А. В. Бондарев (Санкт-Петербург). Научное наследие В. М. Массона: внутренняя логика творческих исканий
Вадим Михайлович Массона, как никто другой, всегда был способен увидеть за местной спецификой тех или иных памятников культуры универсально важное для всего историко-культурного процесса. Особый интерес к «происхождению вещей», истории человеческого творчества, особенностям культурогенеза разных народов этот выдающийся ученый и удивительный человек проявил очень рано и сохранял его на протяжении всей своей жизни…
Широкую научную и общественную известность В. М. Массон (1929–2010) получил благодаря крупным комплексным исследованиям и открытию древних цивилизаций юга Центральной Азии, необычайным организаторским способностям, фундаментальным трудам о древней и средневековой культуре степных обществ, диалоге земледельческих и номадических цивилизаций, а также глубоким теоретическим работам по археологии, истории, культурологии.
В. М. Массон родился 3 мая 1929 г. в Самарканде в семье известного ученого Михаила Евгеньевича Массона – одного из основателей среднеазиатской археологии советского времени, начавшего научные исследования памятников древности и Средневековья в республиках Средней Азии. Сохранилось семейное предание о том, что их предки были из знатного французского аристократического рода, в годы якобинского террора они были вынуждены бежать в Россию и остались здесь навсегда. Многие жизненные и исследовательские уроки В. М. Массон получил от отца, который знал ряд древних и современных европейских языков, читал по-арабски и на фарси, вообще был человеком очень ярким и многосторонним. Соответственно В. М. Массон с детства изучал исторически родной ему французский, осваивал персидский и узбекский языки. Пойдя по стопам отца, Вадим Михайлович не просто продолжил его дело, но и сумел открыть новую, почти вовсе неизвестную в то время эпоху в истории региона – мир земледельческих культур неолита и палеометалла.
После окончания Ташкентского университета в 1950 г. он поступил в аспирантуру Ленинградского отделения Института истории материальной культуры АН СССР. В 1954 г. он окончил аспирантуру, защитив кандидатскую диссертацию «Древняя культура Дагистана» в 1954 г. (научный руководитель – проф. М. М. Дьяконов). В те годы юго-западная часть Туркмении была «белым пятном» на археологической карте, и В. М. Массон ее самостоятельно и продуктивно исследовал, не боясь работать в безводной пустыне далеко от каких-либо селений. Им впервые была открыта неизвестная ранее культура эпохи бронзы, существовавшая здесь до середины II тыс. до н. э.
К числу ближайших учителей В. М. Массона можно отнести его отца, главу центральноазиатской археологии, акад. М. Е. Массона, а также акад. А. П. Окладникова, проф. М. И. Артамонова, проф. И. М. Дьяконова и проф. М. М. Дьяконова (его научного руководителя), которые оказали существенное влияние на становление его научных взглядов. На формирование концепции В. М. Массона оказали влияние работы классиков эволюционизма Л. Г. Моргана, Э. Тайлора и Дж. Фрэзера, неизбежно – учение о социально-экономических формациях К. Маркса и Ф. Энгельса, труды г. Чайлда, концепция очагов земледелия и происхождения культурных растений Н. И. Вавилова, идеи неоэволюционистов и представителей «новой археологии».
После аспирантуры В. М. Массон стал сотрудником сектора Средней Азии и Кавказа Института истории материальной культуры в Ленинграде и продолжал экспедиционную работу в долине р. Мургаба в Туркмении в качестве руководителя Каракумского архиологического отряда. Результатом этой сложнейшей деятельности стало открытие пластов культур позднего бронзового и раннего железного веков. Речь шла о сложении на юге Средней Азии еще до империи Ахеменидов древнеземледельческой культуры – культуры Маргианы.
Далее последовал целый ряд выдающихся открытий 1950–1960-х гг. Он обнаружил вариант культуры типологически соответствующий явлениям переднеазиатского земледельческого неолита – культуру Джейтуна. Затем – крупные комплексы неолитических поселений в предгорьях Копет-Дага и Геоксюрском оазисе. Совершенно новой в науке была плодотворная линия сравнительного анализа явлений культуры месопотамского и древнеиранского круга с феноменами самобытной культуры Средней Азии и доказательства прямых контактов носителей этих культур. В 1963 г. Массон защитил докторскую диссертацию «Древнейшее прошлое Средней Азии: от возникновения земледелия до похода Александра Македонского», а в 1964 г. издал монографию «Средняя Азия и Древний Восток», ставшую настольной книгой специалистов, изучаемых эти регионы. К концу 1960-х гг. авторитет В. М. Массона в области центрально-азиатской археологии стал настолько велик, что в 1968 г. он был назначен руководителем сектора Средней Азии и Кавказа Ленинградского отделения Института археологии АН СССР (позднее – отдел Центральной Азии и Кавказа).
Среди открытий В. М. Массона наибольшую мировую известность получили раскопки конца 1970-х гг. на Алтын-Депе (Золотом холме) с монументальным многоступенчатым башнеобразным сооружением, «гробницей жрецов» и богатым ремесленным художественным комплексом. Последующие археологические изыскания в Южном Туркменистане на соседнем с Алтын-Депе поселении Илгынлы-Депе принесли новые и важные результаты – наличие крупных поселений производственными центрами каменной скульптуры и терракотовых антропоморфных статуэток, отличающихся особым изяществом.
Открытие южнотуркменских памятников позволило проследить развитие культуры от поры архаических земледельцев к сложному обществу и показать содержание и характер взаимодействия разных народов, выявить процессы культурной интеграции и культурогенеза в целом. Были обнаружены общие закономерности социокультурного развития среднеазиатского региона в логике становления первых цивилизаций человечества. Определились характерные черты культурогенеза: культурный синтез, взаимодействие спонтанной и стимулированной трансформаций. Труды В. М. Массона, связанные с этими открытиями, ныне считаются классикой археологической и культурологической науки.
В 1960–1980-х гг. по инициативе В. М. Массона в Ленинграде был проведен целый ряд совещаний по изучению памятников поры мезолита и неолита, на которых особое внимание было уделено вопросам возникновения и развития искусства, хронологии древней экономики (происхождение земледелия, развитие рыболовства), проблемам урбанизации в древнюю и средневековую эпохи. Осуществлялись разработки по совершенствованию археологической типологии, формализации исследовательских процедур, социологической интерпретации и т. д.
По научному значению полученных результатов исследования, капитальности исполнения полевых изысканий и их теоретических интерпретаций работы В. М. Массона представляют собой исключительное явление в современной исторической и культурологической науках. Широко известна и его масштабная организационная деятельность в области сохранения великого культурного наследия народов Евразии. Огромное значение в этом отношении имел большой международный проект по научному направлению «Великий шелковый путь и взаимодействие культур, народов и государств»», в разработке и реализации которого В. М. Массон принимал активное участие. Научные конференции, книги и статьи в специальных журналах, связанные с этим проектом, раскрыли значимость зоны степей Евразии как самостоятельного центра всемирной истории.
С 1982 по 1998 г. В. М. Массон возглавлял Ленинградское отделение Института археологии АН СССР, инициировав восстановление автономии родного института. Так, учреждение, являвшееся первоначальным средоточием культурогенетических исследований в нашей стране вновь обрело собственное название – Институт истории материальной культуры РАН. Его же усилиями научной деятельности ИИМК была возвращена прежняя масштабность и стратегическое видение перспектив. Он основатель научных серий «Каракумские древности» (1968–1979); «Успехи среднеазиатской археологии» (1972–1979); «Археологические вести» (с 1992) и др. По инициативе и под руководством В. М. Массона в Туркменистане издается журнал «Мирас» («Наследие»), а в Кыргызстане – журнал «Диалог цивилизаций».
В последние двадцать – тридцать лет жизни Вадим Михайлович свои основные исследовательские усилия сосредоточил на изучении морфологии и динамики культурогенетических процессов, многообразию траекторий политогенеза ранних комплексных обществ, особенностям историко-культурного развития различных локальных цивилизаций, роли культурного наследия в культурогенезе и этногенезе евразийских народов. Опираясь на весь свой предшествующий исследовательский опыт, В. М. Массон приходил к глубокому убеждению, что сам археологический материал, получаемый во все больших количествах, прямо наталкивает археологов на культурогенетическую тематику, но без должной методологической ориентированности она зачастую разрабатывается преимущественно на интуитивном уровне, с использованием упрощенных механических концепций миграционного характера, а порой и просто кустарно. Именно поэтому Массон с такой готовностью воспринял культурогенетические разработки акад. А. П. Окладникова, его идею о диалектической подоснове процессов культурогенеза, сделав ее одним из центральных положений своей собственной концепции. При этом Массон в полной мере оценил потенциал фундаментальных работ Э. С. Маркаряна, основываясь на которых, он связал диалектический характер культурогенеза со сложным взаимодействием традиций и инноваций, взаимно преодолевающих друг друга именно по законам диалектики.
Большое внимание уделял В. М. Массон также культурогенетическим аспектам культурного наследия. Он считал, что культурное наследие, наряду с языком и антропологическим типом, играет основную роль при изучении истории отдельных народов, их традиций и преемственности. Изучение этого явления в совокупности позволяет исследователю рассматривать культурное наследие как суммарный итог развития культурогенеза в фиксированный момент времени, а пласты культурного наследия как своего рода отложения макроритмов процессов культурогенеза. В качестве примера чередования таких пластов культурного наследия приводится их смена в Туркменистане, когда на достижения раннеземледельческой эпохи и урбанистических цивилизаций древневосточного типа наслаиваются парфянский, а затем сельджукский пласты культурного наследия.
Эти фундаментальные исследования заложили основу открытия феномена пульсирующих ритмов культурогенеза – одной из самых излюбленных и перспективных идей В. М. Массона. К сожалению, Вадим Михайлович не успел довести до окончательной завершенности выдвинутую им концепцию, оставив в наследство своим последователям и ученикам богатейшую россыпь плодотворных идей и начинаний в этой области. В этом смысле совершенно особое значение имеет сборник его избранных статей «Первые цивилизации и всемирная история», в котором в наибольшей степени представлены его культурогенетические исследования. Одной из его последних книг стала монография «Культурогенез древней Центральной Азии» (2006 г.).
Большую роль в упорядочивании и систематизации исследовательских практик по многим проблемам культурогенеза и культурного наследия имела организация В. М. Массоном в 1980–1990-х гг. целого ряда весьма представительных конференций и методологических семинаров, неоднократно собиравшихся по его инициативе в России (в первую очередь в Петербурге), Украине, Казахстане, Кыргызстане и Туркменистане.
Стремясь к культурологическому уровню интерпретации и анализа исследуемых им археологических материалов, ученый пришел к выводу, что преемственность и инновации представляют собой не изолированные феномены, а единый диалектический процесс самообновления культуры, в котором проявляется функционирование общества. По сути, работы В. М. Массона, сочетающие в себе обширный фактический материал и теоретическую рефлексию, являются связующим звеном между миром археологии и миром культурологии – пока еще друг от друга очень отдаленными и, к сожалению, слабо сообщающимися между собой.
По мнению многих коллег, Вадим Михайлович Массон проявил себя человеком яркого таланта, неукротимой энергии, богатейшей эрудиции и поразительной интуиции. Диапазон его научных интересов был необычайно широк – от проблем палеолита, мезолита, неолита, степной бронзы, земледельческих цивилизаций древности до средневековых культурных систем Старого и Нового Света, от Средней Азии и Кавказа до Скандинавии и Мезоамерики. В сферу его непосредственных научных интересов также входили: общие закономерности культурогенеза, проблемы культурного наследия, историческая культурология, теоретические основы археологии, методология истории, генезис ранних цивилизаций, тюрко-согдийский синтез, археология Центральной Азии, история Древнего Востока и т. д.
В. М. Массон являлся бесспорным лидером в области археологии и изучения древних культур Центральной Азии в нашей стране, он создал обширную научную школу, имеющую международное распространение, представители которой работают в России, Туркменистане, Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, Молдове, Армении, Казахстане, Вьетнаме, Корее и т. д. Он подготовил более сорока кандидатов наук и десять докторов наук. Многие ученики В. М. Массона стали широко известными учеными (Ю. Е. Берёзкин, Л. Б. Кирчо, A. В. Кияшко, Н. В. Полосьмак и др.).
За свою богатую и насыщенную жизнь В. М. Массоном было опубликовано более семисот научных работ, в том числе более сорока монографий, изданных в СНГ, Англии, Венгрии, Германии, США, Франции, Японии и посвященных теоретическим проблемам изучения культурогенеза и культурного наследия, историко-культурному развитию ранних цивилизаций Центральной Азии (в том числе Алтын-Депе, Джейтун, Намазга-Депе, Илгынлы-Депе, Кара-Депе и т. д.), их взаимодействию с раннеземледельческими культурами Ближнего Востока, а также изучению экономической базы древних культур и цивилизаций, проблемам урбанизации, разработке теоретических основ археологии и т. д.
Вполне закономерно, что научная и организаторская деятельность B. М. Массона получила широкое международное признание. Он стал действительным членом Российской академии естественных наук, Датской королевской академии наук и литературы, членом-корреспондентом Германского археологического института и Института Среднего Дальнего Востока в Италии, действительным членом Национальных академий наук Туркменистана, Киргизстана, Таджикистана и т. д. Правительствами этих государств он удостоен высокими наградами за выдающийся научный вклад в исследование истории обществ и культур народов Средней Азии (орденом «Шараф» («Слава») Республики Таджикистан в 1999 г.; медалью «Данк» («Слава») президентом Киргизской республики в 2002 г. и др.).
В заключение следует подчеркнуть, что фундаментальные исследования В. М. Массона о культурогенезе и культурном наследии древних народов Евразии стали яркой страницей в истории отечественной науки, а его труды будут неизменно востребованы не только в академической и вузовской среде, но также всеми, кто интересуется историей мировой культуры.
Наиболее значимые научные работы Вадима Михайловича Массона
1. Понятие культуры в археологической систематике // Каменный век Средней Азии и Казахстана: тезисы докладов. Ташкент: Фан, 1972. С. 9–11.
2. У истоков теоретической мысли советской археологии // Краткие сообщения Института археологии АН СССР. 1980. Вып. 163. С. 18–26.
3. Основные направления культурно-исторического процесса // Становление производства в эпоху энеолита и бронзы: по материалам Южного Туркменистана. М.: Наука, 1981. С. 35–48.
4. Традиции и инновации в процессе культурогенеза (в свете данных археологии) // Преемственность и инновации в развитии древних культур: материалы методол. семинара Ленингр. отд-ния Ин-та археологии АН СССР. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1981. С. 38–42.
5. Диалектика традиций и инноваций и культурный процесс в древней Бактрии // Древнейшие культуры Бактрии: среда, развитие, связи: тезисы докладов симпозиума Душанбе, 1982. С. 9–13.
6. Первые цивилизации / АН СССР. Ин-т археологии. Ленингр. отделение. Л.: Наука. Ленингр. отделение, 1989. 275 с.
7. Культурогенез и этногенез в Средней Азии и Казахстане // Проблемы этногенеза и этнической истории народов Средней Азии и Казахстана. Вып. 1. М., 1990. С. 42–53.
8. Феномен культуры и культурогенез древних обществ // Археология культуры и культурная трансформация. Археологические изыскания. 1991. № 1. С. 5–10.
9. Исторический процесс и ритмы культурогенеза // Северо-Западное Причерноморье: ритмы культурогенеза. Тезисы докладов. Одесса, 1992. С. 6–9.
10. Макроэволюция и многоуровневый характер культурогенеза // Проблемы культурогенеза и культурное наследие. Материалы к конференции. Ч. II. СПб., 1993. С. 3–5.
11. Культурные взаимодействия и культурогенез в древней истории народов России // Изучение культурных взаимодействий и новые археологические открытия. СПб., 1995. С. 6–7.
12. Народы евразийских степей в эпоху палеометалла и синташтский пик культурогенеза // Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Челябинск, 1995. С. 106–108.
13. Исторические реконструкции в археологии. Изд. 2-е, доп. / ИИМК РАН; СамарГПУ. Самара: СамарГПУ, 1996. 102 с.
14. Палеолитическое общество Восточной Европы: (Вопросы палеоэкономики, культурогенеза и социогенеза) / ИИМК РАН. СПб., 1996. 72 с. (Археологические изыскания; Вып. 35).
15. Некоторые вопросы культурогенеза в доскифских обществах Восточной Европы // Доно-Донецкий регион в системе древностей эпохи бронзы восточноевропейской степи и лесостепи. Тезисы докладов. Воронеж, 1996. С. 5–7.
16. Институт истории материальной культуры: (краткая история учреждения, научные достижения) / ИИМК РАН. СПб., 1997. 40 с.
17. Ритмы культурогенеза и концепция ранних комплексных обществ // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1998. № 3. С. 41–47.
18. Вопросы культурного наследия: (матер. для методол. семинаров). Ашхабад: [Б. и.], 2002. 48 с.
19. Древний Кыргызстан: процессы культурогенеза и культурное наследие / отв. ред. А. Ч. Какеев. Бишкек: Илим, 2003. 158 с.
20. Перспективы методологических разработок в исторической науке. СПб.: АкадемПринт, 2004. 16 с.
21. Первые цивилизации и всемирная история. 2-е доп. изд. Кишенев: Высшая Антропологическая школа, 2005. (Tipogr. «Business-Elita») 159 с.
22. Культурогенез Древней Центральной Азии. СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, Изд-во СПбГУ, 2006. 384 с.
Биобиблиографические сведения
1. Кокин Л. Массон, сын Массона // Огонек. 1967. № 11. С. 16–17.
2. Патриарх археологии Средней Азии // Туркменистан: выдающиеся люди XX века. Ашхабад, 2002. С. 233–241.
3. Дергачев В. А. Патриарху Евразийской археологии В. М. Массону – 70 лет. Взгляд из Молдовы // Stratum Plus. № 2. 1999.
4. Берёзкин Ю. Е. В. М. Массон и социальная антропология второй половины XX века // Взаимодействие культур и цивилизаций. СПб., 2000. С. 32–45.
5. Вадим Михайлович Массон. Библиографический указатель / сост. Л. М. Всевиов. Бишкек: КРСУ, Изд-во ИИМК РАН, 2002. 47 с.
6. Кирчо Л. Б. В. М. Массон: первооткрыватель, исследователь, организатор науки (опыт периодизации научной деятельности) // Записки Восточного отделения Российского археологического общества. Новая серия. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. Т. 2 (27). С. 35–40.
7. Воропаева В. А. «…Тот, кто раскопал Джейтун»: Вадим Михайлович Массон // Российские подвижники в истории культуры Кыргызстана. Бишкек, 2005. С. 160–171.
8. Бондарев А. В., Мосолова Л. М. Светлой памяти Вадима Михайловича Массона (1929–2010 гг.) // Альманах Научно-образовательного культурологического общества России «Мир культуры и культурология». Вып. I. СПб: Изд-во РХГА, 2011. С. 363–367.