Вы здесь

Культурология. Тема 3 Типология культуры (И. Н. Мавлюдов, 2012)

Тема 3 Типология культуры

Основные термины и понятия

Буддизм, ислам, классификация, конфессии, конфуцианство, культурно-исторический тип, тип, типология, христианство, цивилизация, этнос.

Персоналии

Вебер М., Данилевский Н.Я., Морган Л., Конфуций, Сорокин П., Тойнби А., Шпенглер О.

1
Понятие «типология»

Типология культуры – метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа.

Типологию культуры следует отличать от классификации. Последняя предполагает наличие устойчивых, общепринятых характеристик культуры, которые исследователь не вправе менять по своему усмотрению. Например, это может быть деление культур по стилям в искусстве: готическая культура, культура барокко, культура классицизма и другие. Типология культуры, напротив, достаточно условна, ее создает сам исследователь. Поэтому типология культуры может быть и общеизвестной, и оригинальной.

В культурологии различают следующие типы культуры: кровнородственные; этнические и национальные; социальные; природнохозяйственные; региональные; конфессиональные; конкретноисторические и др.

Рассмотрим некоторые примеры оригинальных и общепринятых типологий культур.

2
Типология культуры отдельных исследователей

Типология М.Вебера (1864-1920).Он предложил для типологизации культур сравнивать их с абстрактными идеальными типами.

Общество, где господство обусловлено рациональными интересами подчиняющихся и господствующих, – рациональный тип культуры. Этому типу соответствует правовой тип государства, в котором население подчиняется закону, а не авторитету.

Общество, в котором господство основано на традициях, – традиционный тип культуры. Этому типу соответствует патриархальная общность, где господство основано на святости существующих обычаев и традиций.

Общество, в котором господство связано с эмоциональным восприятием власти, – эмоциональный тип культуры. Этот тип господства М. Вебер назвал «харизматическим», т. к. люди в таком обществе увлекаются и вдохновляются идеями сильных личностей, обладающих определенными качествами – харизмой. По мнению Вебера, харизмой обладали основатели мировых религий (Будда, Иисус Христос, Мухаммед), великие полководцы, основатели мировых империй (Александр Македонский, Чингисхан, Цезарь, Тамерлан, Наполеон), выдающиеся политики (Авраам Линкольн, Петр Великий, Наполеон).

Типология П. Сорокина (1889-1968). Разделяя теорию духовной элиты, он подчеркивал неразрывную связь общественных явлений и культурных процессов. Исторический процесс представлялся ему циклической сменой перетекающих друг в друга типов культур. Сорокин выделял три типа культуры:

– чувственный, в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности с утилитарной точки зрения, т.е. преобладает «истина чувств» и «истина наслаждений»;

– идеациональный, где преобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему Абсолюту, Богу, Идее, т.е. «истина веры», самоотречения;

– идеалистический, представляющий синтез первых двух, где чувство уравновешивается интеллектом, вера – наукой.

Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, общественных отношениях, преобразование и смена которых сопровождается кризисами, войнами и революциями.

Типология культур Н.Я. Данилевского. В работе «Россия и Европа» Н.Я. Данилевский (1822-1885) обосновал существование так называемых культурно-исторических типов, которые, подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и окружающей средой; проходят естественные стадии возмужания, старения и неизбежной гибели. Автор выделяет четыре стадии их исторического самопроявления: религиозный, культурный, политический и социальноэкономический. С точки зрения Данилевского, ход истории выражается в смене культурно-исторических типов. Существование единой мировой культуры им отрицается. Все самобытные цивилизации автор разделил на три группы:

– положительные (египетская, греческая, римская, романогерманская и др.), содействующие историческому прогрессу человечества;

– отрицательные (гунны, монголы, турки) – те, которые «помогают» погибнуть стареющим цивилизациям;

– начинающие развиваться цивилизации, служащие чужим интересам (финны и др.) – эти цивилизации не сыграют никакой роли в истории человечества, т.к. они войдут в состав других цивилизаций в качестве этнографического материала.

Типология культуры О. Шпенглера. (1880-1936). В книге «Закат Европы» он выстраивает свою типологию культуры на признании изолированности всех культур и сходстве лишь логики их изменения, по которой каждая индивидуальная культура неожиданно рождается, расцветает и умирает. Культуры развиваются циклично и примерно за 1000 лет проходят в своем развитии три фазы: мифосимволическую, метафорико-религиозную и цивилизационную. Смерть каждой культуры и ее изолированность от других культур не могут обеспечить единства культурной и в целом исторической жизни человечества. Согласно его точке зрения культурный диалог невозможен.

В этом плане О. Шпенглер выделяет 8 типов культур, достигших своего завершения: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная (греко-римская), арабская, западноевропейская, майя. На стадии возникновения, по его мнению, находится русскосибирская культура.

Типология культуры А. Тойнби (1889-1975). Он автор 12-томной работы «Исследование истории». А. Тойбни видел историю как существование «локальных цивилизаций», своеобразных независимых миров. Его типология включает 21 цивилизацию, причем сегодня остались существовать семь: 1) западная, 2) православная, 3) индуистская, 4) китайская, 5) дальневосточная (Корея и Япония), 6) иранская, 7) арабская. Каждая цивилизация, подобно живому организму, проходит стадии возникновения (генезиса), роста, зрелости и увядания. Наиболее важны в жизни цивилизации политика, культура и экономика.

3
Общепринятые типы культуры

Кровно-родственные типы. Эти культурные типы являются наиболее древними, т. к. представляют собой первую форму групповой солидарности. Степень солидарности зависит от степени близости их кровного родства. Этим определяются и все формы поведения одного человека по отношению к другому.

Кровнородственные типы культуры, как в древности, так и сейчас обладают спецификой жизненного уклада, различаются по образу жизни, по оценочным установкам.

В индустриальном обществе семейные отношения складываются иначе, чем в обществе патриархального типа: иные взаимоотношения между возрастными группами, разный характер соподчиненности между мужем и женой. Возникновение моногамной семьи характеризует определенный уровень развития общества. В то же время состав семьи – моногамия или многоженство – позволяет определить принадлежность данного общества к тому или иному типу религиозной культуры, хотя здесь большую роль играет и государственное законодательство. Важное значение имеет характер наследования детьми этнической принадлежности в смешанных семьях: у некоторых народов национальность определяется по матери, у других – по отцу.

Этнические и национальные типы культуры. Основанием для данной типологии является принадлежность исследуемой культуры к тому или иному этносу или нации. В основе социальной солидарности культурных систем подобного типа лежит опыт совместного проживания большой группы людей на единой территории, необходимость обороны от общих врагов, а также схожесть хозяйственной деятельности. На этой базе складываются общий язык, обычаи, нравы, способы хозяйствования, мифологические и религиозные представления, территориально-соседская солидарность, специфика быта, что и формирует единую этническую культуру.

Этнос понимается как исторически возникший и устойчивый вид социальной группировки людей, представленный племенем, народностью и нацией. Понятие «этнос» в этнографическом значении близко к понятию «народ». Народ может состоять из одного или многих этносов, а также отражать обособленные единицы в самом этносе. Так, русский, украинский, белорусский, болгарский и некоторые другие этносы образуют славянскую этническую общность, славянский народ. Камчадалы, ижора выражают этническую специфику внутри русского народа.

Национальный тип культуры представляет собой чрезвычайно трансформировавшийся вариант этнической культуры. Национальные типы появляются с возникновением буржуазных наций. Эти типы объединяет кроме этнических признаков еще и экономический интерес. Национальный тип культуры стремится к государственному объединению. В нем смешиваются самые различные основания для интеграции людей, но в основе их организации остается национальное государство.

Государство стандартизирует основные символические составляющие культуры (объявляет государственным язык, организует границы проживания своего населения, конкретизирует моральные нормы в законах и указах и т. д.). В то же время государство способствует уживаемости различных культурных аспектов. Например, в одном государстве могут уживаться разные религии, противоположные мировоззрения, разные стили одежды, способы кулинарии, т.е. в национальных типах культуры доминирующим остается принцип территориально-соседской солидарности.

Социальные типы культуры. Самые крупные социальные типы культуры – это массовая и элитарная культуры.

Природно-хозяйственные типы культуры. Основанием для подобной типологии является разница природных факторов, повлиявших на формирование основного вида деятельности человеческого общества. Особенности природных условий и климата в существенной мере диктуют людям возможные, допустимые и наиболее эффективные способы выживания на ландшафте, жизнеобеспечения, конструкции орудий труда, строительства жилищ, покроя одежды, особенности образа жизни. Схожие природные условия создают идентичные элементы материальной и духовной культуры. Поэтому общества, складывающиеся при одинаковых природных условиях, можно считать однотипными.

Например, в человеческих обществах, проживающих на равнинах с большим количеством пресной воды, основной формой жизнеобеспечения становится земледелие. Отсутствие необходимости строить сложные ирригационные сооружения определяет характер социальных взаимоотношений: в таких обществах рабство практически отсутствует, основным производителем становится крестьянин, постепенно закабаленный складывающимся феодальным сословием. В обществах, основанных на ирригационном земледелии, довольно развитая рабовладельческая система. У земледельческих обществ в языческий период их существования складывается вера в однотипных богов. Да и при переходе к монотеизму эти общества выбирают одну религию.

Скотоводческие общества, как правило, более воинственны, чем земледельческие, т. к. им требуются все новые и новые пастбища. Земледельцы же, напротив, освоив пригодную для своего хозяйства территорию, не хотят ее покидать, самоотверженно защищают ее от врагов. Так постепенно складывается определенный менталитет общества.

Региональные типы культуры. Для этой типологии основанием служит территориальное расположение, повлиявшее при формировании культуры на мировоззренческие установки, общественноэкономические и политические структуры. В данном случае уместно говорить о крупных регионах, намного превосходящих одно государство или один этнос. Например, такими регионами могут быть: Средиземноморье, Тихоокеанский бассейн, Центральная и Западная Европа, Средняя Азия и другие.

Региональными типами культуры являются:

– культура региона речных цивилизаций древности, ограниченная бассейнами больших рек;

– культура морских цивилизаций – имеется в виду культура государств, расположенных на берегах Средиземного моря;

– культура океанических цивилизаций, которая развивается с открытия Х. Колумбом Америки, и центрами культурного развития становятся страны, расположенные на побережье Атлантического океана.

По региональному типу можно разделить культуры на восточные и западные. Деление на «Восток – Запад» позволяет определить особенности методов и способов познания мира, ценностных ориентаций, охарактеризовать политические институты и экономические структуры, выделить основные черты в искусстве.

Западный тип культуры предполагает европейскую и американскую культуры, восточный тип – культуры стран Центральной и Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки.

Конфессиональные типы культуры различаются по духовнорелигиозному признаку. Религиозные культуры принципиально отличаются от всех других типов культурных систем иным способом упорядочивания мира и представлений человека, выделением во всем этом зоны сакрального, принципиально непостижимого рациональным интеллектом. Среди многочисленных конфессиональных типов культур выделяются: конфуцианский, буддийский, христианский, мусульманский.

Конфуцианство сформулировано в Китае великим мыслителем Кун-цзы (Конфуцием). Здесь отсутствует идея Бога как творца мира и человека. Мир вечен, как вечно Небо. Нет обостренного чувства ценности, неповторимости собственной личности. С высшим абсолютом – Небом – слиться невозможно, надо лишь подчиниться его законам. В конфуцианском культурном типе на первом плане стоит социальная этика и определяющаяся ею политическая культура. Обостренное чувство долга, высокие моральные качества, желание всего себя отдать на благо общества, постоянное стремление к постижению истины, любовь к знаниям, верность и благородство – вот те идеалы, на которые должны ориентироваться люди. Благополучие конкретного человека отступало на второй план перед благополучием семьи. В конфуцианстве не сложилось каких-либо понятий, эквивалентных греху, покаянию, загробному блаженству.

Для буддийского типа культуры характерна идея бесконечного круговорота, который не имеет ни начала, ни конца, ни конечной цели. Но наряду с этим миром существует иной, Абсолютный мир, неподвижный и вечный. Ни в одной другой религии посмертная судьба человека не обусловлена столь жестко его собственными действиями и помыслами (кармой). Здесь есть личная карма и «мировой закон», некий идеальный порядок, космический принцип, которому подчиняется все в мире, даже боги. Здесь нет и вечной смерти – здесь только вечная жизнь во всем многообразии ее проявлений, бесконечная цепь «вращений» всех живых существ в кругу перерождений.

Еще один «ключ» к пониманию буддийской традиции – отношение к эмпирическому бытию как к страданию. Цель жизни – достижение нирваны, такого плана бытия, где прекращаются страдания, и происходит «выключение» из цепи перерождений. Приближение к нирване означает приобретение высшей мудрости, «просветление», дающее возможность постичь иллюзорность видимого мира, жизни и смерти. Согласно буддизму личности как таковой нет, это всего лишь поток дхарм.

На европейскую культуру решающее влияние оказала христианская религия. Христианская картина мира определялась несколькими основными догматами: верой в единого Бога в Трех Лицах, идеей Боговоплощения; искупительной жертвой Иисуса Христа; верой в существование загробного мира и в бессмертие души; идеями спасения и Откровения, конца света, второго пришествия Иисуса Христа, Страшного суда и Воскресения.

Христианство сформировало новые смыслы природы и человеческого бытия. В основе этих смыслов лежало оправдание творчества и свободы человека. Статус человека высок – он не произошел от низших существ, а является высшим творением Бога и, более того, образом и подобием Бога. Высшей религиозной целью христианства является спасение. Спасение требует от человека духовных усилий и, прежде всего, веры. Путь к спасению и вечной жизни – в единении с Богом. В христианстве нравственные нормы обращены не к внешним делам и не к внешним проявлениям веры, а к внутренней мотивации. Выражая свободу человека, подлинно христианская вера держится не на страхе и внешнем долге, а на любви, направленной к Христу и к каждому человеку как носителю образа Божия. Христианство призвано утверждать идеалы Любви, Добра, Милосердия. Только на этом пути человек мог приблизиться к Богу, в противном случае, зачем ему свобода воли. Движение в другом направлении умножает зло, ненависть, ведет человека к гибели не только физической, но и духовной.

Основу мусульманской культуры составляет ислам, который основывается на пяти «столпах веры» (важнейших обязанностей мусульманина). К ним относятся: исповедание двух основных догматов исламской веры – единобожия и признания пророческой миссии Мухаммеда, молитва, пост, налог в пользу бедных, паломничество.

Мусульманская этика зиждется на неразрывном единстве знания, веры и действия. Мало верить, чтобы попасть в рай, нужны еще добрые деяния. Коран, как и Библия, обещает исполняющим моральные заповеди вечное блаженство. В исламе в большей степени, чем в христианстве, проводится идея провиденционализма, божественного предопределения. Это один из важнейших догматов, согласно которому не существует ничего не зависящего от воли Аллаха. Все в общественной и личной жизни происходит по предначертанию Бога, поэтому мусульманине должны быть сдержаны в проявлении своих чувств во время несчастий и бедствий.

Конкретно-исторические типы культуры. При выделении этих типов учитываются временные, пространственные, мировоззренческо-ментальные, художественно-стилевые и другие характеристики.

К ним относятся:

– природно-символический тип (первобытная культура);

– антропокосмогонический тип (Древний мир);

– христианско-религиозный тип (средневековье);

– универсально-гармонический тип (Возрождение);

– протестанско-реформистский тип (XVI в.);

– рационально-нормативный тип (XVII в.);

– критико-просветительский тип (Просвещение);

– индустриально-прагматический тип (XIX- середина XX в.в);

– постиндустриальный тип (XX – XXI вв.).

Вопросы для самоконтроля

1. Что означают понятие «типология»?

2. Каковы особенности типологии М.Вебера, П., Сорокина, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойбни?

3. Что является основанием для кровно-родственной, природнохозяйственной, социальной, региональной типологий?

4. Каковы особенности конфессиональных типов культуры?

Тесты

1. Типология культуры –

а) метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем

б) метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа

в) метод научного познания, в основе которого лежит группировка социокультурных систем и объектов с помощью идеализированной модели или типа

г) процесс группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками

2. Выделение рационального, традиционного и эмоционального типов культуры лежит в основе типологии

а) П.Сорокина

б) Н.Я. Данилевского

в) М.Вебера

г) А.Тойбни

3. Автор книги «Закат Европы» –

а) О. Шпенглер

б) П.Сорокин

в) Н.Я. Данилевский

г) М.Вебер

4. Автор 12-томной работы «Исследование истории» –

а) О. Шпенглер

б) П.Сорокин

в) А. Тойбни

г) М.Вебер

5. Что является ведущим признаком этнической культуры?

а) письменный язык

б) обычаи

в) национальный язык

г) способы хозяйствования

6. Массовая и элитарная культуры служат основанием …типов культуры

а) региональных

б) конфессиональных

в) конкретно-исторических

г) социальных

7. Деление культуры по духовно-религиозному признаку лежит в основе … типов культуры

а) региональных

б) конфессиональных

в) конкретно-исторических

г) социальных

8. Антропокосмогонический тип, универсально-гармонический тип, рационально-нормативный тип – …типы культуры

а) региональные

б) конфессиональные

в) конкретно-исторические

г) социальные

9. Кто из ученых считал, что культурный диалог невозможен?

а) О. Шпенглер

б) П.Сорокин

в) Н.Я. Данилевский

г) М.Вебер

10. Типология культуры Н.Я. Данилевского –

а) общепринятая

б) оригинальная

в) общеизвестная

г) целостная

Темы докладов и рефератов

1. «Культурная морфология» О. Шпенглера.

2. Теория «культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского».

3. Типология культуры П.Сорокина.

4. «Исследование истории» А. Тойбни и типологизация культуры.

5. Роль религии в жизни современного общества.

6. Православие в истории отечественной культуры.

7. Мир, человек, общество в мусульманской картине мира.

8. Интеллигенция как феномен отечественной культуры. Интеллигенция и революция.

Задание

Составьте «Кластер» на вопрос «Конфессиональные типы культуры», используя ключевое слово «христианство».