№ 26
Из информационного доклада уполномоченного за 4-й квартал 1947 года
2 января 1948 г.
Прием посетителей
<…> Архиепископ Лука в отчетном квартале посетил меня один раз, по приглашению, 29 октября 1947 года.
28 октября мною была получена телеграмма от церковного совета церкви села Черноморское Черноморского района такого содержания:
«Райисполком настаивает на побелке церкви, побелку произвести не можем из-за отсутствия средств, просим Ваших указаний».
В этот же день я по телефону связался с Лукой, сказал ему, что нам необходимо встретиться для разрешения ряда вопросов и просил его прибыть ко мне. Лука ответил, что сегодня не может, а на следующий день он будет у меня.
29/Х он явился. Ознакомив его с содержанием вышеприведенной телеграммы, я обратил его внимание на то, что данная церковь находится в центре села, в окружении зданий, занимаемых советскими учреждениями, вид ее невзрачный, с момента открытия в 1941 г. совершенно не ремонтировалась, штукатурка на наружных стенах обвалилась, крыша протекает, и здание церкви подвергается разрушению, а поэтому Райисполком вправе требовать, согласно договора, не только побелки церкви, но и полного ее ремонта, тем более это было перед Октябрьскими праздниками, когда все село районного центра готовилось к встрече 30-й годовщины Октября, все здания села ремонтировались, производилась побелка и т. д., а церковная община не желает производить не только ремонта церковного здания, но и его побелки, а по договору она обязана отремонтировать здание.
Непроизводство ремонта есть невыполнение 4-го пункта договора, а его невыполнение есть нарушение договора, что может повлечь за собой его расторжение.
В ответ на это Лука мне стал доказывать о бедности приходской общины данной церкви, что большинство сельских приходских общин настолько бедны, что средств для ремонта церквей не имеют, что священник и псаломщик Черноморской церкви голодают и приходская община средств для ремонта церкви не имеет.
На это я ему еще раз разъяснил о взятых на себя обязательствах верующими при заключении договора с Райисполкомом, в том числе и в отношении ремонта, что и должны выполнять, если желают иметь церковь. Райисполком вправе настаивать на выполнении договора, и с его стороны нет никаких незаконных требований.
После всего этого Лука заявил, что сегодня же пошлет Патриарху телеграмму, разъяснит последнему положение с состоянием церквей и их ремонтом и будет просить последнего оказать Крымской епархии помощь средствами для ремонта церквей.
В дальнейшей беседе Лука сказал, что подготовка псаломщиков, о которой он ходатайствовал ранее, проводится, занимаются периодически 6–7 человек, главным образом женщины, и что несколько таких подготовленных псаломщиков им направлены в приходские церкви.
Затем Лука сказал, что торжественный молебен в честь «30-й годовщины нового государственного строя» проведет 9 ноября, в воскресенье, о чем даст указание и по епархии. Далее рассказал о своей поездке по епархии, что побывал в нескольких приходских общинах для ознакомления с последними, а в Джанкойской церкви произнес большую проповедь о сектантах, как они возникли, их вреде и т. д., что на этой его проповеди было очень много народа. В общем беседа наша с ним продолжалась около 2-х часов.
31-го октября, примерно часов в 12 дня, Лука позвонил мне по телефону и сообщил, что он сегодня именинник – день его «Ангела», что у него на квартире собралось после торжественной службы духовенство для скромной «трапезы», что просит меня лично от себя и от собравшегося духовенства посетить его в этот для него торжественный день, и если желаю посетить его, то он пришлет за мной машину.
Я ответил согласием. Вскоре он прислал за мной машину.
Когда я приехал к Луке, в его приемной сидело до 20 священников. О моем приезде было немедленно доложено Луке, пока снимал пальто и поздравлял священников с именинником, вышел из своих покоев последний и пригласил меня пройти к нему, где накрывался стол.
Пока готовился стол, Лука занимал меня разговорами. Рассказал о полученных им поздравительных телеграммах, около 100 штук, что таковые он получил и продолжает получать со всех концов Советского Союза. Затем стал показывать мне свои фотографические снимки, особенно снимки, когда с него скульптором делался бюст, и якобы уже отлитый из бронзы, и сказал, что вот этот его бюст будет выставлен в Доме Ученых в Москве в числе великих хирургов33. Рассказал, что о нем говорят и пишут во всех странах мира, что такой авторитет ему создан Советским правительством и тов. Сталиным, благодаря которому о нем знают не только во всех концах Советского Союза, но и во многих странах за границей, что о нем пишут и им интересуются, и тут же подчеркнул – а вот здесь, в Крыму, ему не разрешают читать лекции на медицинские темы в архиерейской рясе.
Когда был приготовлен стол, прежде чем за него сесть, всеми присутствовавшими священниками хором было совершено молебствие и пропето о здравии и многолетии Патриарха, Луки, Правительства, Вождя, воинства и Родины.
Когда сели за стол, я поздравил Луку с торжественным для него и крымского духовенства днем – днем его именин и пожелал ему здоровья и многих лет жизни.
Лука в ответном слове в моем лице, как представляющего здесь, на месте, государственную власть (как он выразился), пожелал правительству и тов. Сталину здоровья и многих лет жизни.
Посидев за столом минут 15–20, сославшись на занятость по работе, извинившись, попрощавшись с Лукой и всеми присутствовавшими, я удалился. <…>
Положение и деятельность церкви
в) Учебных духовных заведений в Крымской епархии – нет.
г) Обращений с посланиями епархиального архиерея архиепископа Луки к верующим в отчетном квартале – не было. Да и вообще он с письменными посланиями не выступает. Более того, получаемые им послания Патриарха его канцелярия рассылает приходским священникам без какого-либо препроводительного письма Луки. В результате чего многие священники, получив эти послания, ограничиваются только тем, что сами прочтут, да и то не всегда, и верующим их объявляют.
Лука ограничивается только своими проповедями в кафедральном соборе и при выезде в приходские церкви, а проповедей он говорит много, почти что при каждой службе в кафедральном соборе, а служит очень часто. Как-то в беседе с ним был затронут вопрос по одному из журналов «Московской Патриархии», где было сказано, что митрополит Николай выступает с речами, словами и т. п. не менее 200 раз в год, Лука на это заметил, что там 200, он выступает с проповедями не менее 300 раз в год и на различные темы.
д) Отношение верующих к духовенству.
В основной своей массе крымское духовенство пользуется авторитетом среди верующих. В отчетном квартале каких-либо высказываний со стороны верующих по отношению духовенства не отмечалось.
О безавторитетности ряда священников из-за их церковной малограмотности и старческой дряхлости мною сообщалось в предыдущем информационном докладе.
Одного из них по этим причинам, священника Алексапольского, старика 84 лет, архиепископ Лука уволил за штат.<…>
Состояние религиозности
е) Выезды архиепископа Луки по приходам.
Лука в отчетном квартале посетил 9 приходов:
1) Покровской церкви села Войково и
2) Предтеченской церкви села Учвели-Орка Первомайского р-на.
3) Петропавловской церкви села Магазинка КрасноПерекопского района.
4) Покровской церкви гор. Джанкоя, где был в отчетном квартале дважды.
5) Казанской церкви села Красногвардейское Красногвардейского района.
6) Преображенской церкви села Октябрьское того же района.
7) Покровского собора и
8) Кладбищенской церкви г. Севастополя.
9) Казанского собора гор. Феодосии.
Первые шесть приходов Лука объехал в течение 3-х дней 6–8/Х, как правило, о своем приезде Лука предупреждал приходских священников телеграммой.
Феодосия. Казанский собор
При его приездах в церквах уже ожидали: в селе Войково – до 100 чел., в Магазинке – чел. 60, в Джанкое – до 200 чел., в Красногвардейском – до 100 чел. и в селе Октябрьском – до 50 чел., в Учвели-Орка при его встрече никого не было, так как не была получена телеграмма.
При этой поездке нигде он не служил, но везде произносил проповеди, более о сектах и сектантах разъяснял, что разные секты появились из лютеранства, о их вреде и т. д., при этой его поездке были случаи и приема им больных в Айбарах и в Магазинке.
Сам Лука о своей этой поездке отзывался так, что верующие, особенно приходских общин в селах Ай-бары и Магазинка, были очень рады его приезду, так как там никогда не был «архиерей».
Вторично выезжал в гор. Джанкой на 14/Х по приглашению приходской общины Покровской церкви на их престольный праздник «Покрова», где совершил свою архиерейскую службу, выезжал со всем своим причтом: диаконом, иподиаконом и мальчиками.
Присутствовало в церкви при его службах 13/Х накануне «Покрова» до 500 чел. 14/Х утром, во время его службы, несмотря на то что день был рабочий, побывало в церкви до 800 чел., заходило много молодежи из любопытства послушать, как служит архиерей.
После службы Лука произнес проповедь «О смирении и любви к ближнему».
4/Х! Лука выезжал в г. Феодосию по приглашению приходской общины Казанского собора в их престольный праздник для совершения там службы. Затем 30/Х! он выезжал в г. Севастополь по приглашению приходской общины Покровского собора.
О результатах этих его поездок пока данными не располагаю.<…>
Уполномоченный Совета по делам
Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Крымской области Я. Жданов.
Там же, оп. 1, д. 6, л. 117–178.