Вы здесь

Кто кем побежден тот тому и раб. Зависть (Валентин Мордасов, 1992)

Зависть

Зависть разъедает душу

«Другой страсти, более пагубной, чем зависть, и не зарождается в душах человеческих: как ржавчина изъедает железо, так зависть разъедает душу, в которой обитает. Лучше же сказать, как о змеях говорят, что они рождаются, прогрызая носившую их утробу, так и зависть обыкновенно пожирает душу, в которой зарождается.

Зависть есть скорбь о благополучии ближнего, поэтому у завистливого никогда не бывает недостатка в печалях и огорчениях. Завистливый ждет одного утешения – видеть падение кого-либо из возбуждающих его зависть; один предел ненависти: увидеть, что внушавший зависть из счастливого стал несчастным и возбуждавший соревнование сделался жалким. Зависть вооружила Каина на убийство. Каин видел честь от Бога и истребил отличенного честию, – впал в братоубийство, не имея сил побороть зависть. Для чего, земнородный, ты идешь войною против человека, который имеет у себя несколько благ и не сделал ущерба твоим благам? Если же ты, будучи облагодетельствован, негодуешь, то не завидуешь ли собственной выгоде? Зависть есть самый непреодолимый род вражды: других недоброжелателей делают более кроткими благотворения, а завистливого еще более раздражает сделанное добро, – он более огорчается силою благодетеля, нежели чувствует благодарность за сделанное для него. Завистливые своею жестокостью превосходят самого неукротимого из зверей: псы, если их кормят, делаются кроткими, львы, когда за ними ходят, становятся ручными, а завистливые еще более свирепеют, когда им оказываются услуги.

Чем сильнее зависть действует в человеке, тем тягостнее имеющему ее в себе. Сильно брошенные стрелы, попадая во что-нибудь твердое, отлетают назад, к тому, кто их пустил: и движения зависти, не делая вреда предмету зависти, наносят удары завистнику. Завистливых можно узнавать и по самому лицу: глаза у них тусклы, щеки впалы, брови нависли, душа, возмущенная страстью, не имеет верного суждения о предметах. У них не похвально ничто, достойное соревнования и внимания. Как коршуны, пролетая мимо многих мест приятных и благоухающих, стремятся к чему-либо зловонному, и как мухи, минуя здоровое, поспешают на гной, так завистливые не смотрят на светлость жизни, на величие заслуг, нападая на одно гнилое. И если кому случится в чем проступиться, они торопятся разгласить это.

Завистливые искусны сделать презренным и похвальное, перетолковав его в худую сторону, и оклеветать добродетель, представив ее в виде порока, способны мужественного называть дерзким, целомудренного – нечувствительным, справедливого – жестоким, благоразумного – коварным, щедрого – расточительным, бережливого – скупым. Если из зависти, как из источника, проистекают для нас смерть, отчуждение от Бога, низвращение всех благ, то послушаем апостола Христова и не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать (Гал. 5: 26)» (святитель Василий Великий).

Из Цветника духовного: «Как страдает иной от того счастья, из-за которого ему завидуют!

Зависть чаще всего ходит об руку с несправедливостью.

Берегись зависти более от друзей, чем от врагов, потому что враг завидует явно, а друг – тайно».

«Завистливые хуже зверей, ибо эти нападают на нас только тогда, когда или нуждаются в пище, или прежде бывают раздражены нами; а те, быв и облагодетельствованы, поступают часто с благодетелями, как с врагами» (святитель Иоанн Златоуст).

«Отчего этот человек невесел?»

«Отчего этот человек невесел?» – спросили у одного мудреца, указывая на завистливого, который всегда ходил с пасмурным и плачевным лицом. «Оттого, – отвечал опытный знаток природы человеческой, – что либо ему приключилось какое несчастие, либо ближнему его посчастливилось».

* * *

Бес завидует людям, а отнюдь не другому бесу; а ты, человек, завидуешь человеку, восстаешь против единоплеменного и однородного тебе, чего не делает и бес. Какое же тебе будет прощение, какое оправдание!

«Не так моль и червь снедают дерево и волну (шерсть – Прим. Ред.), как горячка зависти снедает самые кости завистников и отравляет здоровье душ их» (святитель Иоанн Златоуст).

«Демон подобному демону не завидует, но человеку; а человек человеку, подобный подобному, завидует. Так-то сатана ядом своим заразил сердце наше!» (святитель Тихон Задонский).

Зависть не дозволяет наслаждаться тем, что имеет, потому что терзается желанием того, чего недостает.

«Завистливый скорбит при взгляде на высших, не видя себя равным им; томится при виде равных себе, желая преимущества пред ними; грустит при взоре на низших, опасаясь, чтобы они не сравнялись с ним или даже не превзошли его» (святитель Филарет, архиепископ Черниговский).

«Зависть к благу ближних поставляет нас во враждебные отношения к Богу, Которого суды и распоряжения мы позволяем себе судить и, может быть, осуждать» (святитель Кирилл, епископ Мелитопольский).

Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей (Притч. 14: 30).

Что такое «любоначалие»?

«Господи! Не даждь ми дух любоначалия», – говорим мы, повторяя слова молитвы преподобного Ефрема Сирина. Слово «любоначалие» может показаться вам, или многим из вас, малопонятным. Любоначалие – это стремление человека к власти и, отсюда, недовольство своим положением. Многие из нас ропщут на свою тяжелую судьбу. Многие из нас завидуют лицам, облеченным властью, завидуют наслаждающимся, по-видимому, счастием на земле. У многих из нас, может быть, являлось или является желание побывать на их местах хотя бы несколько дней. Но не желай ничего, что у ближнего твоего (Исх. 20: 17), заповедал нам Бог.

Зависть к добру не ведет. Не довольствовался высший ангел своим положением, позавидовал он Богу, и был за это свергнут с неба. Не довольствовался первый человек – Адам – тем, что был в раю, захотелось быть ему – яко бози (см. Быт. 3: 15) и знать все, что знает Бог, – и за это был изгнан из рая.