Вы здесь

Крупицы мудрости и путь постижения истины. Часть I. 5. Мудрость и ум чем они отличаются (Ю. П. Добров)

5. Мудрость и ум чем они отличаются

Мудрость отличается от ума, тем, что мудрость отстаивает здравый смысл и рассудительность, основанные на принципах, в то время как ум стимулирует способность человека мыслить абстрактно и манипулировать идеями и событиями согласно человеческой изобретательности. Мудрость неизменна и вечна, в то время как ум переменчив и эфемерен.

Уважение к Господу есть начало мудрости и что только глупцы пренебрегают его указаниями.


Была бы моя воля, я обязательно бы ввёл в школе предмет МУДРОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. Тогда бы не было бы вечного вопроса ЧТО ДЕЛАТЬ? КАК БЫТЬ? и не было бы проблемы ОТЦЫ и ДЕТИ, и не было бы ГОРЯ от УМА, и различных ВОЙН.


Мудрость не в том, чтобы много знать. Всего знать мы никак не можем,

Мудрость в том чтобы знать, Какие знания самые нужные,

Какие менее нужные, А – какие и вовсе не нужные.

Л.Н.Толстой

Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище: то уразумеешь страх Господень и найдёшь познание о Боге, ибо Господь даёт мудрость; из уст Его – знание и разум;


«Бог знает путь её, и Он ведает место её. Ибо Он призирает до концов земли, и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес, и располагал воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громоносной: тогда Он видел её и явил её; приготовил её, и ещё испытал её, и сказал человеку: «вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум».

(Биб. гл.28 Иов ст.23—28)

Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.


Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел.


Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения.

Премудрость возглашает

«Доколе, невежды, будете любить невежество? Доколе буйные будут услаждаться буйством? Доколе глупцы будут ненавидеть знание? Обратитесь к моему обличению: вот я изолью дух мой, возвещу вам слова мои. Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли:

За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придёт на вас ужас;

Когда придёт на вас ужас как буря, и беда, как вихрь, принесётся на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня. За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, не приняли совета моего, презрели все обличения мои; За то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их. Потому что упорство невежд убьёт их, и беспечность глупцов погубит их. А слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».

В фильме Василия Шукшина «Калина Красная» есть его слова:

«Любушка посмотри вокруг, сколько людей хороших живет. Надо только жить. Вот надо бы только умно жить».

Здесь я бы сказал немного по-другому «Вот надо бы только мудро жить».

А как лучше жить, по уму или по мудрости? Как ты думаешь, мой дорогой читатель? Вопрос, конечно, не простой и сразу ответить на него не получиться. Молодые люди, конечно, сразу скажут, что надо жить по уму, но ум, то у всех разный, у одного ума, палата, а у другого ума, как у курицы.

Мне кажется, человек должен сам это понять и осознать, а чтобы это сделать необходимо, проверить какой он человек умный или мудрый. Как он принимает решения сразу, или через какое то время, взвесив все за и против. Ум всегда быстротечен и принимает быстрое решение, которое имеет сиюминутную выгоду. Мудрость наоборот старается всё взвесить, продумать каждый шаг и предвидеть исход намеченного дела.

Взять хотя бы наше время начало ХХI века, как быстро и легко без войны в течении двух трёх лет была уничтожена почти что вся промышленная индустрия. Сейчас в нашей стране нет ни одного промышленного предприятия в машиностроении, которое работало бы хоть на 50%. Собственно говоря, и машиностроительных заводов наверное уже нет. От них остались только голые корпуса без станков и оборудования, без ничего. А почему? Да потому, что какой то великий комбинатор сделал так, чтобы люди сами стали из-за сегодняшней выгоды уничтожать заводы и предприятия, на которых они когда-то работали и получали зарплату. Вот тут сразу видно как действует ум. Он быстро командует, надо побыстрей всё порезать на металлолом, сдать его и получить деньги. Чем больше порежем и сдадим, тем больше будет денег. Ум не думает о том, что будет завтра, ему главное, чтобы было хорошо сегодня. Мудрость наоборот, думает вперёд, как сделать так, чтобы в будущем было …, вот тут возможны два варианта хорошо или плохо. Мы, к сожалению, идём по второму варианту. Значит, получается, что в нашей стране живёт больше умников, чем мудрецов.


Каждый должен принять как руководящее начало, чтобы собственная его польза совпадала с пользою других

Цицерон

Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.

Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу».

Ап. Павел.

Ибо кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживает язык свой от зла и уста, свои от лукавых речей.


«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца нашего небесного, ибо он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и не праведных. И так будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный.

(от Матфея)

Ты никогда не пробовал дорогой читатель (ница) так делать, любить врагов своих? А зря, что не пробовал, попробуй. Ты скажешь, зачем мне это надо, а я скажу, зачем тогда ученики Христа стали проповедовать это людям. Значит это нужно им, но люди не принимают это правило и не хотят его принимать, считая его безрассудным.

Это очень мудрое высказывание, если ты начинаешь его применять на практике, то делаешь крутой поворот в изменении своей жизни и самого себя. Здесь главное устоять на своих ногах, не упасть и не поскользнуться в тот момент когда душевная боль будет тебя мучить, терзать, перекрывать твою осознанность не давать покоя, за то, что ты должен возлюбить и благодарить своего обидчика. Это крайне тяжёлая процедура и в первые мгновения исполнить всё практически очень трудно. Чтобы это сделать, надо переродиться заново, или вывернуть свою душу на изнанку, всё вытряхнуть и одеть снова. Эта боль объясняется тем, что горит твоя любимая рубашка под названием эгоизм, тут самое главное не дать себе заступиться за неё. Пусть горит внутри с неимоверной силой, сожми всё в кулак терпи и жги, становись ещё сильней, сожми свои зубы, прикуси язык, но не возгневайся смени свой гнев на милость и прощение. Чем больше сгорит, тем меньше будет болеть душа при последующих встречах.


Преподобный Никодим в своей книге «Невидимая брань» о христианском совершенстве пишет:

«Для достижения победы необходимо тебе вести непрестанную и жестокую брань с самим собою, надлежит тебе, если истинно желаешь сделаться победителем в сей невидимой брани и сподобиться водрузить в сердце своём следующие четыре расположения и духовные делания, как бы облекись в невидимые оружия, самые благонадёжные и все победительные, именно:

1. – никогда ни в чём не надейся на себя; 2. – носить в сердце всегда полное и все дерзновенное упование на Единого Бога; 3. – непрестанно подвизаться; 4. – всегда пребывать в молитве.

Не полагаться на самих себя

Возлюбленный мне брате, столь необходимо в нашей брани, что без сего, будь в том уверен, не только не возможешь одержать желаемой победы, не устоишь даже в самом незначительном нападении на тебя врага».


У меня как-то раз возник спор с одним молодым человеком насчёт того на кого надо полагаться в жизни, молодёжь как всегда полна сил и энергии говорит, что надо полагаться только на себя больше не на кого. Когда я был, в таком возрасти как он, у меня точно такое же было отношение к Вере в Бога как у них сейчас, но жизнь не стоит на месте всё меняется в этом мире, как и мы тоже меняемся. Только одни люди это понимают и осознают, другие не хотят этого понимать, считая, что это им не нужно. Всегда думают, что будет, так как они хотят. Такое бывает в нашей жизни очень редко, обычно бывает всё по-другому. Хотя они не задумываются, почему это происходит так, и списывают всё на случай. Да так получилось случайно, но дорогой мой читатель запомни, что в нашей жизни случайностей не бывает. А всё происходит по закону Божьему, кто бы его как не называл, законом Вселенной или Кармой. Сейчас много появилось различных изотерических обществ и течений. Тоже не просто так. Это делается целенаправленно для того, чтобы увести человека от Бога, под разными лучами и названиями организаций, как бы они с Богом, но в дальнейшем как жизнь показала, у многих избранных, их гордыня начинает расти, закрывая или перекрывая их сознание. В результате люди, которые поверили этим «учителям эзотерикам» видят, что их просто используют в своих коммерческих планах, они разочаровываются и больше уже не собираются верить ни во что.

Как ты думаешь, все изотерические учения, которые сейчас появились как грибы после дождя под названием различных лучей случайно? Нет!! Это делается для разобщения раздробления того целого, которое объединяет и сплачивает людей, Вера в Бога. Я не буду доказывать, и показывать притчами о происках Сатаны, но приведу одно высказывание Виссариона, которое ставит всё на свои места.


«Если ранее Диавол гнал Истину, то, уничтожая Её, он дал Ей Жизнь. Ныне у него другая цель: чтобы люди, запутавшись в рассуждениях об Истине, сами стали в этих рассуждениях отказываться от Неё. И это неизбежно их ждёт, если они отойдут от старания, от стремления приложить все силы в исполнении Истины».


Всегда дьявол старается и предпринимает все силы и разные ухищрения, чтобы как можно быстрее и дальше отвести людей от Бога.

Дьявольская суть заключается в смятении разума. Смутить разум человека вселить в него страх и подчинить себе, в этом есть его сущность. Только при непоколебимой как скала Вере, можно устоять от всех искушений, страхов и смятений.