Вы здесь

Кто прячет правду о гибели группы Дятлова. Глава 2. Трупы вскрывали в тюремном морге (Наталья Ко, 2013)

Глава 2

Трупы вскрывали в тюремном морге

Город Ивдель встретил нас липкой тропическою жарой за 30, чего мы не ожидали в августе в широтах Северного Урала. Мы также не ожидали, что городок сей в таежных дебрях окажется довольно красивым и чистеньким на лоне горных пейзажей. Правда, вид его омрачает большая тюремная больница, опоясанная глухим забором с колючей проволокой и вышками. Еще с довоенных пор этот край изобилует тюремными лагерями, ибо лесоповал и добыча полезных руд требуют много рабочих рук.

Группа Игоря Дятлова приехала в Ивдель в ночь на 25 января 1959 года. В своих дневниках они посвятили этому городу только с десяток слов. «…Около 24.00 прибыли в Ивдель. Большой зал ожидания. Полная свобода действий. По очереди дежурили всю ночь. Автобус на Вижай выйдет рано утром». Через месяц в этот же город привезут первые найденные тела туристов.

– Я тогда молоденькая была, медсестрой работала, – вспоминает Зоя Никитична Савина. – Видела их на автобусной остановке. Веселые все такие. Смеялись громко. А потом их в морг привезли, я в окошко заглядывала. Девушка там лежала и парни, не помню, сколько. У девушки на ногах носочки были надеты. А их товарищ, который не пошел с ними в горы из-за болезни, стоял у морга и плакал.

Надо думать, что их товарища – Юрия Юдина только болезнь суставов спасла от той непонятной гибели. По словам людей, знающих Юдина, все эти годы он… ждет свою группу. Никогда не женился. Живет одиноко и держит четырех кошек.

– Говорят, их тела были необычного оранжевого цвета? – спросили мы Зою Никитичну.

– Я такого не помню, – отвечала она.

В той же больнице в морге работала ассистенткой хирурга Мария Ивановна Солтер. Если верить ряду источников, то после, в годину гласности, она рассказала, что с места гибели туристов привезли в Ивдель не 9, а 11 трупов. «…Откуда взялись еще двое – не знаю. Я их сразу же узнавала, в этой одежде их и видела в последний раз на остановке. Вскрывать привозили к нам, в военную больницу, но одно тело даже не показали, увезли сразу в Свердловск. Какой-то военный был во время вскрытия, показал на меня и говорит доктору Пруткову: «А зачем вам она?» Прутков был вежливым человеком, но в тот раз сразу же: «Мария Ивановна, можете идти!» Подписку о неразглашении с меня тогда все равно взяли. Их брали со всех, включая водителей и летчиков, возивших тела…»

К сожалению, Мария Ивановна умерла недавно. А ее дочь не смогла припомнить подобных рассказов матушки. Но нынешний главный врач военной больницы в Ивделе полковник Владимир Конюшевский поведал по рассказам своего отца – медика, что тела туристов сначала действительно доставили в морг их больницы, а потом почему-то перевезли для вскрытия в соседнюю тюремную больницу. Может быть, по причине особой секретности? Про количество трупов отец Конюшевского ничего такого не говорил, но видел, что тела были оранжевого цвета.

Было множество версий, даже связанных с неким шпионско-диверсионным следом, поскольку все туристы имели степень секретности. Студентов УПИ подготавливали к работе на закрытых предприятиях, другие уже работали на секретных заводах.

Предполагали даже, что среди туристов мог быть один или несколько шпионов. И эти шпионы, убив товарищей, на вражеском самолете ли, вертолете ли вылетели за границу. Возможно, с заложниками. А иначе где тела остальных четверых? Потому перед нашей отправкой по следу погибшей группы руководство газеты обратилось в органы ФСБ с просьбой дать какие-то материалы следствия тех лет по линии Комитета госбезопасности. Сотрудники ФСБ с охотою покопались в своих архивах и выдали нам ответ, который нас весьма удивил и добавил к этому делу еще одну большую загадку. Но этот ответ загадочный мы обозначим позже по ходу сего расследования.