№ 17
Из докладной записки начальника Управления МГБ СССР по Крымской области в МГБ СССР
2 июня 1947 г.
<…> По разработке архиепископа Крымского Луки за отчетный период от нашей агентуры поступили следующие данные:
26 апреля сего года Лука в сопровождении двух симферопольских священников выехал в г. Керчь, где родился сам, для празднования своего 70-летия со дня рождения. На вокзале Лука был торжественно встречен духовенством и верующими г. Керчи, под ноги ему бросали цветы.
28 апреля Лука служил церковную службу в Керченском соборе. В конце службы Лука произнес проповедь на тему «О женах мироносицах, к которым Христос первым явился при воскрешении», заявив:
«Уравнение женщины в правах – это есть самое справедливое, что нужно было давно сделать. Допускать женщину развивать свой ум во всей широте и полноте – это требование не только Божье, но и диктуется самой природой».
Во время отъезда Луки из Керчи в вагон к Луке зашел некий Штейнберг Аркадий Михайлович, по национальности еврей, который, отрекомендовавшись, что является «служителем искусства – конферансье», неоднократно целовал Луке руку и называл его исцелителем, что якобы, будучи в г. Ташкенте, он спас его мать от тяжелой болезни.
Штейнберг сообщил Луке, что якобы после его высылки из г. Ташкента на север еврейское население г. Ташкента переживало и сожалело о Луке. Одновременно Штейнберг заявил: «Теперь это больше никогда не повторится, Вы – лауреат Сталинской премии». На это Лука ответил:
«Это ничего не значит. Капицу же выслали22, почему меня не могут выслать?».
Штейнберг не поверил о высылке Капицы, но Лука настаивал на достоверности факта и заявил, что его выслали якобы за то, что он отказывался работать в области атомной энергии, считая это дело в высшей степени разрушительным и аморальным. Эту же версию Лука распространяет и среди врачей г. Симферополя.
По возвращении из г. Керчи в г. Симферополь Лука заявил:
«Приемом я очень доволен, но очень неприятное обстоятельство пришлось констатировать в Керчи, а именно: значительное оскудение религиозного настроения народа. В субботу вечером народа в церкви было полно, но в воскресенье было примерно две трети вместимости церкви, зато рядом с церковью, на базарной площади, была несметная толпа народа, занятая торговлей, и это в тот момент, когда в церкви совершалась архиерейская служба. Полное оскудение веры произвело на меня крайне негативное впечатление. Да, мы переживаем страшное время».
В связи с арестом 25 апреля 1947 года УМГБ по Крымской области за предательскую и антисоветскую деятельность священника деревни Грушевка СтароКрымского района – Ольшанского Николая Трофимовича, архиепископ Лука в присутствии двух священников г. Симферополя заявил:
«Какой кошмар, значит, еще одним священником стало меньше. Что же это такое происходит, какая тяжелая и неприятная обстановка жизни создалась в настоящее время. Никто меня об этом не поставил в известность, хотя я считаю, что они должны были бы поставить меня в известность».
3 мая сего года священник Адаргинской церкви Красногвардейского района Критинин, прибыв в г. Симферополь, напился пьяным и валялся на Севастопольском шоссе в церковном облачении. Узнав об этом, архиепископ Лука приказал привести к нему Критинина и, убедившись, что он пьян, приказал остричь его и лишил сана, отобрав от него все церковное облачение.
Выспавшись в канцелярии архиепископа и отрезвившись, Критинин заявил:
«Я теперь отправлюсь к праотцам, возьму веревку и повешусь. После такого позора я жить не могу».
Об этом заявлении священника Критинина секретарь епархии доложил Луке, который ответил:
«Он все деньги пропил и не сможет приобрести даже веревку. Творится что-то невообразимое, за один год уже пришлось уволить девятнадцать священников и четырех из них лишить сана за пьянки и другие аморальные поступки. До чего дошло духовенство? Позор, срам».
После этого Лука дал распоряжение написать всем священникам, ранее присылавшим свои прошения на перевод в Крымскую епархию из других областей, чтобы они приехали в Крым на имеющиеся вакантные места.
Приглашения в Крым посланы восьми священникам из Курской и Тамбовской областей, а также Краснодарского и Ставропольского краев.
8 мая сего года, по случаю 70-летия со дня рождения благочинного Симферопольского округа священника Милославова, в квартире последнего была организована выпивка, где присутствовало десять человек священников и архиепископ Лука.
Священник Крашановский напомнил Луке, что завтра 9 мая, День Победы, и спросил его, будет ли духовенство отмечать этот день. На это Лука ответил: «Ну что же, пожалуй, надо будет отмолить, отслужить молебен».
В День Победы 9 мая в кафедральном соборе города Симферополя был устроен торжественный молебен, в котором приняло участие девять священников города Симферополя. В конце службы Лука выступил с проповедью, в которой заявил:
«Сегодня мы празднуем годовщину Великой Победы русского народа над немецкими полчищами и японской агрессией. Вы помните жуткие дни и годы немецкого порабощения, гнета и насилия, когда русский народ был в кабале и когда сотнями, тысячами погибали русские люди в застенках, душегубках, лагерях. По официальным данным русского правительства, за годы Отечественной войны погибло одного воинства 7.000.000 человек. Мы помним жуткие дни тирании над евреями городов, сами немецкие палачи ужасались и трепетали, видя зверство немцев (так в тексте. – Сост.). Было время, когда Русь была под пятой татар – Батыя около 150 лет, и также народ русский пострадал от насилия.
Победа 9 мая принесла нам свободу и вольную жизнь. Господь Бог послал на нашу землю испытания и наложил Свой гнев во время войны, но это Божие наказание за наши грехи вскоре было снято.
Милостью Бога и с Его помощью мы свергли иго иноземное и уничтожили фашизм.
Народы Германии, Румынии, Италии, Венгрии и другие вассалы Германии сейчас стонут от постигшей их кары Божьей – кары наказания Бога им за их кровожадность, за их глумление над народами русскими.
Архиепископ Лука на богослужении в симферопольском Свято-Троицком соборе. Слева – митрополит Пражский и всея Чехословакии Иоанн
Сбылись все предсказания пророка Исаака23 за 700 лет тому назад (читал отрывки из писания Исаака о разрушениях и войнах). Если бы не было этой победы, мы, русские, были бы в кабале, рабами тевтонов.
Возблагодарим же Господа Бога за эту Великую Победу над немецкими полчищами и спасение нашей Родины.
Враги народа – немецкие вожди и руководители – понесли страшное наказание – сожжение, и трупы их превратились в прах и рассеялись.
Политика миролюбивого русского правительства на сессии Министров Иностранных Дел направлена на длительный мир народов, и к голосу нашего правительства – справедливому голосу – прислушиваются все».
По окончании проповеди снова состоялся молебен, а в конце молебна было превознесено многолетие Генералиссимусу И.В.Сталину, победоносному русскому воинству и вождям его, вечная слава русскому народу, отстоявшему свою независимость.
В воскресенье, 11 мая, Лука снова выступил в соборе с проповедью, в которой указал:
«В атомах, молекулах, во всех телах живых и мертвых течет живая вода – вода, являющаяся символом жизни. Откуда же берется этот источник жизни? Источник жизни находится в благодати Святого Духа. Реки, моря, океаны – текут из чрева всех святых. У нас единственная система – Бог. Надо презреть все остальные истины, придуманные людьми, кроме истины Христа.
Много у нас людей еще, которые презрели и оклеветали Церковь. Они не верят в нашу веру. Они собирают свои собрания, на которых пляшут и скачут по кругу, пока в изнеможении не падают и говорят: “Нас Дух Святой одолел”».
16 мая сего года Лука выступил с проповедью в кафедральном соборе г. Симферополя, в которой указал: «Есть люди, которые находят свои истины в науке, в философии, пусть верят в свои истины, мы можем их только пожалеть и пожелать им освещать тьму жизни светом Божьим. Пойдемте же туда, куда поведет нас Иисус Христос – Бог наш, освещая нам дорогу Своим светом, и жизнь, как земная, так и неземная, будет светлой и радостной».
Разработку Луки продолжаем в направлении выявления его антисоветских связей и вражеской деятельности.
Начальник Управления МГБ СССР по Крымской области генерал-майор Марсельский
Верно: Начальник отделения «О» УМГБ майор Клименко 2 июня 1947 г.
№ 1/1219 г. Симферополь
Архив ГУ СБУ в АРК, ф. 1, д. 51, т. 4, л. 5-11.