Вы здесь

Кто куда, а я вперед! Стратегия успеха в бизнесе и в жизни. Глава 1. Вперед, вперед, только вперед (Надежда Командина, 2015)

Глава 1. Вперед, вперед, только вперед

Каждый, кто идет в жизни своим собственным путем, – герой. Каждый, кто осуществляет то, на что способен, – герой.

Г. Гессе

Был ли у вас период в жизни, когда вы не верили в свой успех? Когда-то давно я сомневалась, что смогу быть хорошим руководителем. Мне было страшно. Я боялась руководить группой специалистов, боялась слов «бюджет», «отслеживание графика проекта», «управление проектом», «тендер». Но мне очень хотелось изменить ситуацию и попробовать. Я поверила, что способна на это. Убедила себя, что ничем не рискую и у меня есть шанс получить и удовольствие, и новые знания. Начав работать, убедила себя, что все смогу, чтобы не подвести команду и людей, принявших меня на руководящую должность. Сомнения и ограничения уже через 3 месяца остались позади и теперь не имеют никакого значения. Сейчас не могу без улыбки вспоминать эти страхи.

Я желаю вам сначала поверить в ваш успех, а потом привыкнуть повышать свои человеческие и профессиональные навыки ежедневным самосовершенствованием. Моя книга – шпаргалка для вас.

Фрейд говорил, что в этой жизни можно делать только две вещи: любить и работать. От себя добавлю, что нужно хорошо работать, тогда и личная жизнь наладится сама собой. По мнению М. Е. Литвака, личное счастье – побочный эффект правильно организованной деятельности.

Личностный рост – лекарство от всех болезней, решение любых проблем и путь к счастью.

Если на работе появилась возможность получить интересную должность, нужно ее использовать. Я рассматриваю это как шанс, который сначала надо уметь заметить, а потом суметь его реализовать. Стоит похвалить себя уже за то, что вы его увидели, многие люди не видят возможностей для роста.

У всех в жизни бывали ситуации, когда казалось, что расти уже больше некуда. В этот момент не стоит делать резких движений. Следует осмотреться. Записать структуру своей компании: кто на высшем уровне, кто ниже. Расписать каждую должность, изучить всю вертикаль власти предприятия. А потом оценить для себя возможные позиции на более высоком уровне. Не мелочитесь, не подавляйте свой аппетит. Можно даже пожелать занять место директора, если он, конечно, не собственник, а наемник.

Если вы поставите себе подобную цель, то начнете смотреть на действия сотрудников стратегически, изучите организацию работы всех департаментов, попробуете оценить их задачи, нужды, сложности. Лучше заниматься этим как хобби, не забывая о прямых обязанностях.

Если вы разобрались в деятельности компании в целом, то будете мыслить более глобально, научитесь ставить себя на место начальников департаментов и вырабатывать возможные пути решений вопросов. Можете не сомневаться – окружающие вас люди, а особенно руководство, заметят стратегические изменения в ваших взглядах, подходах, интересах. Повышение не заставит себя ждать.

Даже если, по неизвестным причинам, вас не повысят, вы в любом случае получите огромное удовольствие. Незаметно для себя расширите знания, наладите отношения с соседними департаментами, станете гораздо уверенней в себе. Ваш авторитет вырастет. К тому же вы приобретете новый навык, который на следующем месте работы обязательно будет востребован.

Я иду в бизнес

Часто встречаются в жизни люди, которые, имея постоянную работу, занимаются также хобби или подработкой. Их тянет покинуть службу и переключиться только на свое увлечение, но есть страх неизвестности или нестабильности заработка. Я узнала интересный метод принятия решения в данном случае.

Нужно развивать любимое дело параллельно с основной работой. Не бросаться, очертя голову, в неведомое, ведь велик шанс остаться без средств к существованию, а, трудясь на стабильном месте, одновременно совершенствовать свое ремесло параллельно. М. Е. Литвак называет это «ростом сбоку».

Если вы увидели, что дело «сбоку» стало приносить стабильно высокий доход по сравнению с зарплатой, у вас сложился круг личных заказчиков, вы гарантированно обеспечены работой не менее чем на полгода вперед и можете рассчитывать на прибыль, то пора уходить в любимое хобби «с головой» и оставить прежнее место. Нет смысла вкалывать в цейтноте, когда есть уверенность в собственных начинаниях.

Даже если полгода-год вам не удастся удержаться на плаву, вы всегда можете вернуться к прежнему виду деятельности. Зато получите удовольствие, попробовав свободное плавание, приобретете неоценимый навык самостоятельной работы, почувствуете вкус ответственности. Вы будете собой гордиться. А также станете гораздо увереннее в себе, будете меньше бояться трудностей и в следующий раз организуете дело успешнее.

Да и на старое место вы вернетесь совсем другим человеком. Рост обеспечен.

Всем движет приобретение:

• навыков;

• денег;

• статуса.

Если бороться за навыки, природа даст и деньги и статус.

Меня в свое время потрясли книги Галины Павленко «Я иду в бизнес» и «Добрый понт дороже денег».

Аннотация к книге «Я иду в бизнес» полностью соответствует содержанию: «Путь в бизнес Галины Альбертовны Павленко-Мурзовой, известного предпринимателя, хозяйки магазинов одежды в Сочи и Санкт-Петербурге, – это живой пример, учебник для каждого начинающего. Знание предмета, искренность и непринужденность изложения материала делают это полезное чтение еще и увлекательным.

Существует мнение, что так же, как певческий голос, талант предпринимателя есть только у 5 % населения. Остальным, мол, лучше работать по найму – свой бизнес им не по плечу. Но способность к предпринимательству, как и голос, можно развить. Эта книга поможет и тем, кто решил заняться бизнесом, но не знает, с чего начать, и тем, кто уже ступил на тернистый путь бизнеса, но сомневается в своих силах. Здесь – ответы на вопросы, которые неминуемо возникают у каждого решившего заняться своим делом в нашей стране, на российской почве. Чтобы не потерпеть в бизнесе неудачу, нужно не так уж много: быть хорошо и правильно информированным».

От книги получаешь огромное удовольствие, она написана простым языком, с юмором. Книги Галины Павленко поднимают уровень уверенности в себе.

Антонио Менегетти предлагает не менее оригинальный взгляд на то, как начинать свое дело:

• решить, что бизнес станет частью жизни;

• постичь жизнь как возможность быть в ней главным действующим лицом;

• сохранить, качественно улучшить и привести в действие жизненный план.

Зарабатывать деньги – значит иметь возможность реализовывать себя, становиться главным действующим лицом своей судьбы, обретать независимость.

Бедные люди не хотят быть богатыми, потому что богатство предполагает ответственность, последовательность, упорство.

Деньги всегда требуют хозяина, обладающего исключительным умом, волей, способностями, технической подготовкой.

Богатство – это проект радостной самореализации, шанс для каждого продемонстрировать самому себе, как эффективно он распоряжается собственной жизнью. Это непрерывное принятие вызова, который бросает вам собственный ум.

В настоящее время, чтобы заниматься бизнесом, необходимо обладать умом, способным предугадывать, предчувствовать, находить такие сферы услуг, которые никем не заняты. Для этого нужно научиться рассуждать, анализировать ситуации дистанционно. Деньгами обладают самые умные и способные, такова аксиома. В руках бедных и посредственных людей богатство не задерживается.

Лидер – тот, кто перестал жаловаться, критиковать, а засучил рукава и что-то создает. Наслаждаясь своим делом, творчеством, он помогает также другим, следовательно, содействует жизни.

Любит работать тот, кто понял, что жизнь прекрасна, удивительна и в ней есть возможность стать кем-то. Он не саботирует реальность: жизнь работает и он работает, море всегда в движении – оно движется, трудится.

Жизнь наличествует не там, где кто-то теряет, а там, где кто-то побеждает. Весна не в мертвом сухом стволе, а в цветущем плодоносящем дереве.

Жизнь, чудо, богатство, успех, результат – все возникает благодаря конкретному человеку с именем и фамилией, с его фирменным знаком, с его эксклюзивным подходом.

Жизнь утверждает себя через победителей.

Первое, что нужно делать, – жить, быть благополучным, сохранять себя, то есть поддерживать определенный жизненный ритм.

Качественно улучшать жизнь можно так: если жизнь равна Х, то благодаря действию лидера она должна стать Х+1. Качественно улучшить – значит добавить ценность, нечто более интересное, приятное, прибыльное, удовлетворяющее. Можно качественно улучшить товар, собственное действие, отношения, а можно привнести новый вид услуг в области науки, искусств, морали, политики.

Подлинно богатые люди не просят Бога о помощи, а в любой ситуации своими действиями помогают Ему.

Будьте внимательны к тому, как вы позиционируете собственную жизнь.

Опыт постоянно подтверждает, что все беды заключаются не во внешних обстоятельствах (налоги, служащие, подчиненные), а в самом операторе, в его поведении по отношению к бизнесу. Именно он – дирижер оркестра, именно он должен изо дня в день выбирать, что делать, а что нет.

Деньги индифферентны. Они подчиняются только сильным, и никогда – рабам. Они настолько совершенны, что не служат не только бедным, но и тем господам, которые стали их заложниками. Деньги желают способных хозяев, настоящих господ.

Наемный работник или хозяин?

Тот, кто ищет миллионы, весьма редко их находит, но зато тот, кто их не ищет, – не находит никогда.

О. де Бальзак

Индивидуальная деятельность позволяет иметь большую свободу, гибкость и развитие, но требует способностей, подготовки, ума, общих знаний в самых разных областях, чтобы в нужный момент человек смог воспользоваться навыками конкретного консультанта, адвоката и т. д. Он должен быть в курсе, как обстоят дела с банками, с законом. Нужно уметь заводить друзей в бизнесе, устанавливать честные договорные отношения.

По мнению А. Менегетти, большинству специалистов известно лишь 40 % из того, что они должны были бы знать на своей должности. Винить сотрудников бессмысленно, предприниматель должен сам знать слабые и сильные стороны своей работы.

Сегодня ни в одной профессии невозможно заявить о себе, не будучи лидером: ты или лидер, или как все.

Удача приходит в той мере, в какой субъект умеет удачно управлять самим собой.

Лучшая школа для лидера – это предприятие. Сначала нужно прислушаться к хозяину компании, чтобы обучиться тому, как в реальности ведут дела успешные люди. Первая тактика молодого человека должна заключаться в том, чтобы быть адекватным тому делу, с которым связаны интересы владельца фирмы. Это способ сформировать самого себя, карьеру, свое движение вперед. Впоследствии, развив собственный ум, можно взяться за дело самостоятельно. Благодаря чужим ошибкам и достижениям мы открываем уникальность самих себя.

Лидер подобен соколу, парящему в небе. Он начинает движение там, где родился. Вначале ему неподвластно изменить многое. Но он быстро набирает силы, изучает все необходимые тактики и стратегии полета и, почувствовав, что его крылья достаточно окрепли, отправляется на поиски своей территории.

Предприятие – живая школа жизни и не стоит критиковать его.

В этой книге вы найдете много полезной информации для создания собственной компании.

С чего начать

Один очень успешный бизнесмен, многие даже считают его гением общения, дал мне несколько дельных советов, как стать лидером:

1. Садясь за стол переговоров, вы должны точно знать, чего от них ждете. Определите цель и добивайтесь ее во время беседы. Не стоит бояться выглядеть глупым, надо говорить: «Вы не ответили на мой вопрос» или «ответьте, пожалуйста, до конца совещания на мой вопрос». Маленький настойчивый дятел задолбит большого слона.

2. В любой деловой речи или письме следует обсуждать только то, что вам нужно (что вы ожидаете получить от оппонента). Четко, коротко, по существу. Без лишних слов, рассусоливаний и предисловий. В бизнесе уважают конкретных людей. И тех, кто бережет чужое время.

3. Несмотря на политику отдела или руководителя, вы можете иметь свой стиль общения. Смотрите на вещи, согласуясь со своими принципами, а не с принципами коллектива. Вас будут уважать и боссы, и подчиненные за собственное мнение и свой стиль коммуникации.

4. Спрашивать у подчиненных о здоровье можно, только если вам от них ничего не нужно. Если что-то требуется, ни в коем случае не спрашивайте ни о чем личном и не общайтесь неформально (иначе после этого будет неудобно спросить о том, что он должен вам по работе). Спрашивать о том, что вам обещали, можно примерно так: «Материал готов? Когда можно забрать?», не давая шансов что-то обсуждать.

5. Попросите придирающегося к вам коллегу дать оценку какой-либо волнующей вас ситуации (письменную). Он ее даст. Потом на совещании вы скажете: «Наш коллега обеспокоен текущим состоянием…». Это выглядит лучше: мол, не меня волнует, что там происходит, а другой человек беспокоится. И тот, кто придирался, заткнется – он не захочет быть тем, кому больше всех надо.

6. Заниматься надо в первую очередь тем, что нужно именно вам. Для конкретных результатов. Все дела распределяйте по очередности по данному признаку.

Используя новые приемы, я сразу подошла к работе эффективно. За первые полдня раскидала все дела. Ответила на пару десятков Важных писем и еще на десяток второстепенных. Переговоры и совещания стали более действенными и занимают теперь меньше времени. Я применяю советы в своей повседневной жизни.

Найдите для себя из множества предлагаемых рецептов продвижения близкие вам лично. Прочувствуйте их и живите с ними. Результат не заставит себя ждать.

Завтра, послезавтра на встречах, совещаниях и в письмах попробуйте применить новые принципы: цель, конкретика, экономия времени. Вас порадует результат.

Хорошо бы принять мысль, что всем понравиться невозможно. Литвак здорово сказал: «Нравиться нужно начальнику, любовнику и, главное, себе. Больше никому». Начальнику, так как он платит зарплату и обеспечивает вас материально. Любовнику – чтобы жить с ним мирно и иметь хороший секс. А себе надо нравиться, ведь живем мы для себя любимого. Даже Иисус говорил: «Возлюби ближнего как самого себя». Из чего следует, что сначала нужно полюбить себя. Принять и полюбить таким, какой есть, без упреков и претензий. Если не полюбишь себя – и других не сможешь. Да еще и болезни появятся. Ведь давно доказано, что большинство наших заболеваний вызвано непринятием, критикой себя или гордыней – смертным грехом.

Вот еще несколько советов М. Е. Литвака: «Объясняйте свою позицию не более двух раз. Далее, если вас не слышат, ссылайтесь на свою некомпетентность. Бесполезно объяснять, когда вас не хотят услышать.

Нужно не производить впечатление, а выражать себя. Держаться естественно выгоднее, чем пытаться что-то изображать. Встаньте на цыпочки – долго так не простоите, все равно придется опуститься, еще и устанете. А в свободной позе вы стоите долго и без напряжения. Да и мозг работает лучше, когда вы ведете себя как обычно, без желания понравиться.

Идти на дискуссию надо с любопытством, а не выбрав для себя непоколебимую позицию. Умейте услышать слова оппонента. Часто это очень полезные мысли.

Шанс всегда есть. Но необходимо умение не только его увидеть, но и использовать. Всегда есть более чем один путь. А Берн показал, основываясь на математических расчетах, что в любой ситуации есть 66 тысяч разных вариантов течения событий.

Не всякий великий человек известен, не всякий известный человек велик. Не стоит принижать себя перед известностью. Не стоит возвышать другого, пока сам не познакомишься и не составишь своего мнения.

С волками жить – по-волчьи выть. Но волком становиться не обязательно.

Хотите, чтобы вас любили, – дайте на себе заработать, не лезьте в чужие дела, помогайте только тогда, когда вас об этом просят. Если видите, что человек активно пытается на вас подзаработать, есть два пути. Первый – классический: «Он что, меня за идиота считает?», и начинаете борьбу. Отношения испорчены, нервы истрепаны, осадок очень неприятный надолго. Второй – путь высоких отношений. Философски говорите себе: «Раз он пытается так заработать, видно, ему сильно нужны деньги. Пойду ему навстречу». Отношения остаются отличными, настроение прекрасное, ведь вы помогли нуждающемуся. Как правило, и деньги невероятным образом к вам возвращаются.

В случае сомнений лучше себя переоценить, чем недооценить. Какой толк себя недооценивать? Вы лишаетесь возможности попробовать свои силы. Расстраиваетесь лишний раз зря. А еще может появиться зависть».

При переоценке же вы берете на себя дополнительную ответственность. Есть шанс попробовать что-то новое. Вы ничего не теряете, а приобрести можете много: как минимум, навык, уверенность в себе и приз, если справитесь.

На одних сложных переговорах мы пришли к «win-win» результату. Считаю, что я неплохо поработала, раньше у меня это не всегда получалось. Секрет в том, что предлагать вначале нужно очень мало, а потом торговаться. По чуть-чуть прибавлять и откровенно льстить. В итоге – компромисс и оба довольны.

Как говорит Стивен Кови: «Думайте в духе „выиграл/ выиграл“». Я приветствую его подход к жизни и хочу поделиться с вами:

«Независимо от того, какова ваша должность – президент компании или дворник, – при переходе от независимости к взаимозависимости вы принимаете на себя роль лидера. Вы оказываетесь в позиции человека, влияющего на других людей.

„Выиграл/выиграл“ – это не техника, это философия взаимодействия. Всего хватит всем, а успех одного человека не должен достигаться за счет другого и исключать успеха другого.

Люди с установкой „выиграл/проиграл“ обожают людей, использующих подход „проиграл/выиграл“, поскольку могут жить за их счет. Сильным нравится чужая слабость, так как она позволяет им добиваться преимущества. Слабость слабых делает сильных еще сильнее. Слабые свои чувства хоронят, закапывают, а невыраженные чувства никогда не умирают: будучи похороненными заживо, они проявляются позже в более ужасной форме. Чрезмерный гнев, ярость, неадекватная реакция на незначительное раздражение и цинизм – таковы последствия подавления эмоций. К тому же возможны психосоматические заболевания нервной и дыхательной систем и системы кровообращения. Вспоминается классическая драма Чехова „Вишневый сад“. Новоиспеченный помещик наживается за счет слабости характера хозяйки имения.

Позиция „выиграл/проиграл“ может приносить определенные результаты, поскольку она часто основывается на силе и таланте человека, стремящегося к выигрышу. Позиция же человека „проиграл/выиграл“ изначально слаба и хаотична.

Когда сходятся двое людей с установкой „выиграл/проиграл“, то взаимодействуют две решительные, упрямые, эгоистичные натуры, – неизбежен результат „проиграл/ проиграл“. Проиграют оба. Они захотят отомстить, поквитаться, не понимая, что убийство – это самоубийство, а месть – меч обоюдоострый. „Если никто никогда не выигрывает, то и проигравшим быть не так уж плохо“.

Люди с менталитетом „выиграл“ совсем не обязательно хотят, чтобы кто-то проигрывал. Для них это не имеет значения. Для них важно самим получить желаемое. Человек мыслит категориями собственных интересов, предоставляя другим самим заботиться о себе.

Если вопрос для вас не принципиален, то в определенных обстоятельствах, чтобы поддержать близкого человека, вы можете принять модель „проиграл/выиграл“.

– Мое желание для меня не так важно, как наши отношения. Давайте в этот раз сделаем по-вашему.

Наилучший выбор зависит от реальной ситуации, но в большинстве случаев установка „выиграл/выиграл“ является единственной жизнеспособной.

Если взаимодействие не приносит выигрыша нам обоим, то в долгосрочной перспективе мы оба проигрываем.

Если стороны не приходят к синергетическому решению – такому, которое удовлетворит обе, – они могут взять за основу принцип: „выиграл/выиграл или не связываться“. Имея в своем арсенале установку „не связываться“, вы можете честно сказать: «я стремлюсь только к результату „выиграл/выиграл“».

Для данного результата необходимы три свойства характера: цельность, зрелость, менталитет достаточности. Такой уверенный и счастливый человек.

Невозможно реализовать в своей жизни установку на выигрыш, если у нас нет четкого, глубокого представления о том, из чего этот выигрыш состоит и как он гармонирует с нашими глубинными ценностями. И если мы не способны принимать на себя и выполнять обязательства – в отношении как себя, так и других, – то эти обязательства становятся бессмысленными.

Это знаем мы, это знают и другие. Они чувствуют неискренность, становятся осторожнее и занимают оборонительную позицию. Фундамент доверия отсутствует, а краеугольным камнем в нем должна быть цельность.

Зрелость – баланс мужества и чуткости. Если человек способен мужественно выражать свои чувства и убеждения и одновременно быть чутким к чувствам и убеждениям собеседника, этот человек – зрелый.

Многие люди считают, что приятный человек не может быть жестким. Если вы хотите следовать установке „выиграл/выиграл“, то вам надо быть не только приятным, но и мужественным. Нужно не только сочувствовать другим, но и быть уверенным в себе. Нужно быть не только чутким и внимательным, но и смелым. Достижение баланса между мужеством и чуткостью является сутью зрелости и основой принципа „выиграл/выиграл“.

Чтобы компенсировать отсутствие в себе внутренней зрелости и эмоциональной силы, некоторые люди пользуются преимуществом своего положения и власти. Например, своими дипломами, которые вывешивают у себя за спиной, или добрым именем компании. И их установка – „выиграл/проиграл“.

Есть чуткие люди, у которых мало мужества, они думают в духе „проиграл/выиграл“. Они настолько подвержены влиянию чужих желаний и убеждений, что им не хватает смелости выразить и отстоять собственные. Все наверняка встречали таких хороших, заботливых и глубоко несчастных людей. Им будто не везет. А причина их бед в том, что они забыли или боятся своих желаний и нужд.

У большинства людей запрограммирован менталитет недостаточности. Они смотрят на жизнь как на поедание одного пирога. Если кто-то отрежет себе больший кусок, то всем остальным достанется меньше. Им трудно делиться признанием, доверием, властью и прибылью даже с теми, кто помогает им все это получать. Чужой успех для них означает в определенной степени их личное поражение. Люди эти постоянно сравнивают себя с другими, все время соревнуются.

Менталитет достаточности проистекает из глубокого внутреннего ощущения собственного достоинства и уверенности в себе. В мире всего хватит на всех. Результатом является способность делиться престижем, признанием, прибылью, правом участия в принятии решений. Победа не означает победы над другими. Это менталитет счастливого человека.

Характер, обогащенный цельностью, зрелостью и менталитетом достаточности, обретает подлинность и естественность, которые имеют гораздо большее значение, чем владение (или не владение) любыми методиками взаимодействия с людьми. Уверенному и счастливому человеку не нужно манипулировать кем-то.

Мы строим отношения, основываясь на своем характере. Доверие, эмоциональный банковский счет, – вот суть мышления „выиграл/выиграл“. Без доверия самое лучшее, на что мы готовы, – это компромисс, без доверия мы не можем открыться для взаимной учебы друг у друга, общения и истинного творчества.

Чем вы сильнее – чем естественнее ваш характер, чем выше уровень проактивности, чем более привержены вы установке „выиграл/выиграл“ – тем сильнее будет ваше воздействие на другого человека. Это настоящая проверка межличностного лидерства».

Найдите среди своих знакомых того, кто мог бы служить образцом мышления в духе «выиграл/выиграл», того, кто даже в трудных ситуациях действительно стремится к обоюдной выгоде. Присматривайтесь к поведению этого человека, учитесь у него и следуйте его примеру.

А вот еще ценные советы от успешного бизнесмена (на мой взгляд, гения общения):

• Никогда не оправдывайтесь в бизнесе.

• Если без вас все завалилось, значит, вас будут больше ценить.

Уйдя в отпуск, нужно отдыхать. Телефон лучше отключать. Пусть заместители принимают решения. Если примут хорошие, для вас это здорово – можно чаще уходить в отпуск. Работа идет нормально, коллектив самостоятелен и ответствен. Если в ваше отсутствие начался хаос и завал, значит, руководство и коллектив оценит вас по достоинству: при вас ведь все было в порядке. Вы возвращаетесь отдохнувшим и оперативненько решаете все вопросы. Шеф доволен, и вы на высоте.

Если вы – хозяйка собственного бизнеса, то отпуск покажет истинную ценность ваших замов. Если принятые ими решения идут на пользу компании – отлично, у вас будет больше свободного времени, на них можно переложить еще часть ответственности. Если не справились за отпуск – подыскивайте новых или делайте рокировку.

«Житейская мудрость» Томаса Джефферсона:

• Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня.

• Никогда не беспокойте других для того, что можете сделать сами.

• Не истрачивайте ваших денег, пока не держите их в руках.

• Не покупайте того, что вам не нужно, под предлогом, что дешево: и это дорого для вас.

• Гордость нам обходится дороже, чем голод и холод.

• Никогда не раскаешься в том, что мало ел.

• Все, что делается охотно, не кажется тягостным.

• Сколько горя причиняли нам несчастья, которые никогда не случались.

• Принимайте вещи с самой легкой их стороны.

• Если вы разгневаны, сосчитайте до десяти перед тем, как сказать что-нибудь, и до ста, если гнев силен.

Однажды я прочитала: «Надо постоянно повышать свою цену». «Как мне повысить свою цену? – подумала я. – Наверное, нужно браться за задачи, которые никогда не выполняла, проходить их, получать новые навыки. Тем самым расширять свои возможности. Цена моя при этом должна повышаться».

Также цену повышает психологическая грамотность: спокойное ведение дел, переговоров. Работа на результат, сокращение суеты.

Вот такой алгоритм я выбрала для себя. И он помогает.

Расти или проиграешь

Мой учитель М. Е. Литвак озвучил много гениальных мыслей о целеполагании.

«Вдохновляющая цель ведет к соединению с собой. В глубине души мы знаем, что способны на большее, чем достигли на сегодняшний день.

Если человек хочет что-то изменить в своей жизни, прежде всего надо перестроить самого себя.

Человек запрограммирован на счастье.

С судьбой нужно сотрудничать.

Никогда ничего не поздно.

Только тот, кто планирует, и может организовать.

Если тебя к чему-то влечет, значит, у тебя в этом талант! Просто так – не хочется».

«Все действительное разумно, все разумное – действительно». Гегель.

Скомкайте бумажку, закройте глаза и попадите в мусорное ведро. Не получилось? Мишень должна быть хорошо видна. Если стреляешь неизвестно во что, вряд ли попадешь. Определите точно, чего вы хотите достичь.

Например, я начинаю читать курс лекций студентам.

На лекциях по самополаганию я заметила, что люди часто сомневаются в своих целях. В таком случае при анализе своего поступка или события ответьте на пару вопросов:

• это приносит в моей жизни какой-то эффект?

• дает мне гармонию и радость?

То, что мы осознаем и не осознаем, можно сравнить с айсбергом. То, что видно над водой, – наши осознанные поступки, а огромная глыба в глубине – поступки, совершаемые на автомате, мы совершаем их, следуя подсознательным программам. Сознательное в нашей жизни занимает 4 %, бессознательное руководит нами на 96 %. Работать стоит с бессознательным – попытаемся вытащить оттуда больше информации. Есть любопытная техника, позволяющая с ним договариваться. Со страхами, например.

Страх лежит в подсознании. Причина его часто неосознанна. Определите страх. Закройте глаза и попытайтесь найти в теле место, где он материализуется: в сердце, голове, коленках или животе. Какой он? Имеет ли звук, голос, форму? Можно дать ему имя и начать с ним диалог? Вот пример разговора с моим страхом:

«Дорогой Ньон Ньон, спасибо тебе за предупреждение. Я ценю твою заботу обо мне. Благодарю тебя, мой защитник, за предостережение. Я сделаю это, пройду через тебя, и все будет безопасно. Я обещаю тебе. Я контролирую вопрос, опасности нет».

Медитация «В нужное время ко мне приходит все необходимое»

• Определите цель.

• Спросите себя: «Я действительно этого хочу?»

• Спросите также: «Что я хочу? Что мне это даст?» Страхи преуменьшают то, что мы хотим. Уберите их и заказывайте глубинные желания. Например, новая должность даст вам материальную независимость.

• Если вы прочувствуете свое устремление, у вас поменяются фильтры. Вселенная и ее энергия уже включаются в осуществление проекта, если вы испытываете сильное желание.

• Цель формируется в позитиве, в настоящем времени (я имею, у меня есть, я есть).

• Указывайте конкретные даты. Вселенная помогает в реализации сроков.

• Помните, что цель – это проект.

• Определите шаги к цели (какой самый легкий путь достижения? самый интересный?).

Убедите подсознание, что это для вас важно. Цель – как зерно. Вы сажаете семя, прорастает росток. Надо пропалывать. Убирайте, выкорчевывайте стереотипные мысли, удалите из головы словомешалку. Поливайте росток своей энергией. Направляйте энергию на цель. Ростку нужно солнце – это позитивное мышление. Все будет хорошо, у вас все получится.

Судьба зависит от характера, характер – от поступков. Меняйте поступки – изменится характер, изменится судьба.

Чем дискомфортнее в пути, тем больше рост.

«Чем я хочу заниматься в жизни? Что я хорошо умею делать? Этим и занимайся, но не работай, а созидай с любовью. Стань мастером своего дела». В. Синельников.

Ты можешь больше

Любимцы общества, те, кого называют душа-человек, – и это люди, лишенные стеснительного эгоизма: где бы они ни оказывались, они не испытывают неудобства и помогают не испытывать его всем прочим.

Р. У. Эмерсон

Мне очень нравится, как Антонио Менегетти описал лидерские способности, необходимые для успеха в жизни. Причем он считает, что многое можно развить.

«При всем расхождении мнений авторы книг по экономике сходятся в одном: для разрешения любых противоречий необходимо присутствие лидера. Никто не понимает, как он это делает, но в результате экономическая проблема разрешается, появляется возможность действия. В конечном итоге лидер оказывается своего рода панацеей в экономике.

С экономической точки зрения, лидер – это тот, кто обладает интуицией, благодаря которой экономическая цель осуществляется наиболее эффективно. Интуиция – способность видеть те взаимосвязи и соотношения, которые самым простым способом ведут прямо к цели».

Американский журнал «Форчун» опубликовал любопытную формулу успеха человека-лидера:

• Обладай видением. Люди хотят идти за теми, кто знает, куда идти. Они хотят знать, почему их ведут именно туда, а не в другую сторону, и не переносят, когда цель постоянно меняется. Доверяй своим подчиненным. Ответственность должна распределяться по всем ступеням служебной лестницы.

• Будь хладнокровен. Демонстрируй хладнокровие в кризисных ситуациях. Это побуждает окружающих хранить спокойствие и действовать продуманно.

• Не бойся рисковать. Лидеры побуждают своих подчиненных не только идти на риск, но и открыто признавать ошибки, допускаемые в поисках нового. Ничто другое не деморализует людей так, как осознание того, что малейшая оплошность может привести к краху всей карьеры.

• Будь экспертом. На всех ступенях служебной лестницы каждый должен быть убежден: лидер знает по меньшей мере столько же, сколько он сам.

• Стимулируй появление разных точек зрения. Если ты окружен людьми, которые говорят тебе только «да», значит, либо ты сам, либо они занимают не свое место.

• Лидеры обладают способностью находить элегантные простые решения сложных проблем.

По мнению Менегетти, «лидер – это техник, способный мгновенно понять, где неисправность, то есть какие ошибки допущены в конкретных отношениях. „Veni, vidi, vici“. Пришел, увидел, победил (лат). Я пришел, я увидел, я сделал. Эта способность или есть, или нет. Она связана с внутренними особенностями, поэтому большинству людей (95 %) не удается достичь богатства. На самом деле существуют программирование, черты характера, стили поведения, которые приводят человека к постоянному разрушению предпосылок для личного богатства. Возникает самосаботаж, что ведет к невозможности реализовать свой высший потенциал. Причины такой ситуации заключаются в трех типах личностных ограничений:

• Природные ограничения. Например, чтобы прыгать в высоту, необходимы определенная конституция, физические параметры. Если их нет, зачем себя насиловать?

• Комплексы. Человек подвержен комплексам. Он полагает, будто сам решает, желать или не желать: „Достаточно мне только захотеть, и я могу этого достичь!“. В реальности доминирование комплексов приводит к тому, что внутренние запреты не допускают логических желаний.

• Ограничения вследствие недостаточной компетенции. Человек не обладает практическими навыками управления конкретным событием в этом окружении, в данных обстоятельствах. Он не улавливает всех особенностей, тонкостей, потому что не знает ни основных правил, ни исключений из них. Он еще не разобрался в деталях, не выучил необходимого, не обрел специализацию. При большом старании такое ограничение можно убрать, наработав навыки и изучив основы и нюансы данного вида деятельности.

Эти ограничения могут присутствовать по отдельности или все одновременно. Но даже наличие одного из них не даст человеку стать богатым. Лучшим решением для него было бы предложить себя в помощники на предприятии другого человека: найти себе хорошего хозяина, быть умным подчиненным и получать приличную зарплату. Пытаясь управлять самостоятельно, он только навредит себе и спровоцирует саботаж всего своего существования.

Причины бедности всегда обусловлены и подкреплены самим человеком в той мере, насколько он внутренне некомпетентен, несостоятелен, деструктивен. Это не зависит от изначальных условий или удачи (например, если он родился богатым).

Лидер не нуждается в удаче, он сам ее создает. Все великие лидеры родились из противоречий и ошибок других. В любую эпоху в проблемной ситуации общества появляется человек, который с легкостью улавливает потребность и решает вопрос, реализуя его с собственной выгодой. Кто-то использует природную изобретательность и утверждает собственное отличие.

Лидер умеет строить отношения с клиентом, учитывая его потребности.

Лидер преподносит свой товар так, что это нравится клиентам. Он изучает их предпочтения и подстраивается под них.

Лидер обладает целостным видением предприятия:

• он видит совокупность отдельных частей, функций, направлений в контексте предоставления услуг. Он контролирует все одновременно и способен замечать изменения.

• Лидер улавливает динамику, которую вносят люди.

• Он внимательно отслеживает действия клиентов, партнеров, управленцев, операторов, продавцов, то есть всех, кто по контракту или стечению обстоятельств оказался рядом с его бизнесом.

• Он отслеживает и позитив, и негатив. В первую очередь, необходимо помечать мелочи, которые ведут к рутине, а не к движению вперед к прибыли. Немаловажно находить талантливых и способных людей и давать им определенные задачи, соответствующие способностям и навыкам.

Обладая даром предвидения и планирования, лидер заранее прогнозирует, как будут развиваться события в его фирме и может вносить изменения, предвосхищающие возникновение кризиса. Это его природное умение, мастерство.

По сути, он знает причинные связи. Он прочитывает причины, а не изучает следствия. Все его действия своевременны и уместны.

Человек – это отправная точка, без него никакой бизнес невозможен. Лидер должен найти собственный путь, выбрав направление бизнеса, он должен суметь подыскать специалистов – профессионалов, любящих свое дело и желающих работать. Такие люди уже сами по себе являются богатством, именно они обеспечат результат всему делу.

Управлять – значит приводить к успеху других!»

«Жаль, что нет учебного заведения, где учили бы слушать. Ведь хорошему управляющему надо уметь слушать не меньше, чем говорить». Ли Якокка.

«Вовсе не обязательно принимать каждое рационализаторское предложение, но если не воскликнуть: „Отлично придумано!“ – и не похлопать придумавшего по спине, он уже никогда вам ничего не предложит. Такого рода реакция показывает человеку – он что-то значит». Ли Якокка.

Планирование или целеполагание по системе SMART

Когда мы тратим время на планирование, свободного времени у нас становится больше.

Предлагаю вам практический подход к определению целей. Долгосрочных стратегических и краткосрочных практических.

Очень важно не просто держать в голове некую цель без четких границ, а определить, озвучить и проверить ее по предлагаемой шкале оценки.

Выберите цель. Или ответьте на вопрос: «Чего я хочу?»

Проверьте, чтобы она удовлетворяла критериям SMART.

S – specific (четко определенная).

M – measurable (измеримая).

A – ambitioned and achievable (амбициозная, но достижимая).

R – relevant (значимая, существенная).

T – timed (определенная во времени).

Если цель не удовлетворяет условиям SMART, ее следует откорректировать.

Если удовлетворяет – задайте следующие вопросы и вновь сделайте коррекцию цели:

Действительно ли я этого хочу?

Не мало ли я хочу? Не много ли?

Если слишком много, лучше разбить глобальную цель на несколько последовательных, но не слишком маленьких. Последние не мотивируют.

Цель – средство для чего-то. Для чего мне она?

Проверьте цель на «экологичность». Нельзя включать в нее других людей.

После корректировки цели нужно удостовериться в ее исполнимости.

1. Зависит ли в реализации цели что-то от меня? На сколько процентов она зависит от меня и на сколько – не от меня?

2. Какой первый шаг я могу сделать для ее достижения?

После выполнения первого шага нужно подумать о втором. Главное – всегда помнить о цели и делать все возможное для ее исполнения.