Чревоугодие
«Чрево – самый неверный в договорах союзник. Это – ничего не сберегающая кладовая. Если многое в него вложено, то болезнь в себе удерживает, а вложенного не сохраняет» (святитель Василий Великий).
Какая польза тебе от пресыщения? От малого гортанного наслаждения делается отягощение желудка, расслабление тела и омрачение ума, леность, излишний сон. Не можешь ни помолиться, ни почитать, ни потрудиться. Так мы, бедные, за малую сладость, за кусок хлеба или рыбы причиняем себе столько зла и неудобства ко спасению!
Добрый пример
В трапезу отец Моисей (Оптинский) ходил постоянно и брал пищи понемногу. В келье же ел самое простое и часто, для смирения себя, испорченное.
«По принесении молитвы исповедания грехов решил в сердце на все следующее время блюсти опасно, чтобы не ужинать отнюдь, ибо бесчисленно страдал от того и искусом наставлен, что нет лучшего средства к благоустроению души, как вкушать пищу по однажды в сутки. Господи, не остави мене, вонми в помощь мою, отселе воздержатися от вечерняго употребления пищи и в обеденном трапезовании не пресыщатися и принять искус употребления одного рода пищи» (Моисей Оптинский. Русские Подвижники ХХ века).
О воздержании в пище
Кто не ходит в братскую трапезу на обед или на ужин, тому и самая лучшая его пища кажется невкусной. Он изобретает новые кушанья, но они не удовлетворяют его; еще чего-то хочется. Отсюда – частоядение, многоядение и гортанобесие. Кто же ходит в братскую трапезу и ест благословенную пищу, тот бывает ею доволен и, по благодати Божией, у него не бывает желания что-либо есть в келье. Он бывает спокоен совестью, ибо не впадает в грех чревобесия, гортанобесия и ослушания.
Наставления афонского иеромонаха Арсения
Лучшее средство против чревоугождения – воздержание в количестве даже хлеба, так чтоб выходить из-за трапезы не вполне сытым. Тогда уже не будешь желать лучшей пищи, а доволен будешь самою простою, лишь бы насытить чрево свое. Содержа его постоянно не в полном насыщении, привыкнешь, при помощи Божией, одновременно и к умеренности, и к разборчивости в пище.
Всякого рода телесный покой, как моль, изъедает незаметно крепость души, чрез что умножается ее злострадание.
Начало воздержания – отсечение помыслов и заранее учрежденный порядок (но все это без призывания имени Божия не устоит) и еще во время трапезы или чая – внутренняя молитва: она не допустит до излишества.
Чаще должно взывать к Царице Небесной о помощи. Знай и ведай, что ты – ягненок, вышедший на борьбу с чудовищем – мамоною, или тебе предстоит путь в жар по камням с пятипудовыми гирями на руках и ногах; что ты тут можешь своими силами?
Ты объедаешься, опиваешься, а сколько тысяч юных, детей и стариков в это время гибнут от голода, не имея куска гнилого хлеба. Ты изящно одеваешься, сидишь в богато убранной комнате, тебе служат; а сколько не имущих, где главу подклонить, и гибнущих от холода, голода и болезней.