Вы здесь

Культура как стратегический ресурс. Предпринимательство в культуре. Том 2. Культура как стратегический ресурс развития в XXI веке ( Сборник статей, 2015)

Культура как стратегический ресурс развития в XXI веке

Уже первые десятилетия XXI столетия убедительно показали, с какими сложными проблемами будет сталкиваться человечество в этом веке.

После окончания опасного для самого существования человечества противостояния моделей социального развития в ХХ в., после окончания холодной войны, вместо, казалось бы, логичного снижения общего градуса напряженности и периода мирного «залечивания ран» и «штопанья дыр», на мир сразу же обрушились новые серьезные испытания. Как обычно бывает, чем сложнее социальная напряженность, тем сильнее действуют природно-климатические катаклизмы.

Поэтому вполне понятно стремление выяснить все резервы позитивного развития в XXI в. И тоже вполне логично желание рассмотреть возможности культуры как одного из таких резервов.

В понятие «культура» обычно вкладываются три главные ее трактовки.

Во-первых, под культурой понимают общую систему жизни человека и человечества, способ, форму этой жизни. Тут «культура» становится близкой понятию «цивилизация».

Во-вторых, под культурой понимают только интеллектуальную, информационную часть системы жизни. В этом случае в понятие «культура» входят наука, идеология, религия, оккультные воззрения и т. д.

В-третьих, под культурой понимают только ту часть духовного мира и деятельности человека, которая противостоит и логичной науке, и разного рода верованиям. В английском языке черта проведена четко: есть два слова: наука – «science» и искусство – «art».

При этой третьей интерпретации под культурой понимаются внелогические способы и системы познания и осмысления действительности – прежде всего литература, музыка, изобразительное искусство и т. д.

В истории человечества роль культуры как еще одного способа познания мира и его преобразования всегда была очень значительной. Культура как бы восполняла все то, чего человек не мог добиться в науке, в идеологии, в верованиях.

При этом постоянно делались попытки «подмять» под себя культуру и со стороны прагматики (экономика, государство и т. п.), и со стороны религии, и со стороны науки. Но попытки сделать культуру «придатком» чего-то (в советскую эпоху – прежде всего идеологии) всегда оказывались ограничителями культуры, сужали сферу ее воздействия, ограничивали ее развитие и ее возможности как компонента цивилизации.

Особенно острой становится потребность в культуре в переломные эпохи смены цивилизаций. Всякий выход за пределы принятого, устойчивого, правильного, нормированного всегда выявляет ограниченности и идеологических моделей, и религиозных систем, и науки. И всякий раз человечество обращается к культуре, стремясь восполнить образовавшиеся разрывы. И восприятие через культуру дает человеку очень много.

Современная эпоха начавшегося XXI в. характерна именно такими масштабными переменами, перед которыми оказываются ограниченными возможности других сфер, даже науки.

Грандиозные трансформации в экономике требуют осмысления самих основ ее места в жизни человека, а для этого – осмысления смысла жизни. Традиционной концепции «экономического человека» все чаще противостоит представленный в культуре другой человек, сознательно ограничивающий свои потребности и даже саму численность своей популяции.

Традиционным представлениям о науках и верованиях как высших ценностях, определяющих отношение к войне и миру, которые оказываются недостаточными при непрерывных конфликтах и антигуманных акциях, противостоит формирующийся в культуре новый образ человека как гражданина мира, достойного и выхода в космос, и контактов с внеземными цивилизациями.

И какую бы проблему ни взять: проблему взаимоотношений полов и их равноправия, проблему молодежи и ее места в обществе, проблему убогости политических моделей и ограниченности национальных подходов, – везде мы ощущаем недостаточность традиционного, потребность в принципиально новых подходах. Соответственно, мы обращаемся не только к логическому анализу, не только к науке, не только к религии и оккультизму, но и к культуре.

И очень символично, что именно в культуре сформировались такие потенциально наиболее перспективные современные подходы, как философия экзистенциализма, враждебного потребительству; восприятие природы как первозданной ценности, преодоление одностороннего человека класса и человека идеологии и появление «всемирного человека», народа-«богоносца» и т. д. и т. п.

Особенно существенно значение культуры для нас, в России. Именно Россия оказалась в наиболее сложном положении при выходе из государственно-бюрократического социализма и поиске вариантов постиндустриального строя. Именно у нас «ломались зубья» и «тупились лезвия», казалось бы, наиболее проверенных концепций и моделей. И – я уверен – без привлечения всего арсенала культуры, без мобилизации великих традиций замечательной культуры России нам наших проблем не решить.

Является фактом, что именно наша культура наиболее глубоко и развернуто, убедительно показала неприемлемость государственного социализма – и в «Собачьем сердце» Михаила Булгакова, и в «Как закалялась сталь» Николая Островского. Именно наша культура словами Владимира Высоцкого в песне «Охота на волков» сформулировала главную проблему эпохи: выйти за «красные флажки», т. к. «жажда жизни сильней».

Не приходится сомневаться, что и будущие проблемы России XXI в. могут быть и осмыслены, и решены при обязательном участии культуры.


Гавриил Харитонович ПОПОВ,

доктор экономических наук, профессор, президент Международного университета в Москве