«В Пензе – вся история России…».
«Многообразное культурное наследие, сохраненное в Пензе … делает ее важнейшим центром культуры Российской провинции».
«Прекрасный город на свете».
«Я ничего более не желаю, как провести и кончить остаток дней моих в Пензе».
«Гостеприимная Пенза».
«Прекрасные доброжелательные люди в Пензе».
«Чистота, приятное местоположение придают городу веселость и красу».
«Пенза – моя вдохновительница … мой Парнас».
1. Культура Пензенского края (краткий очерк)1
1.1 Страницы истории.
1.2 Понятие провинциальной культуры: Пензенский край как провинция.
1.3 Основные тенденции развития культуры в Пензенском крае.
Буртасы, говор, засека, казачество, колонизация, крепость, культурное гнездо, мокша, Пензенский край, провинция и центр, срединность, усадьба, эрзя, этнос.
1.1 Страницы истории
Пензенский край – это название, которое объединяет в себе и историческую, административно-территориальную структуру города Пензы и Пензенской области. Наша земля в различные периоды своей истории имела и разные границы в силу социальноисторических изменений, происходивших в ней или конкретно в нашем регионе. Принадлежа к Среднему Поволжью (р. Сура впадает в Волгу), наш край разделил общую судьбу этих мест. Его исконным населением были, в основном, эрзя и мокша, две подгруппы единого этноса, известного Западной Европе со Средних веков под названием «mordens». Самое древнее упоминание об этом народе содержится в труде известного историка VI в. н.э. Иордана, по происхождению остгота или алана. В X в. византийский император Константин Багрянородный в труде «Об управлении империей» упоминает страну Мордия – Mordi.
Современная археология указывает на то, что формирование мордвы происходило по междуречьям Оки, Волги, Цны, Суры, Алатыря. Эрзя и мокша как основные, но не единственные группы мордвы, говорят на разных, хотя и родственных языках. Между ними существует и некоторые различия антропологического характера. С древнейших времен эрзя селились в бассейне реки Суры, а мокша – в бассейне Мокши.
«Повесть временных лет…», упоминая о местоположении мордвы, указывает и на ее даннические отношения с Русью: «А по Оце реце, где втечеть в Волгу … мордва свой язык А се суть инии языцы, иже дань дают Руси: чудь меря, весь, Мурома, черемись, мордва…». Рассказывая о мордве под 1103 г. летописец сообщал: «того же лета бися Ярослав с мордвою месяца марта в 4 день и побеженъ бысть Ярослав». Русские источники XII-XIII вв. называют имена племенных князей мордвы – Пуреш и Пургоз (Пургаз), которые затеяли междоусобицу. Данные источников свидетельствуют о том, что с XIII в. часть мордовского населения входила в состав Рязанского и Нижегородского княжеств. После событий 1236 г. мордва попадает под иго Золотой Орды и только со времени падения Казанского ханства (1552 г.) она добровольно входит в состав Русского государства [Голубева, Л.А. Мордва / А.Л. Голубева // Археология СССР с древнейших времен до средневековья в 20 т. Финно-угры и балты в эпоху средневековья / Под общ.ред. акад. Б.А. Рыбакова. – М.: Наука, 1987. – С. 97].
Более сложная история у другого этноса, издревле населявшего земли Пензенского края – татар. Здесь смешалась история тюрко-язычных и монголо-язычных племен. В начале XX в. считалось, что «Татары – собирательное имя для целого ряда народов тюркского происхождения с примесью монгольских элементов, говорящих на тюркском языке и исповедывающих ислам. В V в. под именем Та-та или Татан (отсюда, вероятно, и происходит слово «татары») разумелось у китайцев монгольское племя, обитавшее в северо-восточной части Монголии и отчасти в Маньчжурии… В XI в. татары покорены тунгузами и отчасти переселились в Юго-Западную Монголию [Малый энциклопедический словарь. – Т.2. – Вып. 4. – Изд. 2-е, перераб и доп. – СПб: Изд. Брокгауз – Ефрон, 1909. – Столбец 1688]. Естественно, в XII в. это племя было включено в империю Чингисхана.
В конце XX в. этногенез татар на основе достижений таких наук, как история, этнография, этнология и археология стал рассматриваться под несколькими ракурсами. Во-первых, это процесс проникновения тюрок в Среднее Поволжье в 1-й половине I тысячелетия н.э. под тюрками понимается группа народов, говорящих на особых тюркских наречиях. Достаточно сказать, что область их расселения протянулась от Средиземного моря до бассейна Лены и что это одна из ветвей урало-алтайских народов. К тюркам относились булгары, переселившиеся в VII – VIII вв. из степей Северного Кавказа и Приазовья на территорию левобережья Волги. Но здесь уже и ранее жили как тюркские и финноугорские племена, с которыми и стали соседствовать. В X в. новопоселенцы создают государство, вошедшее в историю под названием Волжской Булгарии. Ее ждала печальная судьба: под ударами монголо-татар Волжская Булгария в XIII в. закончила свое существование. Ее знаменитые города – Бумар, Биляр, Сувар и др. – были разрушены завоевателями, а население частично уничтожено и многие уведены в плен. Те, кто уцелели, ушли в леса севернее Камы или в районы на правом берегу Волги. Правобережные булгары положили начало чувашам. «Казанские татары своим происхождением также связаны с местной поволжской средой. Непосредственными предками их являются булгары, отошедшие после разгрома Волжской Булгарии в лесные области к северу от нижнего течения Камы. Там они смешивались с местным финно-язычным населением – луговыми марийцами и удмуртами.
Вторгшиеся на территорию Среднего Поволжья монголы не оказали заметного влияния на формирование поволжских или казанских татар, в антропологических типах которых не прослеживаются черты центрально-азиатского монголоидного типа, к которому принадлежали монголы. Незначительную роль в их этногенезе сыграли турко-язычные кипчаки, составлявшие основное население золотой Орды. Сам этноним «татары» связан с одним из домонгольских племен. В эпоху походов Чингисхана и его преемников этим термином стали обозначать население Причерноморско-прикаспийских степей» [Козлова, К.И. Неславянские народы европейской части СССР / К.И. Козлова // Этнография. Под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. – М.: Высшая школа, 1982. – С. 245-246].
Мы привели лишь небольшой материал, характеризующий процесс раннего заселения и освоения территорий, условно названных Пензенским краем, но уже из этой малой части от огромного числа научных данных перед нами предстает сложная, очень интересная картина взаимодействия племен и народов древней истории и культуры на территории края.
Собственно Пенза как крепость возникла на берегу одноименной реки (Пензы), которая неоднократно меняла русло, как и более полноводная Сура, которой теперь и суждено протекать по основной линии протяжения города. История Пензы и края получила широкое освещение не только в специальных трудах, но и в учебниках, учебной литературе для школ и вузов. Это облегчает задачу авторов данного курса культурологии в изложении основных событий пензенской истории.
Итак, после падения Казанского ханства территория Московского государства продвинулась далеко на Восток. Однако новые рубежи требовали постоянной защиты от недругов, в основном – кочевников «Дикого поля», ногайцев, кубанцев и крымчаков. Новая Русь создает удивительное фортификационное сооружение, с которым можно сопоставить разве только что Великую Китайскую стену. Таким сооружением был земляной вал, протянувшийся от Азова до юго-восточных окраин страны. Местами он, повидимому, прерывался, местами его заменяли или, напротив, дополняли засеки. Засеки в лесистой местности представляли собой срубленные деревья, лежавшие в беспорядке или, напротив, наложенные друг на друга рядами, ощетинившимися верхушками деревьев против вражеской конницы, да и пехоты.
Военная история нашего края связана с казачеством и другими «служилыми людьми» разных национальностей, которые защищали порубежье государства в городе-крепости Пензе, возникшей, согласно традиционным данным, в 1663 г. Новый город был центром, где мирно соседствовали представители разных национальных культур, объединенные идеей мирного труда под защитой государства и сами защищавшие государство и себя. Соединение в одном лице землепашца, строителя и воина воплощено в памятнике Первопоселенцу, теперь уже привычному символу, культурному знаку нашего города. Что же за люди населяли крепость и посад в XVII в.? Это были стрельцы, пушкари, засечные сторожа, казаки, солдаты, станичники, среди которых мордва и татары, дворяне, служилые и ясачные чуваши, марийцы и др.
Планомерная колонизация края, проводившаяся правительством, сопровождалось раздачей земель приближенным государя. Такие «дачи» на здешних землях получили видные московские фамилии: Куракины, Нарышкины, Голицыны, Долгорукие, Апраксины и др. Новые хозяева выводили своих крепостных крестьян и селили их на «дачных землях». К 1710 г. в нашем регионе проживало около 90 тыс. человек в 600 населенных пунктах.
В августе 1717 г. пензенское население оказалось на грани катастрофы. Огромное количество кубанцев совершило набег, взяв в плен 5327 человек обоего пола и убив 398. Крымский хан, организовавший «кубанский погром» на пензенских землях, не смог добиться главного – город не сдался, он выстоял, выдержав удар 14-тысячной армии противника. Защитниками города были люди разных сословий и разных национальностей, объединенных идеей защиты своей земли, своего социально-культурного пространства. Страшная по тем временам убыль населения пополнилась выходцами из Воронежской, Новгородской, Московской, Санкт-Петербургской, Архангелогородской, Киевской и Казанской губерний. Все это дало повод культурологу, профессору Н.М. Инюшкину прийти к следующему выводу: «До сих пор в диалектном ландшафте Пензенской области заметны три основных типа говоров – среднерусский, северно-русский и южнорусский. Но и соединение, фонетический и лексический синтез налицо. Южные (акающие) и северные (окающие) приучили местное население пропевать гласные; местная манера произношения, соединенная с южно-русскими диалектами, придала русской речи певучесть» [Инюшкин, Н.М. Провинциальная культура: взгляд изнутри / Н.М. Инюшкин. – Пенза, 2004. – С. 59-60].
В истории нашего края нашли свое местное и богатое отражение такие исторические события, как восстания под предводительством Степана Разина и Емельяна Пугачева, Отечественная война 1812 г., Первая мировая война, Октябрьская революция и Гражданская война, и самая страшная последняя война – Великая Отечественная. Ну и конечно все, что качалось всей страны от центра до окраин. Судьба Пензенского края неотделима от судьбы всей России. Но есть важная особенность, которая делает нашу культуру несколько отличной от той, что получила развитие в центре, а таковых в России два – Москва и Санкт–Петербург.
1.2 Понятие провинциальной культуры: Пензенский край как провинция
В изложении данного материала авторы опираются на монографию профессора М.Н. Инюшкина, которая упоминалась выше. В ней отражена многолетняя работа автора по исследованию огромного материала как наличной действительности, так и представленного в виде трудов предшественников. Поскольку работа носит глубокий аналитический и обобщающий характер, мы отсылаем заинтересованного читателя непосредственно к этому труду. В нашем же учебном пособии мы касаемся отнюдь не всех его сторон, а большей частью, материал дается конспективно в целях популяризации сложных культурологических теоретических построений автора.
Итак, говоря о культуре Пензенского края, мы должны помнить, что имеем дело с особым миром культуры, а именно – культурой провинциальной. Как же она определяется? Каковы ее отличия от культуры столичной, центральной? Ведь первое, что приходит на ум, когда идет речь о местах, удаленных от столицы, это словосочетание «глухая провинция». С этой стороны характерно высказывание, приводимое в упомянутом выше труде, сделанное по поводу оценки провинциальной жизни выдающимся мастером слова В.П. Астафьевым: «Провинция – это как угарная баня, можно угореть до смерти… Если тебе начинает нравиться местная жизнь, местная речь, местный театр, местная газета – беги, не поддавайся этой сладости». Действительно, легко и жителям крупных культурных центров представить жизнь провинции, взяв в руки сочинения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова… Она, бедная российская глубинка, почти всегда готова заглушить чертополохом обыденного бытия первые же ростки таланта или гения, просто свести с ума монотонной безысходностью серого неинтересного существования.
Но всегда ли и вся ли провинция такова, и какую роль играет ее культура или культура центра в ней? Вот и начались они – сложные вопросы, на которые до сих пор нельзя дать однозначных ответов. Здесь уместно привести слова В.Г. Короленко, который «смотрел на провинцию как на реальную основу России, пытался увидеть диалектику взаимосвязи центра и периферии: "Идеи, зарождающиеся в столицах, проникают в провинцию, откладываются здесь, накопляются, растут и часто потом питают самые центры этой живой, сохранившейся силой тогда, когда в столицах источники порой уже иссякли… Жизнь – всюду! Есть жизнь и в столицах – кипучая и интересная! Но тут есть одна черта существенного отличия: то, что в столице является, по большей части, идеей, формулой, отвлеченностью, – здесь мы видим в лицах, осязаем, чувствуем, воспринимаем на себе. Поэтому поневоле то самое, что в столице является борьбой идей, здесь принимает форму реальной борьбы живых лиц и явлений"» [Указ. соч., С. 26].
Одни выдающиеся русские мыслители (В.О. Ключевский, В.Г. Короленко и др.) верили в провинцию, ее чистоту, творческие силы, другие – нет. Но так или иначе без провинции нет центра и напротив. Поэтому очень важно отметить идею взаимосвязи центральной (столичной, городской) и провинциальной (нестоличной, сельской) культурой. В целом же, можно сказать, что культура измеряется не столько количественно, сколько качественно. Например, когда о ком-то говорят как о малокультурном или человеке низкой культуры, то это чаще всего является синонимом бескультурия. Да и кому из нас не приходилось встречать в просвещенных столицах отъявленных хамов, а в глухой провинции – людей с прекрасным чувством такта. Конечно, здесь речь идет о частных случаях и свойствах носителей – субъектов культуры, больше о культурности, а не о культуре в целом.
Поскольку, как уже не раз отмечалось выше, существует едва обозримое число определений культуры. Было бы напрасной попыткой выделить одно универсальное определение провинциальной культуры. Однако современный исследователь культуры нашего края в упоминавшейся монографии выделяет, на наш взгляд, объективные признаки, опираясь на которые, можно точно указать на предмет исследования. Перечислим эти признаки:
1) ограниченность и обозримость культурного пространства;
2) единство культурного и природного пространства;
3) многообразие связей с этническими традициями;
4) включенность культуротворчества в повседневность провинциальной жизни;
5) приближенность культурных процессов к человеку;
6) ощутимость личного участия в культурной жизни;
7) недостаточность культурной информации;
8) вторичность культурной информации.
Из всех качеств провинциальной культуры автором особо выделяется ее «срединность». Что же такое «срединность»? Это своеобразный синтез местного и привнесенного, т.е. провинциального и центрального (столичного) в культуротворческом диалоге. Срединность означает и адаптацию, подчас именно творческую некоторых столичных новшеств к условиям собственной бытовой среды. Еще одним знаковым элементом срединности выступают, по мнению автора, «культурные гнезда». Этот термин был введен в советское искусствоведение Н.К. Пиксановым в конце 20-х гг. XX века. Он обратил внимание на то, что если в провинции формируется творческий литературный кружок, собирается группа талантливых музыкантов и т.д., то такие явления и представляют собой «культурные гнезда». Это яркое проявление культуртворческих способностей провинции.
К «культурным гнездам» относятся и провинциальные дворянские усадьбы, зачастую концентрировавшие в себе ярчайшие проявления общероссийской культурной жизни. На Пензенской земле примерами таких «гнезд», характерными для дворянской провинциальной культуры, являются усадьбы в Зубрилове (владельцы – князья Голицыны) и в Надеждино (у князей Куракиных). Здесь в конце XVIII века были устроены целые дворцовые комплексы, в которых был заметен отблеск славных столиц Европы. Но не только это делало данные места «культурными гнездами»: их посещали и в них зачастую создавали свои произведения выдающиеся деятели искусства XVIII и XIX вв., носители культуры элитарного типа, создатели культурных новаций (Г.Р. Державин, И.А. Крылов и др.).
Своеобразным «культурным гнездом», созданным Е.А. Арсеньевой, была ее усадьба в Тарханах. Именно здесь М.Ю. Лермонтов и мальчики из дворянских семей родственников и соседей получали домашнее образование, фундаментальность которого не вызывала сомнений: Лермонтов мог сдать экзамены в престижное столичное учебное заведение – Московский университетский благородный пансион.
Итак, мы относим Пензенский край к провинции в том значении слова, когда периферия противопоставляется центру. Но это отнесение имеет вполне относительный характер, поскольку Пенза как областной центр является своеобразной культурной столицей для районов, а районные центры – «столицы» для сел и деревень. Это показывает, что пространство, на котором культура бытует и распространяется, может иметь определенную системную организацию, содержащую в себе многоуровневые культурные связи и взаимовлияния.
1.3 Основные тенденции развития культуры в Пензенском крае
В первом параграфе данного раздела мы познакомились с тем, что можно назвать «археологией» культуры: каждый этнос на заре своего существования создает определенный способ и инструментарий деятельности, направленной на преобразование природы. Материальные следы этой деятельности и принято обычно называть культурой в узком, археологическом, смысле. В широком же плане с культурой Пензенского края нам предстоит познакомиться в данном параграфе. При отборе феноменов культуры мы будем больший акцент делать на тех из них, которые вышли за рамки нашего региона и стали достоянием общероссийской и даже мировой культуры.
Поскольку за рубежом визитной карточкой нашей культуры стала еще в XIX в. русская классическая литература, то уместно начать с великих имен мастеров художественного слова, писателей и поэтов, чьи судьбы неразрывно связаны с Пензенским краем. Это А.Н. Радищев (с. Верхнее Аблязово, ныне Радищево, Кузнецкий район), М.Ю. Лермонтов (с. Тарханы, ныне Лермонтово, Белинский район), В.Г. Белинский (г. Чембар, ныне г. Белинский). Это «звезды первой величины». Но нам, россиянам, близки и дороги имена и таких ярких представителей русской литературы, как Н.С. Лесков, В.А. Слепцов, А.И. Куприн… Посетители Объединенного литературного музея Пензенской области будут поражены тем богатством литературных связей, которыми по праву гордится наша земля. Подробно об этом рассказывает книга знаменитого пензенского краеведа-писателя О.М. Савина «Пенза литературная», выдержавшая уже несколько изданий.
В 70-90-е гг. XX в. Государственный архив Пензенской области опубликовал подборки документов по истории и культуре Пензенского края. Это такие сборники, как «Пензенский край: XVII в. – 1917 г.», «Пензенский край: 1917-1977», «Культурное строительство в Пензенском крае: 1917-1939» и др. издания. В 1985 г. Научно-исследовательский институт культуры РСФСР выпустил «Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Пензенская область», где в сжатой форме нашла отражение колоссальная работа пензенских краеведов, архивистов, ученых вузов по сбору и анализу информации, относящейся к культуре нашего края.
В XVII в. главный упор делался на укрепление материальных основ пензенской провинциальной культуры: строились фортификационные сооружения, применялись современные методы обороны и наступления (засечные черты, типовые планы крепостей, регулярная воинская служба), развивалось сельское хозяйство, торговля, строительное дело, налаживалось судоходство на р. Суре. Духовная культура этого времени носила, в основном, религиозный характер. Она сосредоточивалась в монастырях и храмах, которые возникали как в самом городе, так и в регионе. В 1780 г. в Нижнем Ломове открыто духовное училище и семинария. В 1806 г. в Пензе открыты духовные учебные заведения.
Культура светского типа начала развиваться более интенсивно к концу XVIII в. Она выражалась в наличии дворянских усадеб, сосредоточивших в себе интенсивные формы культурной жизни столичного или даже европейского образца, преломленные через призму локального мировосприятия и миропереживания. Это выразилось в наличии крепостных театров – настоящих и временных, театров домашних, организации балов, литературномузыкальных вечеров и т.п. Дарование Екатериной II привилегированного положения дворянству побудило его к большему вниманию в обустройстве своей личной жизни. В провинции, как и в столице, обособление дворянской и народной (крестьянской) культур шло нарастающими темпами. Конечно, социальноэкономически и политически этот раскол и расслоение были фатально обусловлены.
Однако XVIII век был веком, когда впервые совпали исторические «часы» России и Европы: и там и здесь наступил век Просвещения. Несмотря на серьезные различия русского и западноевропейского Просвещения, общая просветительская направленность этого широкого социально-культурного движения проявилась и в пензенской провинции. В Пензе в 1786 г. открывается Главное народное училище, при нем образовывается благородный пансион для детей дворян, затем появляется гимназия. В 1820 г. начинает функционировать училище садоводства, куда пензенские помещики за сравнительно большую плату отправляли учиться своих крестьян. Культурно обустроенная территория многих помещичьих усадеб в Пензенской губернии XIX – нач. XX вв. – дело рук садоводов из крепостных, когда-то прошедших выучку в знаменитом на всю Россию Пензенском училище садоводства.
По статистическим данным в 1856 г. в нашей губернии было 133 средних и низших учебных заведения. Но Пенза всегда мечтала об университете: ментальность высшего сословия – дворян – представляла город как некие «Мордовские Афины», чтобы нести свет просвещения в народные массы, в том числе – и коренному населению этих мест.
Как на исторический казус можно теперь смотреть на указ Екатерины II от января 1786 г., которым предписывалось открыть в Пензе университет. И это в ту пору, когда в городе не было ни одного учебного заведения. Но, видимо, этот указ великой императрицы, считавшей себя другом французских просветителей и многое делавшей в духе времени, генетически обусловил последующие, вплоть до реальности XX в. так тревожившие пензенскую публику слухи: вот де «там, наверху» собираются открыть в Пензе университет. Но случилось это более, чем через два века, когда в нашем городе и области возникла особая образовательная среда, сформировавшая свои научные интересы, направления исследований, научные школы.
1. Как формировались этносы Пензенского края?
2. Расскажите о возникновении и развитии г. Пензы.
3. С какими событиями русской истории связан Пензенский край?
4. Каковы признаки провинциальной культуры?
5. Назовите важнейшие «культурные гнезда» Пензенского края.
6. Назовите виднейших деятелей литературы и искусства Пензенского края.
1. М.Ю. Лермонтов и Тарханы.
2. В.Г. Белинский и Пензенский край.
3. Пензенский край в жизни и в творчестве А.Н. Радищева.
4. Пензенские корни творчества А.И. Куприна.
5. В.О. Ключевский: выдающийся деятель науки Пензенского края.
6. В.Э. Мейерхольд: гений и время.
7. Дворянские усадьбы Пензенской губернии.
8. Образование в Пензенской области.
9. Культура моего района (города, села) – по выбору студентов.
10. Деятели науки Пензенского края.
11. Памятники природы Пензенского края.
12. Знаменитые люди района (города, села) – по выбору студентов.
13. Архитектура в Пензенском крае.
14. История одного музея (по выбору студентов).
15. Пензенский край в истории России.
1. Какой летописный свод повествует об отношениях мордвы с Русью?
а) «Поучение Владимира Мономаха».
б) «Моление Даниила Заточника».
в) «Хроника Георгия Амартола».
г) «Повесть временных лет».
2. Исконное население Пензенского края –
а) эрзя и салары.
б) эрзя и мокша.
в) мокша и кумыки.
г) эрзя и мордва.
3. Тюрки – это:
а) группа народов, исповедующих ислам.
б) группа народов, говорящих на тюркских наречиях.
в) этноязыковая общность, сформировавшаяся на территории Алтая.
г) этноязыковая общность, сформировавшаяся на территории Средней Азии.
4. В каком веке в Пензенском крае начала интенсивно развиваться культура светского типа?
а) XVI в.
б) XVII в.
в) XVIII в.
г) XIX в.
5. Засека –
а) земляной вал вокруг крепости.
б) препятствие, образованное деревьями.
в) наружный ров крепости.
г) верхняя площадка крепости.
6. «Срединность» провинциальной культуры –
а) синтез западных и русских культурных традиции.
б) синтез восточных и русских культурных традиций.
в) синтез местных традиций с новыми культурными традициями.
г) синтез провинциальных и центральных культурных традиций.
7. Кто ввел термин «культурные гнезда»?
а) Н.К. Пиксанов.
б) Г.Р. Державин.
в) И.А. Крылов.
г) А.Н. Радищев.
8. Год основания Пензы –
а) 1563 г.
б) 1660 г.
в) 1663 г.
г) 1665 г.
9. Визитной карточкой Пензенской культуры стала:
а) русская классическая литература.
б) русское изобразительное искусство.
в) русская архитектура.
г) русское оперное искусство.
10. Знаменитые усадьбы Пензенской области –
а) Зубрилово, Царицыно, Коломенское.
б) Останкино, Царицыно, Коломенское.
в) Зубрилово, Тарханы, Надеждино.
г) Надеждино, Тарханы, Царицыно.