаря масс-медиа мир превратился в некую «глобальную деревню» (М. Маклюэн), где все обо всех знают и стремятся жить по неким единым стандартам.

В отечественном общественном сознании сложилось стереотипное представление о массовой культуре как о явлении исключительно западного происхождения. В действительности, многие черты советской официальной культуры («социалистической по содержанию») вполне соответствуют критериям массовой культуры (специфического «тоталитарного» типа), ориентированной на политикоидеологическое манипулирование сознанием людей, социальную демагогию в виде непосредственной агитации и пропаганды информационными, художественными и иными средствами, на инициирование «мобилизационных» и милитаристских настроений в обществе, революционную мифологию и т. п.

Таким образом, массовая культура во всех ее проявлениях является результатом промышленной и научно-технической революции, урбанизации, развития систем коммуникаций и способствует развитию глобализации культуры.

Выделяют несколько этапов глобализации. Первый этап проходил на рубеже XIX–XX вв. и был связан с активным развитием государств до первой мировой войны. Лидером первой волны глобализации выступала Великобритания как самая могущественная морская, индустриальная и финансовая держава. Исследователь Н. Эйнджел в своей книге «Великая утопия» (1909) писал, что Англия и Германия, будучи основными экономическими партнерами, ни при каких обстоятельствах не будут участвовать в военных конфликтах друг с другом. Однако первая мировая война опровергла эти предсказания, и глобализация была прервана.

Вторая волна глобализации началась в 70- е гг. XX в., ее предпосылкой стала революция в информатике и телекоммуникациях. Лидером второй волны глобализации, в эпоху которой мы сейчас и находимся, стали США.

Характеризуя современную культуру с точки зрения проблем глобализации, исследователи выделяют ряд позитивных черт:

• увеличение плотности потока информации дает возможность различным культурным общностям вырваться за пределы своей ограниченности в разных сферах жизни (экономика, политика, культура);

• увеличение уровня и продолжительности жизни у многих народов мира, во многом за счет развития медицины и расширения контактов;

• уменьшение чувства изоляции развитых стран позволяет им решать многие проблемы, в том числе культурного развития.

Негативные последствия глобализации гораздо многообразнее и заметнее в современной культуре:

• глобальные проблемы современности не исчезают, а пополняются новыми такими, как угроза терроризма, организованная преступность, распространение опасных болезней, обострение демографической ситуации, неравномерность плотности населения и массовые миграции, гиперурбанизация. Все это порождает соответствующие кризисные культурные явления и процессы, разрешить которые не представляется возможным без усилий, в том числе, гуманитарных наук, например, прикладной культурологии;

• унификация культурных миров, разрушение базовых ценностей национальных культур и утверждение многих элементов северо-американской массовой культуры как лидера среди всех культур современного общества считаются основными негативными последствиями в культуре.

В условиях глобализма получается, что этносы не обогащают друг друга, а взаимопоглощаются, соответственно культуры не получают импульс для самораскрытия, а унифицируются. Во всем мире однотипно одеваются, едят, пьют, поют, везде можно найти Диснейленд и Макдональдс. Многие исследователи считают, что своеобразие народов уходит в прошлое, в традицию, в фольклор и существует как пережиток прошлого. Если бы в городах не было старых кварталов и музеев, то путешествовать было бы совершенно бессмысленно: так как человек неизбежно попадал бы в окружение одинаковых автомобилей, зданий, его преследовали бы узнаваемые рекламы транснациональных корпораций. Пестрое, географически разбросанное и растянувшееся по историческим эпохам человечество стоит на пороге трансформации в раздираемое противоречиями, но структурно однородное пространственно-временное образование.

Формирующийся одинаковый образ жизни не является равновесным смешением всех существующих форм. Это не сплав этносов, культур и институтов с заимствованием в каждом лучшего и включением его в общую целостность. С точки зрения содержания, в глобализме выражается победа западной, в особенности американской культуры над всеми остальными. Экономика, государственное устройство, наука, первоначально возникшие в Европе, сейчас захватывают в свою орбиту другие народы. Так называемые общечеловеческие ценности фактически рождаются западной, либерально-рыночной демократической культурой.

Следует учесть, что любые существующие ныне этносы и культуры – продукт интеграции более мелких. Народности образовывались из племен, нации возникали в результате объединения истории народностей с потерей некоторых оригинальных обычаев, искусства, языков. Кажется, что глобализация завершает данный процесс. Если до сих пор происходило укрупнение культурных единиц, то дальше, считают многие исследователи, укрупняться нечему. Между тем разнообразие является условием выживания в быстро меняющейся среде. Становление монокультуры означает сужение основания для развития человечества. Поэтому многие современные исследователи считают, что вестернизации может противостоять неоевразийство, которое следует рассматривать не только как философскую, культурологическую и идеологическую доктрину, но и как социально-политическое движение, противостоящее однополярному глобализму.

Утверждение евразийцев, что «европейская цивилизация не есть общечеловеческая культура, а объединение культур множества этносов», осознание равноценности всех людей, народов и культур, равно как и идею Н.Я. Данилевского о недопустимости осуществления на Земле единой общечеловеческой цивилизации следует рассматривать в качестве существенных идейных и методологических предпосылок формирования современного глобалистского типа мышления.

Сегодня приходится признать, что по отношению к глобализму многие типы культуры находятся в том же положении, что и природа. Но если в необходимости защиты природы многие уже отдают себе отчет и предпринимают что-то, то об экологии культуры все чаще говорят как о бережном обращении с памятниками и артефактами. Помимо этого значения, экологизация культуры – это и переход к культуре, дающей возможность человеку сохранить среду своего обитания и выжить физически и духовно. Культура должна обеспечить целостность человека, его здоровье и счастье в условиях, когда немало факторов научно-технического и социального развития разрушают эту целостность, отрицательно влияют на здоровье человека, мешают достижению его счастья. Урбанизация, искусственная среда обитания отрывают человека от природы; убыстряющийся ритм жизни нарушает его физическое и психическое равновесие. Можно считать, что сохранение природной среды и человека как части природы – одна из новых функций культуры в условиях глобализации.