Вы здесь

Крымская епархия под началом святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Сборник документов. № 13. Из информационного доклада уполномоченного за 1-й квартал 1947 года (С. Б. Филимонов, 2010)

№ 13

Из информационного доклада уполномоченного за 1-й квартал 1947 года

3 апреля 1947 г.


<…> Архиепископ Лука в отчетном квартале посетил меня два раза, 11 января и 17 февраля 1947 г., оба раза по моему приглашению. Первый раз я пригласил его по вопросам проводимых им перемещений из одного прихода в другой духовенства.

Дело в том, что стали иметь место случаи перемещения им священников из одного прихода в другой без проведения соответствующей их регистрации у меня и получения справок об этом.

Когда об этом я ему сказал и привел факты произведенных им перемещений, о которых мне становилось известным только тогда, когда уже перемещенные священники находились в других приходах, не сдав мне справок о регистрации по старому приходу и не получив справки по новому приходу, и тут же я ему еще раз разъяснил, что все священнослужители, перемещенные или назначенные вновь на приход, прежде чем выехать к месту новой службы, имея на руках его приказ, обязаны сдать справку о регистрации по старому приходу и получить справку о регистрации по новому приходу, и только после этого они смогут приступить к службе в приходе по новому месту.

Лука был этим очень удивлен и мне объяснил, что им был дан строгий приказ своему секретарю протоиерею Милославову ни одного случая перемещения, а не только назначения, не проводить в жизнь, не проведя соответствующей регистрации у меня, и сказал, что, видимо, протоиерей Милославов не справляется с обязанностями секретаря и его придется заменить, но в данном случае он наложит на него взыскание. Поскольку протоиерей Милославов является не только секретарем, но и в то же время он настоятель кафедрального собора и благочинный, то в результате этого от обязанностей благочинного его освободил.

В заключение Лука заверил, что больше таких случаев не повторится, и пока не повторяются.

Во время этой же беседы я информировал Луку о результатах проверки по его письму на имя председателя Облисполкома тов. Кривошеина в отношении увольнения Ливанова из Госфилармонии (об этом случае мною подробно доложено Совету в предыдущем информационном докладе за четвертый квартал 1946 г., стр. 28–29 доклада16) о том, что проверкой было установлено – Ливанов уволен из Крымской госфилармонии за прогул 7/XII-46 г. и за неоднократные самовольные уходы с работы.

Лука с таким объяснением не согласился и остался при том мнении, что Ливанов был уволен из Госфилармонии за то, что совмещал работу в архиерейском хоре как певчий, и за то, что устроил у него на квартире струнный квартет, как у лауреата Сталинской премии, и сказал, если Ливанов уволен только за прогул, тогда почему же понесли наказание и другие артисты Госфилармонии, участвовавшие в квартете. И далее заметил:

«Что же Дмитрий Александрович Кривошеин не счел нужным ответить ему лично на его письмо?». Я объяснил, что тов. Кривошеин, выезжая из Симферополя, поручил мне «сообщить Вам результаты проверки по Вашему письму».

Затем я сообщил Луке, что лица, виновные в несвоевременном вручении ему Правительственной телеграммы с приглашением на съезд хирургов в Москву, понесли соответствующее взыскание, и зачитал приказ по Облздравотделу (об этом случае мною подробно доложено Совету в предыдущем информационном докладе за четвертый квартал 1946 г., стр. 25–27 доклада17). Лука на это сказал:

«Хорошо, хоть здесь виновники совершенного безобразия не остались ненаказанными».

Затем в данной беседе был затронут еще ряд вопросов, как-то: «О Иоанно-Предтеченской церкви в гор. Керчи, постройке VIII века, как архитектурном памятнике». Лука спросил моего мнения: «Ничего не будет неправильного, если лично он напишет в Москву в Комитет по делам архитектуры с тем, чтобы были приняты меры к охране этой церкви как древнего исторического христианского памятника архитектуры?». Я ответил, что ничего плохого не будет, если он напишет.

Второй раз Лука посетил меня 17 февраля, также по моему приглашению, с тем, чтобы он дал указание настоятелям приходов епархии о прекращении сборов средств среди верующих на патриотические цели.

Лука меня спросил: «Почему прекратить?». Я ему объяснил, что в данное время у церкви, наверное, возросли потребности в средствах на содержание духовных учебных заведений (с открытием академий, семинарий), на содержание управленческих органов церкви, на Патриархию, на епархию, на ремонт храмов и другие церковные расходы, и вот эти средства, которые собирались на патриотические цели, следует обратить на внутрицерковные потребности. Лука сказал, что это правильно, вот он получил из Патриархии указание об отчислении в Патриархию от епархии на 1947 г. свыше 340 тыс. руб., и он в большом недоумении, сможет ли он выполнить этот план в связи с бедностью большей части приходов.

После этого Лукой указания приходам были даны, и сейчас сборы средств на патриотические цели по церквам прекращены.

Затем Лука снова поставил передо мной вопрос о выселении из его квартиры посторонних женщин, что он по этому вопросу говорил с председателем Облисполкома тов. Кривошеиным, когда только что он приехал в Крым, будучи на приеме у него в июне 1946 г., и тов. Кривошеин его заверил, что не позднее как через две-три недели квартира от посторонних лиц будет освобождена. Затем на эту тему он беседовал с заместителем предоблисполкома тов. Олейниковым, когда он, Лука, делал доклад на съезде врачей Крыма, и что последний также дал обещание принять меры к освобождению его квартиры от посторонних лиц, но несмотря на все это, положение остается без изменения.

Далее заметил, [что] если председатель Облисполкома и его заместитель бессильны переселить из его квартиры посторонних лиц (их распоряжения не выполняются), то, видимо, здесь действует какая-то посторонняя сила, и эти лица, по его мнению, специально оставлены в его квартире, чтобы следить за его жизнью.

Я, конечно, в этом его старался разубедить и доказать, что вопрос здесь не за большим, только в переселении лиц из квартиры, в которой они живут больше десятка лет, но взамен им нужно предоставить другие равноценные квартиры, но, имея в виду жилищный кризис в Симферополе, когда не один десяток лиц совершенно не имеют квартир, очень трудно выполнить обещание тов. Кривошеина, если переселить, то надо предоставить переселяемым другие квартиры, а таковых при жилищном кризисе, несмотря на принимаемые меры жилищными органами, пока не находится, и только задержка в этом.

Лука просил меня напомнить тов. Кривошеину о данном им обещании. Когда рассказал последнему о беседе с Лукой о квартире, тов. Кривошеин сказал – нет пока квартир, некуда переселить, пусть он потерпит.

Лука о квартире писал и Патриарху в своем годовом отчете о работе епархии за 1946 год18. (Выписку из отчета Луки о квартире при этом прилагаю.) В двадцатых числах марта просьба его удовлетворена, и посторонние лица из его квартиры переселены.

Вопросы, которые не требуют разрешения при личных наших встречах, разрешали путем переговоров по телефону.

4 марта с/г Лука, выезжая в приход Георгиевского молитвенного дома дер. Рассвет Симферопольского р-на для ознакомления с приходской общиной, а также по вопросу перевода молитвенного дома из дер. Рассвет в дер. Шунук Гвардейского с/совета и ознакомления с состоянием здания, в которое предполагалось перевести молитвенный дом, пригласил меня поехать с ним на его автомашине, я, имея в виду разъяснение Совета от 18/Х-46 г. № 454/с, приглашение принял19.

11 марта пригласил меня поехать с ним в гор. Белогорск. Мною это приглашение также было принято.

При этой поездке я ознакомился с санитарно-техническим состоянием церкви в гор. Белогорске и селе Зуя.

Затем Лука выезжал 15 марта в гор. Феодосию, где он был с 15 по 18/III, также меня приглашал поехать с ним в Феодосию, но это приглашение я отклонил. К тому же, если бы и принял приглашение, то поехать бы не смог, так как был участником областной профсоюзной конференции, которая проходила в эти дни.

Сообщая об изложенном, прошу разъяснить, как мне поступать в дальнейшем, так как Лука при беседах с ним при поездках в автомашине высказал пожелание о совместных наших поездках, а поэтому возможны с его стороны и в дальнейшем приглашения меня в поездки с ним в те или другие приходы. <…>

О поступивших заявлениях и жалобах на действие местных советских органов

Архиепископ Лука 10 января с.г. обратился к председателю Симферопольского Горсовета, в копии мне, с жалобой такого содержания:

«Сегодня, 10 января 1947 года, мой представитель явился в магазин Симторга № 1 по вопросу прикрепления меня на продовольственное снабжение и обратился к продавщице магазина по имени Софа, которая иронически отнеслась к наименованию организации «Крымская епархия», легкомысленно искажая это наименование, вроде «пархия», «мархия» и т. д., а затем, после разъяснения второй продавщицы по имени Сима о том, что такие списки имеются, начала непристойно смеяться, говоря, что вот, мол, попы прикрепляются к магазину.

Это издевательство со стороны продавщицы производилось в присутствии нескольких покупателей.

Считая недопустимыми подобные публичные оскорбления, допущенные продавщицей Симторга, я принужден обратиться к Вам за содействием оградить меня в дальнейшем от дискредитации моего имени и всего духовенства со стороны продавщиц.

О принятых мерах прошу сообщить мне.

Управляющий Крымской епархией Архиепископ Лука Войно-Ясенецкий».

На следующий день после получения копии данной жалобы я с нею ознакомил заведующего Облторгот-делом тов. Ермолаева, последний дал распоряжение одному из работников отдела немедленно проверить и результаты ему доложить.

В результате проверки факты, изложенные в жалобе Луки, подтвердились, и продавщице Березиной Софе приказом по Симторгу от 16/I объявлен строгий выговор, с работы в магазине № 1 снята и переведена в другой магазин. Наряду с этим в этом же приказе все работники торговой сети гор. Симферополя предупреждаются о вежливом и культурном обслуживании потребителей.

Копия данного приказа Облторготделом была вручена Луке 18/I-47 г. <…>


Характеристика духовенства Крымской епархии

Епархиальным архиереем является архиепископ Лука Войно-Ясенецкий, в Крыму с 24 мая 1946 г., прибыл из Тамбовской епархии. Рождения 1877 г. Личные потребности скромные, не терпит каких-либо приношений. Сразу же по приезде в Крымскую епархию на первом совещании благочинных объявил последним и потребовал от них объявить по всем приходам, что он не принимает никаких приношений, и чтобы по приезде его куда-либо в приход не устраивали пышных встреч, а обставлялось все просто, скромно.

Не терпит среди духовенства в той или другой степени нарушителей канонических правил, принимает к таковым меры взысканий путем понижения в сане, перемещения, увольнения за штат и даже лишения сана. За время нахождения в епархии Лука до 30 % духовенства в приходах сменил путем посвящения вновь в сан, увольнения и перемещения из прихода в приход.

Некоторые священники и сейчас не твердо чувствуют себя на приходе, говорят:

«Надумает Владыка перевести в другой приход – и переведет, и ничего не поделаешь, и поэтому чувствуешь себя здесь, как временный священник».

Наши с ним взаимоотношения установились вполне нормальные, каких-либо недоразумений у нас с ним сейчас не бывает.

Как профессор-хирург и лауреат Сталинской премии, Лука среди медицинских работников пользуется должным авторитетом, за это время им прочтено несколько лекций и докладов в Симферополе для врачей и студентов мединститута.

На съезде врачей Крыма им был сделан доклад по хирургии, участники съезда его докладом остались довольны и вынесли благодарность. 17/III, будучи в Феодосии, по просьбе феодосийских врачей прочел лекцию.

Не отказывает и в консультации обращающимся к нему врачам и больным. Провел несколько операций.

С больных, обращающихся к нему за тем или другим советом, платы не берет.

Благочинные. Крымская епархия имеет 8 благочиннических округов. Состав благочинных: все 8 человек преклонного возраста, из них: 1 – 64 лет; 1 – 66 лет; 1 – 67 лет; 1 – 68 лет и 4 – 69 лет.

Имеющие среднее образование – 6, среднее светское – 1 и с высшим образованием – 1.

Посвящены в сан священника: в 1900 г. – 1; в 1908–1909 г. – 1; в 1910 г. – 1; в 1911 г. – 1; в 1912 г. – 1; в 1918 г. – 1 и в 1922 г. – 1.


Святитель Лука во время службы в Свято-Троицком соборе в Симферополе


Все благочинные являются настоятелями приходских церквей и ничем от рядовых настоятелей приходских церквей не выделяются, вся их роль как благочинных сводится к выполнению отдельных поручений епархиального архиерея. В приходских церквах своего благочиния бывают редко, а некоторые благочинные в отдельных приходах и совершенно не бывали.

Священники. О возрастном составе и по годам посвящения в священнический сан мною сказано выше в разделе «Состав духовенства», по образованию имеющие среднее духовное образование 30 чел., или 50 %.

С высшим духовным образованием не имеется. Из монахов – 6 священников, из них – 5 с низшим образованием. Значительная часть священников с высшим и средним светским образованием стали таковыми, пройдя соответствующую подготовку в приходах и монастырях в порядке прислужников, певчих, псаломщиков и диаконов.

б) Состояние свечных мастерских и других предприятий церкви.

При Епархиальном Управлении имеется мастерская по производству церковных свечей, открытая с 1 октября 1945 г., на условиях аренды помещения и оборудования помещения у частного лица – он же является мастером производства. Производственная мощность свечной мастерской определяется в среднем до 150–170 кг в месяц.

Валовый доход за 1946 г. по свечному производству выражается в сумме 1.174.975 руб. Расход, включая и подоходный налог с производства, выражается в сумме 991.461 руб. Чистая прибыль за 1946 г. по свечному производству выражается в сумме 183.514 руб. Продажа свечей производится исключительно церквам Крымской епархии. Материалы для мастерской, в том числе и воск, приобретают частным путем, затруднений у них в этом не было.

Имеется при Епархиальном Управлении и производство по выпечке просфор, открытое 1 октября 1945 г. Снабжение просфорами этой мастерской производится только для церквей города Симферополя и ближайших пригородных церквей.

Производственная мощность просфорного производства за 1946 г. Выпечено просфор – 63024 шт. Валовый доход за 1946 г. выражается в сумме 189.627 руб. Расход – 159.483 руб., чистая прибыль – 30.144 руб.

Положение с приобретением муки для выпечки просфор как в Епархиальном Управлении, так и в приходских общинах тяжелое, так как в снабжении мукой для выпечки просфор через снабженческие и торговые организации им отказано, свободной продажи на рынке нет, и поэтому покупка муки производится нелегально у частных лиц по спекулятивным ценам. За последнее время стоимость муки обходится им в 90 – 100 руб.

Других производственных предприятий в Крымском Епархиальном Управлении не имеется.

в) Учебных духовных заведений в Крымской епархии не имеется.

г) Обращения епархиального архиерея с посланиями к верующим в отчетном квартале не было, кроме как только произнесения проповедей самим архиепископом Лукой в кафедральном соборе на различные богословские темы, и таковые он произносит очень часто, почти что ежедневно. Если в прошлых кварталах он делал обращения к верующим через благочинных на проводимых им совещаниях последних, то в отчетном квартале и этого не было – совещания благочинных не проводил.

д) Отношение верующих к духовенству: в большей своей части крымское духовенство пользуется авторитетом среди верующих. К отдельным священникам, компрометировавшим себя своим поведением и не пользовавшимся авторитетом среди верующих, архиепископ Лука применял меры наказания вплоть до лишения священнического сана.

1) Священник Николаевской церкви села Адаргин Красногвардейского района Чулкевич Владимир за систематическое и неисправимое пьянство, за проведение богослужений в нетрезвом состоянии и другие неподобающие его сану поступки у верующих не пользовался никаким авторитетом, архиепископом уволен за штат с запрещением священнослужения.

2) Священник Кладбищенской церкви гор. Симферополя Клягин Порфирий за неавторитетность среди верующих переведен архиепископом из Симферополя в г. Алушту.

3) Священник Покровского собора гор. Севастополя Нефедов Иван за открытое сожительство с женщиной не пользовался авторитетом у верующих. Архиепископом Лукой лишен сана.

4) Священник Покровского собора гор. Севастополя Елин Федор за жадность и донос архиерею на диакона Бондаренко, обвинив последнего в краже причтовых сумм, совершенно не пользовался авторитетом у верующих – архиепископом Лукой переведен в сельский приход.

5) Иеромонах Коваленко Яков, второй священник Введенской церкви гор. Керчи, старик 80 лет, за дряхлость и безграмотность во время совершения богослужения – может вместо «За здравие» произнести «За упокой», не пользуется никаким авторитетом у верующих.

Имеется и ряд других подобного рода неавторитетных священников.

е) Отношение священников и церковного актива к Управляющему Крымской епархией – архиепископу Луке.

Со стороны первых, я бы сказал, в последнее время отмечается безразличное, подчиненное отношение, есть отдельные высказывания о том, что они нетвердо себя чувствуют на приходах, говорят – Лука любит перемещать священников из одного прихода в другой, и это некоторым не совсем нравится.

Вначале по своем приезде в Крым Лука провел жестокую линию по отношению священников, особенно к тем, которые были приняты или посвящены в сан епископом Иоасафом, говорил: «Это ставленники епископа Иоасафа – плохие пастыри», а когда стал лишать священников наград, произведенных Иоасафом, отношение к нему со стороны последних было недоброжелательное.

Как только стал верить всякого рода анонимным письмам и заявлениям и принимать по ним меры взысканий, тогда посыпались к нему всякого рода заявления и со стороны самих священников, которые писали один на другого (как некоторые говорили, «стравил он их между собой»). Но после того как ряд писем и заявлений не стали подтверждаться и оказались просто кляузой, он стал к такого рода письмам быть более осторожным в вынесении по ним решений; стал проверять, священники говорят: «Владыка одумался и не всякой лжи теперь верит». И отношение после этого к нему со стороны священников изменилось в лучшую сторону.

Со стороны церковного актива какого-либо неблагожелательного отношения к нему не отмечалось.

ж) О журнале Московской Патриархии:

Епархия получает журнал в количестве 130–150 экз., распределяются по приходам по 2–3 журнала, в зависимости от полученного количества, некоторым приходам дается больше.

Несколько экземпляров остается для продажи в кафедральном соборе. Продается журнал по объявленной на нем цене, то есть 10 руб.<…>


Уполномоченный Совета по делам

Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР по Крымской области Я. Жданов

ГААРК, ф. Р-2647, оп. 1, д. 6, л. 12–31.