Вы здесь

Культурология: Дайджест №2 / 2011. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СЛОВЕСНЫХ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ (И. Л. Галинская, 2011)

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СЛОВЕСНЫХ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН 14

И.С. Скоропанова

Развитие русской литературы прошлого века, по мнению автора реферируемой статьи, на рубеже XIX и XX вв. характеризуется появлением модернизма, а на рубеже 1960–1970-х годов – возникновением постмодернизма. «Помимо того в русской литературе ХХ в. заявила о себе возвратная тенденция сближения на новой идеологической основе реализма и классицизма, породившая социалистический реализм» (с. 407).

Общей чертой литературных течений и направлений ХХ в. является «стремление активно воздействовать на жизнь, способствуя ее преображению» (с. 407). В модернизме первой половины ХХ в. получают воплощение несколько проектов: 1) проект Сверхчеловека и Сверхчеловечества, восходивший к Ф. Ницше; 2) проект Духа, разработанный В. Соловьёвым; 3) проект Светлого Будущего кубофутуристов; 4) проект Ноосферы согласно работам В. Вернадского. В литературе социалистического реализма проект Светлого Будущего трансформировался в проект Коммунизма.

В ХХ в. русская литература раскололась на советскую, неофициальную и эмигрантскую. Два последних вида были вытеснены из Советского Союза, но сыграли свою роль в годы перестройки. В 1990-е годы четко обозначается проект Постмодерна, характеризующийся эстетическим плюрализмом. «На смену традиционному российскому литературоцентризму приходит мультикультурализм» (с. 408).

Сетелитература возникает в 1990-е годы в результате соединения литературы и техники. «Она создается на электронных носителях в сети Интернет и характеризуется гипертекстуальностью, мультимедийностью, процессуальностью» (с. 408). Сетелитература влияет на книжную литературу и даже нынче прогнозируется «интернетизация» книжной литературы в будущем.

И.Г.

ОБРАЗЫ В СКАЗКАХ А.С. ПУШКИНА 15

С. Смилькович

Стана Смилькович (г. Вране, Сербия) рассматривает пять сказок Пушкина. Имеются в виду: «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830)16, «Сказка о рыбаке и рыбке» (1833), «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке» (1834). Однако «Сказка о медведихе» в реферируемой статье не анализируется, поскольку она осталась незаконченной. Впервые эта сказка Пушкина была напечатана П.В. Аненнковым (1813–1887) в «Материалах для биографии Пушкина»17 в 1855 г. Считается, что поэт начал писать эту сказку в 1830 г.

В сказках Пушкина заговорил русский народ, открыл свою душу. В сказках прозвенел изящный русский язык. Сказки передают вечное стремление Пушкина показать славу победы, правды, истины и разницу между сном и действительностью. Образы в пушкинских сказках, начиная от обычных людей и до образа царя и господина, как правило, впечатляют. При этом пушкинские сказки показывают, что поэт хорошо знал не только европейскую литературу, но и фольклор стран Европы.

Конец ознакомительного фрагмента.