Вы здесь

Крито-микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века. Новый подход. ЛИНЗЫ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ ГОРНОГО ХРУСТАЛЯ. НАХОДКИ ЭПОХИ БРОНЗОВОГО ВЕКА ИЗ ТРОИ, КРИТА И МИКЕН (С. Ю. Соловьев)

ЛИНЗЫ И ИЗДЕЛИЯ ИЗ ГОРНОГО ХРУСТАЛЯ. НАХОДКИ ЭПОХИ БРОНЗОВОГО ВЕКА ИЗ ТРОИ, КРИТА И МИКЕН

Было найдено множество высокохудожественных изделий тончайшей работы, относящихся к бронзовому веку – геммы, ювелирные изделия, изделия из горного хрусталя. Резьба на геммах настолько миниатюрна, что непонятно, как и каким образом древние ремесленники смогли сотворить такое чудо. Изделия из золота тоже потрясают тонкостью работы. Хрустальный кубок из Микен в виде лебедя и навершия из хрусталя троянской работы было бы крайне трудно сделать без специальной слесарной

оснастки. Так же в регионе были найдены линзы из хрусталя. Более века на них не обращали внимания ученые. Речь идёт об оптических линзах тонких инструментах, изготовленных из разных материалов, которые доказывают существование развитой оптики уже в глубокой древности.

Способны ли были люди несколько тысяч лет назад сделать точные оптические инструменты, с помощью которых можно исправлять астигматизм, наблюдать далёкие звёзды и осуществлять работы на микроскопическом уровне?

В Эфесе найдено целых 30 линз, и, что интересно, все они были вогнутыми и уменьшали изображение на 75 процентов. В Кноссе, на Крите, было найдено множество линз. Их изготавливали в таких количествах, что даже удалось найти настоящую мастерскую минойской эпохи по их производству.

Потускневшая и поцарапанная линзоподобная подвеска из горного хрусталя. Минойская культура около 1450 гг. до н. э. Размер 1.2 см Музей Метрополитен, Нью – Йорк Accession Number 26.31.403. Был ли этот предмет первоначально линзой? Вполне возможно, и именно у минойцев предметов такого типа можно найти много.

Первоначально – вероятно, линза в виде щита, потом почему-то прощлифованная с двух сторон центре. Минойская культура. Около 1450 B.C. Размер 1.3 см Музей Метрополитен, Нью – Йорк Accession Number 26.31.404.


Рис.36 Фото хрустальных линз найденных Я. Сакелларакисом


Линзы из горного хрусталя, найденные Яннисом Сакелларакисом в пещере Идеон (гора Ида на Крите, недалеко от Кносса) – первая диаметром 8 мм, вторая 15 мм. Фото Я. Сакелларакиса. В самом деле, тонкая работа, увеличительная способность – номинальная 20+-кратная и 10- кратная, полезная 7- кратная и 25-кратная— и вопрос. Для чего изготовлен столь трудоемкий предмет? Похожая по качествам линза была найдена также в Кносском дворце еще в 1921 году известным археологом Эвансом, открывателем этого объекта, еще несколько линз несколько лет спустя Фосдайком на кладбище Мавроспелио, и именно этот археолог впервые предположил, что у них могло быть именно оптическое применение. И, интересно, что еще несколько линз, найдены в Аматосе (у Лимассола) при раскопках храма Афродиты среди других малого размера даров богине (гемм, бусин, амулетов), относится, вероятно, к архаической Древней

Греции, то есть 8—6 вв. до н.э.

Найденная линза из горного хрусталя из Кносского дворца имеет диаметр 14 мм, увеличение 11-кратное. Найдена в 1921 году Эвансом.

Оборотная сторона – серебряная фольга и потому предполагалось, что это какая-то вставка – например, в кольцо. Так что скорее всего это зеркало. Первые зеркала из стекла делались именно по этой схеме. Само по себе, вне оптической системы, зеркало такого рода бесполезно. Но для ряда сложных систем из линз и зеркал, оно важно и необходимо. У ряда троянских хрустальных линз найдены следы серебра, так что, вероятно, они так же использовались как зеркала. Описание находок подтверждающих высокий уровень знаний древних в оптики и методах обработки хрусталя, можно было бы продолжать, но уже имеющиеся сведенья позволяют утверждать что в прошлом был высокий уровень знаний которые нынешняя цивилизация начала осваивать лишь в 17 веке.

К наиболее интересным памятникам такого рода относится найденный в могиле Омикрон круга Б небольшой сосуд, выточенный из целого куска горного хрусталя. Хрусталь широко применялся в эгейском искусстве для украшения оружия и изготовления бус, но второй целой вазы из этого материала не найдено. Это скорее ковш, чем ваза. Небольшая (длина 13,2 см) чаша сделана в форме утки: тело птицы образует вместилище вазы, хвост – ее слив. Голова, изящно повернутая на тонкой шее, является ручкой. Датируется находка 16 в. до н.э.

Поражает лаконизм исполнения, сочетающийся с мастерской передачей характерных форм птицы. Плавные очертания вазы прекрасно гармонируют с материалом, из которого она сделана. Выдающееся качество исполнения заставило некоторых исследователей выдвинуть предположение, что эта вещь является египетским импортом. Однако это мотив характерен для культуры Абашевской культуры начала 2 тыс. до н. э. В болотах западной Сибири были найдены сосуды из дерева такой же формы. К этой же культуре относятся находки сосудов с изображением меандра и боевых колесниц.


РИС.37 ФОТО С ДЕРЕВЯННЫМИ СОСУДАМИ ИЗ БОЛОТ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ


Хрустальный сосуд в виде утки из могилы Омикрон круга Б. XVI в. до н. э.; Справа фото с находками из болот Западной Сибири, начало 2 тыс. до н.э.Первооткрыватель Трои Шлиман нашел 48 линз в развалинах мифического города, из которых одна особенно выделялась совершенством выделки и следами знакомства с инструментами гравера. Что две из них имели диаметр 25 мм, одна 50 мм и одна 54 мм, причем последняя имела фокусное расстояние 150 мм. Одна из них имела отверстие в центре (каталожный номер Aar 230)] Но-интересно то, что древние ремесленники не снимали фаску с края линзы, в результате чего край должен был быть очень острый. Там же были найдены другие линзы из хрусталя.

Когда Г. Шлиман показал троянское золото лучшему английскому ювелиру, тот отметил, что такие вещи могли быть изготовлены только с помощью увеличительного стекла. Позднее в последнем кладе были найдены десятки загадочных «линз» из горного хрусталя, и среди них была одна, которая давала двукратное увеличение. На некоторых линзах сохранились следы меди и серебра. Напомним, что на линзе из Кносса имелась серебряная подложка. то есть линза использовалась как зеркало, как часть сложной оптической системы. Линза с отверстием могла быть использована как зеркало в системе, подобной оптической системе Максутова -Кассегрена. В ГМИИ им. Пушкина имеется экспонат кат.№257 Aap 257,П 384 круглая пластинка из серебра диаметром 3,75см.. Именно она служила отражателем в этом приборе.

В кладе Приама были и заготовки для линз и драгоценных камней. Наряду с изделиями из драгоценных металлов в микенских гробницах найдены вещи и из других материалов. Из полупрозрачного алебастра был выточен трехручный кубок, отличающийся удивительным изяществом форм. Его красиво изогнутые волютообразные ручки сделаны отдельно и прикреплены к тулову металлическими шпеньками, подобно тому как приклепывались ручки сосудов из золота и серебра, которым он, несомненно, подражает по форме. Это изделие так же сложнейшее в обработке, и не могло быть выполнено без токарного станка. Этот сосуд очень близок упомянутой выше вазе из дворца в Като Закро, с такими же высокими изогнутыми ручками; эта близость заставляет и его считать критским изделием.


Рис.38 Кубок из гробницы IV круга А. XVI в. до н. э. Афины


Рис.39 Хрустальные линзы клада Приама. ГМИИ, Москва


Рис.39 Хрустальное навершие из клада Приама. ГМИИ, Москва


На фото внизу-изделие из бронзы, которое как только не определяли-«Щит Гектора», или «сковородка» (каталожный номер П 359 5817.Находится в ГМИИ им. Пушкина, г. Москва). Но, вероятно, что это часть шлифовального станка, а выпуклая часть нужна была для изготовления сферических поверхностей. Примитивный шлифовальный, да и токарный станок был, очевидно преобразован из гончарного круга. То есть шпиндель был расположен, как и гончарный круг, параллельно пола. Сверлильный станок тоже, очевидно имелся, иначе было бы почти невозможно высверлить эти прекрасные хрустальные навершия из клада Шлимана (фото вверху)


Рис.40 Фото с бронзовым шлифовальным кругом. Клад Приама. ГМИИ им Пушкина


Хрусталь-материал хоть и твердый, но хрупкий. Поэтому сильное биение сверла привело бы к порче изделия, было бы расколото. (биение-отклонение от оси сверления). Как же закрепляли деталь без изобретения винта? Очевидно, что при помощи системы клиньев. Ловушки для поимки диких животных известны с древности, и часть из них сделана именно с применением клиньев. В кладе Шлимана также интересна массовая находка ремесленных изделий-заготовок из меди, серебра и золота, так же чудом можно назвать изготовление четырех каменных топоров из ценных минералов. Причем лопасти топоров расположены не на одной оси вращения. Работа была крайне сложной. Аналогичные каменные топоры-молоты найдены в Бородинском кладе. Есть интереснейшие бронзовые гвозди, заклепки с заглушками. Возможно также обнаружение древнейших сверл- они должны быть в виде наконечников стрел (теперь сверла по керамической плитке и стеклу как раз такой формы). Почему же именно индоевропейцы


стали первые стали изготовлять хрустальные линзы? Возможно, в том что они пришли с Севера, из степей Сибири и Евразии и первоначально, на своей прародине, изготовляли линзы из льда. Лед вполне может быть обработан простейшими приборами и выглажен в чистовую рукой. Использовались линзы, вначале, очевидно, как зажигательные приборы. (Этот опыт описан у Жюль Верна и подтвержден в «Занимательной физике» Перельмана) Доказательство-слово crystal-хрусталь у древних греков обозначало и лед и хрусталь. (в русском-слово хрусталь-заимствованное) Так как доказано, что ахейцы-пришельцы с севера, то они перенесли понятие с льда, на хрусталь. И обнаружив материал, похожий по свойствам на лед (прозрачный при обработке), разработали технологию его обработки, которая, конечно гораздо труднее обработки льда. И поначалу, в основном, линзы служили как зажигательные приборы. Итак, получается, что греки в бронзовом веке овладели технологией обработки хрусталя, потом стекла для изготовления сложных оптических приборов. Притом, это производство носило массовый характер, это можно утверждать на основе массовых находок линз из хрусталя на Крите, но в древние времена ремесло тщательно скрывало свои секреты от конкурентов. Как пример, умелая защита технологий выделки шелка в Византийской империи-император Юстиниан организовал императорские мастерские по выделке шелковых тканей, и стал монополистом по их продаже и производству. Фунт шелка стоил около 60 солидов, 180гр. золота. За счет этого империя могла долго сдерживать натиск противников. Но секрет шелка, сложнейших ремесленных приборов, станков и оборудования был обнародован только в 15 веке после падения Империи и бегства мастеров от турок в Западную Европу (во Франции именно греки заложили шелковую промышленность при Людовике XI). В Италии, Венеции, стекольная промышленность стала развиваться после взятия Константинополя в 1204г. Мастера были вывезены из Византии. Поэтому можно сказать, что расцвет Европы и Возрождение произошло благодаря падению Восточной Империи в 1453г. Большинство технологий и мастеров приехало в Западную Европу именно в это время.

Можно сказать, что Ренессанс начался благодаря падению Византии. Империя берегла свои секреты мастерства, и только тогда, когда началось массовое внедрение технических приемов, изобретенных очевидно, еще в 2—3 веках нашей эры- в том числе универсальную коробку передач (находка сложнейшего прибора с бронзовыми шестернями, позволявшим просчитывать фазы луны, прибор находится в Афинском археологическом музее). На базе этого прибора были впоследствии разработаны и механические часы, главной частью которых является система шестерней. Так что закрытость и таинственность достижений технического мастерства тогда была нормой. Поэтому и сейчас есть некоторый элемент недоверия к достижениям античности, особенно техническим. Находки же в Трое дают уникальнейший срез ремесленного мастерства бронзового века, напоминающий находки в Помпее и Геркулануме (только там нашли античный самовар, буржуйку, множество приборов и инструментов. Наиболее полное и цельное представление наука получила о Древнем Риме благодаря именно этим городам). Провести же всесторонние оптико-физические исследования по возможности создания оптических систем из хрустальных линз бронзового века пока не получается, несмотря на неоднократные обращения в музеи и органы власти. Поэтому сложно оценить качество обработки хрусталя, чистоту обработки, оптические характеристики этих предметов. Можно рассчитать правда математически, но это будут неточные результаты. Пытался лично обращаться в ГМИИ им. Пушкина лично по поводу всесторонних исследований линз из хрусталя, но, к сожалению, с отрицательным результатом.


Рис.42 Ответ из ГМИИ на обращение автора