Вы здесь

Кто в доме хозяин? Секреты счастливых родителей. Авторитет и свобода выбора (Невена Ловринчевич, 2012)

Авторитет и свобода выбора

Граница, авторитета проходит там, где кончается свобода выбора.

Бертран де Жувенель[1]

Елена спросила подругу Милицу, как она справляется со своим сыном-подростком и приучает его помогать по дому. Милица сначала даже не поняла, о какой помощи идет речь, и Елена пояснила: «Ну, там, вынести мусор, пропылесосить квартиру, убрать в своей комнате, сходить в магазин…» – «А-а-а-а, этим он не занимается. Не хочет, и все». Теперь уже Елена недоумевала: «Ясно, что он не хочет, а ТЫ-то что делаешь?» – «Ничего. Он все равно не сделает. Иногда застелет кровать, и то, только когда захочет, и все…»

Именно проблема свободного выбора порой ставит под угрозу родительский авторитет. Если бы дети были склонны без особого сопротивления исполнять волю родителей, даже когда она идет вразрез с их личными желаниями и потребностями, жизнь родителей была бы гораздо легче. То, что сын Милицы не желает ничего делать по дому, не трудно понять. Только в 2–3 года детишки с удовольствием помогают вам делать домашние дела, возюкают какой-нибудь тряпочкой или веником, стаскивают кастрюли с полок. А к школьному возрасту, когда действительно можно было бы рассчитывать на их помощь, домашние дела становятся им в тягость, и теперь это только лишний повод для пререканий. Понятное дело! Вам бы тоже приятнее было, завернувшись в плед, почитывать книжку с чашечкой кофе в руке, чем пылесосить, ходить на работу или по магазинам, водить ребенка к зубному, отгонять машину в сервис. В жизни приходится делать много того, что мы с удовольствием не делали бы, если б у нас был выбор. Но чаще его нет.

Естественно, нельзя одинаково спрашивать с пятилетнего ребенка, пятнадцатилетнего подростка и взрослого человека.

Во всяком случае, родители всегда должны брать на себя не самую приятную часть ответственности: ставить барьер и требовать от ребенка выполнения того, что считают необходимым, как бы он ни сопротивлялся.

В нашем примере речь шла о выполнении некоторых домашних обязанностей. Если для родителя простое детское «не хочу-не буду» или малейшее сопротивление – это достаточный повод сдаться, неприятности не заставят себя ждать, причем и родителей, и детей. Если ребенок привыкнет делать то, что в принципе не любит, – а кто любит пылесосить, выносить мусор и тому подобные дела? – он усвоит важный жизненный урок и научится легко и эффективно выполнять требования, с которыми не раз столкнется в процессе взросления, а потом и во взрослой жизни, и уже не будет воспринимать их как угрозу и тяжелую, непосильную работу.

Иногда приучение ребенка к порядку дается родителям с таким трудом, что проще самим вынести мусор и сходить в магазин, чем упрашивать и настаивать. Плохо, если они совсем оставляют всякие попытки, потому что главное тут – не выбросить мусор, а приучить ребенка к мысли, что порой приходится делать и то, что совсем не любишь.

Все, у кого есть дети, конечно, знают, что именно в момент столкновения воли ребенка с волей родителей битва за родительский авторитет или выигрывается, или проигрывается. Но вроде бы не все битвы одинаково драматичны и важны. Так можно ли рассчитывать на окончательную победу в войне за авторитет, если какая-то битва будет проиграна?




Ответ будет зависеть от того, как родители себя поставят и как справятся с взятой на себя ролью. Если они уверены, что авторитет им, как родителям, принадлежит по праву, просто потому что так жизнь устроена, все пойдет гораздо проще, чем если они будут в этом сомневаться. Если в семье не возникает проблем с распределением ролей и обязанностей, если родитель обладает определенным авторитетом, то ему не придется снова и снова его подтверждать. Если же родитель непоследователен и ведет себя то как строгий глава семьи, то как приятель, с которым все дозволено, если вечно сомневается, где проявить твердость, а где дать больше свободы, любой ребенок очень быстро поймет, что каждая битва – это еще одна попытка добиться своего, и нужно просто проявить больше упорства и настойчивости. Естественно, ежедневные споры и уговоры, вечная неопределенность в том, чья воля – родителя или ребенка – одержит верх, будут только подстегивать борьбу. Детей больше всего интересует конечный результат – получили то, чего хотели, или нет. Родителей же это противостояние сильно изматывает, они теряют терпение, срываются и реагируют бурно, а иной раз и вовсе неподобающим образом, чем только портят отношения с ребенком. И через какое-то время родители просто-напросто капитулируют и уже готовы уступить пальму первенства своему малышу.

Таким образом, чем увереннее, тверже и спокойнее ведут себя родители с детьми, и главное, чем раньше осознают, что изначально как родители уже обладают определенной степенью авторитета, тем легче ребенку примириться с таким положением вещей.

Когда ребенок противится решению, которое родители считают важным и существенным, нужно ли принуждать его к послушанию? И если нужно, то в какой форме? Или даже не стоит пытаться? Обладаем ли мы тем авторитетом, который дает нам право навязывать ребенку свою волю, или нет? Большинство родителей однозначно определиться не могут. И это вполне нормально. Позже мы увидим, что беспрекословное послушание тоже не всегда хорошо, но уж совсем нехорошо, когда верх одерживает воля ребенка, а родители во избежание конфликтов сдаются и периодически идут у него на поводу или совсем опускают руки.

Исход столкновения двух воль, родителей и ребенка, нередко зависит от негативного влияния как заниженного порога родительской требовательности (или его отсутствия), так и сильно завышенного, преодолеть который ребенок не может. Если родители не признают оценки ниже пятерки, требуют от ребенка поддержания идеальной чистоты в комнате, непомерно нагружают дополнительными занятиями после школы, всегда настаивают на беспрекословном послушании, то им неизбежно придется столкнуться с трудностями. Даже если ребенок в основном соответствует завышенным родительским требованиям, все равно это ненужная и вредная нагрузка как для ребенка, так и для его отношений с родителями.

Рассматривая проблему свободного выбора и авторитета, важно подчеркнуть значение близости между родителями и детьми. Если в семье тесные, доверительные отношения, то ребенок легко будет идти на контакт, слушать и слушаться своих родителей. Родители же, заботящиеся о поддержании хороших отношений, всегда будут в курсе всех возрастных потребностей ребенка и смогут соотносить с ними выдвигаемые требования и запреты. С учетом мнения и потребностей ребенка, при четком и спокойном установлении необходимых границ родители без особого труда, без столкновения с волей ребенка утвердят свой авторитет именно в той мере, которая устроит всех членов семьи.