БАВКИ́ДА. В греческой мифологии Бавкида. – жительница Фригии, жена Филемона. Однажды Зевс и Гермес под видом обычных путников посетили Фригию и напрасно стучались в двери многих домов, ища приюта, – всюду им отказывали. Лишь в маленькой, покрытой соломой хижине, где жили старые Филемон и Бавкида, им оказали радушный прием. Чтобы получше накормить гостей, старики решили пожертвовать даже своим единственным гусем; убегая от Бавкиды, птица бросилась к ногам Зевса, который не разрешил ее зарезать. К удивлению хозяев, количество еды и вина на столе стало само по себе увеличиваться. В ответ на их испуг Зевс открыл старикам, кто он и его спутник, и приказал следовать за собой на вершину горы, поднявшись на которую они увидели, что местность вокруг их хижины покрылась водой, скрывшей все дома, а хижина их превратилась в величественный храм. Зевс позволил Филемону и Бавкиде высказать любое желание, пообещав его исполнить – старики пожелали до конца своих дней служить жрецом и жрицей в храме Зевса и умереть одновременно, чтобы ни одному из них не пришлось жить без другого. Громовержец исполнил их желание: после долгой жизни Филемон и Бавкида превратились в деревья, растущие из одного корня.
БА́ЛИЙ И КСА́НФ. В греческой мифологии Балий и Ксанф – бессмертные кони, сыновья гарпии Подарги от бога западного ветра Зефира, подаренные Пелею владыкой морей Посейдоном в качестве свадебного подарка. Ахилл взял их на Троянскую войну. Когда Патрокл повел в бой мирмидонян, Ахилл одолжил ему коней вместе со своими доспехами. После гибели Патрокла кони не дались убившему его Гектору и вернулись к Ахиллу, который стал упрекать их в том, что они не вынесли Патрокла из битвы живым и невредимым. Тогда Ксанф напомнил Ахиллу, что Патрокл погиб не по их вине, а из-за желания Аполлона прославить Гектора, и добавил, что смерть Ахилла тоже не за горами. В этот момент эринии лишили Ксанфа дара речи, и он навсегда онемел. После гибели Ахилла коней забрал себе Посейдон. Утверждают также, что на самом деле Балий и Ксанф были титанами (по другой версии – гигантами), помогавшими Балий – Зевсу, Ксанф – Посейдону; чтобы их не узнали преданные ими братья, Балий и Ксанф были превращены в коней.
БА́ТИЯ (Бате́я). В греческой мифологии:
1) Батия – дочь Тевкра. Она вышла замуж за Дардана, которому родила Эрихтония, отца Троса. Таким образом, Батия была прародительницей троянских царей;
2) Батия – нимфа, родившая спартанскому царю Ойбалу сыновей Икария и Тиндарея. По другой версии, Икария и Тиндарея родила Горгофона.
БАТО́Н. В греческой мифологии Батон – возничий Амфиарая. После разгрома войск семерых вождей под стенами Фив он вместе с Амфиараем и колесницей провалился под землю, разверзшуюся под перуном Зевса.
БАУБО́. В греческой мифологии:
1) Баубо – жительница Элевсина, супруга Дисавла. Когда богиня Деметра в поисках своей дочери Персефоны, приняв обличье простой старухи, явилась в Элевсин, Дисавл и Баубо радушно приняли ее в своем доме. Баубо угостила ее кикеоном (сдобренным мятой ячменным отваром), а также постаралась развеселить богиню не совсем пристойной болтовней и жестами. По другой версии, Деметру приветили в своем доме элевсинский царь Келей и его жена Метанира;
2) Баубо – злобная ведьма, спутница Гекаты.
БА́ХУС. В римской мифологии Бахус – бог-покровитель виноградников, виноделия и вина; очень близок к греческому Дионису (Вакху).
БЕ́БРИК. В греческой мифологии Бебрик – иберийский царь, по имени которого получило свое название племя бебриков. Когда Геракл гнал коров Гериона, он остановился в доме Бебрика и обесчестил царскую дочь Пирену. Несчастная бежала в горы, где ее растерзали дикие звери; в память о ней горы получили название Пиренеи.
БЕЛ. В греческой мифологии Бел – царь Египта, сын Посейдона и нимфы Ливии, брат-близнец Агенора (отца Европы). Бел женился на речной нимфе Анхиное, дочери Нила, которая родила ему Эгипта, Даная, Кефея и Финея. Через двух первых Бел стал предком многих царских домов Греции, Персии и Африки.
БЕЛЛЕ́Р. В греческой мифологии Беллер – коринфянин, которого убил Беллерофонт, после чего и получил свое имя (погречески Беллерофонт означает «убийца Беллера»). По одной из версий Беллер был братом Беллерофонта.
БЕЛЛЕРОФО́НТ (Беллерофо́н). В греческой мифологии Беллерофонт – один из главных героев старшего поколения, сын коринфского царя Главка (по другой версии – бога Посейдона) и Эвриномы, дочери мегарского царя Ниса, внук Сисифа. Первоначальное имя Беллерофонта – Гиппоной, но после того, как он убил коринфянина (по одной из версий – родного брата) Беллера, его стали называть «убийца Беллера» (по греч. – Беллерофонт).
Опасаясь кровной мести, Беллерофонт бежал в Арголиду, где нашел приют у тиринфского царя Прета. К несчастью, царская жена Сфенебея (по другой версии – Антея) влюбилась в пришельца с первого взгляда. Когда тот отклонил ее любовь, она обвинила его в том, что он якобы пытался соблазнить ее. Поверив жене, но опасаясь нарушить законы гостеприимства, Прет отправил Беллерофонта к своему тестю, ликийскому царю Иобату, вручив ему запечатанное письмо, в котором говорилось: «Прошу, убери подателя сего с этого света – он пытался обесчестить мою жену, твою дочь».
Чтобы выполнить просьбу зятя, Иобат попросил гостя сослужить ему службу и уничтожить Химеру – огнедышащую женщину-чудовище с львиной головой, козьим туловищем и змеиным хвостом. Покровительствовавшие Беллерофонту боги подарили ему крылатого коня Пегаса. Беллерофонт одолел Химеру, сначала взлетев над ней на Пегасе и осыпав ее стрелами, а затем протолкнув концом копья кусок свинца меж ее челюстей. Огненное дыхание Химеры расплавило металл, и он потек ей в глотку, прожигая внутренности. Затем Иобат отправил Беллерофонта сражаться с воинственным племенем солимов и их союзницами – амазонками. Беллерофонт победил и тех и других, летая над ними, не досягаемый для стрел, и сбрасывая большие камни на головы врагов.
Помня о письме Прета, Иобат устроил возвращавшемуся с войны Беллерофонту засаду, но герой перебил всех напавших на него, после чего обратился к Посейдону с молитвой, чтобы тот прямо по его следам заливал водой долину. Посейдон послал огромные волны, которые медленно двигались за героем, шедшим во дворец Иобата. Поскольку ни один мужчина не смог бы заставить Беллерофонта повернуть вспять, женщины бросились ему навстречу, задрав юбки выше пояса и наперебой предлагая себя, если только он сменит гнев на милость. Скромность Беллерофонта была столь велика, что он отвернулся от них и побежал, а вместе с ним отступили и волны. Убедившись, что Прет что-то напутал, обвинив Беллерофонта в посягательстве на честь жены, Иобат написал письмо, в котором потребовал, чтобы ему сообщили все подробности. Узнав правду, он попросил у Беллерофонта прощения, дал ему в жены свою дочь Филоною и объявил его наследником ликийского трона. От этого брака родились Гипполох, унаследовавший ликийское царство, Исандр, погибший в войне с солимами, и Лаодамия, родившая Зевсу Сарпедона.
Узнав от тестя о письме Прета, Беллерофонт решил отомстить и отправился в Тиринф. Притворившись влюбленным, он уговорил оклеветавшую его Сфенебею бежать с ним на Пегасе, но, поднявшись в воздух, сбросил ее в море (по другой версии, Сфенебея сама покончила с собой).
Конец жизни героя был жалким: опьяненный славой, Беллерофонт дерзнул взлететь на Пегасе на Олимп, желая приравнять себя к бессмертным, но Зевс наслал овода, который ужалил Пегаса под самый хвост; конь встал на дыбы и сбросил седока. Упав на колючие кусты, Беллерофонт охромел и ослеп. Одинокий и проклятый всеми, он бродил по земле, избегая дорог, по которым ходят люди, пока смерть не прибрала его.
БЕЛЛО́НА. В римской мифологии Беллона – богиня войны, сходная с греческой Энио. Она входила в круг Марса, считалась его матерью (иногда супругой, сестрой, кормилицей) и богиней подземного мира.
БЕНДИ́ДА (Бендис). В греческой мифологии Бендида – фракийская богиня охоты и природы, отождествляемая с Артемидой.
БЕНТЕСИКИ́МА. В греческой мифологии Бентесикима – дочь Посейдона и Амфитриты, жена эфиопского царя Эндия. Ей на воспитание Посейдон отдал своего сына Эвмолпа, которого его мать Хиона бросила в море, чтобы скрыть от отца свою связь с Посейдоном. Когда Эвмолп возмужал, Бентесикима женила его на одной из своих дочерей, однако он полюбил другую ее дочь, за что Бентесикима прогнала его.
БЕО́Т. В греческой мифологии:
1) Беот – сын Посейдона и Меланиппы, дочери Эола и Гиппы, брат-близнец Эола-младшего.
Беот и его брат родились в гробнице, куда Десмонт, которому Эол поручил воспитание Меланиппы, заточил ее, предварительно ослепив, когда узнал о ее беременности. Новорожденных близнецов Десмонт приказал отнести на гору Пелион, чтобы их сожрали дикие звери. Младенцев спас пастух, который отдал их Феано, жене икарийского царя Метапонта, угрожавшего ей разводом, если она не родит ему в течение года наследника. В это время Метапонт отсутствовал (он уехал, чтобы посоветоваться с оракулом), а когда вернулся, Феано выдала найденышей за собственных детей.
Позднее она родила мужу двойню, однако найденыши, имея божественного родителя, оказались намного красивее ее собственных сыновей. Поскольку Метапонт не подозревал, что Эол и Беот не его дети, он любил их намного сильнее. Страдавшая от этого Феано, дождавшись, когда Метапонт снова уедет из дому, приказала своим сыновьям отправиться на охоту вместе со старшими братьями и там якобы по неосторожности убить их. В завязавшейся между братьями схватке Посейдон встал на сторону своих сыновей, и вскоре Беот и Эол показались перед дворцом, неся мертвые тела близнецов; увидев такую картину, Феано зарезалась.
Беот и Эол бежали к спасшему их некогда пастуху, где явившийся к ним Посейдон открыл тайну их рождения. Он приказал братьям вызволить их мать, которая до сих пор томилась в гробнице, и убить Десмонта. Они без колебаний повиновались. Посейдон вернул освобожденной Меланиппе зрение, и все трое отправились в Икарию. Метапонт, узнав, что Феано обманула его, женился на Меланиппе и официально признал ее сыновей своими наследниками.
Несколько лет все шло хорошо, пока Метапонт не решил избавиться от Меланиппы и вновь жениться. В начавшейся борьбе Беот и Эол приняли сторону матери и убили новую царицу, после чего вынуждены были отказаться от наследства и бежать. Беот и Меланиппа нашли прибежище во дворце Эола, отца Меланиппы, который подарил им южную часть своего царства; тамошние жители до сих пор называют себя беотийцами;
2) Беот – сын Итона (сына Амфиктиона) и нимфы Меланиппы.
БИ́А (Би́я). В греческой мифологии Биа – дочь титана Палланта и океаниды Стикс, сестра Зелоса, Кратоса и Нике. Имя ее означает «сила»; вместе с братом Кратосом она выполняла особые поручения Зевса – например, они вдвоем пленили титана Прометея и с помощью Гефеста приковали его цепями к скале.
БИА́НТ (Биа́с). В греческой мифологии:
1) Биант – аргосский герой, сын Амифаона и Идоминеи (по другой версии – Аглаи), брат прорицателя Мелампа.
Биант влюбился в Перо, дочь пилосского царя Нелея, однако требовать ее руки явилось так много женихов, что Нелей обещал отдать дочь тому, кто доставит ему прекрасных быков царя Филака. Фессалийский царь Филак любил своих быков больше всего на свете (после своего единственного сына Ификла) и сторожил их сам; в дозоре ему помогал злобный недремлющий пес. Попытки Бианта подступиться к быкам потерпели неудачу. Видя, что Биант в отчаянии, Меламп решил помочь брату, хотя и знал, что ему за это предстоит на целый год потерять свободу. Его схватили в момент совершения кражи, заковали и поместили в темницу. Понимая язык животных, Меламп узнал от червей-древоточцев, что дом, в котором его содержат, завтра на рассвете должен рухнуть, и попросил срочно перевести его в другое место. В указанное время дом рухнул. Филак, убедившись в пророческом даре Мелампа, пообещал подарить ему свободу и быков, если он излечит царского сына Ификла от мужской слабости. Знание птичьего языка помогло Мелампу определить причину болезни Ификла и способ ее лечения; через положенный срок у Ификла родился сын, потом – другой. Филак сдержал свое обещание и отдал Мелампу быков, а кроме них – свою дочь. Перо родила Бианту сына Талая – будущего аргосского царя и аргонавта;
2) Биант – один из сыновей Приама;
3) Биант – один из женихов Пенелопы.
БИБЛИ́ДА (Би́блис). В греческой мифологии Библида – дочь критянина Милета (по имени которого назван город в Малой Азии, куда он бежал, спасаясь от Миноса) и карийской царевны Эйдофеи. Библида влюбилась в своего брата-близнеца Кавна; узнав об этом, тот в ужасе бежал из Милета. Вне себя от страсти, Библида безуспешно искала брата по всему побережью Малой Азии и умерла от горя (по другой версии – покончила с собой); карийские нимфы превратили ее в источник. По другой версии именно Кавн домогался любви своей сестры, что явилось затем причиной самоубийства Библиды и бегства из отчего дома самого Кавна.
БИЗА́НТ. В греческой мифологии Бизант – сын Посейдона и Кероэссы, дочери Ио и Зевса. Он основал город Византий (Бизантий), получивший название по его имени. Укрепить город Бизанту помогли Аполлон и Посейдон. Бизант отразил нападение на Византий фракийского царя Гемоса и преследовал врага до отдаленных районов Фракии. В его отсутствие на город напал новый враг – скифский царь Одрис. Фидалея, жена Бизанта, и другие женщины спасли Византий, забросав скифский лагерь ядовитыми змеями.
БИ́ССА. В греческой мифологии Бисса – жительница острова Кос. Бисса и ее сестра Меропида, почитавшие Гею, отказались почтить Гермеса, Афину и Артемиду, которые явились к ним в облике пастуха с дочерьми, а Агрон, брат Биссы, даже набросился на Гермеса с вертелом. За это все трое были превращены в птиц: Меропида в сову, Бисса в чайку, Агрон в ржанку; их отец Евмел стал ночным вороном.
БИ́ТОН. В греческой мифологии Битон – аргосский юноша, сын жрицы богини Геры, брат Клеобиса. Когда настало время исполнить обряд богини, а белых быков для священной колесницы еще не пригнали с пастбища, Битон и Клеобис сами запряглись в колесницу и потащили ее в храм, находившийся на расстоянии около восьми километров. Обрадованная их сыновьей любовью, жрица обратилась к богине с молитвой, прося ее наградить сыновей высшим благом, доступным людям. Когда она исполнила положенный обряд, ее сыновья уснули в храме, чтобы больше не проснуться. Вот почему говорят: «Любимцы богов умирают молодыми».
БО́НА ДЕ́А. В римской мифологии Бона Деа (лат. «добрая богиня») – богиня плодородия и врачевания, покровительница женщин, имя которой было табуировано. Она отождествлялась с Фавной – по разным версиям, сестрой, дочерью или женой бога Фавна, и с Майей. Ежегодно в начале декабря в ее честь в Риме устраивалось ночное торжество, в котором участвовали только весталки и замужние женщины; присутствие мужчин исключалось. Римлянки настолько свято хранили тайны этого обряда, что до сих пор никто так и не смог выяснить, что именно там происходило. В истории известен лишь единственный случай, когда юноша попытался проникнуть на этот обряд, переодевшись в женское платье и выдавая себя за музыкантшу. Это был молодой римский аристократ Клодий, подкупивший одну из прислужниц в доме Юлия Цезаря, где происходило таинство. Обман был разоблачен, Клодию предъявили обвинение в нечестивости, и по этому поводу вспыхнула волна негодования. Тогда Юлий Цезарь развелся со своей женой. На вопрос, почему он это сделал, ведь она ни в чем не была виновата, Цезарь ответил фразой, ставшей крылатой: «Жена Цезаря должна быть вне подозрений».
БОРЕА́ДЫ. В греческой мифологии Бореады – близнецы Калаид и Зет, крылатые сыновья бога Борея и Орифии, дочери афинского царя Эрихфея, братья Клеопатры и Хионы.
Сразу после рождения близнецы ничем не отличались от обычных людей, но, когда стали взрослыми, за плечами у них выросли большие золотистые крылья. Иногда их также изображают с крылатыми ногами. Подобно отцу, Бореады олицетворяли ветры, их действия были быстры и стремительны. Оракул предсказал, что, если братья не смогут кого-либо настигнуть, они умрут.
Бореады приняли участие в походе аргонавтов в Колхиду за золотым руном. Во время похода они избавили прорицателя Финея – царя Салмидессы и мужа их сестры Клеопатры – от терзавших его гарпий. Отогнав их за море, братья прекратили преследование гарпий, поскольку Ирида, посланная Герой, пообещала, что те вернутся в свою пещеру на Крите и никогда больше не будут обижать Финея. По другой версии, к этому времени Клеопатра уже умерла, а Финей женился на скифской царевне Идее. Идея невзлюбила двух сыновей Клеопатры и, представив лжесвидетелей, обвинила их во всевозможных злодействах. Калаид и Зет узнали про заговор, освободили из темницы своих племянников, которых ежедневно бичевала скифская стража, и Финей не только стал относиться к сыновьям как прежде, но и отправил Идею назад к ее отцу.
Во время пребывания аргонавтов на острове Кеос братья поддержали решение Ясона и настояли на его выполнении – продолжении похода, не дожидаясь Геракла, отправившегося искать пропавшего Гиласа. На обратном пути Бореады погибли на острове Тенос от руки Геракла, который тем самым отомстил им за то, что его покинули на Кеосе. На их могиле Геракл установил два камня, которые шевелились и звучали, когда дул северный ветер. По другой версии Бореады погибли, как им и было предсказано, из-за того, что не смогли настичь всех гарпий.
БОРЕ́Й. В греческой мифологии Борей – бог северного ветра, сын титана Астрея и богини утренней зари Эос, брат Зефира и Нота. Вместо ног у крылатого, длинноволосого, бородатого, могучего Борея были змеиные хвосты, а обитал он в пещере на горе Гем во Фракии, где царили холод и мрак.
Борей был влюблен в Орифию, дочь афинского царя Эрехфея, и неоднократно просил ее руки, но Эрехфей отделывался туманными обещаниями. Наконец терпение Борея лопнуло. Во время одного из празднеств он налетел на Орифию, спрятал ее под дымчатыми крыльями и незаметно от собравшейся толпы унес прочь. Орифия стала его женой и родила ему двух сыновей – Калаида и Зета, у которых выросли крылья, когда они стали взрослыми, а также двух дочерей – Хиону, у которой от Посейдона родился Эвмолп, и Клеопатру, вышедшую замуж за царя Финея, ставшего жертвой гарпий.
Однажды, обратившись в темногривого жеребца, Борей покрыл двенадцать из трех тысяч кобылиц, принадлежавших Эрихтонию, сыну Дардана, и пасшихся на заливных лугах по берегам реки Скамандр. Вследствие этого родились двенадцать жеребят, которые могли скакать по полю, не касаясь колосьев, или резвиться, носясь по гребням волн.
БОРМ (Бори́м). В греческой мифологии Борм – юноша необычайной красоты из племени мариандинов, сын царя Упия (по другой версии – Тития). Когда он отправился за водой для работавших у его отца жнецов, его похитила нимфа источника.
БРАНХ. В греческой мифологии Бранх – сын Смикра, любимец (по другой версии – сын) Аполлона, основавший его святилище в Дидимах близ Милета и ставший в нем первым прорицателем. Он положил начало влиятельному роду прорицателей Бранхидов.
БРЕ́СИЯ. В греческой мифологии Бресия – дочь кипрского царя Кинира и Метармы (дочери Пигмалиона и Галатеи), сестра Лаогоры, Орседики и Адониса. За то, что Бресия, Лаогора и Орседика считали себя более прекрасными, чем Афродита, богиня наказала их, обязав их потомков, отправляя культ Астарты на Кипре, отдаваться за плату посетителям храма. Некоторые говорят, что гнев Афродиты сестры навлекли на себя тем, что сожительствовали с чужими мужьями, во что трудно поверить, зная, как блюла супружескую верность сама богиня.
БРИАРЕ́Й. В греческой мифологии Бриарей – один из сторуких, которого люди называли именем Эгеон. Он был сыном Урана и Геи, чудовищем с пятидесятью головами и сотней рук. В битве олимпийских богов с титанами Бриарей участвовал на стороне олимпийцев и после их победы стал вместе со своими братьями сторожем низвергнутых в Тартар титанов. Когда боги восстали против Зевса, внезапно окружив его, спящего, и «оковав» сыромятными ремнями так, что он не мог пошевелиться, Фетида призвала на помощь Бриарея, который, действуя всеми руками сразу, быстро развязал ремни и освободил своего повелителя. Бриарей был женат на дочери Посейдона и имел от нее дочерей.
БРИС (Брисе́й). В греческой мифологии Брис – житель расположенного невдалеке от Трои города Лирнесс, отец Брисеиды – жены лирнесского царя Мина, ставшей любимой и верной рабыней Ахилла. Погиб он во время набега Ахилла на Лирнесс; по другой версии – покончил с собой, когда его дочь попала в плен к ахейцам.
БРИСЕИ́ДА. В греческой мифологии Брисеида – дочь Бриса, супруга лирнесского царя Мина. Во время набега на Лирнесс Ахилл убил всю ее семью, в том числе отца и мужа, а Брисеиду взял в плен. При дележе добычи Брисеида досталась Ахиллу и стала его любимой и верной рабыней. Когда Агамемнон, лишившись своей наложницы Хрисеиды, отнял у Ахилла Брисеиду, разгневанный Ахилл объявил, что больше не будет участвовать в войне. Поскольку нейтралитет Ахилла привел бы к поражению ахейцев, перепуганный Агамемнон вернул Брисеиду.
БРИТО́МАРТИС (Бритомарти́да). В греческой мифологии Бритомартис – критская богиня, покровительница охотников, спутница Артемиды, дочь Зевса, известная своим целомудрием. Любви Бритомартис домогался Минос; сначала Бритомартис пряталась от него под густолистыми дубами, растущими на сочных лугах, а потом он целых девять месяцев преследовал ее по скалистым горам и долинам, пока в отчаянии она не бросилась в море, где ее выловили и спасли рыбаки, которым с тех пор она помогает, равно как и морякам. По другой версии, ее спасла Артемида.
БРОНТ. В греческой мифологии Бронт – один из киклопов. Когда еще трехлетней девочкой Артемида явилась к киклопам, чтобы они выковали ей серебряный лук и колчан стрел, Бронт, которому Зевс приказал сделать все, что ни пожелает его любимая дочь, посадил ее на колени. Артемиде такое обращение настолько не понравилось, что она вырвала на груди у Бронта клок волос, да так, что у него до самой смерти осталась проплешина.
БРО́НТЕ. В греческой мифологии:
1) Бронте – персонификация молнии;
2) Бронте – один из коней в колеснице Гелиоса.
БРОТЕ́Й. В греческой мифологии:
1) Бротей – сын Тантала и нимфы Эврианассы, брат Пелопа и Ниобы. Бротей был скульптором и поклонником Кибелы Реи, чье изображение он изваял в камне на горе Сипил. Он был также знаменитым охотником, но отказался воздать почести Артемиде, и та лишила его разума. Вскричав, что ему не страшно никакое пламя, он бросился в горящий погребальный костер и погиб в огне. Некоторые, правда, говорят, что Бротей совершил самоубийство из-за того, что был уродцем и все сторонились его;
2) Бротей – сын Гефеста и Афины, который бросился в огонь, чтобы избежать насмешек над своим уродством;
3) Бротей – кулачный боец, союзник Персея;
4) Бротей – лапиф, убитый на свадьбе Пирифоя кентавром Гринеем.
БРУТ, Лу́ций Ю́ний. Луций Юний Брут – основатель Римской республики, племянник (сын сестры) последнего римского царя Тарквиния Гордого.
Подозревая царя, уничтожившего многих аристократов, в вероломстве, Луций Юний притворялся ленивым и слабоумным, чем заслужил прозвище Брут, что значит «тупица». Тарквиний Гордый, не подозревавший о наличии у Луция Юния великих замыслов освободить отечество, открыто презирал племянника. Когда в царском дворце из деревянной колонны выползла змея, честолюбивый и заносчивый правитель Рима, не доверяя разъяснениям этрусских прорицателей, решил получить истолкование этого зловещего знамения у дельфийского оракула, для чего направил в Грецию двух своих сыновей, Тита и Аррунса, в сопровождении Луция Юния, который должен был потешать своих двоюродных братьев. Прибыв в Дельфы, царские сыновья поднесли Аполлону драгоценные дары, а Брут – свою дорожную палку, чем всех весьма позабавил. Однако внутри палка была выдолблена и в нее вставлена золотая сердцевина – этим Луций Юний хотел показать, что под его невзрачной внешностью скрывается прекрасная и гордая душа. Исполнив официальное поручение, царские сыновья спросили оракула, кто станет римским царем после смерти их отца, и получили ответ: «Властителем Рима станет тот из присутствующих, кто первым поцелует свою мать». Царевичи растолковали пророчество буквально и отложили решение до возвращения домой, договорившись при этом ничего не сообщать своему третьему брату Сексту. Один Брут правильно понял оракула; сделав вид, что споткнулся, он коснулся губами земли – общей матери всех людей.
Вскоре после возвращения делегации из Греции царь Тарквиний Гордый затеял войну с племенем рутулов и осадил их город Ардеи. Во время этой осады Секст Тарквиний насильно овладел Лукрецией, женой Луция Тарквиния Коллатина, прямо в римском доме ее мужа. Лукреция срочно вызвала своих мужа и отца, с которыми прибыл и Брут, поведала им о случившемся и вонзила себе в грудь кинжал. Тогда Брут поклялся, что будет преследовать царя и его сыновей и не допустит, чтобы они или кто-либо другой царствовали в Риме. Такую же клятву он потребовал и от присутствующих, пораженных силой духа и благородством человека, которого они ранее считали слабоумным. Под влиянием гнева и грозного красноречия Брута римляне проголосовали за то, чтобы царскую власть упразднить, а царскую семью изгнать из Рима. Во главе вооруженных граждан Брут отправился под Ардеи к осаждавшему город римскому войску. Тем временем Тарквиний Гордый, узнав о мятеже, с наиболее верными ему войсками устремился к Риму, чтобы самыми решительными мерами восстановить порядок, однако наткнулся на закрытые перед ним ворота и вынужден был искать убежища в чужих краях. Так в 509 г. до н. э. в Риме была уничтожена царская власть.
Во главе римского государства поставили двух консулов, избираемых народным собранием на один год. Первыми консулами Римской республики стали Луций Юний Брут и Луций Тарквиний Коллатин. Народ питал такое отвращение к царской власти, что дал торжественную клятву никогда ее не восстанавливать, а также потребовал изгнать из города всех представителей рода Тарквиниев. Поэтому и товарищу Брута по консульству Луцию Тарквинию Коллатину, супругу благородной Лукреции, пришлось покинуть Рим; вместо него консулом был избран Публий Валерий Попликола.
Прежде чем объявлять войну своим бывшим подданным, свергнутый царь направил в Рим своих тайных послов, которые организовали заговор римской золотой молодежи, сожалевшей о прежней безнаказанности и томившейся в строгой узде сурового республиканца Брута, в пользу восстановления власти Тарквиния. Лишь благодаря бдительности раба одного из изменников, сообщившего консулам о предательстве своего хозяина, заговор был раскрыт; заговорщиков схватили, судили и приговорили к казни. К великому ужасу Брута, среди заговорщиков оказались оба его сына. Во время казни Брут в полной мере проявил то самообладание, которое считалось характерным признаком истинного римлянина: ни единым движением не выдал он обуревавших его чувств, лишь когда покатились головы его сыновей, легкая судорога передернула неподвижное лицо консула.
Тарквиний Гордый собрал войска этрусков и двинулся с ними на Рим; консулы выступили ему навстречу. Брут ехал во главе конного отряда; его увидел Аррунс, сын Тарквиния, и устремился на него. Брут с юношеским пылом бросился навстречу. Враги с такой силой ударили друг в друга своими копьями, что насквозь пробили щиты и оба упали мертвыми с коней. Разгоревшаяся битва закончилась победой римлян, этрусские войска отступили. Погибшего Брута почтили пышной погребальной церемонией. В течение целого года римские женщины оплакивали Луция Юния Брута как сурового мстителя за поруганное женское достоинство.
БРЮХОРУ́КИЕ (гастерохе́йры). В греческой мифологии брюхорукие – семь огромных киклопов, которые пришли вместе с царем Претом из Ликии и возвели вокруг Тиринфа массивные киклопические стены, использовав для этого такие огромные каменные блоки, что и несколько мулов не смогли бы их сдвинуть с места. Брюхорукими (гастерохейрами) их называли потому, что они на жизнь (брюхо) зарабатывали руками (работая каменщиками). Они же построили стены Микен.
БУЗИ́Г. В греческой мифологии Бузиг – герой, впервые приручивший быков. Он изобрел ярмо, надел его на быка и начал обрабатывать поле. Кроме того, Бузиг ввел многие аграрные обычаи и религиозные обряды в честь Персефоны и Деметры. Он основал афинский жреческий род Бузигов, в обязанности которого входило начинать посев на священном участке у Акрополя.
БУ́СИРИС (Бусири́д). В греческой мифологии Бусирис – царь Египта, сын Посейдона (по другой версии – Эгипта) и Лисианассы, дочери египетского царя Эпафа. Когда страну поразила засуха, длившаяся то ли восемь, то ли девять лет, кипрский прорицатель Фрасий предсказал, что бедствие прекратится, если каждый год жертвовать Зевсу одного чужеземца. Бусирис начал с самого Фрасия, а потом приносил в жертву случайных гостей до тех пор, пока не явился Геракл, следовавший к саду гесперид. Он позволил жрецам связать себя, подвести к алтарю, дал повязать свои волосы лентой, и Бусирис, взывая к богам, уже готов был занести жертвенный топор, но тут Геракл порвал путы и зарубил Бусириса, его сына Амфидаманта и всех присутствовавших при этом жрецов.
БУТ. В греческой мифологии:
1) Бут – сын Борея, устроивший заговор против своего сводного брата Ликурга, царя эдонов во Фракии. Заговор был раскрыт; отправленный в изгнание Бут захватил остров Наксос и занялся разбоем и пиратством. В одном из набегов Бут во время праздника в честь Диониса похитил и обесчестил вакханку Корониду. Оскорбленный Дионис наказал Бута безумием, и тот бросился в колодец;
2) Бут – сын афинского царя Пандиона и Зевксиппы, брат Эрехфея, Филомелы и Прокны. После смерти отца Эрехфей стал царем Афин, а Бут – жрецом Афины и Посейдона. Бут основал жреческий род Бутадов, или Этеобутадов, в Афинах;
3) Бут – участник похода аргонавтов. Прельщенный пением сирен, Бут бросился в море, чтобы доплыть до них. Его спасла Афродита, перенесла в Лилибей и сделала своим возлюбленным; их сына звали Эрике.