Вы здесь

Куда идут русские?. Часть II. Социальный срез (Александр Лапин, 2013)

Часть II. Социальный срез

Глава 1. Старые новые русские

В нашей стране многие упорно не замечают целый класс людей, на которых все и держится

Кто такие новые русские?

Словосочетание «новые русские» для уха современного россиянина столь же привычно, как «реформы» и «кризисы» с «дефолтами». Но по большому счету, мы не задумываемся, что представляют собой те, кого мы так называем. Еще в начале девяностых сформировалось общее представление об этой группе людей как об удачливых дельцах, которые, растащив народную собственность, обрядились в малиновые пиджаки, увешали себя золотыми цепями и сели в шестисотые «мерсы». С тех пор образ этот в общем-то мало изменился. По-прежнему в представлении основной массы населения новый русский – это наглый, нахрапистый воротила, сумевший нажиться на общей беде.

На заре рыночной экономики в России действительно сложился такой тип людей с особой модой, поведением, языком и моралью. Новые русские стали социальным явлением. Неслучайно появился даже словарь их жаргона, а Штирлицу и Василь Иванычу пришлось потесниться, уступив место в любимых народом анекдотах новому герою.

Впрочем, само по себе это явление было не таким уж новым для России – вспомнить хотя бы купца Лопахина из чеховского «Вишневого сада» или дельцов времен НЭПа. Поэтому неудивительно, что тип воротилы в малиновом пиджаке постепенно сошел на нет. Кто-то навсегда уехал за границу, кто-то разорился, кто-то стал жертвой криминальной войны… Те же, кто остался, попросту растворились в народной массе и как-то отошли на второй план, уступив место новым героям.

Первоначальное накопление капитала в России закончилось. И независимо от того, как он был нажит, его сегодняшним обладателям приходится задумываться, во что вкладывать свои средства.

Мой друг несколько лет назад рассказал такую историю. Бандиты, которые «курировали» его бизнес, попросту занимаясь вымогательством, пришли к нему и сказали: «Давай вместе ресторан откроем. Ты мужик дельный. А у нас деньги есть». То есть даже те, кто умеет только «ездить на стрелки» и «ставить на счетчик», тоже пытаются встроиться в нормальную жизнь.


Старый друг лучше новых двух

Но за этим классом пытающихся легализоваться преступников мы как-то не заметили других русских. Тех, которые все эти годы не презрительно поплевывали на всех из окон бронированных «Мерседесов», а работали, не разгибая спины. Эти люди – директора заводов, инженеры, доценты, профессора, офицеры, бывшие комсомольские работники – вполне успешные по советским меркам люди, нашли себя в новых условиях.

Среди моих знакомых немало таких. Кто-то из них был авиастроителем, кто-то – физиком на оборонном предприятии или, как и я, писал статьи в «Комсомолку»… Их объединяет то, что они не захотели, сложив руки, опускаться на дно. Они стали барахтаться. И, не воруя у государства, не кидая своих партнеров по бизнесу, не обманывая собственных работников, сегодня они достигли весьма заметных успехов.

Как назвать этих людей? Вряд ли повернется язык причислить их к описанным выше любителям полублатного жаргона и распальцовки. Некоторые именуют их новыми новыми русскими, подразумевая под этим определением тех, кто уже успел разбогатеть, однако не спешит увешивать себя бриллиантами и каждую копейку вкладывает в производство. У них нет огромных капиталов и нездоровых амбиций, они не покупают «Челси» и не проводят по полгода, нежась под солнцем заморских курортов. Имея все, что положено по статусу, на личное потребление эти люди тратят мизерную часть своих доходов.

Мне кажется, правильнее было бы назвать их старыми новыми русскими.

Как тогда, при социализме, они были работягами, так и теперь тянут свою лямку и ведут за собой других. Успехи некоторых из них уже на слуху, хотя, конечно, это не такие громкие имена, как Ходорковский, Березовский и им подобные. Их судьбой мало интересуется родное государство, за них в случае чего не заступится мировая общественность, но именно они – хребет новой российской экономики, который, нарастив мышцы, поможет стране выпрямить спину. Они ни у кого ничего не просят и сами дают работу миллионам соотечественников.

Бизнес – штука тонкая. Во всем мире им способны заниматься не более 5—10 процентов населения, не говоря уже о предпринимательской деятельности в условиях современной России. Сегодняшние капитаны бизнеса сами барахтались в бурном потоке перемен и, встав на ноги, смогли повести за собой других. Каждый из этих активных и целеустремленных людей – маленький полководец.

Перед моими глазами немало подобных примеров. Николай Сухочев – потомственный крестьянин, с начала 90-х годов занялся фермерством. Брал кредиты, покупал технику, пахал, не разгибая спины, чтобы рассчитаться по долгам. Сегодня его хозяйство – одно из лучших в его районе. Недавно крестьяне из соседнего хозяйства попросили его взять их под свое крыло. Теперь техника Сухочева обрабатывает еще и их поля.

Другой мой знакомый – директор санатория Виктор Скурятин (кстати, заслуженный деятель искусств РФ) – тоже не опустил рук. И когда по всей стране разорились десятки тысяч баз отдыха, его санаторий успешно развивается. У него есть необходимое оборудование, есть бассейн и даже небольшой аквапарк. Работники развивают и собственное хозяйство: пашут землю, держат 600 коров. Как говорится, все играет и пляшет.

Если таким людям хотя бы не мешать, они поднимут Россию. Другое дело, что для этого нужны нормальные законы. Помните французскую картинку в школьном учебнике истории: крестьянин, на шее которого сидит дворянин, а сверху еще взгромоздился священник? Примерно так и у нас сегодня: предприниматель тащит на своей спине бандита, иждивенцев-захребетников и огромную тушу чиновника.

Чего не хватает русскому бизнесу?

Предпринимательство во всем мире имеет общие подходы. Однако и здесь можно выделить некие национальные особенности. К примеру, у многих русских бизнесменов бытует представление, что зарабатывание денег – не самое главное. Многие, дойдя до какой-то определенной планки, теряют интерес к дальнейшему развитию своего дела, которое и так приносит неплохую отдачу. Иностранцы же без раздумий бьются за каждую еще не заработанную копейку.

В чем отличие принципов построения бизнеса в России от общемировых? На мой взгляд, в том, что с самого начала у нас необходимы не деньги, как считают многие, а свежая идея. Во-вторых, главным для каждого предпринимателя должны быть люди. И лишь в-третьих, необходим начальный капитал.

Кроме того, нельзя забывать о социальной ответственности бизнеса. Попросту говоря, нужно делиться. Если один процветает среди тысяч голодных и нуждающихся, у его дела нет будущего. С другой стороны, нужно понимать, что бизнес не богадельня и не собес. Это, если угодно, квинтэссенция жизненной борьбы, в условиях которой люди, как на войне, очень быстро меняются и вырабатывают необходимые для такой борьбы черты характера. Поэтому в бизнесе, конечно, не сахарные люди. Не вышвырнул вора, не уволил пьяницу – вбил первый клин в фундамент своего сегодняшнего благополучия. Помогая работникам по отдельности, забыл об общем благе – довел ситуацию до того, что все они оказались на улице.

Ну и конечно, нужно соблюдать законы: мы не бандиты, которые пытаются выстроить жизнь по понятиям. Чтобы честно смотреть в глаза людям и иметь твердую почву под ногами, необходимо платить налоги и выполнять требования государства. А если что-то не устраивает, нужно менять эту ситуацию, используя предоставляемые тем же законом возможности.

И наконец, всегда нужно идти хотя бы на полшага впереди конкурентов – здесь речь опять идет о свежих идеях.

Помимо всего прочего нелишне помнить, что каждый менеджер накладывает отпечаток своей личности на дело, которым руководит. Поэтому бизнес – это еще и школа самовоспитания. Здесь нужно постоянно совершенствоваться, потому что решения, которые ты принимаешь, способны изменить не только твою собственную судьбу, но и удел многих других людей.

Еще пятнадцать лет назад все это было для нас открытием, а сегодня мы уже на равных разговариваем с бизнесменами из других стран. О чем это говорит? О том, что мы на правильном пути.

Другое дело, что путь к цивилизованному русскому бизнесу очень долог. И чтобы его сократить, нужно помнить главное: мы все русские и пора нам перестать делиться на старых и новых, на левых и правых, на предпринимателей и чиновников. Каждый должен выполнять свою функцию так, чтобы как можно быстрее исчезло сегодняшнее разделение – на нищих и сверхбогатых.

Глава 2. Русские офицеры

В наиболее сложные для России времена ее судьбу во многом определяют именно люди в погонах

Встречаясь с друзьями и выпивая рюмку после бани, мы часто вспоминаем молодость. При этом обязательно и армейское прошлое: многие из моих знакомых либо запасники, либо военные в отставке. И хотя состав нашей компании периодически меняется, в ней всегда есть несколько офицеров.

Сам я тоже капитан запаса. И у нас в стране немало людей, которые когда-то носили или продолжают носить погоны со звездочками. Это неудивительно. В советское время почти при всех вузах были военные кафедры. Подавляющее большинство молодых людей проходили срочную службу. Да и сама армия была очень большая – около четырех миллионов человек.




В результате в обществе образовался целый слой людей, чье влияние в наиболее сложные исторические моменты во многом определяло судьбу России. Это русские офицеры – те, кто служил и продолжает служить Отечеству.

Какова их роль в развитии страны?

Намеренно не останавливаюсь на боевых заслугах русского офицерства: они очевидны, и без того о них немало сказано. При этом наиболее заметные события в истории России также не обходились без участия военных: будь то восстание декабристов или дворцовые перевороты (вспомнить тех же офицеров Преображенского полка братьев Орловых, которые возвели на престол Екатерину).

После революции русское офицерство раскололось на белых и красных. И именно 300 тысяч офицеров царской армии, перейдя на сторону Советов, обеспечили им победу. Какими мотивами они при этом руководствовались – отдельный вопрос. Но факт остается фактом.

В последующие годы, когда страна все время существовала на грани войны, влияние офицеров тоже было очень велико. Они по-прежнему, как и в царской армии, составляли особое сословие.

Влияние русского офицерства практически на все сферы общественной жизни традиционно было в России очень большим. Огромен вклад военных в культуру. Вспомнить хотя бы такие фамилии, как Державин, Давыдов, Рылеев, Одоевский, Глинка, Раевский, Бестужев-Марлинский, Грибоедов, Баратынский, Батюшков, Даль, Лермонтов, Толстой, Фет, Куприн… Также служили в армии Гумилев, Зощенко, Шолохов, Фурманов, Симонов, Казакевич, Эренбург, Твардовский, Бондарев… Изобразительное искусство обогатили военные художники: Верещагин, Клодт, генерал Ярошенко… Классиками российской музыки стали гусар Алябьев, военный инженер Кюи, морской офицер Римский-Корсаков, Мусоргский, Скрябин…

Здесь же можем вспомнить путешественников, совершавших полярные экспедиции, кругосветные плавания и исследовавших Среднюю Азию: Пржевальского, Лазарева, Беллинсгаузена, Беринга и многих других. Этих имен вполне достаточно, чтобы понять, насколько весомым был вклад русского офицерства в развитие страны, ее культуры и общественной жизни в целом.

Сохранилось ли это влияние и в наши годы?

Конечно, офицеры не оставались в стороне от наиболее значительных событий последних лет (вспомним неудавшийся путч 1991-го). И после того как Ельцин довел страну до критического рубежа, на первый план снова вышли люди в погонах. Да и руководят нами немало людей в погонах, возглавляемых полковником госбезопасности.

Однако и это, на мой взгляд, далеко не главное. Куда важней та колоссальная подпитка, которую за счет армии получила российская экономика в целом после того, как началось сокращение армии.

С уже упомянутых четырех миллионов она к 1992 году уменьшилась до 2,8 миллиона солдат и офицеров, к 2005 году – до 1,2 миллиона, а к 2012 и вовсе до миллиона.

В многочисленных дискуссиях по этому поводу звучит рефреном: как плохо, что опытные офицеры уходят из армии. Много заслуженных шишек валится на государство, которое не может обеспечить военных квартирами, достойным денежным довольствием и пенсией. Но в этом болезненном процессе есть и свои плюсы.

Что было бы, если б мы по-прежнему держали четыре миллиона военнослужащих в казармах с нищенским содержанием? К чему бы они пришли за эти годы? Думаю, к полной деградации. Потому что армия, которой нечем кормить своих солдат и не на чем проводить учения, которая ни с кем не воюет и не готовится к войне, попросту разлагается. Начиная с рядовых и заканчивая обладателями генеральских лампасов.

Что мы получили взамен?

Вместо этого начиная с 1985 года три миллиона достаточно молодых, здоровых, дисциплинированных людей, которые в общем-то и составляют цвет нации, ушли из армии и теперь работают на благо страны.

Одни перешли в МЧС и разгребают наши бесконечные чрезвычайные ситуации. Другие устроились в коммерческие предприятия. Третьи открыли собственное дело.

Конечно, не каждый нашел себе место в жизни, не регламентированной требованиями устава. Многие не пошли дальше частных охранных предприятий. Некоторые спились. Часть отставников подалась в криминал или наемники. Но основная масса сумела опровергнуть обидный стереотип, сложившийся в нашем обществе относительно военных.

Когда в начале кризисных 90-х мы думали, как спасти от гибели «Комсомольскую правду», у нас было несколько помощников – бывших офицеров. Очень дисциплинированные, исполнительные люди, которые во многом и помогли нам отстроить новую систему. Теперь один из них – владелец консервного завода в Калининграде. Другой стал книгоиздателем. Третий – профессор МГУ, преподает рекламу. Четвертый – крупный издатель во Владивостоке.

Встречая бывших военных, вижу, что их энергия, знания и опыт не пропали зря, они все так же работают на Россию. Кстати, и директор недавно построенной нами современной типографии – полковник в отставке, боевой офицер, прошедший Афганистан. Его профессионализм и организаторские способности в полной мере пригодились и на гражданке. (Что интересно – норвежскую сторону, с которой мы сотрудничаем, тоже представляет отставной полковник.)

Поэтому слезы по поводу развала армии я не разделяю. Думаю, если действительно забрезжит военная угроза безопасности России, народ снимет с себя последнюю рубаху (как это уже бывало не раз), но сможет обеспечить войска всем необходимым: и достойным жалованьем, и новым оружием.

Нужно, чтобы само государство определилось с собственной военной доктриной: кто реально нам угрожает, какие меры мы можем и должны принимать в этой ситуации, чего, наконец, мы хотим от своей армии в XXI веке.

Уважение к офицерам не исчезло. Значит, и люди со звездами на плечах сделают еще немало для того, чтобы приблизить Россию к ее звездному часу.

Глава 3. Казаки

Чему можно поучиться у нашего казачества?

Все, что связано с казачеством, после 1917 года получает в России неоднозначную оценку. Мне же эта тема очень близка: сам я родился и провел детство в казачьей станице Прохладная. Кроме того, часто ездил жить к своим родственникам в Марьинскую, Аполлоновскую, Солдатскую. Уже тогда меня удивляли не только необычные названия станиц, но и то, как там все устроено: вместо привычных для русских деревень беспорядочных развалюшек и изгородей – параллельные ряды домов, вытянувшиеся словно солдатские шеренги. А вместо улиц – линии: 1-я, 2-я, 3-я, 4-я…

По рассказам матери и дядьки я знакомился с историей и культурой людей, которые меня окружали и чьи песни пелись в нашем доме. Потом в школе зачитывался «Казаками» Толстого и видел в их героях своих друзей, знакомых, соседей.

Кто такие казаки?

На этот счет у историков есть разные мнения. Одни считают их отдельным этносом или самостоятельной народностью. Причем далекими предками казаков называют и скифов, и половцев, и хазар, а также аланов, киргизов, татар, горских черкесов и представителей многих других народов. Кто-то доказывает их славянские корни или утверждает, что казаки пошли от русских, входивших в состав Золотой Орды.

Другие говорят, что казачьи общины появились в результате бегства от своих хозяев русских крепостных, когда самые вольнолюбивые из них уходили на окраины империи. Где они оседали и вели свой особый образ жизни.

Но сколь бы многочисленными ни были версии возникновения казачества, их авторы сходятся в том, что в результате оно превратилось в особую социально-этническую общность, которая приобрела характерные черты, отличающие казаков от остального населения России.

Считается, что как таковое казачество зародилось в XIV веке на незаселенных степных просторах между Московской Русью, Литвой, Польшей и татарскими ханствами. И позже царская власть решила использовать воинскую отвагу этих людей. Сношения с ними до вступления в состав России велись через Посольский приказ – как с иностранным государством. Когда казачьи территории присягнули царю, они стали выполнять роль важного буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывая их от набегов соседей. Казаки принимали участие во многих войнах на стороне России. Цари же за это посылали им деньги, оружие и боеприпасы, а также хлеб, которого сами они поначалу не сажали, промышляя в основном рыболовством и охотой. Москва вынуждена была мириться даже с их набегами на те же турецкие территории, вредившими российской внешней политике, и с тем, что к казакам продолжали уходить наиболее смелые и предприимчивые люди, которых привлекал казачий уклад жизни.

В чем он заключался?

Казаки не платили налогов. Имели право ежегодно выбирать себе атаманов. Все основные решения принимались ими на общих собраниях – кругах или радах. У них не было крепостного права (что очень важно для их менталитета). Отсутствовала и частная собственность на землю, и участки каждую весну распределялись по жребию.

Но за это казаки должны были всю жизнь служить в армии. Не случайно существует поговорка, согласно которой казак в седле родится. По закону 1875 года эта служба длилась 20 лет. Начиная с 18-летнего возраста юноша 3 года проводил в подготовительном разряде, затем еще 4 – на действительной службе, 8 лет – на льготе и 5 – в запасе. На службу каждый являлся со своим снаряжением, холодным оружием и конем.

За подготовку казака к службе также отвечала община. О качестве же этой подготовки свидетельствует тот факт, что казачья конница считалась лучшей в мире легкой кавалерией.

Особенно отличились казаки под началом легендарного атамана Платова в войне против Наполеона. Не обошлись без них ни русско-турецкие войны, ни покорение Кавказа, Средней Азии, ни освоение Сибири и Дальнего Востока.

Но конечно, роль казаков не была такой уж однозначной: из их рядов вышли и предводители казацко-крестьянских восстаний: Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. А в Смутное время они поддержали Лжедмитрия I.

Неслучайно правительство всячески стремилось подчинить их своей власти и лишить самостоятельности. В результате из добровольных союзников казаки постепенно превратились в российских подданных, и их структуры управления стали составной частью административной системы Российской империи. А с 1721 года они перешли в ведение казачьей экспедиции Военной коллегии, и Петр I ввел институт наказных атаманов, уже не избираемых самими станичниками, а назначаемых верховной властью. После подавления Пугачевского бунта в 1775-м Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь, лишив казачество последних остатков независимости.

Но как бы то ни было, к революции казаки пришли очень грозной силой. Достаточно сказать, что накануне Первой мировой войны в России было 11 казачьих соединений с населением 4,4 млн. человек, в том числе 480 тысяч служилого состава (из них русских – 78 %, украинцев – 17 %, а остальные были представителями различных национальных меньшинств). Причем именно в силу своего вольнолюбивого характера и особенностей традиционного уклада жизни казаки большевистскую власть не приняли. И в основном вели с ней непримиримую борьбу (лишь десятая часть казачества перешла на сторону красных).

Большевики тоже люто их ненавидели. И проводили так называемую политику расказачивания, сжигая станицы и расстреливая их жителей. Неудивительно, что в Гражданскую войну казачьи территории стали основными базами Белого движения и именно там шли самые ожесточенные бои. А после разгрома около 100 тысяч казаков вынуждены были эмигрировать.

Те же, кто остался, подверглись жесточайшим репрессиям. Причем значительная часть выживших так и не примирилась с советской властью: в Великую Отечественную они даже переходили на сторону немцев и поплатились за это послевоенными репрессиями. И казалось бы, от былого казачества ровным счетом ничего не осталось и ему уже никогда не возродиться.

Так ли это?

С тех пор сменилось три поколения. Но казачий дух не умер. И как только исчез пресс советской власти, который давил казаков, сразу же возродились их общины.

Конечно, русский народ воспринимает казаков неоднозначно. Вроде бы недавно их не было вовсе, как вдруг появились люди, которые надели гимнастерки и штаны с лампасами, вооружились шашками и взяли в руки нагайки. Многие до сих пор считают их ряжеными, которые лишь пьют водку и носятся со своим «Любо!».

И действительно возвращение казаков к собственным истокам поначалу происходило несколько наивно, во многом носило внешний характер. Но следует отдать им должное хотя бы потому, что они первыми задумались о возрождении своих традиций и за два десятилетия казаки действительно многого добились.

В 1992 году Верховный Совет РФ принял постановление «О реабилитации казачества», затем было разработано постановление правительства о концепции государственной политики по отношению к казакам. При президенте России было создано Главное управление казачьих войск, сформированы регулярные казачьи части в милиции, погранвойсках. Кроме того, казаки помогают таможенникам, следят за поддержанием общественного порядка, участвуют в природоохранных мероприятиях. В общем, все громче заявляют о себе.

Конечно, сегодня сложно восстановить былую основу существования казачества. Тем не менее уже появились их общественные объединения. Возникли и экономические союзы, где казаки пытаются совместно вести свой бизнес, а те из них, кому община помогает наладить деловые контакты, отчисляют часть своих доходов на казачьи дела.

Почему мы вообще завели разговор о них?

Чтобы понять, что сегодня казаки являются наиболее организованной частью русского народа. Эти люди смогли самоидентифицироваться. Сумели понять, чего хотят, каких ценностей придерживаются. И многому у них можно поучиться.

Причем некоторые сегодня, даже не имея казачьих корней, вступают в его ряды, приобщаются к той силе, которую казачество представляет.

Остальные русские все еще разобщены. А казаки первыми самоорганизуются всюду, где возникают острые ситуации. Они воевали в Абхазии, Приднестровье, Нагорном Карабахе, Сербии, Осетии, Чечне. В Крыму, когда туда начали возвращаться крымские татары, тоже появились казачьи отряды, которые стали пресекать поползновения по захвату земли и попытки притеснения русских.

Поэтому стоит внимательно присмотреться к этой части народа, которая нашла в себе силы объединиться, возродить собственные обычаи и последовательно отстаивать свои интересы. Которая не желает просто развеяться по миру, а хочет продлить себя в будущее.

Сегодня это такие же русские. И когда я слышу об очередной инициативе казаков, понимаю: есть еще на Руси люди, с которых можно брать пример. Если мы действительно начнем это делать, со временем и нам, как поется в казачьей песне, не придется тужить.

Глава 4. Легко ли быть молодым?

Как живется новому поколению в новой России?

Еще в перестройку латышский режиссер Юрис Подниекс снял документальный фильм «Легко ли быть молодым?». Его лента по-новому раскрывала жизнь молодежи в нашей стране и стала для нас знаковой. Режиссер показал представителей нового поколения не как «будущих строителей коммунизма», а реально, со всеми их проблемами. Герои говорили, о чем они думают и мечтают, как трудно им войти в жизнь. С тех пор многое изменилось. Но для молодых поставленный Подниексом вопрос актуален и поныне.


Какая у нас молодежь?

Телевидение любит показывать все яркое, эпатажное. Поэтому и молодых на экране представляют скинхеды или футбольные фанаты, экстремалы, наркоманы или люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией. О выворачивающихся наизнанку героях бесконечных реалити-шоу уже не говорю – куда ж без них? Однако через эту призму мы видим искаженный и однобокий образ современной молодежи. В реальности она гораздо интересней.

Главное, что могу отметить, наблюдая за собственными сыновьями и их друзьями, – они очень разные. Раньше столкновение с чем-то непохожим вызывало у нас настоящий шок. Помню, в армии столкнулся с баптистом. Он уперся и ни в какую не хотел брать в руки оружие, уклонялся от присяги: вместо «торжественно клянусь» говорил «торжественно обещаю». Конечно, для всех остальных это было дико.

Сегодня же никого ничем уже не удивишь. Наши дети различаются и внешне, и внутренне. К примеру, один мой сын гоняет на скейтборде, увлекается компьютерами, не вылезает из интернета и мечтает объездить весь мир. Другой Интересуется звездами и занимается астрономией.

Однако при всей своей непохожести нынешние молодые являются носителями общего качества – они более свободные, чем были мы в их годы. Многие и вовсе чувствуют себя гражданами мира. Переписываются по Интернету, свободно говорят о сексе и вообще гораздо проще воспринимают многие вещи. А главное – у них появилась возможность реализовать не только политическую, но и экономическую свободу. Конечно, не всем суждено стать миллионерами, но в принципе сегодня у каждого есть шанс проявить себя.

И главное – у наших детей нет генетического страха перед государством. Многие представители старшего поколения, которые ненавидят власть, когда-то очень ее любили. Потом у них наступило вполне понятное разочарование. А нынешняя молодежь выросла, не чувствуя себя нужной государству, и потому не идеализировала его и не очень на него надеялась.

Причем молодые пользуются свободой, не понимая, что все могло быть и по-другому: ходили бы строем, как в Северной Корее, и поклонялись очередному вождю. Может, именно в этой их нынешней свободе и есть главный смысл всего, что произошло в стране и за что пришлось заплатить такую цену.

Какие еще качества им присущи?

Помимо всего прочего у молодежи нет героев. Старшее поколение по этому поводу сильно сокрушается: «Где же их идеалы?». Общие ценности у молодых действительно отсутствуют, что нередко приводит к печальным последствиям. Однако это не значит, что, посмотрев ту же «Бригаду», все они бросились грабить и убивать. Как не ринулись поголовно и в рыночные торговцы. Молодежь – чуткая среда и сумела понять, что все это временно.

У нее сегодня совсем другое отношение и к образованию. Молодые понимают, что в современных условиях оно необходимо. Особенно поумнели девчонки. Далеко не для всех из них выскочить замуж – главная цель. Многие буквально вгрызаются в науку, целеустремленно строят карьеру.

Еще одно интересное наблюдение: молодежь сегодня быстрее взрослеет. Наверное, так всегда происходит во время революций. Посмотришь, молодой парень с утра до вечера играет в свои стрелялки в компьютере, а начнешь с ним разговаривать и понимаешь, что он при этом не хуже тебя разбирается в каких-то жизненных вопросах. Наши дети имеют более прагматичный и менее зашоренный взгляд на мир, чем мы в их возрасте. И ставят перед собой реальные цели, понимая, что надеяться могут только на себя.

Правда, при этом возникает вопрос, ответ на который не менее важен: есть ли у них достаточная жизненная энергия?

Хватит ли у них сил все изменить?

Многие говорят, что у русских снизился градус пассионарности. В целом, наверное, это соответствует истине. (Причем то же можно сказать и обо всей Европе, в то время как Восток, напротив, демонстрирует всплеск жизненной активности.)

У нынешней молодежи за спиной нет всесильного государства. Поэтому и отсев генофонда велик. Кто-то пьет, кто-то садится на иглу… Оттого что им просто некуда приложить свои силы. Их энергия не востребована: мы не привлекаем молодых к решению национальных задач.

Между тем многие юноши и девушки хотят, чтобы их мобилизовали. Им хочется быть частью большого дела. И кстати, воспользоваться этим качеством молодежи всегда есть немало охотников. Например, чьими руками была совершена украинская оранжевая революция? Студенты, которые сутками оставались на Майдане, действительно думали, что борются за благое дело. То же самое мы наблюдали в Грузии.

Неудивительно, что умные люди делают ставку на новое поколение. Если мы упустим собственную молодежь, ее привлекут другие…

С проблемой пассионарности нашей молодежи тесно связан другой вопрос: патриотична ли она? Если с советских позиций надо было много рассуждать о любви к родине и, когда партия говорила: «Надо!», бодро отвечать: «Есть!», то из сегодняшних молодых и слова не вытянешь. Однако это вовсе не означает, что они не любят свою Родину и не готовы за нее постоять.

При этом молодые избавлены от многих наших предрассудков и ложных представлений о мире. Я вспоминаю историю о сыне моих знакомых, который выучился в Австралии портовому делу и вопреки воле отца и матери вернулся в Россию. В воображении его родителей на Западе жизнь интересней и лучше, но сам он уже понимает, что именно здесь, дома, простираются огромные деловые горизонты. О любви к родине парень ничего не говорил, но то, что он все-таки решил вернуться, важнее любых слов.

Здесь я намеренно не касаюсь материальной стороны жизни нашей молодежи, потому что, сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет. Конечно, мы обязаны создать хотя бы минимальные условия для того, чтобы и в России молодые могли нормально жить и работать, заводить семьи, рожать детей, но, судя по государственной политике, это элементарное понимание еще не достигло высот правительственных кабинетов.

Так же, как не дошло до самого верха то, что наша молодежь нуждается в поддержке не только внутри страны, но и за ее пределами. Посмотрите на русских детей в Латвии или Эстонии. Мы обязаны думать и о них. А значит, в первую очередь должны изменить законы, которые отгородили этих ребят и их родителей от России. Кстати, у них все мы можем поучиться активности, с которой нужно отстаивать свои интересы.

Вообще, молодежь дает нам немало хороших примеров, нужно только уметь их видеть. Конечно, не имея нашего жизненного опыта, она обязательно на чем-то обожжется. Но у нее будут и свои достижения. Несмотря ни на что, предпосылки для этого есть. Помните фразу представителей иностранной делегации из известного анекдота: «Больше всего нам понравились ваши дети, потому что все, что вы делаете руками, никуда не годится»? Если со второй ее частью соглашаться как-то не хочется, то под утверждением, что наши дети являются главным нашим богатством, я готов подписаться.

Глава 5. Где вы, мастера культуры?

Что произошло с нашей интеллигенцией?

Неоднократно приходилось обращаться с предложением поучаствовать в обсуждении проблем к журналистам и писателя, людям, которые в силу своего развития способны внести вклад в процесс возрождения страны. Однако оказалось, что почти вся наша интеллигенция – за редким исключением – равнодушна. Люди, претендующие на звание интеллектуальной и духовной элиты общества, заняты исключительно собственными проблемами. И слышать ничего не хотят о таких вещах, как становление народного самосознания или поиск национальной идеи.




Раз за разом наталкиваясь на эту стену, я и начал задумываться о роли интеллигенции в нашей сегодняшней жизни. А также о тех переменах, которые с ней произошли.

Что всегда отличало русскую интеллигенцию?

Интеллигентом нередко называют любого представителя профессии, связанной с умственным трудом. Однако этот признак является явно недостаточным. Не случайно ведь говорят, что в других странах вообще нет такого понятия. Главной же особенностью русской интеллигенции я бы назвал повышенную совестливость при чувствительном болевом пороге, что позволяет обостренно чувствовать любую несправедливость и глубоко переживать страдания народа.

Еще одной неотъемлемой ее чертой всегда являлись внутренняя независимость и свобода мысли, которые при всем старании официальной идеологии и репрессивного аппарата – в царской ли России или при коммунистах – не укладывались в прокрустово ложе тех или иных догм.

Как считают некоторые исследователи, именно эта интеллектуальная свобода в сочетании с европейским образованием и породила на рубеже XVIII – XIX веков феномен, который мы рассматриваем. Впервые интеллигенция громко заявила о себе в декабре 1825 года: восстание декабристов, которые пошли против собственных сословных интересов, не имеет аналогов в мировой истории.

Справедливости ради надо заметить, что интеллигенты в России выходили не только из среды потомственных дворян. Достаточно вспомнить тех же разночинцев, которые размышляли о судьбах русского народа, пытались ему помочь и готовы были стоять за него до конца (сейчас мы не обсуждаем методы, к которым в итоге пришли отдельные представители этой группы.)

Входили в число интеллигентов и люди, описанные в чеховском «Вишневом саде». Однако эти беспомощные обыватели из числа вчерашних бар способны были лишь строить призрачные иллюзии, исходя из маниловских образов. И именно такая бесхребетная интеллигенция отдала Россию на растерзание большевикам, ничего не сумев противопоставить идеологии и натиску революционеров. (Наверное, ее-то и имел в виду Ленин, который в одном из писем заявил, что «интеллигенция не мозг нации, а ее г…».)

Какие испытания принесла интеллигенции Октябрьская революция?

Тем русским интеллигентам, кто все же был способен к борьбе и нашел себя на стороне белых, победители не оставили выбора, кроме как бежать за границу или пойти на плаху. А наиболее известных и авторитетных людей, расправа над которыми могла вызвать нежелательный резонанс в мире, большевики попросту посадили на два парохода и отправили за кордон.

При этом оставшаяся интеллигенция первой испытала на себе все прелести репрессий и красного террора. Именно в ней – в той самой прослойке, выделяющейся наряду с главенствующими классами рабочих и крестьян, – большевики видели пятую колонну, склонную к саботажу любых начинаний новой власти. А поскольку обойтись без ее помощи они на первых порах не могли, то вместе с кнутом вынуждены были использовать и пряник.

Те, кто изо всех сил готов был доказывать собственную преданность Советам, могли рассчитывать на некоторую благосклонность и имели возможность избежать голодной смерти. Все остальные интеллигенты влачили жалкое существование.

Но очень скоро вместо разрушенной «старой гвардии» образовалась так называемая советская интеллигенция. На новом историческом повороте выдвинулись вперед образованцы, как назвал их Солженицын, – люди, готовые верой и правдой служить власти, при которой они смогли выучиться и получить все, что имели. Однако они уже были лишены качеств, присущих их дореволюционным предшественникам. И зачастую из их среды на первые позиции вместо самых достойных выдвигались наиболее наглые и беспринципные посредственности, готовые идти по головам настоящих талантов. Вспомнить хотя бы травлю академика Вавилова, развернутую Лысенко, – чем не история Моцарта и Сальери.

Тем временем тысячи других образованцев просто просиживали штаны в различных НИИ, академиях, институтах, обществах и союзах, прекрасно описанных у Булгакова на примере МАССОЛИТа. Неудивительно, что со временем эта псевдоинтеллигенция начала деградировать. И очень скоро действительно стала подходить под определение «гнилая».

Что случилось с ней после очередного переворота?

На новом историческом вираже люди, которые считали себя интеллигентами и кормились от щедрот советской власти, проявили полную беспомощность. Они не выдержали крушения старого строя. И в итоге превратились в заурядных обывателей, пытающихся выжить наряду со всеми остальными.

Часть из них подалась в бизнес. И великие артисты стали преуспевающими владельцами ресторанов. Другие, подобно Васисуалию Лоханкину из «Золотого теленка», сели на шею своим близким и тихо скулят, что их перестали кормить. А третьи просто бежали из страны – поднимать иностранную науку и развивать заморское искусство. При этом былую интеллигентность затмил сугубо прагматичный расчет, не оставляющий места для высоких дум и патриотических устремлений.

А еще есть такие, кто по-прежнему подползает к власти, выпрашивая у нее ордена и звания, должности и материальные блага. Лишь редкие осколки старой интеллигенции не побираются и едят свой хлеб.

Отдельная группа, на которой я хотел бы остановиться особо, – интеллигенты от искусства. Многие из этих людей ударились, что называется, в бизнес по профилю. Именно они превратили наше телевидение в зловонную клоаку, заливающую дерьмом страну. Прекрасно понимая, какого рода товар производят, они оправдывают себя, надменно кидая через губу: «Пипл хавает!» И никто не хочет сказать себе: «Что же я, подонок, делаю? Для этого ли даны мне образование и талант от Бога?»

То есть интеллигенция вместо того, чтобы действительно быть властительницей дум, порой играет деструктивную роль. Поэтому, глядя на такую ситуацию, мне хочется спросить словами Горького: с кем вы, мастера культуры? Народ ждет от вас каких-то движений. А вы опустились ниже унитаза. Или занимаетесь грызней и перетягиванием одеяла (это ярко продемонстрировали члены Союза кинематографистов при его разделе на две конкурирующие организации).

Кроме того, многие просто не смогли освоиться в новой реальности, оказались оттесненными на обочину общественного процесса. И теперь лишь наблюдают, как борются другие. Однако, чувствуя собственную никчемность, они злятся, раздражаются и пытаются облить грязью тех, кто к чему-то еще стремится. Такие люди видят только плохое. Не замечают истинного напряжения сил народа. И лишь обвиняют его в пьянстве, нежелании работать и прочих грехах.

Как-то один знакомый поделился со мной мыслями по этому поводу: «Складывается ощущение, что люди куда-то двигаются, пытаются что-то менять в собственной жизни, а интеллигенция не только не помогает им, но еще и мешает своим постоянным нытьем. Между тем народ тянется к ней в поиске новых идей, ждет от нее какого-то примера».

И здесь приходится с горечью констатировать, что такой страны, которую мы потеряли, больше никогда не будет. А значит, не будет и прежней интеллигенции. И тем не менее, наблюдая сегодняшних пигмеев, пытающихся влезть в ее просторные одежды, несмотря ни на что, хочется верить: пример старых интеллигентов способен пробудить в русской душе все, что еще осталось не раздавленным.

Что делать? Наш извечный вопрос. Есть только один рецепт: перестать ныть. Займитесь делом. Займитесь тем, чему вас так долго учили. И может быть, тогда со временем у нас родится новая интеллигенция.

Сегодня как никогда нужен духовный поиск, который всегда отличал ваших предшественников. Народ ждет от вас духовного осмысления нынешней ситуации. Ждет глубоких произведений и помощи на новом пути!

Глава 6. Чужие в своей стране

Почему русские из бывших советских республик не нужны России?

Каждый год мы с помпой отмечаем День независимости России. Звучат официальные речи, поздравления с праздником. Но на фоне пышных торжеств не слышно голосов тех, кто и по сей день расхлебывает итоги парада суверенитетов, который произошел более 20 лет назад. Для них это не праздник, а горькая, может, самая горькая в их жизни дата.

Пишут нам со всех концов страны. Послания эти пришли в разные годы, но смысл их один. «Меня зовут Юрова Светлана. Мне 20 лет. Родилась в Узбекистане. Родители русские. В 1996 году мы переехали в Россию. Вскоре отец умер. Мама тяжело заболела. Есть брат, ему 21 год. Он не работает. Я живу с мужчиной. Месяц назад родилась дочка. Российского гражданства добиться не имею возможности. Значит, нет ни прописки, ни паспорта. Брак оформить не можем, свидетельство о рождении девочки тоже. Понятно, что ни о каких пособиях, дотациях речи быть не может, не говоря уже о возможности официально устроиться на работу. Словом, не имею никаких прав для нормальной жизни…».




Еще одно письмо – от многодетной семьи, Сбродько Леонида Николаевича и Надежды Михайловны. Переехали они из Казахстана в 1999 году.

«…Все мы были там людьми второго сорта. Работы не было, школы почти все перешли на казахский язык. А если не знаешь казахского языка, все двери для тебя закрыты. Работа только черная: уборщиком, дворником. А самое главное – невозможно было жить и учиться детям. Их тоже притесняли местные, били».

Надежда Бурякова пишет: «Я, русская, педагог с 15-летним стажем, в России иностранка. В 2002 году переехала из Таджикистана. Гражданства оформить не могу. Впечатление, что попала в страну слепоглухонемых чиновников. В паспортно-визовой службе города смотрят с нескрываемой злостью: «Приезжают тут всякие, от работы отвлекают». Стоит заикнуться о своих проблемах – раздраженно машут руками: «Ой, хватит, наслушались!» Нас разделили с самыми близкими людьми. Мой родной брат готов помочь мне, но по новым, «упрощенным», поправкам к Закону «О гражданстве» я не имею права оформить документы на вид на жительство через прописку в его доме. Мне грозят депортацией. Ехала на малую Родину с большой надеждой и вот убедилась: закон что дышло. В аналогичной ситуации оказались мои близкие родственники: зять, племянник, племянница. Они служили в 201-й российской дивизии на территории Таджикистана, были востребованы, а теперь изгои в родном Отечестве… Растут дети, кем и где родятся их внуки, да и родятся ли вообще?»

Десятки и десятки таких писем. Все они от вынужденных переселенцев, беженцев. В каждой относительно благополучной области насчитываются тысячи и десятки тысяч вынужденных переселенцев.

Как же могло получиться, что миллионы людей в своей стране оказались беженцами?

Когда распался Советский Союз и появились независимые государства, русский народ решил: хорошо, если союзные республики созрели для того, чтобы жить самостоятельно, давайте разойдемся. И без войны, мирно разошлись. Казалось бы, при такой ситуации другие народы должны быть благодарны русским за то, что они сделали. Однако вместо благодарности правительства этих стран устроили гонения на русскоязычное население.

Это относится почти ко всем бывшим странам СНГ. Посмотрите на Литву, Латвию, Эстонию. Там русских притесняют, процедура получения гражданства выстраивается таким образом, что получить его невозможно.

Из Средней Азии, Казахстана выехало несколько миллионов человек. Отовсюду русские двинулись на Родину, нередко бросая имущество, квартиры, потому что жизнь в этих республиках стала невыносимой. Увы, с годами такая политика не меняется.

А что же Россия? Россия отмалчивается. Лишь изредка в телеэфире появляются отдельные депутаты: пошумят, погалдят – и снова забыты наши соотечественники.

Наблюдая за таким безволием и бессилием центральной власти, феодалы республик, оставшихся в составе России, «смелеют» прямо на глазах. Достаточно было взглянуть на Кирсана Илюмжинова, долгие годы упивавшегося собственным величием. За время своего руководства Калмыкией он превратил республику в личное ханство.

В Башкирии вовсю процветает национализм, а нам толкуют, что безобразия по отношению к русским – обычная бытовуха. И притесняют не только русских: стонут татары, ряд других «не титульных» народов.

Ни для кого не секрет, что только из так называемой Республики Ичкерия чеченцы выгнали почти пятьсот тысяч русских…

Во многих городах и областях страны формируются исключительно по национальному признаку различные диаспоры, общины, землячества, где мусульмане явно лидируют. Это выходцы с Кавказа, из стран СНГ: Азербайджана, Таджикистана. Не отстают и граждане дальнего зарубежья – корейцы, китайцы, вьетнамцы. Селятся, расселяются, укрупняются…

Мне невольно вспоминаются события в Косово, так называемый «югославский вариант». Тот межнациональный конфликт был доведен до кровавой развязки. В Косовский край, на исконно сербские земли, пришли албанцы. Добросердечные славяне приняли иноверцев как братьев. Они и жили десятилетиями рядом. Но в сербских семьях рождаемость падала, и наступил момент, когда сербов насчитывалось не более 200 тысяч человек, а албанцев – 2 миллиона. Численное превосходство подвигло «братьев» заявить о полных правах на Косово. А сербов – в резервацию, они здесь лишние! Югославская армия попыталась силой остановить процесс. Но даже в армии, где офицерами служили славяне, солдатами были в основном мусульмане. Вмешалось НАТО. Страну порвали на лоскутки. Сербов из Косово изгнали.

Вот почему мне так понятна тревога губернаторов Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области, куда всеми правдами и неправдами устремляются нелегальные переселенцы с юга. Ситуация в южных районах похожа на ту, которая складывалась в Югославии перед началом ее распада.

Наши граждане с Дальнего Востока, из Сибири, с севера постепенно перемещаются в центр, на юг, в Поволжье. Но свято место пусто не бывает. Эти территории населяются другими народами: китайцами, вьетнамцами, корейцами. Когда количество переселенцев станет большим, чем местное население? Возможен ли там «югославский сценарий»? Очень возможен.

Конец ознакомительного фрагмента.