Вы здесь

Культурно-историческая концепция непротиворечия научных и религиозных истин. 3. Теория познания и мышления (Н. В. Рассадина, 2013)

3. Теория познания и мышления

Теория познания исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (чистого знания), а в связи с этим рассматривает вопрос о достижения истины, о её критериях(1,с.257). Философия мышления рассматривает сам процесс мышления как таковой, раскладывает его на составные части. Основополагающим принципом теории познания является понятие отражения объективной реальности. Философы еще в древности разделились по этому вопросу на материалистов и идеалистов. Демокрит рассматривал познание как отражение, восприятия отторгающихся от вещей образов (эйдосов). Платон снимал идею отражения, сводя познание к воспоминаниям душой её прежних впечатлений, когда она пребывала в царстве чистой мысли и красоты. Диамат соединил эти представления и дал своё истолкование теории познания. К.Маркс и Ф.Энгельс писали: «Все идеи извлечены из опыта, они отражение действительности, верные или искаженные»(1,с.257–258).

Культурно-историческая концепция непротиворечия научных и религиозных истин выводит теорию познания на принципиально новый уровень, использует весь накопленный опыт развития философской мысли. Напомним, те положения, которые мы рассмотрели в теориях развития и миропостроения.

Наш мир – это одна огромная информационная структура, являющаяся носителем одного гигантского сознания – Бога. Мы, наше сознание, соединены с ним бесконечным количеством частей общих процессов, протекающих через нас и делающих человека частью общего Сознания Вселенной.

Развитие происходит от хаоса – все к новым и новым уровням порядка, т. е. упорядоченность усложняется.

Мир, который одновременно есть Бог, развивается и усложняет своё Сознание, создавая все новое богатство вариантов и смыслов. Он – это мир познающий сам себя. Бог познаёт нечто, создавая в себе всю сложность нашего мира. Мысли Бога – это совокупность всех процессов, идущих в мире.

В ходе этого процесса появился человек. Человек имеет ту же природу, что и Бог, – он разрушает простые упорядоченности, создавая более сложные. Он создаёт смысл в процессе своего познания.

То, что познаёт человек, является упорядоченностью, созданной в сознании Бога. То есть субъективная реальность Бога является объективной реальностью человека. Человек сам по себе является частью Мира, а стало быть, Бога.

Мышление человека постоянно движется от незнания к знанию, от поверхностного к всё более глубокому, сущностному и всестороннему знанию, т. е. от низших порядков знания к более высоким или от хаоса в знании к порядку. Что такое порядок? Порядок – эта такая последовательность событий, для которой можно вывести единую закономерность. Самый простой порядок – это своего рода монотонность. Точнее, это одна монотонность на фоне другой, потому что любой порядок состоит как минимум из двух элементов. Одинаковые кирпичи – первый монотонный элемент, одинаковая их кладка – второй монотонный элемент. Существуют порядки более высокого уровня, т. е. из большего числа элементов. Например, мы можем разложить карточки, на которых написаны числительные и прилагательные один за другим (Ч, П. Ч, П. и т. д.), а также в разные кучи, в одну – числительные, в другую – прилагательные. В этом порядке уже как минимум три элемента. Другими словами, материальный порядок можно обнаружить при помощи практики, т. е. чрез целенаправленную деятельность человека. Но есть еще порядок более высокого уровня смысловой. Если подступаться к нему с физическими мерками, его не обнаружить. Например, невозможно невооруженным глазом обнаружить порядка в последовательности букв в алфавите или в какой-либо математической формуле. Это порядок более высокого порядка, смысловой порядок. Следовательно, порядок бывает материальным и смысловым. Отсюда следует более точное определение порядка. Порядок – это такая последовательность событий, для которой может быть выведена единая закономерность относительно определенной системы ключей. Система ключей – это определенная система закономерностей, как, например, закономерности языка. Значит, нужно иметь определенный доступ к ключам, то есть понимать закономерности существования того или иного порядка, чтобы определить саму закономерность, по которой устроен этот порядок(13,с.15–16). Забегая немного вперед, хочется отметить, что этот доступ к ключам даёт Душа человека. Вспомним определение хаоса. Хаос – это такая последовательность событий, для которой закономерность вывести нельзя. Это случайное сочетание бесконечного количества вариантов в чистом виде. Но существует ли абсолютный хаос, в котором не скрыто никакой закономерности? Хотя бы один уровень упорядоченности сохраняется в любой последовательности. Хаос– это такая последовательность событий, для которой не может быть выведена единая закономерность относительно данной системы ключей. Для абсолютного хаоса единой системы ключей создано быть не может ни на каком уровне (13,с.18–21). И так, процесс познания представляет собой постижение мира от простого к сложному. Постигая мир, человек создаёт в своем сознании смысловые структуры, его описывающие. Правильней сказать, открывает эти смысловые структуры, т. е. в сознание начинает обладать все большим количеством ключей. Процесс постижения смыслов идет параллельно с практикой, т. е. целенаправленной деятельностью человека. Иначе, невозможно. Человек является неотъемлемой и органичной частью глубинных механизмов нашего мира. Одним из основных понятий теории познания является понятие энтропия. Энтропия – это процесс увеличения беспорядоченности в мире. Наш мир устроен так, что упорядоченности в нем непрерывно разрушаются, поэтому в нашем мире возрастает энтропия. Есть физическая теория Тепловой смерти Вселенной. Уильям Томсон эксраполировал принцип возрастания энтропии на крупномасштабные процессы, протекающие в природе. Клаузиус распространил этот принцип на Вселенную в целом, что привело его к гипотезе о тепловой смерти Вселенной(6,с.193). Она утверждает, что в далеком будущем, когда все температуры во Вселенной уравняются, и воцарится единая температура – тогда не будет источников энергии и мир замрет в неподвижности. Только пока есть различия в уровнях энергии – возможно освобождение энергии. Упорядоченность поддерживается определенным уровнем энергии и если её не возобновлять, то энергия иссякает. Когда из порядка уходит энергия – порядок разрушается. Если ничего не делать, энергия будет уходить, что приводит к разрушению (это, кстати, касается самого человека, человек без активного действия, без практической деятельности разрушает сам себя). Там где есть упорядоченность, – есть сила, энергия. А раз там есть энергия, то её можно оттуда извлечь. Так и в мире – возрастает энтропия, значит конец неизбежен: энергия иссякает и когда – нибудь иссякнет окончательно. Но все же этот процесс разрушения идет очень медленно(13,с.24). Почему? Большой вклад в развитие проблемы будущего развития вселенной внес Больцман, применивший к замкнутой вселенной понятие флуктуации. Под флуктуацией физической величины понимается отклонение истинного значения величины от её среднего значения, обусловленное хаотическим тепловым движением частиц системы. При формулировании флуктуационной гипотезы Больцман исходил из допущения, что бесконечная вселенная уже достигла состояния термодинамического равновесия. Но вследствии статистического характера принципа возрастания энтропии для небольших областей этой бесконечной вселенной возможны макроскопические отклонения от состояния равновесия – флуктуации. «Имеется выбор между представлениями, пишет Больцман. – Можно предположить, что вся Вселенная сейчас находится в некотором весьма невероятном состоянии. Но можно мыслить зоны – промежутки времени, по истечении которых снова наступают невероятные события, – такими же крошечными по сравнению с продолжительностью существования вселенной, как расстояние от земли до Сириуса ничтожно по сравнению с её размерами. Тогда во вселенной (которая в противном случае повсюду находилась бы в тепловом равновесии, т. е. была бы мертвой) имеются относительно небольшие участки (мы будем называть их отдельными мирами), которые в течение относительно небольших по сравнению с эоном промежутков времени значительно отклоняются от теплового равновесия, а именно: среди этих миров одинаково часто встречаются состояния, вероятности которых возрастают и уменьшаются. Таким образом, для вселенной в целом два направления времени являются неразличимыми, так как в пространстве нет верха и низа. Но точно так же, как мы в некотором определенном месте земной поверхности называем «низом» направление к центру Земли, так и живое существо, которое находится в определенной временной фазе одного из таких отдельных миров, назовет направление времени, ведущее к более невероятным состояниям, по-другому, чем противоположное (первое – как направление к «прошлому», к началу, последнее – к «будущему» к концу), и вследствие этого названия будет обнаруживать «начало» для этих малых областей, выделенных из вселенной, всегда в некотором невероятном состоянии(6,с.195–196). Развивающаяся высокими темпами синергетика подтверждает предположения высказанные Больцманом и доказывает, что в равновесных открытых системах возможно не возрастание энтропии к состоянию равновесного хаоса, а «самопроизвольное» возникновение упорядоченных структур, рождение порядка из хаоса(6,198).

Таким образом, кроме процессов возрастания энтропии и, следовательно, уменьшения порядка, в мире идут и другие процессы, прямо противоположные, т. е. процессы увеличения порядка. Отсюда следует, что увеличение порядка требует энергии. Но эта энергия появляется тогда, когда она течет от одного объекта к другому, в результате чего уменьшается различие между этими объектами, а, следовательно, уменьшается и степень упорядоченности. Это означает, что процессы нашего мира идут одновременно в обе стороны (13,с.26). Если рассматривать процесс познания, то вырисовывается следующая картина. Парадигма – это порядок, в котором смысловые ключи соответствуют уровню практического применения. Но практика подразумевает увеличение энтропии, т. е. посредством её накапливаются определенные опытные данные, которые невозможно осмыслить при помощи имеющихся смысловых ключей. Таким образом, происходит разрушение упорядоченности, возрастает энтропия или происходит вторжение уровня более высокого порядка в уровень более низкого порядка. Энергия, полученная от разрушения уровня более низкого порядка, используется для создания упорядоченности более высокого порядка. Возникает новая парадигма, которая имеет большее количество смысловых ключей, которые объясняют новый порядок.

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРОЦЕСС ПЕРЕВОДА ОДНОГО СМЫСЛОВОГО УРОВНЯ В ПОРЯДОК БОЛЕЕ ВЫСОКОГО СМЫСЛОВОГО УРОВНЯ.

Теория – это перевод порядка одного уровня – порядка практической деятельности в порядок более тонкий, порядок сознания и порядок смыслов.

Процесс познания мира человеком, представляет собой усложнение сознания человека на основе практической деятельности и одновременным созданием в мире новой смысловой упорядоченности. Вспомним, что объективная реальность Бога является субъективной реальностью человека, и дадим следующее определение процессу познания.

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ МИРА ЧЕЛОВЕКОМ, СУБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ БОГА, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА, ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ УСЛОЖНЕНИЕ СОЗНАНИЯ НА ОСНОВЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЗДАНИЕ В МИРЕ НОВЫХ СМЫСЛОВЫХ УПОРЯДОЧЕННОСТЕЙ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ РАЗВИВАЮЩЕМУСЯ И УСЛОЖНЯЮЩЕМУСЯ СОЗНАНИЮ БОГА.

Это общее определение процесса познания, теперь перейдем к индивидуальному познанию мира человеком.

Введем понятие информации. Сознание человека – это информационная структура, благодаря которой он познаёт мир, открывает его новые стороны и преобразует его. Сознание пользуется в своей работе внешней упорядоченностью, извлекая из неё смысл – информацию. Например, человек читая книгу, состоящую из определенной последовательности знаков, понимает её, т. е. пользуется содержащейся в книге информацией. Но есть ли в книге информация? Как бы парадоксально это не звучало – в книге информации нет. Если бы в книге была информация, то, на каком бы языке она не была написана, любой человек её бы понял. Все зависит от системы ключей, которой обладает человек. Если знает язык, на котором написана книга, сможет понять её, если нет, то нет. Следовательно, в книге нет информации, а дело лишь в системе ключей, которыми располагает человек, вступающий во взаимодействие с книгой. Разные люди, личности знающие один и тот же язык и прочитавшие одну и ту же книгу, извлекут из неё информацию, соответствующую набору ключей, который имеется именно у этой индивидуальной личности(13,с.29).

СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ НАХОДИТСЯ ВНУТРИ ЧЕЛОВЕКА И СООТВЕТСТВУЕТ ЕГО НАБОРУ КЛЮЧЕЙ.

Таким образом, чтение книги – это оживление спящих смыслов уже живущих внутри нас. От чего зависит то или иное восприятие написанного мы более подробно рассмотрим в теории развития личности человека. Так, что же такое книга, текст?

Текст – это инструкция для прочтения её сознанием, для понимания, для извлечения из сознания информации, которая сама по себе не содержит ничего, кроме упорядоченности, не содержит никакой информации(13,с.33).

Текст – это саморазвивающаяся структура, ведущая от простого к сложному. Причем, чем более сложные уровни закономерностей текст описывает, тем более сложна его система ключей – тем более текс напоминает хаос.

Информации в чистом виде не существует. Есть только текст в виде упорядоченности и сознание, способное прочитать этот текст, потому что уже содержит в себе элементы этой упорядоченности.

Наш мир – это текст. Текст невообразимой сложности, но все-таки текст. А текст – это потенциальный носитель информации, это инструкция для извлечения этой информации из собственного сознания. Но человек не обладает всеми ключами этого текста – поэтому в процессе познания он приобретает смысловые ключи (13,с.34–35)

Процесс познания состоит из того, что сознание копирует, т. е. отражает в себе упорядоченность того, что познаёт. После этого приходит к пониманию познанного. В процессе познания сознание усложняется, повторяя в своей структуре предметы своего познания.

Одним из основных вопросов теории познания является понятие истины. Что является критерием истины, какова она бывает? И так, мы отметили, что сознание в процессе познания копирует, отражает в себе упорядоченность того, что познаёт. Но смысл, придаваемый человеком, скопированным в его сознании фактам, может быть произвольным. Он совершенно не обязательно должен соответствовать истинному смыслу наблюдаемых событий. Истинный смысл человек постигает на основе опыта, т. е. смысл – это отпечаток события в опыте. По мере расширения опыта практической деятельности человек расширяет свои представления о мире. Значит, истина носит относительный характер, т. е. ограниченно верное знание о чем-либо (1,с.275). При смене парадигмы относительная истина переходит в один из частных случаев, более высшей закономерности. Абсолютная истина – это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием, т. е. исчерпывающее, предельное знание, за которым уже нечего познавать(1,с.276). Другими словами, относительная истина – это постижение смыслов Бога, а так как Сознание Бога тоже развивается и усложняется, то мир постоянно стремится к постижению Абсолютной истины, которая является абсолютным смыслом.

Познание – это процесс, который шаг за шагом создаёт в сознании упорядоченность, присутствующую в мире, созданную в сознании Бога, и тем самым приближает человека к истинному набору смыслов, скрытых в мировом тексте. Окончательное приближение может произойти только тогда, когда в сознании будет продублирована вся упорядоченность мира, т. е. будет познан абсолютный хаос. Мы, как часть Бога наблюдаем только часть процесса и постигаем относительную истину, так как не видим всего процесса в целом, но стремимся постигнуть Абсолютную истину, смысл мира. Мы в ходе нашей деятельности, практической и смысловой, вносим в мир новые смыслы. Вносим их непосредственно в упорядоченности, составляющую основу сознания Бога. Каждый раз, действуя, мы добавляем в сознание Бога новое ощущение двумя способами – чувствуя и понимая само действие (это человек осознаёт) и, внося изменение непосредственно в упорядоченность мира, а стало быть, в сознании Бога, смысл появляющийся в Бога при этом, остаётся для нас непостижимым, но он определяет наше дальнейшее развитие(13,с.48). В теории развития личности человека, мы определим, к чему должен стремиться человек, чтобы как можно полнее понимать Божественные смыслы и к какому порогу должно привести индивидуальное развитие, за которым нас ждут необъятные и прекрасные просторы развития и усложнения Божественного сознания.

В каком направлении происходит развитие смыслов, развитие? Основной закон, по которому происходит развитие человека и мира таков:

«СОЗИДАНИЕ И ДОБРО– ЭТО ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПОНЯТИЯ, СВЯЗАННЫЕ С СУЩЕСТВОВАНИЕМ ЧЕЛОВЕКА».

Поясним это. Мы уже определили, что мир, обладающий сознанием, создаёт более сложную упорядоченность на основе упорядоченности более простой. На этом основан наш мир – на постоянном развитии и усложнение закономерностей, действующих в нем, на созидании все более сложного и разветвленного порядка. Человек, являясь частью Бога, творит более сложную упорядоченность, используя энергию, высвобождающуюся из разрушения более простых упорядоченностей, и является элементом Бога. Человек и Бог движутся в одном направлении(13,с.51). Мысли человека, свободного человека, являются мыслями Бога и встречают наименьшее сопротивление в направлении движения сознания Бога. В идеале, когда человек полностью вступит в новую экологическую нишу, сознание человека станет равносильно сознанию Бога.

В мире существует энтропия, которая стремится нарушить любую упорядоченность (единство и борьба противоположностей). Она увеличивает хаос, стремясь разрушить порядок, потому что при этом освобождается энергия. Но для того, чтобы построить более высокий уровень порядка, нужна энергия. Таким образом, при разрушении более простой упорядоченности при помощи энтропии, возрастает хаос, который используется для построения порядка более сложного. Развитие происходит таким образом.

Разрушение простой упорядоченности, означает увеличение хаоса, изменение или уничтожение значений, смыслов, а, следовательно, сознания. А сознание человека – это часть мира. Человек, разрушая что-то вовне, уничтожает и свою собственную упорядоченность, испытывая при этом неприятные эмоции – грусть, тоску, злобу, обиду. т. е. Разрушение – это Зло(13,с.53). Но когда мы разрушаем более простую упорядоченность для того, чтобы создать более сложную, мы создаём более тонкую, смысловую упорядоченность, мы не только проделываем работу по совершенствованию и усложнению окружающей реальности, мы тем самым совершенствуем себя, т. е. открываем новые смыслы в своём сознании, делаем его более сложным. При этом мы испытываем положительные эмоции, мы радуемся процессу познания, новым возможностям, открывающимся перед нами – мы созидаем, т. е. Созидание – это Добро(13,с.53). В этом и заключается основной принцип диалектики – единства и борьбы противоположностей – БЕЗ РАЗРУШЕНИЯ (ЗЛА) НЕЛЬЗЯ СОЗИДАТЬ (ТВОРИТЬ ДОБРО). Но любое разрушение обязательно должно сопровождаться построением порядка более высокого уровня, иначе это приводит к увеличению энтропии, другими словами, к хаосу – злу. Народная мудрость гласит по этому поводу: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». В народных пословицах, в народной мудрости выкристаллизовалась Божественная мудрость. Все мы знаем пословицы, но их смысл постигаем при непосредственном соприкосновении с тем или иным событием. Вектор развития человека должен быть направлен на путь созидания новых значений и усложнения порядка мира. Главнейшее направление мира – созидание нового через разрушение старого. Человек не созидающий, а лишь разрушающий будет сметаться с пути эволюции, испытывая при этом страдания, которые исходят от него самого. Поэтому познание и как следствие, личное совершенствование человека – это единственный путь по которому происходит развитие человека. Каждая личность должна понять, что его собственная жизнь, все его страдания исходят от него самого. Если человек приостанавливается в своем развитии, не познаёт, то он обрекает себя, а вместе с собой и мир на то, что, в конце концов, будет сметен вместе со всем человечеством с пути эволюции. Произойдет «перезагрузка» – эксперимент не удался, после которой всё начнется сначала. Археологические изыскания свидетельствуют, что наша цивилизация не первая, что и до нас существовали высокоразвитые цивилизации, но они были уничтожены. Это могло произойти только потому, что не соблюдался главный закон развития – разрушение всегда должно сопровождаться созиданием.

ОТ КАЖДОГО КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА, ОТ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЗАВИСИТ ЕГО СОБСТВЕННАЯ СУДЬБА И СУДЬБА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА В ЦЕЛОМ.

Для человека более подходит созидание: творение нового, создание новых значений, усложнение мира. Человеку более подходит Добро. Разрушение значений, расчленение упорядоченности без создания новой, противоречит движению мира и не оправдывает себя.

РАЗВИТИЕ МИРА ПРОИСХОДИТ В СТОРОНУ ДОБРА. Несоблюдение этого закона приводит к разрушению всех упорядоченностей, Злу, уничтожению.

КЕМ БЫ НЕ БЫЛ ЧЕЛОВЕК, НА КАКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ СТУПЕНИ НЕ НАХОДИЛСЯ, ОН ДОЛЖЕН БЫТЬ ТВОРЦОМ, СОЗИДАТЕЛЕМ, ИСКАТЬ СВОЙ ПУТЬ, НЕ ОСТАНАВЛИВАЯСЬ НА ДОСТИГНУТОМ. Потому что любая остановка – это разрушение – смерть. Жизнь – это движение, но движение в сторону Добра, в сторону познания, создания новых смыслов.

КАЖДОМУ СВОЁ, НО ЗАКОН ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СЧАСТЬЯ ОДИН – ЭТО СОЗИДАНИЕ И ДОБРО. Проверка на этом пути проста – это собственные эмоции человека. Если эмоции негативны, значит, человек разрушает себя, если положительные – он на правильном пути.

ПУТЬ СОЗИДАНИЯ – ЭТО ПУТЬ СЧАСТЬЯ, РАДОСТИ ПОЗНАНИЯ САМОГО СЕБЯ И ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Теория мышления

Непосредственная связь человека с объективной реальностью осуществляется посредством ощущений. Ощущение – это отражение отдельных свойств, качеств предметов объективного мира, непосредственно воздействующих на органы чувств, элементарное, далее психологически неразложимое познавательное явление(1,с.281). В.И.Ленин писал: «Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество…». Наш мир представляет собой взаимодействующую структуру разных уровней реальности, или точнее, взаимодействие двух основополагающих уровней уровня грубоматериального мира и мира тонкой материи. В.И. Ленин дал объективно истинное понятие материи: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (Полн. собр. соч., т.18,с.296).

Религиозное познание тонкого мира основывается на развитии человеком более тонких ощущений – ощущений тонкого мира (ощущений эфирного тела, чуждых влияний, другого человека – экстрасенсорные ощущения, ощущения души – телепатические явления, ясновидение) и ВЕРШИНЫ РАЗВИТИЯ ТОНКОМАТЕРИАЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ – ЭТО ОЩУЩЕНИЕ БОГА. Практические религиозные методики познания тонкого мира – учат жить тонкоматериальными ощущениями, выводя существование человека на качественно новый уровень. В теории построения мира было показано, что мир состоит из грубоматериального и тонкоматериального мира. Познанием грубой материи занимается научное познание, тонкоматериального – религиозное. Научное познание современности поднялось до уровня сознательного принятия религиозных методик познания. Все проявления тонкоматериального мира имеют тонкоматериальную основу, они энергоинформационные. Практические религиозные методики и новейшие психологические методы учат особое значение придавать энергоинформационным ощущениям, учат жить согласно своему внутреннему миру, который есть отражение объективной реальности мира. Любой человек, практикуя те или иные методы, получает опыт тонкоматериальных ощущений. Таким образом, происходит постепенное изменение сознание человека, которое привыкло ощущать лишь грубоматериальный мир. Постепенно, шаг за шагом, сознание, приобретя опыт, убеждается, в достоверности тонкого мира и начинает жить, согласно законам тонкого мира. Люди, которые обладают какими-либо феноменальными способностями – это люди, живущие энергоинформационными ощущениями. Культурно-историческая концепция непротиворечия научных и религиозных истин доказывает, что этими способностями обладает каждый человек, а не только избранная часть человечества.

Органы чувств – это своего рода каналы или окна открытые в мир, через которые постоянно вливаются колоссальные потоки внешних воздействий. Ощущения грубоматериального мира обладают широким спектром модальности: осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные, обонятельные, вкусовые (1,с.281). Ощущения тонкоматериального мира – смысловые, т. е. уровень порядка этих ощущений выше, а значит, для осознания этих ощущений человек должен обладать более сложным набором ключей. И так, ощущения первичны. Посредством ощущений, неважно каких, грубоматериальных или тонкоматериальных человек познаёт мир. Человеку свойственно воспринимать, что-либо как единое целое, т. е. различные ощущения одного предмета, человек связывает в единое целое. Целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения – это восприятие. Это уже более высокая ступень познания и существенно отличается от ощущений – это восприятие. Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие – это уже мыслящее живое созерцание. Мы ощущаем внешним, а осмысливаем внутренним взором(1,с.282). Выделяют четыре операции, или четыре уровня перцептивного действия: обнаружение, различение, идентификация и опознание. Восприятие разделяется на преднамеренное и непреднамеренное, одним из способов восприятия является произвольное планомерное восприятие – наблюдение, характеризующееся в умении подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений. Глубина восприятия зависит от индивидуального развития человека, от его опыта ощущений, от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности (в психологии это носит название апперцепции) (9,с.66). Представление – это еще более высокая форма чувственного отражения в виде образного знания о непосредственно не воспринимаемом объекте. Физиологическим условием, обеспечивающим существование представлений, является сохранение следов прошлых воздействий и их актуализации в данный момент. Эта функция, обеспечивающая непрерывность и преемственность познавательной деятельности, именуемая памятью, без которой было бы невозможно узнавание (1,с.282). Как писал Гегель: «…. Так называемое припоминание, в собственном смысле слова есть отнесение образа к созерцанию, и притом в качестве подведения непосредственного единичного созерцания под то, что по своей форме является всеобщим, под представление, имеющее то же самое содержание…» (21,с.284). По словам И.М. Сеченова, представление есть умственная форма, несравненно более богатая содержанием, чем предшествующая ступень, синтетическая форма, в которой совмещается все, что человек, знает о предмете. Высшей формой представления является творческое воображение, фантазия. Представление стоит как бы на перепутье, т. е. состоит из чувственного и рационального познания (1,с. 282). Можно сказать, что рациональное познание – это познание грубоматериального мира, а чувственное – тонкоматериального. Представление человека напрямую зависит от степени индивидуального его развития, от его степени развития его ощущений и Души человека. И так, представление с одной стороны, это нечто конкретное, наглядное, сохраняющее в себе еще «трепещущую» жизнь объекта в его реальных связях (рациональное познание). С другой – оно уже дальше от действительности, чем непосредственное её отражение в виде ощущений и восприятий (познание тонкоматериального мира). Сознание – это функция, свойственная человеку, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека. Другими словами, сознание человека – это функция, включающая в себя индивидуальные, присущее конкретному человеку параметры: степень развития его ощущений (грубоматериальных, тонкоматериальных), степень его свободы, степень развития его души, при сложении которых получается степень индивидуального развития человека. Сознание человека имеет реальную тонкоматериальную природу – это синтез 3-х форм полевых материй (5 (это, то что принято называть сознанием), 6 (подсознание) и 7 (Душа) уровней реальности). Познавательный процесс человека, его сознание напрямую связано с его индивидуальным развитием. Как мы уже отмечали в теории познания, сознание человека стремится к пониманию сознания Бога, являясь его частью, посредством информационной составляющей и Души способной воспринимать ту или иную информацию. Отражение же в сознании человека осуществляется посредством практики, т. е. активного действия, при помощи которого человек приобретает опыт, и как следствие, отпечаток смысла в сознании. Ощущения – это первоначальный опыт человека и они зависят от степени свободы человека. Чем более свободен человек, чем меньше он подвержен влияниям коллективного бессознательного, чем больше у него смысловых ключей, позволяющих понимать мир, тем большим тонкоматериальным ощущениям он придаёт значение, а, следовательно, приобретает опыт тонкоматериального смысла. Познание осуществляется человеком как целостным существом, зависящее от сознания человека. Сознание – это функция степени индивидуального развития человека. Оно непосредственно связано с мышлением человека. На основе ощущений посредством мышления происходит изменение сознания человека. Осознание – это динамическая структура, суть которой – непрерывные изменения. Остановится процесс – изменения прекратятся, сознание исчезнет. Другими словами, через ощущения посредством мышления происходит постоянное изменение сознания. Чем выше степень ощущений (от грубоматериального к тонкоматериальным), чем большими смысловыми ключами обладает Душа человека, тем более развитие сознание. Человек, ощущающий тонкоматериальный мир посредством мышления увеличивает степень развития своего сознания, приближаясь к сознанию Бога. Мышление – это активный процесс целенаправленного, опосредствующего, абстрагирующего и обобщающего отражения существенных свойств и отношений вещей и явлений, процесс творческого созидания новых идей – это процесс изменения упорядоченности (1,с.285). Мир полон информационных процессов, и каждый из них несет ощущение, является носителем субъективной реальности, является носителем смысла. Следовательно, субъективное и объективное это одно и то же. Нет материи не несущей ощущений. Этот положение проясняет один из основных вопросов философии – о познаваемости мира. Человек является частью Сознания Мира – Бога. Субъективная реальность Бога является объективной реальностью человека. Сознание Мира включает весь мир, в том числе человека. Оно всемогуще всеведуще, потому что, кроме него, в мире нет ничего. Оно содержит в себе смысл мира. Человек, как единое целое (ощущения, мышление, сознание) входит в этот мир, познаёт его. Нет границ между миром и человеком, всё едино. Поэтому человек посредством ощущений познаёт мир, субъективную реальность Бога. Его ощущения являются ощущениями, входящими в ощущения мира. Поэтому человек познаёт мир достоверно, но и является, имея ту же самую природу, что и Бог, творцом, т. е. он разрушает простые упорядоченности, создавая более сложные, создавая смысл в процессе познания.

Сознание человека является информационным, складывающееся на основе ощущений посредством функции мышления. Функция мышления – это физиологические процессы головного мозга, действующие на основе ощущений и создающие сознание. Повреждение головного мозга приводит к нарушениям в восприятии ощущений и как следствие, к нарушению сознания, к нарушениям связей функционирования 3 составляющих сознания, выражающееся нарушением мышления. Сознание – это тонкая информационная полевая форма материи. Основными формами мышления являются понятия, суждения, умозаключения.

Понятие такая форма мышления, в которой отражаются существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль – понятие обобщает, выделяет предметы некоторого класса по определенным родовитым специфическим для них признакам. Понятия не только отражают общее, но и расчленяют, дифференцируют вещи, свойства, отношения(1,с.289).

Суждение представляет собой такую форму мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо. Как решения определенной задачи суждение есть умственное действие, а как способ решения оно – логическая операция (1,с.290).

Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение (заключение, следствие), логически непосредственно вытекающее из посылок.

Суждения и умозаключения – это такие операции мысли, которыми человек занимается постоянно: они пронизывают собой всю ткань мыслительной активности. Таким образом, сознание – это динамическая структура, суть которой – непрерывные изменения.

Рассмотрим две основные формы умозаключающей деятельности – индукцию и дедукцию. Как операции мышления – индукция есть процесс выведения общего положения из ряда частных (менее общих) утверждений, из единичных фактов. Дедукция – процесс рассуждения, идущий от общего к частному или менее общему.

Полная индукция – это вывод какого-либо общего суждения обо всех предметах некоторого множества на основании рассмотрения каждого элемента множества(1,с.290). Другими словами, это тот единственный ключ, который позволит понять весь смысл бытия. Задача достаточно сложная и, скорее всего непостижимая. Это ключ, который позволит понять, что есть хаос.

Неполная индукция – вывод о некотором классе предметов на основании познания лишь части предметов данного класса. Это нахождение смысловых ключей, которые позволяют понять смысл той или иной упорядоченности. Чем развитие сознание, чем большим набором ключей оно обладает, тем ближе его смыслы к Божественным Смыслам.

Следовательно, теперь ясно, почему люди такие разные, почему одна и та же книга вызывает разные мнения. Да потому, что каждая личность имеет разное сознание, разные ключи к осознанию бытия. Но мы все равны перед Богом, каждый из нас является неповторимой Божественной единицей, которая имеет свою Божественную задачу, ключ к решению, которой можно найти только в своей Душе. Вот мы и подошли к понятию творчества. Напомним еще раз, дедукция – это разложение на части (логика), рациональное познание, индукция – это синтез, от частного к общему.

Творчество – это функция, результатом которой является создание оригинальных культурных, научных ценностей, методов познания мира, т. е. это нахождение ключей позволяющих понять Божественный смысл. Творческое мышление пластично, подвижно и оригинально. Творческое воображение создаёт новые образы, идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые вопрошаются в конкретные оригинальные продукты деятельности. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. Психолог Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциация и ассоциация. Диссоциация – отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработке опыта элементы его способны входить в новое сочетание. Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Ассоциация – создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация даёт начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством (9,с.123).

ИНДУКЦИЯ, СИНТЕЗ, ТВОРЧЕСТВО ЯВЛЯЮТСЯ ФУНКЦИЯМИ ДУШИ, ЗАВИСЯЩИЕ ОТ СТЕПЕНИ ОЧИЩЕНИЯ ДУШИ. НАША ДУША, ЯВЛЯЯСЬ ЧАСТИЦЕЙ БОГА, ПОЗВОЛЯЕТ НАМ ПОСТИГАТЬ БОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ.

Процесс познания, таким образом, представляет собой процесс усложнения сознания, создания смысловых упорядоченностей более высокого уровня. Это процесс постоянный. Сознание – это информационная динамическая структура, которая складывается в человеке на основе ощущений и посредством мышления. Функция мышления соединяет грубый мир человека с тонким миром, т. е. соединяет физиологические процессы головного мозга посредством ощущений с 5, 6, 7 уровнями реальности, продуктом же является сложная взаимодействующая структура – сознание человека.

Ощущения грубоматериального мира посредством мышления приводят к осознанию грубоматериального мира и, как следствие, происходит формирование сознания, в котором содержится информация о грубоматериальном мире. Это научный, рациональный путь познания. Но и это познание невозможно без синтеза, творчества. Парадоксы на протяжении истории двигали науку быстрее, чем строгие рассуждения. И здесь можно отметить роль личности того или иного открывателя нового. А роль этого человека заключалась в степени развития его Души, чистоты его Души, которая смогла уловить смысл тех или иных явлений, событий, предсказать их, т. е. дать ключ для осмысления этих явлений. Процесс познания и творчества человеком объективной реальности (субъективной реальности Бога) заключается в способности преобразовывать непосредственно данное в конкретно-образное, создавая из обычных впечатлений необычные комбинации.

Воображение представляет собой форму духовной активности человека в познании и творчестве, связанную с воспроизведением прошлого опыта (репродуктивное воображение) и конструктивно-творческим созданием нового наглядного образа, ситуации, потребного будущего (продуктивное воображение). Другими словами, репродуктивное воображение – это наше сознание в данный момент времени, а продуктивное – это развитие нашего сознания (1,с.297). Мысль – это инструмент огромной силы – являющиеся мыслью Бога – она создаёт смысл мира и воздействует на значение явлений и на движение этого мира. Академик Г.И. Шипов пишет: «Уравнения, описывающие мысль, нелинейны. Это говорит о том, что мысль может влиять сама на себя, то есть представляет собой самоорганизующуюся структуру, способную жить своей жизнью»(19). Мысль способна приводить в движение материю. Несмотря на то, что материя движется под воздействием объективных влияний, причиной этого движения служит сама мысль. Приведем наглядное доказательство этому. Пошевелив пальцем, руки мы приводим материю в движение, т. е. при помощи мысли мы привели в движение материю своих пальцев. Конечно, из этой цепочки выкинут целый ряд, происходящих процессов между осознанием мыслью пошевелить и самим шевелением, таких как нервный импульс, мышечный рефлекс. Благодаря нервному импульсу и происходит сгибание пальца под воздействием мышцы. Но факт остаётся фактом, воздействие мысли привело к целому каскаду материальных событий. Нематериальное (тонкоматериальное) вызвало вполне ощутимое материальное движение. Но это касается единой структуры – человека, т. е. цепочка: мысль – нервный импульс – сокращение мышцы – сгибание пальцев, относятся к единой структуре – человеку (13, с. 57–58). Но как быть с предметами, объективной реальностью, которая находится вне структуры человека, усиливающей материальные проявления мысли. С объективным миром мы не связаны нервными окончаниями, грубоматериальными связями. В теории миропостроения мы усвоили, что объективный мир является субъективным миром Бога, Мир Един, объединен процессами, причиной которых является Сознание Мира – Бог. Любой объект является частью мира, пребывающего в постоянном движении, т. е. является «пальцем», при рассмотрении структуры человека. А «нервные импульсы» порождающие длинную цепочку реакций по типу усиления сигнала – это Сознание Бога. Человек является частью мира и мысль человека – это мысль мира, поэтому она способна оказывать влияния на события, то есть движение материи в любой части мира, и ограничением выступает только то, что не все события способны стать объектом внимания человека. Рассмотрим сам механизм воздействия мысли на объективную реальность. Но сначала дадим определение понятию мысль.

МЫСЛЬ – ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ТОНКОМАТЕРИАЛЬНЫХ ЭНЕРГИЙ, ЭНЕРГИЙ ФИЗИЧЕКОГО ВАКУУМА, ПРЕОБРАЗОВАННЫХ ПОСРЕДСТВОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ, ОСНОВАННОГО НА ОЩУЩЕНИЯХ ПОСРЕДСТВОМ МЫШЛЕНИЯ, ЗАВИСЯЩИМ ОТ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ, СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ, В ЕДИНУЮ ЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ ТОНКОМАТЕРИАЛЬНОГО МИРА.

Трансперсональная психология рассматривает мысль человека как мощную силу, как энергетическую волну, а разум – как электромагнетический бесконечный континиум, окружающий весь наш мир, включая всех людей, животных и все объекты неживой природы. Поле движущихся волн каждого существа имеет свою частоту, и волны, излучаемые мозгом, направляются каждым человеком, чтобы возбудить соответствующий отклик. Причем излучения мозга не имеют ограничений во времени и пространстве(6,с.431).

Воздействие мысли в грубоматериальном мире оказывает само по себе слабое влияние, это влияние проявляется на уровнях тонкоматериальной составляющей мира – уровни физического вакуума, первичных торсионных полей и Бога. Для того чтобы процесс принял заметный характер в грубоматериальном мире, он должен пройти долгий ряд усиливающих реакций, тогда событие проявит себя. Следовательно, требуется Время. Единственный способ, которым мысль может запускать процесс в материи, является смещение вероятности процессов. Так обычно устроены тонкие рецепторы – достаточно перевеса в несколько молекул и процесс стартовал – то есть срабатывание происходит «как бы» случайно. ПЕРВЫЙ ФАКТОР ВОЗДЕЙСТВИЯ МЫСЛИ В ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ – ЭТО ВРЕМЯ.

ВТОРЫМ ФАКТОРОМ ЯВЛЯЕТСЯ СОБЛЮДЕНИЕ ГРАНИЧНЫХ УСЛОВИЙ. Существуют законы мира, которые нерушимы, на которых зиждется работа мира – ЭТО ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЗНАНИЯ БОГА.

Чудо – это не нарушение законов, а место и время вполне естественного, хоть и маловероятного события, вызванного воздействием мысли. Мысль создаёт, учитывая логику мира, порождает событие, т. е. открывает путь возможному событию.

ТРЕТИМ ФАКТОРОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЭНЕРГИЯ. Для увеличения упорядоченности одного уровня нужно разрушить упорядоченность более низкого уровня, посредством чего извлекается энергия. Совершенствуя своё сознание, изменяя своё сознание от простого к сложному, познавая, мы высвобождаем энергию для более сильного воздействия мысли. Т. е. человек совершенствуя своё сознание обретает Веру – Энергию мысли, и чем развитие сознание, тем более невероятное событие для обыденного сознания – чудо– может вызвать человек. В какой степени происходит воздействие мысли зависит от степени развития сознания человека. Отсюда следует, фактор 4.

ЧЕТВЕРТЫМ ФАКТОРОМ ЯВЛЯЕТСЯ СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ. Мысль должна иметь достаточную силу, должен быть какой-то эмоциональный потенциал, разность потенциалов, для того, чтобы мысль обрела силу – плохо – хорошо. Максимальной силой воздействия обладает эмоциональный потенциал стремящийся к необходимости. Таким образом, ЭМОЦИЯ ПРИДАЁТ СИЛУ ВОЗДЕЙСТВИЮ.

Пятым ФАКТОРОМ ЯВЛЯЕТСЯ ХАРАКТЕР МЫСЛИ. Мысль должна быть Созидающей, т. е. ВЕКТОР РАЗВИТИЯ МЫСЛИ ДОЛЖЕН СОВПАДАТЬ С ВЕКТОРОМ РАЗВИТИЯ МИРА, а развитие мира происходит в сторону ДОБРА И СОЗИДАНИЯ.

Рассмотрим доказательство воздействия мысли на объективную реальность с точки зрения понятия энтропии. Энтропия стремится распределиться по объему равномерно. Мысль– это процесс огромной упорядоченности, следовательно, изменяя распределение этой упорядоченности, т. е. направляя мысль, мы вынуждаем и энтропию изменить ареал своего распространения. Энтропия реализуется за счет случайности, статистического распределения событий. А мысль, воздействуя на случайность, направляет её в нужное русло (13,с.61).

МЫСЛЬ ЧЕЛОВЕКА, КАК ЧАСТЬ ОДНОЙ ИЗ МЫСЛЕЙ БОГА, МОЖЕТ ВОЗДЕЙСТВОВАТЬ НА СОБЫТИЯ НЕПОСРЕДСТВЕННО, БУДУЧИ ОБРАТНОЙ СТОРОНОЙ ЛЮБОГО ФИЗИЧЕКОГО ПРОЦЕССА. Размер и дистанция воздействия мысли не ограничены. Она воздействует на события на уровне изменений их вероятности, вследствие чего, для успешности воздействия необходимо учитывать ряд факторов: время, возможность, энергию, силу и созидательность (13,с.62). Обратим особое внимание на то, что все эти факторы воздействия, конкретным человеком, напрямую зависят от степени развития сознания человека, которое мы более подробно рассмотрим в следующей главе.

Все указанные факторы мысли являются неотъемлемыми условиями продуктивности воображения. Мы уже отмечали, что продуктивное воображение – это конструктивно-творческое создание нового наглядного образа, ситуации, потребного будущего. Одним из понятий продуктивного воображения является интуиция. Что есть интуиция? По определению, интуиция – это способность постижения истины путем не прямого усмотрения, без обоснования с помощью логического умозаключения (1,с. 299). Подразделяют интуицию на чувственную и интеллектуальную. Интуиция чувственная – это предчувствие опасности, угадывание неискренности, благорасположения. Она основывается на тонкоматериальных ощущениях физического вакуума, в основном силового воздействия. Интеллектуальная интуиция – это мгновенное решение практической, научной, художественной, вообще какой-либо задачи, которая основывается на открытии ключа к познанию мира, т. е. Божественного смысла, который имеется в Душе человека. И чем чище Душа человека, тем больше у него развита интуиция. Чем более сложным является его Сознание, тем большим количеством смысловых ключей он обладает, тем ближе его Сознание к Сознанию Бога. Творчество, Синтез связан с Развитием Души или Степенью очищения Души. По поводу интуиции физик-теоретик академик РАН Г.И.Шипов указывает, что интуиция – это способность проникать через барьер между сознанием и подсознанием. Интуиция помогает установить связь с подсознанием и, тем самым, получить доступ к источнику знания.

ТВОРЧЕСТВО ЧЕЛОВЕКА ЗАВИСИТ ОТ ЕГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОТ ЕГО СОЗНАНИЯ, КОТОРОЕ ЯВЛЯЕТСЯ ФУНКЦИЕЙ СТЕПЕНЕЙ СВОБОДЫ, РАЗВИТИЯ ТОНКОМАТЕРИАЛЬНЫХ ОЩУЩЕНИЙ И ЧИСТОТЫ ДУШИ.

Чем выше развито сознание, тем большим количеством ключей оно обладает, тем большее количество информации человек может извлечь из собственной Души, которая является частью Мировой Души – Бога.