Джардини-Наксос – первая греческая колония
Залив Джардини-Наксоса – один из самых популярных сицилийских пейзажей. Вместе с вулканом и греко-римским театром Таормины он есть на картинах Густава Климта, Тивадара Костка Чонтвари, Алессандро Ла Вольпе, Фердинанда Вальдмюллера, Джона Бретта, Эдварда Лира, Томаса Коула и др. Городок, помимо греческого имени Наксос, носил название Giardini – Сады, так как здесь находился огромный сад цитрусовых местного аристократа. Как оказалось, сады были разбиты на месте древнего города. Сейчас здесь археологический парк, по которому очень приятно прогуляться.
Аполлон Архагет – основатель городов
Когда древние греки отправлялись на поиски новых мест для основания колоний, их объединяла не только цель, но и верования. Первым делом на новом месте они строили храм тому богу, которому поклонялись в метрополии40.
Предводителем колонизаторов, основавших Наксос, был Теокл (Фукл), давший имя городу в честь близкого его сердцу острова, откуда он был родом. На набережной современного Джардини-Наксоса стоит памятник Теоклу. Джардини-Наксос считается первой греческой колонией Сицилии.
Аполлон. Digital image courtesy of the Getty’s Open Content Program
Историк Фукидид писал, что при основании Наксоса колонисты построили алтарь в честь бога Аполлона Архагета. Бог солнца Аполлон был не только покровителем города, но и всех эллинов на Сицилии. Слово «архагет» переводится с древнегреческого как «предводитель, основатель»41. На этом алтаре приносили жертвы греки Сицилии, покидающие остров42.
У древнеримского историка Аппиана тоже есть упоминание Архагета: «Приблизившись к Тавромению43, Цезарь хотел склонить город к сдаче, но, так как гарнизон не принял его предложения, проплыл мимо реки Онобалы44 и храма Венеры45 и пристал у статуи Архагета – божества наксосцев – с тем, чтобы, разбив там лагерь, сделать попытку овладеть Тавромением. Архагет – это статуя Аполлона, поставленная первоначально выселившимися в Сицилии наксосцами»46.
Аполлон был одним из самых почитаемых греками богов, он помогал колонизаторам, считался покровителем законов, необходимых для основания поселения. Священный ритуал поклонения Аполлону состоял из очищения, молитв и принесения жертв. Для ритуального очищения на Сицилии обычно использовали морскую воду. Чтобы умилостивить могучего бога, на алтарь возлагали фрукты, сладости, молоко или вино, но более ценными жертвами богам считались животные. В жертву Аполлону приносили козу, которую выбирали очень тщательно, украшали рога позолотой, разноцветной шерстью и цветами. На алтаре разжигали огонь, в который бросали ячмень и шерсть с головы козы. По печени козы пытались предсказать будущее, часть мяса съедали, а кости и череп сохраняли, так как считалось, что в них сохраняется душа животного47.
Где же находился алтарь, к которому шли поклоняться толпы людей, собирающихся в долгое и опасное морское путешествие? Куда делась прекрасная статуя бога, которого почитали во всей Греции? Что сделалось с шершавыми, нагретыми на солнце камнями древнего святилища? Где те цветы со священного алтаря? Что осталось от солнцеподобного бога, защитника этих мест? Что пощадил безжалостный Кронос?
Святой Панкратий, разрушающий идола и изгоняющий демона. Картина из церкви в Джардини-Наксосе
Известно, что алтарь Аполлона просуществовал до времен правления римского императора Адриана (I в. н. э.), то есть почти семьсот лет. Сейчас в Джардини-Наксосе существует парк Аполлона Архагета (Parco Apollo Archageta), где можно разглядеть в траве несколько почти незаметных камней святилища. Это все, что осталось. Остальное разрушили время и воды соседней реки.
С появлением христианства греческую статую Аполлона в Наксосе сменила статуя святого Панкратия. Святой Панкратий прибыл на остров в 40 году н. э. по велению святого Петра бороться с язычниками и изгонять демонов. На основании статуи святого возле церкви (chiesa di San Pancrazio) * изображен языческий бог Аполлон в виде улетающего дьявола, которого победил Святой Панкратий48. Картина с этим сюжетом есть в самой церкви, а в таорминской церкви святого, слева от алтаря, есть фреска на эту же тему.
Имя Аполлона еще чтят в соседней Таормине. В этом городе в честь Аполлона Архагета названа улочка, ведущая в гору. Наверное, это немало, если вспомнить, сколько всего произошло на Сицилии за две тысячи лет после разрушения святилища.
* Церковь Святого Панкратия
Chiesa di San Pancrazio
Via Pietragoliti, 7, 98035 Giardini Naxos (ME)
Телефон: 0942 56092
Странствующий бог Дионис и первое вино
Единственным другом бога Гефеста, кузница которого находится в вулкане Этна, был бог виноделия Дионис. Так в мифе соединяются плодородие вулканической земли и сицилийское виноделие. На склонах Этны издавна растет виноград, который даже стал символом Наксоса. Кисть винограда греки изображали на монетах, сейчас она украшает герб города. На древних монетах также можно увидеть голову бога Диониса, увенчанную листьями плюща, и его учителя Силена, открывшего молодому богу секрет изготовления вина.
Монета Наксоса. Силен держит чашу с вином. Digital image courtesy of the British Library
В Джардини-Наксосе при археологических раскопках нашли антефиксы с изображением почитаемого в городе Силена. Антефикс – это керамическое украшение, которое крепили по периметру карниза для отвода дождевой воды, а часто и просто для красоты. Эти украшения с головой Силена находятся в местном археологическом музее.
Вино на этой территории производили и во времена римлян. После разрушения Наксоса его жители основали Таормину. При раскопках в Помпеях обнаружили амфоры с вином, на которых стояла печать Tauromenium (Тавромений – это древнее название Таормины). Кроме того, в древних мозаиках Таормины встречаются символы Диониса – дельфины и листья плюща.
Дионис и Силен. Pistolesi
Существует миф, что первое вино появилось именно в Наксосе. Путешествуя по Сицилии, молодой Дионис увидел нежный росток. Он взял его с собой, положив в тонкую птичью косточку, чтобы не сломать. Со временем подросшее растение пришлось пересадить в кость льва. Когда Дионис добрался до Наксоса, то посадил виноград в землю. В плодородной земле лоза выросла, и из первых сочных плодов бог создал пьянящее вино. Птичья и львиная кости являются символами силы вина, если выпить немного – почувствуешь легкость птички, а если выпьешь много – то станешь смелым, как лев49.
Седовласая Энио в платье цвета шафрана
О тяжелых временах Наксоса рассказывает найденный археологами древнегреческий вотивный мраморный камень (VII в. до н. э.) с именем богини войны Энио, которую римляне называли Беллоной. Культ богини принесли греки, основавшие сицилийский Наксос.
Служителями богини Энио обычно были чужеземцы, жрецы богини одевались в черное. Седовласая красавица, богиня распрей и раздора в платье цвета шафрана, в шлеме, с копьем и факелом, считалась сестрой Ареса (Марса) и вместе с его сыновьями Фобосом и Деймосом – Страхом и Ужасом, участвовала в войнах. Они вместе были изображены на щите Ахиллеса. Фобос и Деймос возбуждали ярость, а Энио вносила в битву смятение, несла ужас и кровопролитие, разрушение и опустошение. В конце концов, ведь и Наксос был разрушен сиракузцами в 403 году до н. э.
Богиня войны принимала непосредственное участие в битве бога Зевса и чудовища Тифона за власть на земле, наблюдая, как молнии танцуют в небе, «рев эфирный гремел как труба Энио перед битвой»50.
Вспять обратись, землеродный! От жителей неба одною
Дланию только поверг я сотен пястей армаду!
Да раздавит своими острыми высями кряжей
Целиком Тифаона трехглавой Сицилии суша,
Пусть чванливый стоглавец, жалкий, во прахе пребудет!
Ты, обуянный гордыней, обманутый тщетной надеждой,
Чаял ты приступом взять и самые выси Олимпа!
Жалкий! Ведь я над тобою за это воздвигну гробницу
Полую и над священным твореньем надпись оставлю:
«Здесь Тифоэя надгробье, земли порожденья, метал он
Глыбы в эфирные выси – и сжег его пламень эфирный!»51
На территории древнего Наксоса археологи нашли изображение Энио в красиво украшенном военном шлеме. Обломок вотивной глиняной таблички обнаружили недалеко от мраморного камня с ее именем. Вотивный предмет – это дар богам с просьбой или с благодарностью за исполнение желания. Такие предметы бросали в ритуальные колодцы, закапывали в священную землю или несли в храмы.
Подобная форма жертвоприношения существует и в современном мире. Почти все мы бросаем монетки в воду фонтана или моря, загадывая желание. Таблички с вотивными изображениями назывались пинаки, а храмы, где их помещали, стали называть пинакотеками. Это слово в современном языке используется для обозначения картинных галерей.
Дарующая любовь Афродита
У древних авторов существует упоминание о храме богини любви и плодородия Афродиты в Наксосе. Сейчас довольно трудно определить точное местоположение храма. Известно, что он стоял к востоку от реки, которая теперь носит имя Santa Venera.
Нетрудно предположить, о чем шептали в молитвах богине любви незамужние девушки, мужчины и семейные пары. Свидетельствами тайных желаний являются находки вотивных приношений в виде мужских и женских детородных органов52.
Традиция вотивных (ex-voto) даров существует и по сей день, хотя изображения чаще всего не такие прямолинейные, как в древности, но серебряные «воты» в виде глаз, сердца, живота или ноги можно увидеть и в современных церквях Сицилии.
На предполагаемом месте храма богини Афродиты нашли множество женских фигурок с гранатом или голубкой в руках. Голуби как символ Афродиты жили и в знаменитом храме в Эриче53. Место, где стоял храм, называлось Афродизион. А гранат всегда считался символом плодородия54 и сейчас считается афродизиаком. Это слово как раз происходит от имени богини любви. На этом же месте у реки Санта-Венера обнаружили и остатки оружия, стрелы и копья. Археологи считают, что их, скорее всего, приносили в дар возлюбленному Афродиты, воинственному богу Аресу (Марсу).
Афродита и Арес. Digital image courtesy of Rijksmuseum
Римляне называли богиню любви Венерой, а с приходом христианства эта богиня превратилась в мученицу Святую Венеру. В честь нее и названа река в Джардини-Наксосе. Как и богиню любви, святую изображали с голубем, символом Святого Духа. Бездетные сицилийки и сегодня ездят к святой в церковь Ачиреале просить о чуде.
Ущелье реки Алькантара и гора Мойо
Ущелье реки Алькантара
Ущелье реки Алькантара – одно из самых живописных мест Сицилии, привлекающее в летний зной ледяной водой и необыкновенными базальтовыми скалами. Исток Алькантары находится в горах Неброди, а впадает она в Ионическое море в Джардини-Наксосе. Здесь находится природный парк, который вызывает восхищение у любителей природы. Пенные воды быстрой реки проложили путь по коридору, стены которого, высотой с многоэтажный дом, состоят из вулканической породы причудливой формы.
Венера в кузнице Вулкана. Digital image courtesy of Rijksmuseum
К реке можно спуститься по лестнице или на лифте. С мая по сентябрь уровень воды довольно низкий. Летом сюда очень приятно приезжать, ведь вода, даже в самую сильную жару, очень холодная.
Река много раз меняла название в зависимости от обитателей долины. Современное название Алькантара сохранилось от арабов и переводится как «мост».
Во времена римлян в этих местах верили, что в реке любила купаться богиня Венера. Для своей любимой жены бог огня Вулкан подогревал воды реки, но ветреная Венера здесь же и изменила хромоногому мужу со златокудрым богом войны Марсом. Чтобы отомстить изменнице, Вулкан сделал воду ледяной навечно. Река все же сохранила волшебные свойства, которыми наделила ее богиня. Если в воду войдет мужчина, то он обретет неослабевающую силу в любви, а если искупается женщина, то она станет девственной.
Вулкан, заставший Венеру с Марсом. Digital image courtesy of the Getty’s Open Content Program
С этими местами связана и другая легенда. В долине реки Алькантара стоит гора Мойо (Mojo). На самом деле это древний вулкан, и существует версия, что Алькантара как раз проходит через застывший лавовый поток именно этого вулкана. Вулкан Мойо уже давно не активен, сейчас это обычная гора, похожая на конус, совсем небольшая по сравнению с Этной. Но размеры древнего лавового потока поражают, ведь на окаменевшей магме, достигшей моря, стоит город Джардини-Наксос.
Про гору Мойо рассказывают легенду о двух братьях, один из которых был незрячим. Видящий брат несправедливо поделил гору зерна после урожая, отсыпав себе больше. Слепец, проведя рукой по своей доле, попросил справедливости у богов, и тогда они испепелили хитреца молнией, а гору зерна превратили в гору Мойо. Название горы, согласно этой легенде, происходит от слова moggio – «бушель», та мера зерна, из-за которой один брат обманул другого.