Глава 14
Херсонес в Римской империи
Римляне применили в Крыму относительно крупные военные силы между 63 и 64 гг., когда Херсонес попросил защитить его от натиска скифов. Империя свой долг суверена выполнила, но временно перепоручила защиту полиса Боспорскому царству. Однако вскоре был восстановлен статус прямого подчинения – Херсонес обычно пользовался особым вниманием Рима.
Когда в середине II в. в Крыму было размещено несколько римских гарнизонов, их общее командование и самый большой из них находились в Херсонесе. В городе была построена для них цитадель, а в своем военном городке они расположились со всеми удобствами античной цивилизации: с алтарями для поклонения богам, с банями-термами, бассейном и даже ватерклозетами.
В Херсонесе же была стоянка кораблей римского военного флота.
Херсонес был местом ссылки из Рима первых христиан. Среди них наиболее прославлен священномученик Климент, четвертый епископ (папа) римский.
Климент родился в 30-е гг. I в. в очень знатной римской семье, приходился родственником самому императору Тиберию. С детства был увлечен изучением наук и философии, его очень интересовал вопрос о жизни души после смерти.
Узнав в 24 года о пришествии в мир Спасителя и о жизни Его в Святой земле, решил отправиться на Восток, в Александрию. Там он слушал проповеди апостола Варнавы, а в Иудее, по преданию, произошла его встреча с апостолом Петром, от которого он принял Святое крещение и наставления в вере.
По возвращении в Рим Климент прославился там своими проповедями. «Смиренный и кроткий, сведущий как в Святом Писании, так и в греческой премудрости, он умел обращать к вере иудеев и язычников» (из Жития священномученика). В 91 г. он был рукоположен в римские епископы под именем Климента I.
За свои проповеди и обращение в христианскую веру многих знатных язычников ок. 98 г. по приказу императора Траяна папа Климент был сослан на каторжные работы в Инкерманские каменоломни близ Херсонеса Таврического. Там трудилось уже около двух тысяч сосланных христиан. Каторжники особенно страдали от нехватки воды, но по молитве святого Климента из скалы забил святой источник. Слух об этом разнесся по всей округе, и к Клименту отовсюду стали стекаться язычники, чтобы принять от него Святое крещение и услышать наставления.
Об этом дошло до Рима. В Херсонес прибыл специальный посланник с приказом императора утопить Климента в море, привязав его к корабельному якорю – чтобы тело священномученика не стало объектом поклонения. Злодеяние было в точности исполнено, но по молитве собравшихся христиан море отступило и люди смогли припасть к телу. С тех пор это повторялось в течение 700 лет, в день рождения священномученика Климента, и при этом совершались многие чудеса.
Уже после того, как море перестало отступать, в 861 г. мощи святого были обретены апостолами славян святыми Кириллом (Константином) и Мефодием – при этом по их молитве море вновь отступило. Мощи были внесены в Херсонесский храм, и там стали совершаться чудеса. Часть мощей была перенесена Кириллом и Мефодием в Рим.
После того как киевский князь Владимир, захватив Херсонес, принял там Святое крещение, по его приказу мощи были перенесены в Киев.
Папа Климент глубоко почитается как православной, так и католической церковью. В Москве, на углу Пятницкой улицы и Климентовского переулка, стоит прекрасная «Церковь Климента папы Римского в Москве на Пятницкой». В 1991 г. частица мощей священномученика была передана из Киева в Инкерманский Свято-Климентьевский монастырь в пригороде Севастополя.
Херсонес стал городом старейшей в Крыму христианской общины. На Первом Вселенском соборе в Никее (325 г.) Крым (Тавриду) представляли два епископа: Филипп Херсонесский и Кадм Боспорский. Там решались важнейшие богословские вопросы: была осуждена арианская ересь, утвержден постулат о единосущии Сына Отцу и Его предвечном рождении, был составлен Символ веры, названный Никейским (впоследствии был дополнен). В V в. христианство стало государственной религией Боспорского царства.
Но в IV в. в Херсонесе численно значительно преобладали язычники. Император Феодосий Великий (правил в 379–395 гг.), большой ревнитель христианской веры, пошел даже на применение силы для насаждения ее в Херсонесе: посланные им воины держали в заложниках детей, пока не согласятся принять крещение их родители.
Но гораздо действеннее, чем это грубое давление, были проповеди боспорского епископа Кадма, прибывшего в Херсонес. Согласно преданию, он не устрашился войти в печь для обжига извести, чтобы развеять в собравшихся язычниках сомнение в истинности веры.
При археологических раскопках были обнаружены остатки храма VI в., возведенного над этой печью.