Вы здесь

Кто есть кто в мифологии Древней Греции и Рима. 1738 героев и мифов. *** (А. П. Кондрашов, 2016)


ВАКХ. В греческой мифологии Вакх – одно из имен Диониса.

ВАЛЕ́РИЙ ПОПЛИ́КОЛА, Публий. Публий Валерий Попликола – консул Римской республики, сменивший на этом посту в 509 г. до н. э. Луция Тарквиния Коллатина. Вместе с Луцием Юнием Брутом он возглавил борьбу римлян против царя Тарквиния Гордого, пытавшегося вернуть себе власть в Риме. После гибели Брута он, уже во второй свой консульский срок, возглавлял римлян в их войне с царем этрусков Ларсом Порсенной, союзником Тарквиния Гордого. Отслужив четыре консульских срока, Валерий Попликола умер в бедности ок. 505 г. до н. э. и был похоронен за государственный счет. Женщины Рима носили по нему траур в течение целого года.

ВАСИЛИ́СК. В римской мифологии василиск – чудовищный змей, обладавший сверхъестественной способностью убивать не только ядом, но и взглядом, дыханием, от которого сохла трава и растрескивались скалы. Он имел гребень в виде диадемы, откуда его название – «царь змей». От василиска можно было спастись, показав ему зеркало: змей погибал от собственного отражения. Смертельным для василиска считался также взгляд или крик петуха.

ВАТТ (Батт). В греческой мифологии Ватт – старый мессенский пастух, который случайно увидел, как только что родившийся Гермес гнал в лес украденных у Аполлона коров. Гермес заметил его и предложил в обмен на молчание лучшую корову из украденного стада. Ватт поклялся молчать, заверив, что «скорее камень выдаст» Гермеса. Некоторое время спустя Гермес, изменив внешность и притворившись владельцем угнанного стада, снова явился к Ватту и пообещал ему быка с теленком, если он расскажет, куда угнали коров. Ватт нарушил клятву, за что Гермес превратил его в скалу.

ВЕ́ЙОВИС (Ведио́вис, Ве́диус, Ве́дий). В римской мифологии Вейовис – бог подземного мира, противопоставлявшийся светлому небесному богу Диовису (равнозначному Юпитеру). Некоторые считали Вейовиса Юпитером подземного царства. Широкого распространения культ Вейовиса не имел и был вытеснен культом Диспатера.

ВЕНЕ́РА. В римской мифологии Венера – первоначально богиня цветущих садов, весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы. Затем Венеру стали отождествлять с греческой Афродитой, а поскольку Афродита была матерью Энея, чьи потомки основали Рим, то Венера считалась не только богиней красоты и любви, но также прародительницей потомков Энея и покровительницей римского народа. Символами богини были голубь и заяц (как знак плодовитости), из растений ей были посвящены мак, роза и мирт.

ВЕРТУ́МН. В римской мифологии Вертумн – бог всяких перемен (во временах года, течении рек, настроениях людей, стадиях созревания плодов). Вертумн влюбился в богиню плодов и фруктовых деревьев Помону и, пользуясь своим даром перевоплощения, стал являться ей в разных обличьях – от воина до рыбака и простого садовника, – предлагая свою любовь, однако безуспешно. Решив воздействовать на упрямицу силой чужого убеждения, Вертумн пришел к ней в обличье дряхлой старухи и стал дребезжащим голосом убеждать ее выйти замуж за славного бога Вертумна. Помона решительно отказалась, сославшись на то, что никогда не видела Вертумна и не может судить о его достоинствах. Тогда Вертумн предстал перед Помоной во всем блеске своей юношеской красоты – смущенная Помона не устояла и согласилась стать его женой.

В этрусской мифологии Вертумн – бог садов и обработки земли, позднее – покровитель торговли.

ВЕ́СПЕР. В римской мифологии Веспер – бог вечерней звезды, соответствующий греческому Гесперу.

ВЕ́СТА. В римской мифологии Веста – богиня священного очага городской общины, курии, дома, соответствующая греческой Гестии. Культ Весты был тесно связан со святынями города: привезенным Энеем из Трои палладием, хранившимся в храме Весты как залог мощи Рима, и регией – жилищем царя. Жрицы Весты (весталки) избирались из числа девочек в возрасте от шести до десяти лет; они должны были сохранять девственность в течение тридцати лет, и за нарушение этого запрета замуровывались живыми. Главной обязанностью весталок было поддержание в очаге храма Весты постоянного огня, который считался символом государственной надежности Волтурн и устойчивости. Изображалась Веста с лицом, закрытым покрывалом, с чашей, факелом, скипетром и палладием.

ВЕТУ́РИЯ. В римской мифологии Ветурия – мать римского полководца Гнея Марция Кориолана, изгнанного из Рима, а затем выступившего против родного города во главе войска вольсков. В критический для Рима момент Ветурия, а также жена Кориолана Волумния и двое его маленьких сыновей вышли из города ему навстречу с просьбой пощадить город. Когда Кориолан попытался поцеловать свою мать, она спросила его, видит ли он в ней мать или пленницу. Решимость Кориолана была сломлена, и он отступил от города, за что после был убит недовольными вольсками.

ВИКТО́РИЯ. В римской мифологии Виктория – богиня победы, соответствующая греческой Нике. Она олицетворяла победы и военное могущество римского народа, в особенности его полководцев и императоров. Как и у Нике, основными символами Виктории были победный венок и крылья.

ВИНИ́ЛИЯ. В римской мифологии Винилия – олицетворявшая волну прибоя нимфа, мать вождя рутулов Турна.

ВИ́РБИЙ. В римской мифологии Вирбий – возлюбленный или слуга богини Дианы, отождествляемый с Ипполитом, сыном Тесея. Растоптанный конями Ипполит по просьбе Артемиды (Дианы) был воскрешен Асклепием, после чего уязвленные Аид и мойры заставили Зевса убить Асклепия. Артемида (Диана) окутала Ипполита густым облаком, превратила в старика и изменила его внешность, после чего перенесла в свою священную рощу в италийской Ариции. Там с ее согласия он женился на нимфе Эгерии и жил на берегу озера среди темных дубовых лесов, окруженных глубокими расщелинами. Чтобы ему не напоминали о его смерти, Диана переименовала Ипполита в Вирбия, что означает vir bis, или «дважды человек». Лошадям было запрещено появляться поблизости. По другой версии, после своего воскрешения Ипполит не пожелал простить отца и уехал в Италию, где его уже как Вирбия скрыла в своей священной роще Диана. Он построил богине храм и стал царем Ариции.

ВОЛОПА́С. В греческой мифологии Волопас – имя, полученное гигантом Алкионеем за то, что он дважды похищал священное стадо быков Гелиоса.

ВОЛТУ́РН (Вулту́рн). В римской мифологии Волтурн – речной бог, сын Януса. По другим версиям, он считался сыном Капета, царя Альбы, утонувшим в реке, которую назвали его именем, или царем города Вейи, погибшим в битве с Главком, сыном Миноса.

ВОЛУ́МНИЯ. В римской мифологии Волумния – жена римского полководца Гнея Марция Кориолана, изгнанного из Рима, а затем выступившего против родного города во главе войска вольсков. В критический для Рима момент Волумния, а также мать Кориолана Ветурия и двое его маленьких сыновей вышли из города ему навстречу с просьбой пощадить город. Решимость Кориолана была сломлена, и он отступил от города, за что был убит недовольными вольсками. В честь Волумнии и Ветурии в Риме был воздвигнут храм Женского счастья.

ВУЛКА́Н. В римской мифологии Вулкан – бог разрушительного и очистительного пламени; почитался и как бог подземного огня, вечно грозящего извержениями. Он соответствовал греческому Гефесту и тоже был искуснейшим кузнецом, покровителем ремесленников и ювелиров. Женой Вулкана была прекрасная богиня Венера. Божественная кузница Вулкана находилась в недрах горы Этна в Сицилии, в работе ему помогали киклопы. Вулкан также играл известную роль в магии: обладал способностью отсрочивать на десять лет веления судьбы.