Глава 8. Массовое переселение евреев в Крым
Далее в названном интервью М. Н. Полторанин рассказал: «В 1922 году образовался “Агро-Джойнт” в Симферополе. И стали переселять туда евреев. Стали создавать колхозы. 186 колхозов создали. Евреев-крестьян из Белоруссии, с Украины, из Болгарии привозили. Отовсюду ехали евреи… Сталин похерил эту идею… Поднялись волнения в Крыму. Приходили поезда в Симферополь разгружать евреев. А татары эти составы возвращали назад. Они начали громить еврейские семьи… И Сталин сказал: “Мы не можем разжигать пламя!..”».
Информация, бесспорно, очень-очень неточная. Попробуем выяснить, как разворачивались события на самом деле.
Более всего смущает и удивляет то, с какой легкостью авторы всех проектов «освоения» Крыма взялись распоряжаться судьбами огромных людских масс. Накануне Первой мировой войны «из 5–6 миллионов русских евреев только 3–4 % связаны так или иначе с сельском хозяйством. Остальные 96 % заняты в торговле, промышленности, в городских учреждениях и, вообще, живут в городах, причем, рассеянные по России, ни в одной губернии не составляют большинства»[117]. Эту статистику привел в 1913 г. И. В. Сталин в работе «Марксизм и национальный вопрос», и в точности ее можно не сомневаться. После Октябрьской революции и гражданской войны от империи отпали Польша, Западная Украина и Западная Белоруссия, Бессарабия (Молдавия). Поскольку они были основными регионами расселения российских евреев, число последних сократилось более чем наполовину. Надо признать, что за границей оказались преимущественно беднота и сельское население. Т. е. в России остались примерно 100–120 тысяч евреев, тем или иным образом связанных с сельским хозяйством. Преимущественно это были управляющие, агрономы, ветеринары, счетоводы и др. – не крестьяне, а деревенская интеллигенция. Вот посредством переселения этих людей в Крым одни энтузиасты намеревались создать в регионе численный перевес евреев и учредить национальную республику, а другие собирались решить свои геополитические проблемы. И те, и другие прикрывали собственные интересы заботой о гонимом еврейском народе.
В добавление к непосредственным работникам села предполагалось перевезти на деревенские работы и для деревенской жизни тысячи торговцев, служащих и прочих горожан еврейской национальности. Это напоминает ситуацию 1990-х гг., когда московская «патриотическая» интеллигенция, руководствуясь писаниями А. И. Солженицына, вознамерилась под улюлюканье националистов различных народных фронтов силами русскоговорящей рафинированной интеллигенции отколовшихся республик поднимать погибающие деревни Российского Нечерноземья. Правда, мотивировка в 1920-х гг. была сильнее – голод и отсутствие в городе рабочих мест.
Впрочем, переселение евреев в Крым мотивировалось прежде всего для молодежи – историческим долгом переселенцев перед еврейским народом, ожидавшим возрождения государства Израиль. Пока этот призыв субсидировался «Джойнтом», энтузиастов находилось много, и трудились они на новом месте с честью.
Первые еврейские сельхозпоселения в Крыму назывались Алкаи и Керем. Они были основаны весной 1923 г. Осенью того же года появились еще три подобные поселения. Но настоящая массовая еврейская колонизация полуострова пошла после учреждения корпорации «Агро-Джойнт». Из-за оговорки Полторанина последнее время в литературе и особенно в Интернете годом ее основания ошибочно называют 1922 г. В действительности американцы учредили эту корпорацию 21 июля 1924 г. постановлением Исполкома «Джойнта». Формально она должна была заниматься восстановлением старых еврейских земледельческих колоний, основанных в южных губерниях Российской империи еще по указу Александра I от 9 декабря 1804 г. Право на переселение тогда получили евреи из Польши. Колонизация шла исключительно в Херсонскую, Екатеринославскую и Подольскую губернии и в Бессарабию. О Крыме даже речи не шло. К началу Первой мировой войны на указанных территориях проживало около 100 тысяч евреев-колонистов. Они специализировались на выращивании сахарной свеклы, подсолнуха и табака. В годы революции и гражданской войны подавляющее большинство колонистов выехали в США и Южную Америку. Колонизация Крыма в начале XX столетия стала инициативой «Агро-Джойнта».
Главная резиденция корпорации располагалась в Москве. Возглавил ее уже известный читателям Джозеф Розен. Широко распространена версия, что именно он стал автором идеи и вдохновителем учреждения «Агро-Джойнта». Помимо директора в состав дирекции, управлявшей всей корпорацией, входили три его заместителя:
– по агросектору (с 1926 г.) агроном Самуил Ефимович Любарский (1878–1938);
– по индустриальному сектору адвокат Иезекииль (Ехизкель) Абрамович Гроер (1886–1938), он же был главным заместителем директора при его отсутствии в стране;
– по административно-финансовому сектору Михаил Яковлевич Ратнер (? – 1936).
Вот эти несменяемые четыре человека и возглавляли со стороны американцев еврейскую колонизацию Крыма в довоенные годы. Они распоряжались гигантскими финансовыми средствами и новейшей техникой, поступавшими в СССР из-за океана. Они же несли полную ответственность за расходование этой помощи. Нью-йоркская верхушка «Джойнта» полностью доверяла Розену, поскольку через него помимо легальных структур финансировались и подпольные еврейские организации, включая сионистов и распространителей иврита.
Непосредственно в Крыму, в симферопольском представительстве «Агро-Джойнта» делами заправлял уполномоченный корпорации, директор Крымского отделения «Агро-Джойнта» агроном Арон Ефимович Зайчик (1898–1943).
29 ноября 1924 г. «Агро-Джойнт» подписал с КомЗЕТом договор об основах его деятельности по еврейской колонизации юга Украины и Крыма. Там, в частности, говорилось, что:
«1) “Агро-Джойнт” проводил работу через собственный аппарат; взаимодействовал с колонистами и пользовался абсолютным правом по своему усмотрению распоряжаться своими средствами;
2) после утверждения КомЗЕТом плана работ “Агро-Джойнт” становился единственным и не зависящим от государственных структур исполнителем;
3) агрономическая корпорация обладала правами юридического лица;
4) “Агро-Джойнт” освобождался от всех существовавших налогов; советские служащие организации в отношении налогов, жилищных условий и т. д. пользовались всеми правами служащих государственных учреждений;
5) колонисты, устраиваемые “Агро-Джойнтом”, пользовались всеми правами и льготами, установленными для новопоселенцев: освобождались от налогов в течение первых трех лет, от воинской повинности на три года, пользовались пониженным тарифом для переезда людей и перевозки грузов.
Земли для еврейской колонизации отводились правительством и отдавались поселенцам в постоянное трудовое пользование»[118].
Процедура колонизации была строго регламентирована. В исследовании Е. Сучковой она расписана так:
«Практика переселения на землю предусматривала предварительную разведку района переселения, согласование всех вопросов с органами местной власти относительно заселения земли и владения ею, официальное оформление этих соглашений и только потом уже окончательный переезд переселенцев. Будущие земледельцы (ходоки) заблаговременно направлялись на поиски свободных земель, они полагались на собственные силы и способность себя защитить. С началом же регулируемого государством этапа в переселенческой кампании “ходачество” приобрело официальный статус и правовую основу. После проведения регистрации всех желающих перейти к земледельческому труду от будущих сельскохозяйственных коллективов и товариществ, а также от отдельных семей выделялись ходоки, которые получали в окружных земельных управлениях “ходаческие” удостоверения, свидетельствующие о том, что этот человек как представитель будущего коллектива или товарищества имеет юридический статус и защищается государством. Все органы власти на местах поселения были обязаны способствовать ходокам в выборе удобной земли. “Ходаческое” удостоверение имело силу при зачислении земельных наделов на участках колонизационного фонда только в тех губерниях, которые были в нем обозначены. Срок действия удостоверения ограничивался двумя месяцами со дня его выдачи. Ликвидация хозяйства ходока не допускалась ни в коем случае до возвращения с отметкой на его удостоверении о зачислении за ним наделов.
На зачисленную за ходоком землю нужно было переселиться в срок до 1 августа следующего года, иначе переселенец терял право на выбранную землю. Передавать надел другим лицам, не обозначенным в свидетельстве, запрещалось. При убытии на место наделения землей “ходаческое” удостоверение обменивалось уже на проходное переселенческое свидетельство в том же окружном земельном отделе. Выполнив все указанные формальности, переселенец становился полноправным владельцем выданной ему в надел земли».
По факту «Агро-Джойнт» брала на себя более 60 % расходов на переезд, обоснование и жизнь до получения переселенцами первого урожая. Советское государство затрачивало на это около 15 %, остальные средства оплачивали общественные организации Европы и пожертвования, собранные советскими энтузиастами-общественниками по всему миру. Руководство «Агро-Джойнта», равно как и советское государство не раздавали деньги просто так. Это была ссуда под 3 % годовых. И тут впервые открыто появились векселя. Их выдавали переселенческие коллективы, а брала в залог корпорация «Агро-Джойнт». От частных лиц векселя принимались очень редко. Формально новые хозяйства увязали в долгах американцам. Однако если учесть, что происходило это в конце Великого Голода, нет ничего удивительного в том, что колонизация Крыма в первые годы оказалась чрезвычайно успешной. «Каждое новое еврейское крестьянское хозяйство в СССР обходилось в 200–250 долларов, по сравнению с 5000 долларов в Палестине. И это были весьма передовые хозяйства. Нигде не удалось превратить в крестьян такое большое количество евреев, так быстро и так дешево»[119].
Забегая вперед, отметим, что в финале колонизации, на 1 января 1937 г., «Агро-Джойнт» организовала в Крыму 85 колхозов, а на юге Украины 133 колхоза, всего – 218. Там проживало 13 250 семей[120]. Но это уже окончательный итог.
В мае 1926 г. КомЗЕТ утвердил план по переселению 100 тыс. еврейских семей на Черноморский юг, преимущественно в КрымАССР. Сделать это следовало в течение 10 лет. На самом деле от желающих жить и трудиться в деревне не было отбоя. План по колонизации оказался перевыполнен к началу 1928 г. Число евреев-крестьян достигло тогда 200 тыс. человек. КомЗЕТ вынужден был увеличить план по переселению до 500 тыс. человек. В СССР в конце 1920-х гг. даже объявили о создании трех еврейских национальных районов – Калининдорф (Степной Крым), Сталиндорф (близ Кривого Рога) и Ново-Златополь (Екатеринославская губерния, ныне в Запорожской области). В марте 1926 г. в Крыму был открыт первый еврейский сельсовет. На полуостров поехали колонисты из Палестины[121]!
Известен социальный состав еврейских колонистов Крыма:
– бывшие торговцы – 50 %;
– ремесленники – 20 %;
– рабочие – 10 %;
– без определенных занятий – 15 %;
– интеллигенция – 5 %.
Вот эти люди и создавали новые еврейские колхозы. И это при объективном условии, что общая площадь Крыма неизменно равна 2 578 800 га, а к середине 1920-х гг. пахотной земли было 1 571 900 га. Остальную площадь занимали леса, неудобья и жилые поселения. Из пахотных земель для организации еврейских национальных поселений Кремль обязывал местные власти выделить около 350 000 га – немногим менее четверти общей площади. И это только для начала!
Правда, с 1928 г. планы советского правительства в отношении Крыма стали резко меняться, и переселение начало разворачиваться в сторону Дальнего Востока.
В помощь КомЗЕТу, который смущал мировое еврейство партийной принадлежностью, 17 января 1925 г. была учреждена беспартийная общественная организация Всесоюзное общество по земельному устройству трудящихся евреев в СССР – Общество землеустройства еврейских трудящихся (ОЗЕТ). Первоначально президиум ОЗЕТа возглавил Юрий Ларин, затем в 1926 г. его сменил все тот же С. М. Диманштейн, который руководил ОЗЕТом вплоть до его ликвидации в 1938 г. В президиум общества вошли великий русский поэт Владимир Владимирович Маяковский[122], знаменитый театральный режиссер С. М. Михоэлс[123], еврейский поэт И. С. Фефер[124] и др. В дальнейшем руководители ОЗЕТа сыграли выдающуюся роль в судьбе Крыма, Израиля, советского еврейства и нынешнего мирового шабаша на тему «культа личности Сталина». А поначалу работали там преимущественно на общественных началах. Так, возлюбленная Маяковского Лиля Брик[125] пристроилась на неоплачиваемую должность в канцелярию Московского отделения ОЗЕТа, правда, продержалась там меньше года.
Общество, призванное работать прежде всего за рубежом, внутри страны организовали очень хитро. В него мог вступить любой гражданин СССР в возрасте от 18 лет и не имевший судимости. В эпоху «военного коммунизма» запрещалось любое частное производство. Пойманных частников объявляли спекулянтами. Их либо расстреливали, либо лишали политических прав и конфисковывали у них имущество. Таких людей называли «лишенцами». «“Лишенцы” лишались не только права избирать и быть избранными в советы – органы власти в Советской России, но и лишались автоматически многих гражданских прав. Например, они вынуждены были платить за все коммунальные услуги в несколько раз больше, чем все прочие граждане. Им запрещалось состоять в профсоюзах, а только члены профсоюза могли претендовать на бесплатную медицинскую помощь. Детей “лишенцев” в самую последнюю очередь принимали в школы. Их не брали в ВУЗы. Более того, новое общество очень быстро превратилось в сословное, только с обратным знаком. Причем переход из одного сословия в другое, в отличие от царской власти, был практически невозможен. “Лишенца” не могли принять рабочим на фабрику, не только они, но их дети не могли быть зарегистрированы на биржах труда»[126]. С приходом НЭП положение «лишенцев» не изменилось! Однако по утвержденному государством Уставу ОЗЕТа «лишенцы» любой национальности получали право вступать в общество, что автоматически восстанавливало их в гражданских правах. Результат не заставил себя ждать. К 1926 г. в общество вступило более 60 тыс. человек, а к концу следующего года в нем состояло более 100 тыс. человек. Однако затем льготы лишенцам «прикрыли», и темпы роста общества резко уменьшились.
Первоначально главной задачей ОЗЕТа считалась пропаганда проектов КомЗЕТа в СССР и за рубежом в целях сбора средств на их осуществление. Проще говоря, посредством этого общества еврейская интеллигенция выпрашивала и добывала помощь у мирового капитала для нужд советского хозяйства. Объяснялась такая деятельность заботой о выживании деклассированных евреев, после Октябрьской революции потерявших возможность добывать себе средства на жизнь. По крайней мере, так объясняется деятельность общества в его современной апологетике. Но очень скоро «за КомЗЕТом осталось стратегическое и частично идеологическое планирование еврейской поселенческой деятельности в СССР, а в ОЗЕТе сосредоточилась вся практическая деятельность. ОЗЕТ занималось перевозкой поселенцев на новые места жительства, проводило профессиональный инструктаж, строило дома, осуществляло водоснабжение и землеустройство, обеспечивало скотом и инвентарем. ОЗЕТ впервые применило такую форму массового фондрейзинга (сбора средств) внутри СССР как всесоюзные лотереи, принесшие в фонд переселенческого движения миллионы рублей»[127]. ОЗЕТ стало главным добытчиком средств для еврейской колонизации со стороны советской власти. В кратчайшие сроки озетовское движение выросло в независимую ветвь мирового территориализма.
Сионисты Палестины мгновенно увидели в ОЗЕТе опасного конкурента. По крайней мере, так утверждают и приводят доказательства авторы современной «Еврейской энциклопедии», изданной в Израиле. Чтобы успокоить противную сторону, 16 ноября 1925 г. руководство ОЗЕТа приняло особую резолюцию «О палестинской колонизации», в которой объявило, что
«1) никогда не занималось и не занимается вопросом о колонизации Палестины; 2) никогда не противопоставляло и не противопоставляет свою работу по еврейской колонизации в СССР работе других организаций по колонизации Палестины; 3) не стремилось и не стремится ставить никаких препятствий переселению в Палестину и из СССР, поскольку будут желающие, несмотря на большую дешевизну, большую прочность и обеспеченность и большую выгодность колонизации евреев в СССР, чем в Палестине»[128].
Однако резолюция не помешала озетовцам проводить сбор средств по всему миру на переселенческое движение евреев в Крым и перехватывать эти средства у сионистов. Силы у конкурентов были примерно равные. Не будем забывать, что ОЗЕТ за рубежом пользовалось всесторонней поддержкой могущественного III Интернационала, руководство которого в значительной части находилось в руках тех же евреев. Представительства ОЗЕТа открылись в крупнейших столицах Европы. Там не только выискивали средства для колонизации, но и активно принимали новых членов.
В феврале 1926 г. на тайном съезде крымского отделения молодежного движения «Ге-Халуц» было признано, что ОЗЕТ создано для борьбы против сионизма. Палестинские сионисты официальных заявлений не делали, но озетовцы чрезвычайно быстро проникли в Палестину и создали в Тель-Авиве «Палестинское общество содействия еврейскому земледелию в Советском Союзе» (АГРУ). Первым делом общество повело разъяснительную работу среди трудящихся масс и начало сбор денежных средств для колонизации Крыма. Если говорить точнее – для основания государства Израиль на Крымском полуострове, а не в Палестине.
Только в декабре 1930 г. на II съезде ОЗЕТа, проходившем уже в Биробиджане, общество впервые открыто провозгласило, что его важнейшей идеологической задачей является борьба против сионизма и иудаизма. Это был пик, вершина расцвета ОЗЕТа. После съезда общество стало постепенно угасать. В 1936 г. его руководство репрессировали, а в середине 1938 г. объявили о ликвидации самого общества.
Любопытно, что ОЗЕТ теснейшим образом сотрудничало с «Агро-Джойнтом». В первую очередь потому, что оно занималось созданием новых поселений, старыми дореволюционными еврейскими колониями озетовцы не интересовались. Поскольку Крым привлекал транснациональный банковский капитал исключительно как геополитическая зона, то именно озетовские принципы еврейской колонизации полуострова изначально рассматривались как путь к осуществлению захватнических планов.
В межвоенные годы о еврейской колонизации, особенно об ОЗЕТе и о создании еврейской государственности на территории СССР очень много писали в советской и в мировой прессе, но в конце 1930-х гг. как отрезало – лишь специализирующиеся на изучении этого двадцатилетия историки изредка поминают о происходившем как о чем-то десятистепенной важности. Потому в наши дни столь остро и неоднозначно прозвучали откровения М. Н. Полторанина – о широкой еврейской колонизации в Крыму и на юге Украины уже мало кто помнит.
А ведь именно в те годы был даже короткий период, когда озетовцы (преимущественно московская столичная интеллигенция), поддерживавшиеся «Джойнтом», пересиливали сионистов во всем мире, и только Великий террор 1936–1938 гг. прервал и серьезно проредил их ряды. Общее мнение транснационального капитала времен процветания ОЗЕТа выразил в газете «День» («Der Tag») известный американский предприниматель, миллионер и благотворитель Джулиус Розенвальд[129] (1862–1932): «С экономической точки зрения нецелесообразно переселять евреев в другие страны для колонизации. Полагаю, что переселять евреев на землю в СССР практичнее и выгоднее, так как Советское правительство дает землю и деньги на дело колонизации, в то время как в Палестине правительство ничего не дает»[130]. А Герберт Гувер, баллотируясь на пост президента США, в одном из открытых писем к председателю «Джойнта» Дж. Розенбергу, особо отметил колонизацию Крыма и Украины: «В течение последних пяти лет я с величайшим интересом следил за успехом еврейской колонизации в СССР.
Я считаю его одним из удивительных достижений человеческого гения нашей эпохи.
План колонизации свыше 100000 евреев на площади в 1 млн акров – свидетель активного трудового идеализма еврейского народа.
Нет более важной производственной отрасли, чем сельское хозяйство. Меня очень радует, что евреи используют первую возможность для того, чтобы перейти к земледелию. Руководитель колонизационной работы в России доктор Розен был во время голода, царившего в России, ценным сотрудником американского дела помощи.
С большой симпатией я отношусь к его колонизаторской деятельности в Советской России»[131].
Любопытна такая история. В конце 1920-х гг. журналисты попросили Феликса Варбурга прокомментировать сообщения об антирелигиозных кампаниях в СССР и преследовании в связи с ними иудейских раввинов. Варбург ответил, что преследования раввинов печальный факт, но нельзя забывать и о том, что Советское правительство «помогает русским евреям обрести экономическую независимость» с помощью «Агро-Джойнта».
К началу 1930-х гг. в еврейском мире сложилась весьма любопытная политическая ситуация. С одной стороны, мировой сионизм был объявлен большевиками буржуазным и враждебным СССР движением. Но с другой стороны, сионизм оказался тогда главным и чуть ли не единственным союзником советского правительства в противостоянии транснациональному американскому капиталу в геополитической борьбе за Крымский полуостров. Видимо, это была первая, уже осознанная воюющими сторонами, но еще неприметная непосвященному в тайны науки о контроле над территориями глазу геополитическая война в истории человечества. В то же время собственное порождение Кремля международное движение ОЗЕТ (преимущественно московская еврейская интеллигенция), на словах будучи носителем коммунистических идей и патриотом социалистического строя, в действительности оказалось в этой войне верным приверженцем и бессмысленным исполнителем воли американского транснационального банковского каптала. Именно ОЗЕТ оказался той материнской платой, на которой возрос, развился и теперь паразитирует на плоти российского общества современный антисталинизм и наша внутренняя русофобия.
Возвращаясь к событиям в СССР между мировыми войнами, необходимо особо сказать о том, что в советские годы изучали по обязательной школьной и вузовской программе, а в постсоветские времена постарались забыть и теперь нагло перевирают кому как нравится. А именно: Сталин был убежденным противником ленинских принципов создания Союза Советских Социалистических Республик и полагал эти принципы причиной неизбежного развала страны в будущем. Накануне образования СССР Ленин буквально задавил Сталина своим авторитетом и общепринятым в Политбюро ЦК ВКП (б) отношением к Иосифу Виссарионовичу как к слабому теоретику. Чтобы в этом убедиться, достаточно припомнить основополагающие работы Ленина по вопросам национальной политики большевиков, разработанные им накануне образования СССР. Сталин тогда отступился. Республики подписали ленинский вариант Союзного договора, чем заранее вынесли смертный приговор Советскому Союзу. История показала, что «малообразованный» «самоучка» Сталин был гораздо лучшим теоретиком в национальном вопросе, чем все смеявшиеся над ним большевицкие вожди вместе взятые. К сожалению, исправить самые одиозные романтичные фантазии Ленина[132], заложенные в основу союзного договора, за годы своего правления Сталин не имел возможности, да и жизни у него на это не хватило. Правда, ходят слухи, будто готовились какие-то кардинальные решения, которые предотвратили бы возможность развала страны, но это только слухи.
В нашем же случае важно то, что блестящий геополитик Иосиф Виссарионович Сталин сходу понял, что учреждение Еврейской республики в Крыму, какими бы красивыми и пышными словами оно не прикрывалось, неизбежно станет пороховой бочкой под СССР. А после того, как он утвердился у власти, возможный взрыв целиком ложился бы на его совесть.