Тема 2 Морфология культуры
Архитектура, виды культуры, виды искусства, городская культура, гражданское общество, графика, декоративно-прикладное искусство, духовная культура, доминирующая культура, живопись, изобразительное искусство, искусство, кино, контркультура, литература, массовая культура, материальная культура, мораль, морфология, музыка, народная культура, наука, обыденная культура, отрасли культуры, педагогическая культура, политическая культура, право, профессиональная культура, религия, сельская культура, скульптура, специализированная культура, субкультура, театр, трансляция культуры, физическая культура, формы культуры, фотография, хореография, элитарная культура, экономическая культура.
Отрасли культуры
Отраслями культуры – такие совокупности норм, правил и моделей поведения людей, которые составляют относительно замкнутую область в составе целого. Выделяют: экономическую, политическую, профессиональную, педагогическую культуры. Комплексными видами культуры являются – материальная и духовная.
Экономическая культура. В ее составе принято различать: культуру производства, культуру распределения, культуру обмена, культуру потребления, культуру управления, культуру труда.
Политическая культура. Показателями уровня развития политической культуры в обществе является наличие гражданских и политических прав личности, то, насколько они соответствуют международным правилам, степень реализации и защиты этих прав, стиль и формы межпартийной борьбы, парламентская и непарламентская лексика общения политических деятелей и многое другое.
Профессиональная культура. Она включает совокупность специальных теоретических знаний и практических умений, связанных с конкретным видом труда. Степень владения профессиональной культурой выражается в квалификации и квалификационном разряде. Необходимо различать: а) формальную квалификацию, которая удостоверяется сертификатом (диплом, аттестат, удостоверение) об окончании определенного учебного учреждения и подразумевает систему необходимых для данной профессии теоретических знаний, б) реальную квалификацию, получаемую после нескольких лет работы в данной области, включающую совокупность практических навыков и умений – профессиональный опыт.
Педагогическая культура. Она касается не только педагогов, но и уровня грамотности всего населения. Педагогическая культура описывает не только количественные критерии, например, количество окончивших начальную или среднюю школу, но и качественные, в частности, уровень интеллектуальности нации.
Виды культуры
Виды культуры – совокупность правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры относятся: доминирующая культура, субкультура и контркультура; сельская и городская культуры; обыденная и специализированная культуры.
Доминирующая культура. Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.
Субкультура и контркультура. Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, – постепенно у каждой из них формируется собственная культура. Малые культурные миры называют субкультурами. Субкультура не противостоит доминирующей культуре. Она включает ряд ценностей доминирующей культуры и добавляет к ним новые ценности, характерные только для нее. Яркий пример, молодежная субкультура. Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.
Сельская культура получила в литературе ряд наименований: сельский тип культуры, культура села, деревенская культура, культура крестьянства. Особенности сельской культуры:
1. Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года.
2. Персонификация межличностных отношений, т. е. вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными.
3. Плотный неформальный контроль за поведением каждого члена такой локальной общности.
4. В потоке информационного обмена в деревне ведущую роль выполняют местные слухи, местная интерпретация исторических и общегосударственных событий.
5. Крестьянская жизнь небогата историческими и общечеловеческими событиями. Локальная замкнутость сельской культуры формирует особый менталитет сельчанина, который не понимает быстро меняющейся городской жизни.
6. Более высокий, чем в городе, удельный вес коллективной деятельности.
7. Уделяется большее, чем в городе, внимание экологической культуре и охране окружающей среды.
8. Ограниченный культурный выбор. Недоступность для сельчан многих видов культурной деятельности, существующих у горожан (посещение музеев, театров, художественных выставок, ночных клубов и т. п.), ограничивает культурные запросы и культурный кругозор.
9. Раннее занятие физическим трудом на открытом воздухе сформировало иное отношение к физкультуре. На селе мало кто занимается дополнительными узко функциональными упражнениями (европейская система, йога, аэробика) для поддержания здоровья.
Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура) – это культура крупных и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Малые города и поселки городского типа (от 3 тыс. жителей) по размерам и облику часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь немногим отличается от деревни. Чем выше степень урбанизации поселения и крупнее его размеры, тем больше он отличается по своему культурному облику от села и сельской культуры.
Общими чертами городской культуры, отличающими ее от сельской, выступают такие признаки, как высокая плотность застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения.
Культурное пространство города организовано иначе, чем на селе:
– широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистки и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танцевальные залы и т.п.);
– наличие огромного числа незнакомых людей (анонимность социальных отношений), благодаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.
По степени специализации выделяют два уровня культуры – обыденную и специализированную.
Обыденная культура является областью общедоступных знаний, традиций, правил повседневного поведения и навыков, которые получаются под воздействием трех составляющих: малая группа, обучение в школе и СМИ.
Действия человека на специализированном уровне культуры основываются на стандартных технологиях, обоснованы методически и могут быть проверены с помощью эксперимента. Специализированная культура состоит из таких частей как наука, искусство, философия, право, религия. Обыденная и специализированная культуры тесным образом взаимосвязаны.
Традиционным является подразделение культуры на материальную и духовную.
Материальная культура – это освоенная и преобразованная людьми природа, средства производства, включая обработанную землю, добытые полезные ископаемые, орудия труда, механизмы, машины, оборудования, хозяйственные постройки, средства связи. Это способы производства, организация трудового процесса и процесса обмена результатами труда. Это средства потребления, включая продукты, одежду, предметы обихода, жилые и общественные постройки, места и средства ритуально-обрядовых действий, отдыха и развлечения, средства связи. Это властные структуры, политические системы, государственный порядок.
Неотъемлемой частью материальной культуры является физическая культура, в которой принято выделять четыре сферы: культура воспроизводства человеческого рода; физкультура и спорт; здоровый образ жизни; деятельность в области медицины.
Духовная культура – это результат познавательной деятельности людей. Она охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.
В структуре духовной культуры выделяют: духовные потребности, духовную деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности). Неотъемлемой частью духовной культуры является система образования и воспитания.
Формы культуры
В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, различают три ее формы: элитарную, народную, массовую.
В современном информационном обществе массовая культура – понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и подчиненных ему, как своей цели. Элитарная культура ориентирована на избранную, интеллектуальную публику, массовая культура ориентирует свои духовные и материальные ценности на «средний» уровень развития народных масс как потребителей культуры.
По подсчетам социологов, потребителями элитарной культуры является всего лишь 1 % населения, в то время как массовая культура становится заметным явлением в жизни подавляющего большинства людей.
Массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества. Она неоднородна, в ней также выделяются структура и уровни. Исследователи считают, что массовая культура существует на 3-х уровнях: – кич-культура (т. е. низкопробная, даже вульгарная культура);
– мид-культура (культура «средней руки»);
– арт-культура (массовая культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).
Выделяют следующие направления массовой культуры нашего времени:
– индустрия «субкультуры детства» (художественные произведения для детей, игрушки, товары специфически детского потребления, детские клубы и лагеря, военизированные и иные организации, технологии коллективного воспитания детей и т.п.);
– массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с установками «субкультуры детства», приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, к принятым в сообществе ценностным ориентациям;
– всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и иные банки информации, специальных знаний, Интернет и т.п., рассчитанные не на подготовленных специалистов, а на массовых потребителей.
Таким образом, массовую культуру нельзя считать антикультурой, она формирует общество, выполняет ряд функций, таких как социализационная, нормативно-регулятивная, компенсаторная (отвлечение от действительности).
Народная культура представлена двумя видами: популярной и фольклорной культурами. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная – его прошлое.
Искусство и его виды
Многообразие видов искусства обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.
Виды искусства – это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).
Наиболее распространенной схемой классификации видов искусства является деление их на три группы.
В первую – входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа – изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, архитектура, фотография.
Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция – музыка, литература.
Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами – хореография, литература, театральное искусство, киноискусство.
Архитектура – монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей.
Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т. д.
Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства.
Изобразительное искусство – группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность: живопись, графика, скульптура.
Живопись – плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.
Живопись подразделяется на виды:
– монументальную – фреска (живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде) и мозаика (изображение из цветных камней, смальты, керамических плиток);
– станковую (полотно, которое создается на мольберте).
Живопись представлена разнообразными жанрами: иконопись, портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр, бытовой жанр, анимализм.
Графика – это рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.
Скульптура – пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.
Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.
Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф: горельеф – высокий рельеф; барельеф – низкий рельеф; контррельеф – врезной рельеф.
Различают скульптуру: монументальную, декоративную, станковую.
Монументальная – используется для украшения улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся: памятники, монументы, мемориалы.
Станковая – рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.
Декоративная – используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).
Декоративно-прикладное искусство – вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.
К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др.
Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер: связано с обычаями, верованиями определенного этноса.
Фотография – искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета. Специфическая особенность фотоискусства органическое взаимодействие в нем творческого и технологического процессов.
Литература – вид искусства, в котором материальным носителем образности является слово. Литература подразделяется на: художественную, учебную, историческую, научную, справочную.
Основными жанрами литературы являются: лирика, драма, эпос, новелла, повесть, рассказ, роман, баллада, поэма.
Музыка – вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки: лад, ритм, метр, темп, динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.
Принято разделение музыки на светскую и духовную. Основная область духовной музыки – культовая.
По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную.
Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется: на роды и виды – театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.; на жанры – песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.
Хореография – вид искусства, материалом которого являются движения и позы человеческого тела, поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве, составляющие художественную систему.
Театр – вид искусства, художественно осваивающий мир через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом. Основа театра – драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера. Театральные постановки подразделяются по жанрам: драма, трагедия, комедия, мюзикл и т.д.
Кино – искусство воспроизведения на экране запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Кино это синтетическое искусство в него включены органические элементы такие как, литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит средством дополнения зрительного образа. Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное. Определены также жанры кино: драма, трагедия, фантастика, комедия, историческое и т.д.
1. Что изучает морфология культуры?
2. Каковы особенности различных отраслей культуры?
3. Каковы особенности сельской и городских культур?
4. Дайте определение искусству и назовите его основные виды. Приведите классификации внутри видов искусства.
5. Каковы особенности элитарной, массовой и народной культур?
6. Каковы особенности материальной и духовной культур?
7. Каковы особенности физической культуры?
1. Как называется совокупность правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры?
а) отрасли культуры
б) виды культуры
в) формы культуры
г) типы культуры
2. В какой культуре принято различать культуру производства, потребления, обмена?
а) экономической
б) экологической
в) профессиональной
г) доминирующей
3. В какой культуре различают формальную квалификацию и реальную квалификацию?
а) педагогической
б) экономической
в) профессиональной
г) политической
4. Как называется культура, противостоящая доминирующей культуре?
а) субкультура
б) контркультура
в) молодежная культура
г) этническая культура
5. Наука, искусство, право – часть
а) специализированной культуры
б) художественной культуры
в) правовой культуры
г) высокой культуры
6. Как называется культура, рассчитанная на избранную публику?
а) эксклюзивная
б) популярная
в) элитарная
г) закрытая
7. Сельская и городская культуры относятся к
а) видам культуры
б) формам культуры
в) отраслям культуры
г) символам культуры
8. Как называется совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества?
а) массовой культурой
б) народной культурой
в) доминирующей культурой
г) традиционной культурой
9. Комплексные виды культуры —
а) сельская и городская
б) обыденная и специализированная
в) экономическая и политическая
г) материальная и духовная
10. К какой культуре относится деятельность в области медицины?
а) профессиональной
б) экономической
в) правовой
г) физической
1. Культура и этнос.
2. Искусство и культура.
3. Массовая культура современного общества.
4. Молодежная субкультура.
5. История видов искусства (по выбору студентов).
Заполните категориальную таблицу на тему «Виды и формы культуры».
Проанализируйте термины и понятия. Распределите информацию по соответствующим категориям.
Городская культура, духовная культура, контркультура, массовая культура, материальная культура, народная культура, национальная культура, обыденная культура, сельская культура, специализированная культура, субкультура, элитарная культура, этническая культура.