Вы здесь

Кто кем побежден тот тому и раб. Тщеславие (Валентин Мордасов, 1992)

Тщеславие

«Тщеславный человек есть идолослужитель. Он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям» (преподобный Иоанн Лествичник).

«Всякий человек, который любит себя выказывать, тщеславен. Пост тщеславного остается без награды, и молитва его бесплодна, ибо он то и другое делает для похвалы человеческой» (преподобный Иоанн Лествичник).

«Тщеславный подвижник сам себе причиняет двойной вред: первый – что изнуряет тело, а второй – что не получает за это награды» (преподобный Иоанн Лествичник).

Из жизни святителя Иоасафа Белгородского

«Где, казалось бы, ждать большего равенства, как не в храме, пред лицом Божиим, где все одинаково ничтожны; но и тут тщеславие людское свило себе прочное гнездо. У нас, впрочем, еще не дошло до того, чтобы, как в немецких и английских церквах, были таксированные места. Но и у нас есть коврики, местечки за решеткой, подношение на блюде просфоры. На Украине был еще более странный обычай: подносить почетным лицам за малым входом Евангелие к целованию. Видя в таких действиях неприличную льстивость, святитель Иоасаф писал: «Благоговейные должны со страхом приступати к прикосновению их, а не прикасати гордящимся; невежи священницы воздадут ответ Богу в день судный за столь человекоугодное свое служение, а Божия славы унижение» (Е. Поселянин).

* * *

«Иноку должно всегда содержать подвиг свой в тайне и не делать напоказ ничего, до самой безделицы.

Убегай тщеславия – и сподобишься славы в будущем веке.

Благоприятны Богу добродетели, совершаемые втайне.

Учить ближнего столько же противно смиренномудрию, как и обличать его.

Где бы ты ни был, не выказывай себя остроумным и учительным, но будь смиренномудр.

Если хочешь стяжать истинное смирение, то приучайся мужественно претерпевать наносимые оскорбления от других, а пустым смиреннословием не облекайся» (Отечник).

«Приучи себя говорить: «Прости меня», – и вселится в тебя смирение» (преподобный Антоний Великий).

Убегай похвалы человеков и возненавидь славу и почести как причину душепогибели!

«Похвала мне не полезна…»

Некий старец просил своего приближенного: «Худо или хорошо про меня говорят, ты мне, пожалуйста, не передавай. Хорошее про меня мне не полезно знать, а худое может не понравиться».

Тот же старец другому приближенному говорил: «Ты не говори мне ничего, когда про меня будут говорить хорошо; если услышишь худое, то скажи, не называя имени говорящего. Похвала мне не полезна, а речи о моем худом понудят меня к исправлению».

* * *

Величайший успех инока – увидеть и признать себя грешником! И доказывать всею своею деятельностью искреннее и действительное признание себя грешником!

«Кто сознает в себе много добрых дел и не будет думать, что он последний из всех, тот не получит никакой пользы от всех своих добрых дел» (святитель Иоанн Златоуст).

«Необходимо отречься от души своей, т. е. искания славы и похвалы человеческой и земных преимуществ» (святитель Игнатий (Брянчанинов)).

Иконы следует ставить выше

Некий инок имел у себя низко поставленные большие иконы под блестящими ризами в золоченых киотах. Во время молитвы он отражался в стеклах киотов, молился как бы на себя, тщеславился красотою икон, а может быть и собою. От близости икон к нам, в келейной обстановке, теряется должное благоговение к иконам. Поэтому их следует ставить выше.

Богобоязненному смирению вредит богатство украшения келейных икон. Истинные иноки и в этом любят соблюдать скромность: иконы их не имеют богатых риз и богатых киотов.

Благо тому, кто от близости святыни или благочестивых людей сам ревнует благочестию и святости; но не благо тому, кто от этого тщеславится.

Авва Пимен сказал: «Усильно домогающийся люб ви человеческой, лишает себя любви Божией. Нехорошо всем нравиться, ибо сказано: горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо (Лк. 6: 26)».

«Есть много людей, которые кажутся важными только по имени. Когда вы видите их вблизи, они – ничто, они внушают уважение только издалека».

«Горе тому человеку, у которого имя знаменитее дел его» (святитель Тихон Задонский).

Авва Виссарион говорил: «Когда ты живешь в мире и не имеешь борьбы, тогда еще более смиряйся, дабы не хвалиться радостью, приходящею отвне, и не подвергнуться искушению; ибо часто Бог, ради немощей наших, не попускает нам подвергаться искушениям, чтобы не погибли мы».

Один брат, живущий с другими братиями, спросил авву Виссариона: «Что мне делать?» Старец отвечал ему: «Молчи и не меряйся с другими».

Преподобный Пимен Великий

Преподобный Пимен подвизался в пустынном египетском скиту близ г. Диокла. Вместе с ним подвизались и два его брата. Св. Пимен так строго держался своих иноческих обетов, что когда к нему пришла мать навестить его с братьями, он отказался повидаться с нею. Только по настоятельному убеждению братии он согласился подойти к двери, за которою стояла его мать, и сказал ей: «Если ты перенесешь временную разлуку с нами, то в будущей жизни будешь видеть нас. Так мы надеемся на человеколюбие Божие, т. е. если ты откажешься теперь видеть нас в скиту, то увидишь в царстве славы». Мысль о величии подвига и вечном блаженстве детей так сильно повлияла на мать, что она решила оставить детей и больше никогда не беспокоить их своим желанием увидеть их.

Между тем молва о подвижничестве Пимена распространилась по всему Египту, и один из правителей египетской области пожелал побеседовать с подвижником. Пимен отказал и этому просителю: «Если люди высшего мирского чина станут посещать меня, то за ними пойдет и народ; и постоянные посещения нарушат мое уединение».

Сановный гость до того был обижен этим отказом, что решил принудить подвижника прийти к нему. Он заключил в темницу племянника Пимена и сказал матери его, сестре Пимена, что если подвижник придет к нему, заключенный будет освобожден, если же не придет – будет казнен.

Мать осужденного бросилась к своему братуподвижнику и умоляла его спасти осужденного. Но Пимен оказался непреклонным: он не допустил к себе сестру и отказался ходатайствовать о ее деле.

Когда правитель узнал об этом «упрямстве», он изменил свое решение и велел сообщить Пимену, что его племянник будет прощен, если подвижник, по крайней мере, напишет просьбу об его освобождении. На это Пимен ответил таким письмом: «Если заключенный достоин казни – казни его; если же вина его не столь тяжка, то назначь ему наказание и отпусти».

Правитель так был поражен этим беспристрастием, что повелел немедленно же освободить осужденного.

Но не оставили Пимена в покое его почитатели. Народ стал осаждать подвижника своими нуждами, и, видя нарушение своего уединения, Пимен оставил свой скит и удалился в пустыню. Долго ходил он по разным местам, пока снова не возвратился на место первоначального своего подвига. Здесь он и окончил свою богоугодную жизнь в 450 году.