Вы здесь

Крито-микенская культура и религия как часть индоевропейской культуры эпохи бронзового века. Новый подход. Эллада и эллинство. Тайна Меандра, Аканта и Пальметты (С. Ю. Соловьев)

Эллада и эллинство. Тайна Меандра, Аканта и Пальметты

По мифологической поэме «Теогонии» изложенной поэтом Гесиодом, Афродита родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденная». Ветер принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры.

Классическая Афродита возникла обнаженной из воздушной морской раковины вблизи Кипра – отсюда её прозвище «Киприда» – и на раковине добралась до берега. Оры в золотых диадемах увенчали её золотым венцом, украсили золотым ожерельем и серьгами. Или, что так же возможно, это связано с популярностью культа богини на Кипре.

По версии Гомера, Афродита была дочерью Зевса и Дионы. Согласно Эпимениду, она была дочерью Кроноса. Вскормлена она была Нереем. У Афродиты было много имен, да и Афродита-не имя, а одно из имен, как и у Афины-Тритогинеи, это лишь одно из атрибутов божественной Премудрости.

Согласно греческому мифу изложенному Куном, в городе Орхомене (область Беотия) некогда правил древним племенем минийцев царь Афамант. От богини облаков Нефелы он имел сына Фрикса и дочь Геллу. Этих детей ненавидела вторая жена Афаманта, Ино. В неурожайный год Ино обманом склонила мужа принести их в жертву богам для прекращения голода. Однако в последний момент Фрикса и Геллу спас из-под ножа жреца баран с золотым руном (шерстью), посланный их матерью Нефелой.

Дети сели на барана, и он понёс их по воздуху далеко на север. Гелла (Элла) во время полёта упала в море и утонула в проливе, который с тех пор стали называть по её имени Геллеспонтом (Дарданеллы). Фрикса же баран унёс в Колхиду, на Кавказ, где его воспитал как сына местный царь Ээт, сын бога Гелиоса. Геродот говорит в своей «Истории» про колхов, что они выходцы их Эфиопии.

Теперь о собственно эллинах и гелонах

Откуда же пришли эллины? Тейлор говорит о том, что носители миньянской керамики, предки ахейцев, пришли через Малую Азию из степей Евразии. Часть народа, очевидно, осталась на прародине. Геродот говорит о двух скифских племенах, будинах и гелонах"Будины – племя большое и многочисленное; все они очень светлоглазые и рыжие. В их области выстроен деревянный город; название этого города – Гелон. Длина стены с каждой стороны – 30 стадиев; она высокая и целиком из дерева; и дома у них деревянные, и храмы. Там есть храмы эллинских богов, украшенные по-эллински деревянными статуями, алтарями и наосами. И каждые три года они устраивают празднества в честь Диониса и впадают в вакхическое исступление. Ведь гелоны в древности – это эллины, которые покинули гавани и поселились у будинов. И говорят они на языке отчасти скифском, отчасти эллинском.

IV, 109. Будины же говорят не на том языке, что гелоны, и образ жизни у них не один и тот же. Ведь будины, будучи исконными жителями, – кочевники, они единственные их тех, кто здесь [живет], питаются шишками; гелоны же – земледельцы, питаются хлебом и имеют сады. Они нисколько не похожи ни внешним видом, ни цветом кожи. Эллины, однако, и будинов называют гелонами, называют неправильно. Вся их страна густо поросла разнообразными лесами. А в самом густом лесу есть большое и широкое озеро и вокруг него болото и тростник. В этом озере ловят выдр, бобров и других животных с квадратной мордой; их шкурами оторачивают по краям меховые одежды». (ГЕРОДОТ)

Вот видите-ГЕЛОНЫ. Но по гречески, правильно звучит ЕЛОНЫ, вернее Элоны, первая «Г» не читается, как в имени ЕЛЕНА (Helen). А город назывался не ГЕЛОН, а ЭЛОН или ИЛОН, то есть почти ИЛИОН, как в Троянской земле. И то что у гелонов, а правильнее, элонов, или тех же эллинов был похожий с греками язык. То есть очевидно, древности, в начале 2 тыс. до н.э. предки эллинов пришли из этого региона в Грецию-Элладу.

Позже, Страбон упоминает уже АХЕЕВ (вспомните ахейцев),во многом потому что автономная Греция в римских источниках называлась АХАЙЯ, Про АХЕЕВ пишет Страбон, что они занимались и пиратством и мореходством. Этим он подчеркивает тождество ГЕЛОНОВ и АХЕЕВ для своих современников, жителей Римской империи, которые могли не понять родства двух народов.

Следовательно, возможно, что эти ГЕЛОНЫ-ЭЛЛИНЫ-стали называться АЛАНАМИ. В похоронном обряде аланов, помимо всего прочего встречается погребальный челн. Аланы -Осетины хоронили умерших в башнях, похожих на микенские толоссы и персидские башни молчания, и без ингумации, то есть без погребения в землю. Погребения носили групповой характер. Последние захоронения в башнях были в 19 веке. Сейчас осетины жили от моря и больших рек очень далеко, следовательно это очень архаичный обычай. Погребальные башни осетин похожи очень на купольные микенские гробницы. Связь Греции с Кавказом никто не оспаривает (Вспомним миф о Прометее).

Связь в греческих мифах с Колхидой, а именно о Колхидских эфиопах, и то что Геродот называет колхидских эфиопов вышедшими из Африки, и подчеркивает культурное родство колхидских эфиопов с Египтом. Вот что говорит Геродот:

104. Ведь колхи, по-видимому, египтяне. … Заинтересовавшись этим, я стал расспрашивать об этом родстве, как в Колхиде, так в Египте. Колхи сохранили более ясные воспоминания о египтянах, чем египтяне о колхах. Впрочем, египтяне говорили мне, что колхи ведут своё происхождение от воинов Сесострисова войска. Сам я пришёл к такому же выводу, потому что они тёмнокожие, с курчавыми волосами… Только три народа на земле искони подвергают себя обрезанию: колхи, египтяне и эфиопы… остальные переняли этот обычай у египтян».

Геродот сообщил правду. Сегодня на территории Абхазии (Колхиды) в сёлах Адзюбжа, Меркул, Челоу, Тхин, Ачандар всё ещё проживают чёрнокожие потомки египетских воинов.

Поход аргонавтов, который так же состоялся в Колхиду. Прорицателя греков во время троянской войны звали Колхант или Калхант, Калхас-колхидец. Связи у греков-ахейцев с колхами были системными. Колхидцев греки считали колдунами. Медея-колдунья, ну и вспомним свидетельство Геродота о тождестве эфиопов и колхов. И было участие эфиопов в Троянской войне, об этом упоминается в «Эфиопиде».

Сказания о Елене Прекрасной остались и в Евразии. Елена Прекрасная королевна. Золотого царства царица. Елена Прекрасная. Елена Прекрасная царевна. Она задаёт Ивану-царевичу три задачи, потом выходит за него замуж. Сопоставляем молодильные яблоки русских сказок и сад Гесперид. А в другом сказочном месте она выходит замуж за Василия-царевича. Сказки Афанасьева. Все это имеется в русских сказках, записанных в 1820-х годах 19 века. О Гомере в то время в России простые крестьяне знать не могли. Сюжет сказки очень похож с сюжетом сватовства женихов к Елене Спартанской, с началом Троянской войны.

Клятва женихов так же становится понятной-ведь они были обязаны жизнью удачливому претенденту. А также спор трех богинь о красоте. «Красивейшей» гласила надпись на золотом яблоке. Спорили и просили суда Париса Афина, Гера, Афродита. Но откуда на Пелопонесе бы взятся блондинкам?

Внизу фото из ГМИИ им. А. С. Пушкина бронзовой статуэтки. Изображена, как сказано, Афродита с Эротом, но с знаком известным из мифов принадлежащим Афине-Палладе-созданием всего сущего силой своего разума-разрастающейся ветвью из ее головы.

Так же на большом фото виден пальметта-знак возрождения из пут смерти. Акант, пальметта и меандр (Μαίανδρος-перевод с греческого- «Μαί-Я ανδρος-человек», или, если двойная гласная буква не писалась на греческом-Μαία – рождение ανδρος- (человека) или просто рождение) -известнейший декор античности, и значение его как значение рождения и жизни.

Вероятно, меандр произошел как упрощенное изображение лебедей, на сосудах. Лебеди связаны в мифах с рождением человека и связаны с Аполлоном и Афродитой. Фото внизу. Артефакты найдены в болотах Урала, 2 тыс. до н.э.


рис.2 Деревянные ковш Урал, 2 тыс. до н.э.


Меандр-знак жизни. Меандр известен на изображениях и сосудах с 2 тыс. до н. э. Внизу сосуд с меандром. Экспонат найден в степях Оренбурга 2 тыс. до н.э.. ГИМ, Москва.


рис.3 Сосуд с меандром, Оренбуржье. Андроновская культура


Акант-знак скорби и смерти. Фото внизу. И, потом уже во времена барокко, в садово-парковой культуре, например в Кусково, этот орнамент использовался как постамент для бюстов знаменитых и умерших людей.


рис.4 Акант и Пальметта, Меандр.


А пальметта- надежда на воскрешение. Фото вверху.

Акант и пальметта употреблялись на всех ордерах колонн дорического, ионического и коринфского, а так же на сосудах античности.

То есть, Афродита-Элла-не только богиня рождающая, но и дарит воскресение. Акант и пальметта многократно изображены на акротериях. То есть, акант и пальметта неразрывно связаны с культом Эллы -Афродиты.


рис.6 Афродита с Эротом. ГМИИ им. Пушкина, Москва


А Парис-Александр, очевидно был царем-жрецом этого божества, и соответственно любимцем Афродиты (Елены) -Эллы. То есть и похищение было доосмыслено греками много позже взятия Трои, когда они забыли о тождестве Елены и Афродиты.

В Афинском музее имеется золотое украшение 16 в. до. н.э. со схожим сюжетом. Как видно на фото, богиня порождает все силой своего разума. На фото снизу также капители колонн с акантом и пальметтой. Это были священные знаки. В случае применения дорического ордера, акант рисовали на фризе.


рис7.Заколка из Микен. Афинский Археологический музей


рис.8 Виды ордеров колонн


Как видно по эпитетам, тождество Афины и Афродиты очевидно. Внизу на фото, как сказано, свинцовая табличка из Спарты, и говорится что это Артемида-Орифия. Изображения. как видно тождественно изображениям Афины, Афродиты. Илифия (также Эйлития/Илития, др.-греч. Εἰλείθυια, микен. e-re-u-ti-ja, Элифия – в античной мифологии богиня-родовспомогательница, обычно появляется как спасительная, но иногда и как враждебная сила при родах. Без её помощи роды не могут произойти. Иногда Илифия – простой атрибут Геры или Артемиды, иногда самостоятельное существо.

Согласно Гесиоду, Илифия (Элисия) – дочь Зевса и Геры. По критской версии, дочь Геры и родилась в Амнисе (кносской области). В Амнисе же обнаружена табличка Линейного письма Б с упоминанием жертвоприношения Илифии.

Гомер указал, что было несколько Илифий (Элисий), их он называет дочерьми Геры. Однако Гомер и Пиндар упоминают её и в единственном числе. В гимне Олена в честь Илифии сказано, что она старше Крона, её уподобляют богине судьбы, и она была матерью Эрота (то есть Любви-созидательницы).


рис.9 Артемида Эфесская


Так же интересным будет изображение Артемиды Эфесской, как доказательства тождества богинь Артемиды, Элисии, Персефоны, Афродиты, Афины, ведь смысл этой скульптуры – изображение пиктограмма, то есть смысл зашифрован в скульптуре, когда большинство верующих не умело читать, и изваяния божеств должны были быть максимально информативными, то есть это изображение означает «Окормляющая, всемать, всеблагая, обо всех заботящаяся». То есть эта атрибутика точно выходит за обычные смыслы, связанные с образом Артемиды-охотницы и девственницы.


рис.10 Свинцовые таблички из Спарты с изображением Артемиды


Кори́нф, (др.-греч. Ϙόρινθος, греч. Κόρινθος, Коринтос – древнегреческий полис и современный город на Коринфском перешейке, Коринф-можно перевести с древнегреческого как город Коры, Девы. Позже, в классический период, этот прерасный город соперничал с Афинами и Фивами в обмене и контролем над перевозками через перешеек.. На акрополе находился великолепный храм, посвящённый богине Афродите; по некоторым источникам, при храме состояло более тысячи жриц. Жрицы храма Афродиты всегда носили длинные волосы, и чем длиннее они были, тем лучше, также они никогда не носили платки, покрывала или что нибудь ещё что закрывало их волосы, в то время как все женщины в Греции носили платья, которые покрывали их с головы до самых ног.

В Коринфе проходили Истмийские игры. В Коринфе богиню Афину называли Гелотис – Hellötis, НО-читается, как и всегда-ЭЛЛОТИС и в её честь устраивали праздник Геллотии (Эллотии), как и праздник Афины-Европы на Крите: «геллотидой (эллотидой) назывался сплетенный из мирты венок окружностью в 20 локтей и что он выносился на празднике Геллотии (Эллотии). В нём, говорят, несли кости Европы, которую [тоже] называли Геллотидой (ЭЛЛОТИДОЙ). Геллотии (Эллотии) правились и в Коринфе.» (Athen. XV 678b). Но возможно, Слово Иллотис-Эллотис-составное. Но корень Илла-Элла понятен.

По хеттским источникам были две области-Таруиса (Taruisa) и Вилуса (Wilusa), но вернее писать Илуса. А Парис-Александр, очевидно был жрецом этого божества, и соответственно любимцем Афродиты (Елены) -Эллы. То есть и похищение было доосмыслено греками много позже взятия Трои, когда они забыли о тождестве Елены и Афродиты. Если вспомнит о особом почете в Трое богини Афродиты, и о том, что по Гомеру Афродита была на стороне троянцев, то выходит, что название Илион восходит к настоящему имени Афродиты, Элле-Илле (надо понять, что в греческом нет буквы «Э»).

В пересказах о Троянской войне есть намек, что главным было для взятия Трои было возвращение к грекам палладия, то есть священного изображения Афины. И тут опять проскальзывает связь с мифом о Гелле (Элле) и Фриксе. И, похоже, что первая Hellas (Эллада) была троянской. После троянской войны, Неоптолем взял в жены Андромаху и вывел часть троянцев в Фессалию.

Первая область, называемая Эллада была именно в Северной Греции.

Теперь поподробнее о Персефоне и Персее. Итак, -значение слова» Персефона» -«Персей + фонос, то есть звук или голос. То есть голос мертвых. Это даже получается не имя, а эпитет, как и Тритогинея для Афины. Персей, его рождение связано так же с культом мертвых. Он родился в гробу от умершей матери. Либо принятой за умершую мать, Данаи. Точный перевод слова» Персей» пока получить не получается, но смысл, как в аналогии с Персефоной понятен, и связан с мертвыми. Культ Персефоны связан с Элевсином, со знаменитыми элевсинскими мистериями. И тут начинается самое интересное. Корень» Эла-Эли» -имя богини Афродиты. То есть город назван в честь Именно богини Эллы-Афродиты. А Персефона лишь один из ее эпитетов.

Связь Афродиты с культом воскрешения ясно видна на фотографиях Акротериев. Но сказаний о Персефоне богине мертвых у греков не сохранились в эпосах, потому что они входили в состав элевсинских таинств и были под секретом. С Элесией так же связано название Елисейских полей, место в загробном мире, куда попадают избранные, то есть эти поля принадлежат Элисии, Ἠλύσιον πεδίον- Елисейские поля, имя Лисий- загробный, а Алексий-воскресший. Поэтому тут можно часть реконструировать по сказкам о Марье-Моревне и Марье -Искуснице, то есть о Маре-богине смерти.

Но приходит на помощь название иранцев-парсы или персы. Самоназвание Ирана в древности было» Арья-ним», страна Арьев. То есть, персы-парсы относится к религии, а вернее к обряду погребения.

На фото внизу видно рождение богини из вод морских, из цветка, и изображен символ возрождения пальметта. Внизу также шлем из золота с акантом-символом возрождения.


рис.11 Изображение рождающейся богини


рис.12 Золотой скмфский шлем, вернее корона. Эрмитаж, Санкт-Петербург


На фото внизу, как представляется, но в центре имеется либо соцветие, готовое распустится, либо яйцо, как символ новой жизни… Так что это, очевидно, символизирует надежду на воскресение поклонника Богини.


рис.13 Пальметта на акротерии (надгробие)


Можно реконструировать смысл Элевсинских Мистерий как величайшую тайну Древней Греции, Эллады-Истинное имя богини Матери-Элла-Елена, и доказательство того, что и Гера, и Афина, и Персефона, и Артемида, (известны многочисленные изображения Артемиды -Орфии, и из ее головы проростает цветок) и Афродита-это лишь ее воплощения. как она себя проявляет в мире людей. И, САМОЕ ВАЖНОЕ- можно считать доказанным. что и самоназвание-эллины. и название страны-Эллада, это проявление вера эллинов, что они созданы богиней Эллой, и верят в свое воскресение после смерти, и находятся под ее покровительством. Имя Елена по гречески – от древнегреч. ἐλένη (хелене) – «факел, светоч».

А все в мире является порождением ее разума (фото сверху). последнее фото-микенская работа 16 век до н.э., первая-бронзовая статуэтка из ГМИИ им. Пушкина).В экспозиции пушкинского Музея находится бронзовая статуэтка Афродиты с Эротом. И вот, сверху, за головой, тот же символ создания Богиней всего сущего своим разумом. Фотография из Афинского музея (заколка из золота в виде богини) -микенская работа 16 век до н.э. похожа на Афродиту с Эротом из коллекции ГМИИ им. Пушкина. К райняя справа табличка-из Спарты. классическое время, изображение Артемиды- Орифии

На фото внизу изображения прорастающей побегами богини, Богини -Матери, Создавшей Все Сущее из Себя, вот чему посвящены эти изображения. То есть, как прорастающая из себя всем живым, богиню -созидательницу всего сущего. А также изображения с животными, которым она также подарила жизнь.


рис.14 Рождение богини


рис.15 Заколка с изображением Элисии


На многих капителях греческих колонн в храмах изображен символ богини Эллы-Елены-распускающийся цветок, Акант или пальметта, как символ возрождения от смерти. Обычай дарить цветы, букеты, очевидно связан с этим культом. И вот тут, становится понятен один из намеков древних философов-" Все в мире является порождением любви».

И получается, что христианские священники были правы, отождествляя эллинство и язычество. Эллинство-это не национальность, а система очень устойчивых религиозных и культурных представлений, главное из которых-Это вера в богиню Мать, и надежду на воскрешение после смерти.