№ 24
Из докладной записки начальника Управления МГБ СССР по Крымской области в МГБ СССР
2 декабря 1947 г.
<…> По разработке архиепископа Крымского Луки за отчетный месяц от агентуры получены следующие данные:
9 ноября 1947 года в воскресный день в кафедральном соборе города Симферополя Лука организовал торжественный молебен, во время которого прочитал с амвона послание Патриарха, написанное в ознаменование 30-летия существования советской власти, а затем заявил:
«Я мог бы ограничиться чтением этого послания, но считаю необходимым остановиться на двух основных моментах, изложенных в послании Патриарха.
Первое – это то, что за 30 лет проделана большая, напряженная работа по устройству нового государственного строя в нашей Родине. Поистине проделана исключительная работа.
Много, правда, пришлось испытать лишений и бедствий, прежде чем завершено новое строительство, но без этих лишений не может быть осуществлено устройство нового государственного порядка.
Если вы спросите меня, когда же прекратятся эти лишения и будет хорошая жизнь, я скажу вам, что прошедшие 30 лет – это сравнительно ничтожный срок, и пройдут еще многие десятки лет, прежде чем жизнь наша будет вполне нормальна.
Верьте мне, что это время настанет, и мы будем жить спокойно и радостно.
Хочу также остановиться на втором моменте, а именно относительно устройства нашей церковной жизни.
При царском строе Патриарха не было, а во главе церкви стоял Священный Синод, который самостоятельного управления не имел, т. к. при этом Синоде от царской власти был поставлен контроль в лице обер-прокурора Синода, который фактически управлял церковной жизнью, а Синод был послушным орудием этого царского контроля.
С момента революции церковь отделена от государства, и управляется она самостоятельно. Возглавляет церковь Патриарх, и власть во внутренние дела [церкви] не вмешивается.
Многого, правда, еще не сделано в нашей церковной жизни. Нет, например, до сих пор свободного воспитания детей в религиозном духе, нет преподавания в школах Закона Божьего, и антирелигиозная кампания не ослабевает.
Все это тормозит устройство нашей церковной жизни, но я надеюсь, что и в этой области рано или поздно наступит перелом».
После этой проповеди был отслужен благодарственный молебен с многолетиями Патриарху, архиепископу Луке и правительству.
16 ноября 1947 года Лука в соборе произнес проповедь, в которой сказал:
«В нынешнее время нет воскрешения из мертвых, хотя и написали в газетах в Ташкенте, что нашли способ воскрешения из мертвых, но до сих пор никак не применяют это и не смогут применить.
В настоящее время неверующие смеются над тем, что Христос воскрешал, и считают ниже всякого достоинства поклоняться Богу. Считают это унижением. В прежние времена поклонялись не только Богу, но и старым людям, уважали седину стариков. А в нынешнее время только в песнях воспевают стариков, но на самом деле ничего подобного нет. Наоборот, смеются над стариками, нет уважения даже к седине старика.
Вы, вероятно, сами замечали, какой неприятный смрад несет от многих людей, хотя они высокопоставленные люди. Они не хотят никого знать, кроме себя и высшей науки. Никогда никакая наука не воскресит человека».
19 ноября 1947 года Лука получил из города Москвы телеграмму, в которой от имени «Журнала Московской Патриархии» просили его прислать в срочном порядке статью на тему о поджигателях войны, по этому поводу Лука, обращаясь к нашему агенту «Вологодскому» и священнику Милославову, заявил:
«Как вы думаете, ведь это необычайная просьба, а главное, спешно! Это требование о присылке статьи на тему о поджигателях войны, безусловно, продиктовано Карповым. Правительство настолько обеспокоено создавшейся политической обстановкой, что решило прибегнуть к помощи духовного ведомства, чтобы подготовить общественное мнение к назревающей опасности войны. Во всяком случае, эта телеграмма создает тревогу».
22 ноября сего года Лука зашел в канцелярию епархии и, показав агенту «Вологодскому» и благочинному Милославову написанную им в «Журнал Московской Патриархии» статью на тему о поджигателях войны, заявил:
«Я считаю, что задание “Журнала Московской Патриархии” написать статью о поджигателях войны именно мне не случайно и, видимо, сделано по предложению Карпова. Мое мнение известно за границей, а поэтому и статья за моей подписью будет иметь важное политическое значение. Ведь с успехом мог бы написать статью митрополит Николай или кто-нибудь другой из Патриархии, но они, очевидно, дипломатично отказались от этой неприятной миссии и умывают руки.
Мое положение также не совсем приятное и приходится варьировать и тщательно продумывать заданную мне тему».
Прочитав статью, Лука сказал:
«Если вы обратили внимание, в этой статье есть одно скользкое место, и я полагаю, что из-за этого места могут забраковать мою статью. Я зачитаю еще раз это место: “Я, конечно, очень далек от того, чтобы считать коммунизм делом от Бога, ибо последователи его сами скажут нам, что он не от Бога, а от Маркса и Энгельса, и не нуждаются в утверждении его авторитетом Бога, бытие Которого отрицают”.
Это ведь так, но мне кажется, что эта часть статьи не будет приемлема. Как вы думаете?».
На это наш агент «Вологодский» ответил:
«В условиях существующей свободы слова и печати это место в Вашей статье должно быть отпечатано».
Лука рассмеялся и сказал:
«Конечно, в условиях свободы слова и печати моя статья могла быть полностью отпечатана, но в том-то и дело, что у нас нет ни свободы слова, ни печати, а все эти красивые слова записаны только на бумаге».
На замечание агента «Вологодского»:
«Как же так, Вы ведь называете существующий строй истинно демократическим и превозносите его, а раз так, то и бояться Вам нечего», Лука опять рассмеялся и заявил:
«Говорить можно все, но на самом деле ничего этого нет.
Есть еще второе место в моей статье, которое требует обсуждения, а именно мое утверждение в том, что поджигатели войны считают, очевидно, и нас, архиереев и священников, коммунистами. Это на самом деле так и есть. Если вы читали газеты, то несколько позднее было сообщено в газете о том, что Папа Римский подобрал себе кардиналов, всех реакционно настроенных, и предложил всем подчиненным присоединиться к фашистскому движению. Вот они прочтут мою статью и скажут, что, мол, все русские архиереи являются коммунистами. Несомненно, они боятся назревающего коммунистического влияния во всех странах».
27 ноября 1947 года Лука авиапочтой отправил в редакцию «Журнала Московской Патриархии» написанную им статью «К миру призвал нас Господь» со следующей препроводительной:
«Посылаю статью о поджигателях войны. На стр. 4-й я зачеркнул одно место, так как оно, вероятно, не выдержит цензуры Совета.
Если же у нас есть свобода печати, то следует оставить его.
Вместо второй статьи пришлю на днях проповедь о милосердном самарянине, относящуюся к поджигателям войны».
Копия статьи «К миру призвал нас Господь» прилагается.
23 ноября сего года Лука в соборе выступил с проповедью на тему «Притча о милосердном самарянине», в которой сказал:
«Мы мирны, зачем же другие не мирны? Зачем воздвигнута эта страшная перегородка между людьми, зачем эта вражда одного христианства против другого, зачем готовят ужасы третьей мировой войны, которая в огромной мере превзойдет ужасы Второй мировой войны? Зачем, зачем…
Что же делать нам, христианам? Нам нужно поступать так, как Господь Иисус Христос велел книжнику.
Нам нужно считать ближними своими всех тех, кто любит добро, правду, кто далек от всякого наслоения, кто никому не хочет причинить зла.
Мир теперь сделался враждебным.
Нам нужно ныне подальше уйти от тех сердец, которые много враждуют. Нам нужно прийти к тому, в сердцах которых так много стремления к добру, к правде, которые милосердны, которые никому не хотят причинить зла.
Настало время, когда следовало бы создать новый интернационал, интернационал всех любящих добро, всех ненавидящих неправду, всех стремящихся к миру, всех ненавидящих войну.
Этот великий интернационал сможет победить злобу всех поджигателей войны и сумеет запретить и им не позволить и удержит их руки, держащие атомные бомбы.
И уже многие народы объединяются, все, кто истинно стремится к миру, кто ненавидит войну, насилие, кто любит добро, кто милосерден, кто честен, кто полон сострадания, кто льет слезы свои, глядя на неправду в мире.
Идет прогрессивный процесс объединения воедино всех тех, кто ненавидит насилие.
Уже организуется этот прогрессивный интернационал врагов войны, друзей мира, любящих добро». Разработку Луки и его связей продолжаем.
Начальник Управления МГБ СССР по Крымской области генерал-майор Марсельский
Верно: Начальник отделения «О» УМГБ майор Клименко 2 декабря 1947 г.
№ 1/2852 г. Симферополь
Архив ГУ СБУ в АРК, ф. 1, д. 51, т. 5, л. 66–70.