ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
КРАСНАЯ МЕЛЬНИЦА
Сцена пятая
Подвязки от спонсора
Поднимается «танцующий» занавес.
Гримерка танцовщиц.
Тихо звучит легкая классическая музыка.
Магда и Инесса делают растяжку на балетном станке. Виола и Любочка красятся у трюмо.
Позже к ним присоединяется Тулуз.
ИНЕССА (закинув ногу на балетный станок). Идиот какой-то. Почему я должна в какую-то мутную партию вступать? Их же, Альфред этот Германович, даже слово «краеведение» непонятно, как использует. Представляю, что у них в партии интимной «Близости» творится. Сплошные краеведы.
ВИОЛА (красится у трюмо). Не всё ли равно, куда ради денег вступать? Вот ты, например, давно деньги получала?
ИНЕССА. Недавно.
ВИОЛА. Так поделилась бы, что ли. Мне за комнату платить нечем.
МАГДА. Я с тобой зато сильно поделилась, оторва!
ВИОЛА. Ты не так поняла. Он творил!
ЛЮБОЧКА. Не ругайтесь, девочки.
МАГДА. Пошла ты, Любка, куда подальше! Или наш кривоногий и твои портреты писать начал?
ЛЮБОЧКА. Почему портреты?
МАГДА. Потому что, когда я за ними пошла, то он, видите ли, писал. Вилку нашу. В полный рост. Нагишом. А сам до пупа раздет.
ЛЮБОЧКА. Сверху или снизу?
МАГДА. Был бы снизу, Вилка бы здесь не сидела, а в ацетоне плескалась!
ИНЕССА (Магде). Это они для остроты красок. (Виоле.) А деньги я за свитера получила. Вязать, знаешь ли, недавно начала. На досуге. Когда уровень кислоты в агрегатах на Колчаковском не измеряю.
МАГДА. Ты, Инка, зубы тоже не заговаривай. Придет этот сучонок еще в мой дом. Художник, блин. Псевдореалист!
ЛЮБОЧКА. Да что вы к нему привязались все. У вас другая проблема.
ИНЕССА. Почему это у вас?
ЛЮБОЧКА. Потому что нам с Вилкой всё равно, а у вас эти… Амбиции.
МАГДА. Вона как! Амбиции! Что-то я не припомню, чтоб этот доходяга хоть один эскиз мой набросал. Нажрется водки, оттопчется, что петух во хлеву, и спать.
ИНЕССА. Во хлеву копытом бьют.
МАГДА. В ночи и копытом, кстати, бывало. Судороги у него. Алкоголические.
ЛЮБОЧКА. Я не об этом.
ВИОЛА. Магдуль, ну что ты. Ну он один раз только… Портрет мой.
МАГДА. Я тебе не Магда! А Марья Владимировна!
ВИОЛА. Марья Владимировна, ну с кем не бывает. Ты ж Тулуза знаешь. Мне вообще, может, и жизни-то чуть-чуть осталось, и портрет этот последний в моей жизни, а я без нормального искусства уже не один месяц. (Прикладывает обе руки к груди.) Надышаться бы. Да и не муж он тебе, кстати.
МАГДА (тянет пальчики пальцев рук к ступням). Хватит меня шантажировать своими несуществующими болячками. Сходи к врачу, развей мои сомнения. А муж – не муж, так это не твое дело! И замуж он меня звал, между прочим! И не один раз.
ВИОЛА. Что ж ты не пошла?
МАГДА (распрямляется как пружина). Портреты мне его не нравятся!
ИНЕССА. Девки, миритесь уже, наконец. Задрали. Давайте – мизинцы растопырили и крючками соединились. Вас послушать, так будто кругом Девы Марии с Исусиками бегают. Ну бывает…
ВИОЛА. Ин, а ты в самом деле хорошо вяжешь?
ИНЕССА. Нормально. Никто не жаловался.
ВИОЛА. А мне свяжешь что-нибудь?
МАГДА. Удавку!
ИНЕССА. Так, бабы! Хватит! Миритесь, я сказала! Натурщицы вы мои… Ну? Вилка, давай, проси прощения. С меня шарф.
ВИОЛА (подходит к Магде, протягивает мизинчик). Давай, а?
МАГДА (отталкивает Виолу). Не буду я с ней мириться! Чтоб ни одного моего эскиза!
ИНЕССА. Значит, ты – муза. Их для великого хранят.
МАГДА. Для надгробий, да?! Ты это хочешь сказать?!
ИНЕССА. Сглазить боятся, сглазить. С колена согнать. Магд, ты чего тут сцены закатываешь? Мы ж в одной упряжке. Нам работать вместе.
МАГДА. А я, закусив удила, работать буду. Думаешь, он первый раз чужие портреты рисует?
ИНЕССА. Думаю, и ты не всегда соло пляшешь. Помиришься с Вилкой, с меня свитер.
МАГДА (задумчиво). Серьезно? С розами?
ИНЕССА. С ними. И рукав тебе летучей мышью сделаю.
Дамы меняются местами. Инесса и Магда идут делать макияж. Виола и Любочка направляются к балетному станку.
ЛЮБОЧКА. Ин, а мне?
ИНЕССА. А виртуальным изменщицам я не вяжу.
ЛЮБОЧКА. Ну, Ин. Я же в Интернет-кафе от скуки хожу. Колька же без работы. Днем уйдет на поиски – вечером в хлам. А мне общение нужно. Этот. Социум. На меня в городе, как и на Вилку, тоже давно никто не западает.
ИНЕССА. Надо пробовать. Чаще на людях бывать. А не по сайтам бегать.
ЛЮБОЧКА. Я Кольку своего люблю, ты ж знаешь. А Интернет – это так, для дóсуга…
ВИОЛА. Это Интернет – общение, что ли?..
ИНЕССА. Во-во. Пристанище унылых интровертов и конченых неудачников. И не дóсуга, а досуга. Не уподобляйся краеведам, пожалей мои ушные перепонки с мочками.
ЛЮБОЧКА. Извини. Ну а что еще делать? С Колей же особо не поговоришь… Ин, свяжи, а?
ИНЕССА. Рейтузы, хорошо? Коляну твоему должны понравиться. Если заметит вообще. Ты б встречаться уже со своими виртуальными знакомцами начала, что ли.
ЛЮБОЧКА. Так они ж в других городах все. Кто в Москве, кто в Питере.
ИНЕССА. На дешевый гламур потянуло? Думаешь, там по-другому? На самом деле сидит за монитором такой вот «Колька – синяя майка» и пишет тебе от имени «Васьки – золотая цепка».
ЛЮБОЧКА. Ну ты скажешь, тоже. Меня один, между прочим, в гости приглашал.
ВИОЛА. Что ж ты не поехала?
ЛЮБОЧКА. А на кого я Кольку брошу?
ИНЕССА. Всё с тобой понятно. Так и быть свяжу тебе пару шерстяных чулок до колена. Синих.
ЛЮБОЧКА. Хватит тебе уже шутить, Ин. Свяжи мне лучше перчаточки такие модные. Без пальчиков.
ИНЕССА. Они сто лет назад модными были. У лотошниц с пирожками. Ладно, свяжу.
ЛЮБОЧКА. Правда? Вот спасибо! (Подбегает к Инессе, целует.)
ИНЕССА (чуть отстраняясь). Ох, и глупая же ты, Любка. Ладно, хорош телячьи нежности разводить. Магда? Вилка? Ну?
ВИОЛА (снова подходит к Магде, протягивает мизинчик). Магд, ну извини. Ну, прости… Давай, а? Мирись, мирись, мирись и больше не дерись.
МАГДА (протягивает мизинчик). На, подавись.
ИНЕССА. Вот и замечательно. Итак. На повестке дня вступление в партию, что уже само по себе печально.
ЛЮБОЧКА. А я вас, девчонки, не пойму. Это же как в Интернете. Ну, как в сообщество вступить. Зашел-вышел. Что мы теряем?
ИНЕССА. Думаешь? Зашел-вышел?
ЛЮБОЧКА. А чего? Меня, знаете, сколько в друзья добавляло, а потом удаляло. А я что, нормально. Свобода выбора. Демократия. Этот, как его. Плюрализм.
ИНЕССА. Дура ты, Любка. Тут, знаешь, если из друзей удалят, то уже не виртуальным гробиком запахнет. Короче… Мы в партию вступаем. И это не Интернет. У кого есть мнение?.. Боже, откуда во мне этот слог?
МАГДА. Гены, Инка. И память историческая.
ИНЕССА. Вот именно, что историческая. Так вот, генофонд, вступаем в партию. Вопрос. Оно нам надо?
ВИОЛА. Ну я думаю, хуже не будет, если нас проспонсируют.
ЛЮБОЧКА. И Колька, может, сивуху пить перестанет. Он же у меня нежный. Ему нельзя пить плохое. Почки, печень.
ИНЕССА. Так, ну с вами всё на уровне колготни и рейтузов. Магда?
МАГДА. С одной стороны мне плевать, конечно. Я и в «Женскую» только под восьмое марта вступила. Они тогда неплохие наборы косметики и кастрюль раздавали, но что-то не пойму, откровенно… А зачем всё это нужно?
ИНЕССА. Вот и я не пойму. Каким-то тут паленым пахнет. А позовите-ка, девочки, Тулуза. Неплохо бы и его мнение узнать.
ВИОЛА. Я сейчас.
МАГДА. Стоять!!!
ЛЮБОЧКА. Девочки, давайте я.
ИНЕССА. Давай. Только без портретов там.
Любочка выбегает.
ИНЕССА (Магде и Виоле). Слушайте, хватит уже. А то я вам таких саванов навяжу, закачаетесь. Ты, Вилка, конечно, паршивка. Нет в тебе солидарности. Но и ты тоже хороша. (Магде.) Ни вашим, ни нашим. Или замуж за него выходи, или делись. Сама знаешь, как в городе с мужиками. Я по-бабьи Вилку, кстати, хорошо понимаю.
МАГДА. Так ты поэтому не пускала меня за ними сходить?
ИНЕССА. Меньше знаешь – крепче спишь.
Любочка приводит Тулуза.
ИНЕССА (Тулузу). Ну а ты, что скажешь?
ТУЛУЗ. А что сказать? У меня кисти, палитра. А тут Виола пришла. Я смотрю на нее. И вдруг началось. Я что, виноват? Это ж творческий процесс. Чувствую – надо. Писать могу. Работать. Начал с платья, конечно. Но вижу, мешает. Силуэт рыхлый какой-то. Размытый. Говорю, обнаженной попробовать надо. Вроде как Афродитой. У нас ведь у художников не сразу. Чтоб распознать силуэт – его из волн выцепить надо… А жарко ведь в мастерской. Ну я и разделся. По пояс… У меня такое раз в месяц, кстати, только бывает.
МАГДА. Вот, вот.
ИНЕССА. Это всё?
ТУЛУЗ. Не всё. Я ведь проработать объект должен, прочувствовать, иногда даже прощупать, пропальпировать, можно сказать. Аккуратно, конечно же. Кистями, так сказать, огладить. Оттенки поближе увидеть. Вот, подошел. Пропальпировал. А тут – Магда ворвалась. Ну и получилась такая вот нелепица. Экспрессионизм, в некотором смысле. Извини, Магд. Неправильно ты нас поняла.
МАГДА. Кисть зато хороша была. С палитрой. Я тебе сейчас всю харю располосую!
ИНЕССА. Так! Всё! Магда, успокойся! Глаза ему потом выцарапаешь… Тулуз, я не это хотела спросить. Ты насчет Элки, что скажешь?
ТУЛУЗ. Сука она. Ее только черной гуашью писать. При лунном затмении.
ИНЕССА. Это мы все знаем. Что по поводу вступления в партию?
ТУЛУЗ. Ну что… Если выставку, конечно, сделают. Авторскую… Биеннале.
МАГДА. Ты пил, что ли, сегодня? Какое биеннале?
ТУЛУЗ. С портретами.
ВИОЛА. Ой, лучше не надо. Там такое.
МАГДА. Какое там – такое?!
ИНЕССА. Да спуститесь вы все на землю уже! Конкретный вопрос. Тулуз, твое мнение по поводу вступления в партию?
ТУЛУЗ (загибает пальцы). Кисти очень нужны. Беличьи, желательно. Неплохо б, конечно, из соболя американского или египетского мангуста, но можно и не разевать варежку. Что еще? Охра венецианская, лак-гаранс, лазурь берлинская. Ватман, картон бристольский… Это для себя. А для «Мулен Руж» – материал для декораций. Погрубее. А то мельница уже вся перекосилась. Погода все-таки не французская…
ИНЕССА. Ты издеваешься?
ТУЛУЗ. Просто знаю, чем это всё закончится.
ЛЮБОЧКА. Чем, Тулузик?
ТУЛУЗ. Ничем. Кто мы, так – масло на холсте страны. Размажут нас. Но я, в принципе, не против. Мне терять уже давно нечего. Я и так всё потерял. С другой стороны, а вдруг и правда… (С надеждой.) Не кинут в этот раз.
ИНЕССА (задумчиво). Художества пошли. Шиза… Иными словами, все как бы «за», я правильно поняла?
ЛЮБОЧКА. Как бы – да.
МАГДА и ВИОЛА (вместе). Ну да. (Быстро и недовольно переглядываются.)
ИНЕССА (неожиданно). А я вот против.
ВИОЛА. Ты чего это, Ин, надумала? Ладно, ты со свитерами и азотным комбинатом. Магда вон на фабрике. Ну, Тулуз еще как-нибудь пробьется. Кинотеатр, в конце концов, есть, афиши клепать будет. Любка вообще всегда, то полы у кого помоет, то постирает. А я что?
МАГДА. А ты на панель! Портреты с тебя рисовать будут!
ИНЕССА. Цыц, девки. Да, я – против. Потому что не понимаю, что происходит. Но вас большинство. И я одна к четырем получаюсь. Как свеча к букету на кладбище. Короче, я вас, бабы, (смотрит на Тулуза) понимаю. Голосовать будем?
ВИОЛА. Да ну его. И так всё понятно. Руки еще тут поднимать.
МАГДА (с сарказмом). Вот именно. Ты ж по ногам в основном, да, Вилка?
ИНЕССА (усмехается). А что, отличная идея. Задираем? Кто – «за»?
Три правых ножки с подвязками от спонсора взмывают вверх. За ними неуверенно тянется рука Тулуза. Она в рукаве телогрейки.
ИНЕССА. Раз, два, три, четыре. Кто – «против»? (Танцовщицы опускают ножки, а Тулуз – руку.)
Правая ножка Инессы взлетает вверх. На ножке – роскошная ажурная подвязка.
ИНЕССА (задумчиво ставит ножку на стул). Что ж, воздержавшихся, как я понимаю, нет. Короче, вердикт, как грится, такой. Решение принято непростым большинством. Вступаем. С другой стороны, на свитера и правда особо не проживешь.
ТУЛУЗ. Сюрреализм, сплошной сюрреализм…
Падает «тюремный» занавес.
Затемнение.
Сцена шестая
Водочка с огурчиком
Авансцена. Центр.
Кабинет Следователя.
Следователь и Инесса.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Итак, Инесса. Правильно ли понял, что в коллективе достаточно сложные отношения сложились?
ИНЕССА. Не то слово. Отношения – как в хлеву отложения.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Не понял аналогии.
ИНЕССА. Почти как в городе нашем. Вот смотри. Лифты исписаны, подъезды заплеваны и загажены. На улицах толпы безработных. А виновата кто? Правильно. Власть.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. То есть отношения с Элеонорой Ивановной, я так понимаю, проблематичными были?
ИНЕССА. Да уж, Эдик. Нелегкими, прямо скажем. Отношения эти.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Она вам часто зарплату не платила?
ИНЕССА. Постоянно.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (записывает в протоколе). Что же вы в «Мулен Руж» оставались?
ИНЕССА. Э, а вот тут всё непросто. Мы же и дольщиками одновременно все были. Понимаешь, вроде, как по договору танцуем, но в то же время часть помещения каждому принадлежит. Замкнутый круг получался. Свое не бросишь, а своего-то и нет…
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Так-так. Это уже интересно. Рассказывай.
ИНЕССА. А у тебя есть еще выпить? (Показывает на пустую бутылку коньяка.) В горле всё сохнет и сохнет.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Посмотреть надо. (Присев на корточки, лезет в сейф.) Водку будешь? Спирт, конечно, не предлагаю. Огурец еще один есть. Малосольный. И конфеты. «Раковая шейка».
ИНЕССА. Хорошо – не «Раковый корпус».
СЛЕДОВАТЕЛЬ (не расслышав). А?..
ИНЕССА. Спрашиваю, откуда набор такой уникальный?
СЛЕДОВАТЕЛЬ. А, ну это мне мама прислала.
ИНЕССА. Огурец или конфеты?
СЛЕДОВАТЕЛЬ. И то, и другое. Это всё, что осталось.
ИНЕССА (в сторону). Я смотрю, ты неплохо тут отдыхаешь… (Следователю.) Давай огурчик, наверное. А то в конфетах калории… Вообще, хорошая у тебя мама. Заботливая. Я вот наоборот своим посылки шлю. Раз в год. Носки, сигареты, мыло.
СЛЕДОВАТЕЛЬ (удивленно развернувшись и застыв с бутылкой в одной руке и жалким мешочком в другой). За что это их?
ИНЕССА. А за то, за что у нас на краевых архипелагах сидят. Раньше ведь, как было. Диссидентство. Теперь, что? Правильно. Бытовуха. Простая банальная бытовуха. Папа маме. Мама папе. (Бьет кулачком правой руки по ладони левой.) Так и сели оба, по дурости. В разных местах, правда. Скучают теперь.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Тяжелая у тебя судьба, Инесс.
ИНЕССА. Да уж, нелегкая.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Может, помочь, чем могу? Ты мне всё расскажешь, ну и я в долгу не останусь.
ИНЕССА (улыбается). Сделку со следствием предлагаешь? Да чем дуракам помочь можно? У нас полстраны таких. Я тебе и так всё расскажу.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Это очень хорошо. А то, честно говоря, глухарь какой-то напоминает.
ИНЕССА. Кукушку, значит, нашел?
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Ну, Инесс, работа у меня такая.
ИНЕССА. Я понимаю, Эдик. Всё я понимаю… Поухаживай за дамой лучше.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Ага. Да, да.
Следователь кладет огурец в целлофановом мешочке на стол. Открывает бутылку. Заносит над рюмкой.
ИНЕССА. Что ж ты меня, Эдик, не уважаешь, что ли?
СЛЕДОВАТЕЛЬ (зависнув). Почему это?
ИНЕССА. Из стаканов, только из стаканов. (Берет с подноса два граненых стакана.) До половинки наливай. Я все-таки дама. Целый не выпью. А себе можешь полный.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Не, я при исполнении. Мне много нельзя. (Наливает в стаканы до половины. Неодобрительно кивает головой.) Инесс, такой вопрос. А давно ты пристрастилась? К этому вот. (Щелкает себя по кадыку.)
ИНЕССА. Я пристрастилась? Ну ты скажешь тоже. Это я еще не пристрастилась. У меня депрессия просто. Стресс сильный. Сам понимаешь.
СЛЕДОВАТЕЛЬ. Ну да, конечно. После того, что случилось.
Конец ознакомительного фрагмента.