Глава 3.
Совершив надводный переход из губы Западная Лица, через спокойный, дышавший предчувствием лета Мотовский залив, подводный крейсер «К-55» получил «добро» оперативного дежурного Северного флота на вход в Кольский залив.
Упреждая вызовы с береговых постов наблюдения в их традиционном вопросе «стой, кто идёт?», вахтенный офицер капитан-лейтенант Голубков и рулевой-сигнальщик старшина 1 статьи Мельник прожектором настойчиво «выстукивали» семафоры с опознавательными и позывными корабля. Они успокаивали береговую службу постов, мол, не волнуйся «дядя», мы свои в доску – я «К-55». Не сделай этого своевременно, строптивый «дядя» мог и «заложить», «накапав» начальству о хреновой службе наблюдения на подводном крейсере.
Внутри крейсера оба ядерные реакторы, особенно не надрываясь на тридцати процентном уровне мощности «адской кочегарки», уверенно вырабатывали пар. Пар раскручивал турбины, которые в режиме «ГТЗА» вращали главные гребные валы, обеспечивая кораблю ход 14 узлов. Озабоченно шумящая, корабельная система вентиляции неутомимо засасывала внутрь его прочного корпуса свежие, наполненные кислородом и выбрасывала в атмосферу уже отработанные, порции воздуха.
Но вот кажущееся спокойствие на корабле было нарушено командой командира «Боевая тревога!». Исполняя команду, корабельный ревун, тревожно захлёбываясь одним длинным непрерывным звуком, разбудил спящих и вместе с бодрствующими подводниками рассредоточил их по боевым постам и командным пунктам. Всхлипнув, остановились судовые вентиляторы. Все корабельные системы и отсеки герметизировались, готовясь ко всяким неожиданностям, в преддверии боя.
– В лодке стоят по местам боевой тревоги! – последовал доклад из центрального поста.
– По местам стоять, узость проходить, – разнеслась по всем десяти отсекам следующая целевая успокаивающая команда.
Подводники выполнили эту команду и, послушный воле командира, корабль лёг на ведущие Кольские створы курсом сто семьдесят семь и восемь десятых градуса. Ход крейсера был уменьшен до 10 узлов. Без каких-либо приключений он при помощи буксира отшвартовался к стационарному причалу в губе Окольной и начал подготовку к погрузке ракет.
В губе Окольная в подземелье скалы размещалась самая крупная ракетная техническая база Северного флота (РТБ). Командир корабля предъявил доверенности на получение практических ракет и работа закипела.
Личный состав БЧ-2 в составе погрузочной партии принял на причале в ящиках сменные ракетные кабели. При помощи пятидесяти тонного плавкрана загрузил на лодку и начал прокладывать их в стартовые столы. Жгуты кабелей толщиной с руку и более, не всегда послушные всячески «сопротивлялись», но упорными усилиями ракетчиков всё-таки укладывались в изгибы шхер стартовых столов. Умиротворёнными змеями они размещались согласно предписанных схем, высунув из гнёзд многоштырьковые разъёмы в виде «пап» и «мам».
– Эти «папы» и «мамы» меня заколебали, – пожаловался старшина 2 статьи Ковтун.
– Эх, товарищ старшина, говорил же вам мичман Глебов, что тут внимательность и ласка нужна. Это же папа и мама! – сказал Липовецкий. – Небось, скучаете по родителям? Вот и нужно нам сейчас всем поработать с полной отдачей. Попадёт ракета в «колышек» и вам отпуск обеспечен! Командир корабля у нас не жадный и по заслугам воздать не забудет.
– Да мы шо, хиба против? Тильки ж эта дурёха ракета, що ж, будет спрашивать нас куда её лететь? – вступил в разговор Христенко. Выразительно, кивком головы и взглядом он указал место, где на стартовом столе должна стоять ракета. – «Пуля – она дура» – ещё Суворов говорил, – закончил он, хитро поглядывая на Антона.
– Выдающийся полководец своего времени Александр Васильевич Суворов был прав на сто процентов и тогда – в своём времени, и сейчас, и в будущем. Высказывая мнение, что «пуля дура, а штык молодец» он выражал мысль, что в жизни всё зависит от человека. Именно человек, то есть мы решаем куда полетит «пуля». Да и пуля – ракета в наше время далеко не дура. Люди, опять-таки люди, сработали её умницей и она полетит туда, куда мы её направим! Вот так получается, товарищ матрос Христенко, – сказал Липовецкий и добавил, – чтобы уразуметь мысль, высказанную умными людьми, нужно вычитывать её до конца, а не выдёргивать из контекста отдельные слова или предложения. Запомните, что я сказал – это касается всех.
Затем лейтенант Липовецкий пробрался между хитросплетений конструкций ракетного комплекса на срезе открытых шахт, подошёл к Ковтуну и взял из его рук «папу». Неторопливо поглаживая и постукивая ладонью, соединил его с «мамой» и плотно затянул накидной гайкой.
– Понял? – спросил он у Ковтуна, заканчивая работу.
– То хай его чертяка схопыть! Як це у вас, товарищ лейтенант, так ладно получается? Почти так, как у нас из мыски! – поцокал языком Христенко.
– Христенко, ну-ка марш на палубу распаковывать второй комплект кабелей для учебно-действующего макета ракеты. «Распатякался» уж больно, говорун ты мой! – проворчал Глебов.
– Товарищ лейтенант, не балуйте их. Они вам «лапшу на уши» понавешивают – не успеете ахнуть!
Работа спорилась и вскоре, разведённые стойки стартовых столов, и весь бортовой лодочный комплекс стараниями ракетчиков был готов принять в свои объятия ракеты.
Пользуясь случаем стоянки корабля практически в городе Североморске, по просьбе офицеров за покупками в город Мурманск командир разрешил отправить старшего лейтенанта Веселова. Антон отдал письмо, написанное Светлане, чтобы тот опустил его там в почтовый ящик. Восторженный и наивный, воспитанный в уверенности, что «всё вокруг колхозное и всё вокруг моё» Липовецкий свято верил, что «экипаж – одна семья». Он не хотел верить, что подводники, которые «побеждают, либо погибают вместе» не так уж дружны, правдивы и чистоплотны в своём отношении друг к другу в повседневной жизни на берегу.
Эта повседневная жизнь готовилась преподнести ему под нос фигу и дать оплеуху, которую перенести было очень трудно не только потому, что она была первой, но и потому, что была не совсем справедливой.
В дальнейшем эти «оплеухи» он переносил не так болезненно, ибо понял, что мужественные люди, загнанные судьбой в прочный корпус подводной лодки, были обречены бороться за жизнь вместе, либо погибать. На берегу же это братство единства экипажа, встретившись с рутиной государственной машины, пропадало и тут каждый «помирал» в одиночку. Только настоящие друзья, насколько это позволяла жизнь, оставались рядом.
Ракеты на подводную лодку подавались полностью снаряжёнными, но заправленными только одним компонентом топлива – окислителем. Горючее – триэтиламин подвезли в спецмашине и заправщики в спецодежде и противогазах, протянув шланги, быстро перекачали его в корабельную топливную цистерну. При этом меры предосторожности и безопасности соблюдались неукоснительно. В полной готовности к действию на причале стояла пожарная машина. Там же – машина с растворами для нейтрализации пролитого ракетного горючего. В герметичной подводной лодке все средства пожаротушения были подготовлены к немедленному использованию. Корабельная помпа работала на пожарный шланг.
На мостике в химкомплектах стояли командир корабля и командир ракетной боевой части. Все остальные подводники по боевой тревоге – внизу в прочном корпусе, кроме ракетопогрузочной партии, действующей по специальному расписанию.
– Лейтенант, – обратился Рахматуллин к Липовецкому, – налил бы нам по стопарику «горючки» и мы смогли б полететь хоть на луну, к лешему или к тёще в гости….
– Насчёт тёщи ничего сказать не могу, а вот к лешему улететь всегда успеете, товарищ капитан, – ответил Липовецкий. – Луну же, глотнув стопарик такой ракетной горючки, можно будет запросто увидеть совсем близко сквозь прожжённую дыру в «очке» задницы любителя острых ощущений, – под смех присутствующих закончил он.
– Нам такие «развлечения» ни к чему, – поддержал его корабельный врач. – Горючее и окислитель – это высокотоксичные яды. Их незначительные концентрации в тысячные доли миллиграмм на литр воздуха вызывают тяжелейшие поражения органов человека.
– Человека – человека…, а мы, что не человеки!? – возразил ему Рахматуллин. – Они же, – он указал вниз на приборную палубу четвёртого отсека, – они же это горючее каким-то образом должны из корабельной цистерны запихнуть в ракету. Иначе она не полетит. Верно я говорю? – и он опять вопросительно посмотрел на Антона.
– Всё верно, – сказал тот, – это баба Яга летает без горючки на метле. Но низко и малой скоростью. Ракета летит на тяге, создаваемой горением самовоспламеняющихся компонентов топлива: горючего и окислителя. Сгорая в специальном устройстве – сопле Ловаля, топливо создаёт реактивную тягу, способную разогнать ракету до огромных скоростей. От величины этой скорости, наряду с углом тангажа, в основном, и зависит дальность полёта ракеты. Пока конструкция ракет такова, что существуют опасения самопроизвольной разгерметизации её полностью заправленных топливных баков и магистральных трубопроводов при длительном хранении и транспортировке этого оружия на подводной лодке. Поэтому заправка ракет горючим производится непосредственно перед их пуском. Под избыточным давлением азота, создаваемом в лодочных топливных цистернах, по специальным магистралям горючее перетекает к ракетам.
Чётко замеренными весовыми порциями, через байонетные пистолеты, герметично пристыкованных к ракетам, оно заполняет их баки. После заправки пистолеты отстыковываются от ракет и устанавливаются внутри шахт в специальные герметичные ёмкости, люки шахт закрываются.
– А как же происходит старт ракеты? – допытывался до истины Рахматуллин.
Антон заговорщицки подмигнул мичману Глебову и, улыбнувшись, начал рассказывать:
– Да очень просто! Вы, наверно, заметили, что наш командир боевой части всегда курит папиросы «Беломор». Хотя в его каюте на видном месте красуется пачка папирос «Казбек», которые он почему-то не курит.
– Ну и что, это его дело чем травить свой организм: «Беломором» или «Казбеком», – резюмировал Рахматуллин.
– Э-э-э, не скажите, «Беломор» он курит в связи с пристрастием организма к никотину, а вот «Казбек»… – тут совершенно другой смысл и содержание! – парировал реплику капитана Липовецкий.
– Да какой там смысл, – жестикулируя руками, включился в разговор корабельный врач.
– Травит свой организм и всё! Нужно отучиться от этой заразы, бросить раз и навсегда!
– Отучиться не так-то просто. Говорят: «клин клином вышибают» – вот и решили на одном из эсминцев флота отучить заядлого курильщика от употребления курева. Взяли полгазеты, высыпали на неё пачку махорки и – на кури! Тот задымил, как паровоз и таки выкурил эту гигантскую «цигарку», но в итоге упал и не дышит…. Пришёл врач, пощупал пульс, развёл руками…, удаляясь, трогать и убирать тело не разрешил.
– Это почему же? – спросил нетерпеливый Рахматуллин.
– Почему – почему…. Да потому, что у него из задницы дым шёл! Вот и ждали: вдруг прокашляется и на свежем воздухе задышит нормально! – закончил байку Антон. «Отсек» разразился дружным хохотом. Неунывающий снабженец «нашёлся» и тут:
– Вы хотите сказать, что ракета стартует только тогда, когда у вашего «бачка» пойдёт из задницы дым от «Казбека»?
– Если говорить иносказательно, то при предстартовой подготовке ракет к пуску приходится «вращаться» так, что от напряжения дым, а вернее пар, у всех ракетчиков валом валит не только из задницы, но и из ушей. В последний момент командир «бече» закуривает «Казбек» и пускает папиросу по кругу личного состава ракетчиков. Вернувшийся к нему окурок, он бережно раздувает и суёт в дымящуюся задницу ракеты. И тут уж не зевай: руку нужно убирать быстро, иначе погоришь! – Последние слова Антона поглотила вторая волна смеха, сквозь которую из динамика прозвучала команда «По местам стоять к погрузке ракет!»
На причальной стенке уже урчал, выруливая в исходное положение, тягач с зачехлённой ракетой на специальной тележке. Рядом расположился вспомогательный подъёмный кран для вывешивания ракет в вертикальное положение. Две пожарные машины стояли немного в стороне. Ракетопогрузочные партии – технической базы и лодочная заняли свои места.
Командир БЧ-5 капитан 3 ранга Веселов «колдовал» подгоняя подводную лодку на «нули» по крену и дифференту.
Пятидесяти тонный плавкран, стоящий между причалом и лодкой в готовности к работе, задрав свой «хобот», слегка покачивал, навешенной на гак, погрузочной траверсой.
Антон со старшинами БЧ-2 прибыл на причал для приёма ракеты.
Наконец ракета осмотрена, проверена документация сопровождения, сделаны соответствующие доклады начальству.
Руководитель подачи ракеты от технической базы вывесил её двумя кранами в вертикальное положение и, передавая управление дальнейшей погрузкой, сообщил:
– На лодке, принять ракету!
С этого момента вся ответственность за ракету переходила и возлагалась на командира корабля. Он незамедлительно дал указание капитан-лейтенанту Мясковскому командовать её дальнейшей погрузкой.
Командир БЧ-2, вытянувшись во весь рост, поднял правую руку вверх и провозгласил:
– Погрузкой ракет командую я!
Выполняя команды командира БЧ-2, крановщик плавно опустил ракету на стартовый стол. Управляемые старшиной стартовой команды, сведённые стойки плотно обхватили её своими полукруговыми захватами. Зафиксированные штекерные разъёмы, надёжно соединили электрическую схему управления ракеты с корабельной бортовой системой подготовки и пуска ракет. Комплекс автономных регламентных испытаний прошел успешно. Ракету опустили в шахту и закрепили по-походному. Во вторую шахту загрузили её прототип – учебный действующий макет. Были закрыты и опечатаны люки шахт, манипуляторы и кнопки «пуск». На борт корабля прибыл командир соединения. Ракетный крейсер вышел в море.
Согласно курсу боевой подготовки кораблю поставлена боевая задача:
Преодолеть противолодочный рубеж условного противника. Начать патрулирование в районе ожидания. По приказу Верховного командования выйти в район огневых позиций и произвести пуск двух баллистических ракет с ядерными зарядами по береговым объектам условного противника. Старт ракет обозначить фактическим пуском одной практической ракеты по учебному боевому полю. Второй пуск имитировать с использованием учебно-действующего макета ракеты.
В те времена никаких чемоданчиков с ядерными шифрами президенты не носили. Не существовало массы посредников между верховным командованием и кнопкой «пуск», за которыми главного ответственного хранителя ядерного оружия и кнопки пуска – командиров и экипажей ракетных крейсеров стало не видно и не слышно.
Антон начинал свою офицерскую карьеру, когда ещё существовала, кое-как сохранённая со времени войны, реальная ответственность: политики отвечали за политику, военные специалисты отвечали за корабли и использование оружия. Все выполняли свои свойственные им обязанности, законы действовали и в стране господствовал относительный порядок.
Ракетный крейсер следовал в точку погружения. В его шахтах были загружены: практическая баллистическая ракета, учебный действующий макет ракеты и грузовой макет ракеты – всего три единицы в соответствии с количеством ракетных шахт.
На стеллажах против торпедных аппаратов в носу и в корме стройными рядами поэтажно разместились около сорока торпед разных модификаций и назначений. Это было хорошее оружие. По характеристикам боевых возможностей оно превосходило аналогичные образцы оружия военно-морского флота США.
Сложная техническая проблема, которая не решалась со времени войны – это большая шумность наших кораблей и несовершенство их гидроакустического оснащения.
Всесторонние исследования мирового океана в области изучения и выявления факторов, влияющих на распространение гидроакустических волн, наша страна не проводила. Да и толкового института – разработчика фундаментальной теории назревших вопросов гидроакустики просто не было. Только благодаря отдельным энтузиастам эта важнейшая область науки кое-как удерживалась на плаву. В этом плане, как всегда, мы оставались верными себе – ждали, когда нам надают «по морде» и мы «осерчаем». Но в век технической революции для пользы дела только «серчать» мало, нужно было в кратчайший срок умнеть.
Во время войны, когда наши корабли начали подрываться на немецких донных минах, беда быстро научила нас, размагничивая, приводить корабельные электромагнитные поля в норму.
Появившиеся гидроакустические приборы обнаружения кораблей по шумам их работающих винтов, опять таки не у нас, заставили наших конструкторов совершенствовать и создавать конструкцию гребных винтов малошумных. Однако понятие и теория физических полей у нас в науке только зарождалась, в то время, как у вероятного противника эта теория была создана и имела практическое воплощение.
Перед форсированием созданного силами Флота учебного противолодочного рубежа с участием надводных кораблей, подводных лодок и морской противолодочной авиации, капитан 1 ранга Сберев собрал командный состав офицеров крейсера на совещание.
Всем было известно, что шуметь нужно как можно меньше. А вот как это делать в зависимости от глубины погружения, скорости хода и гидрологии моря они только начинали осваивать.
– Командир БЧ-5, – начал командир корабля, – подумайте, какие режимы работы главной энергетической установки можно использовать для максимального снижения шумности. Какие механизмы и системы мы можем временно отключить.
– Штурману, уточнить местонахождение своего корабля всеми возможными способами. Вероятнейшее место представьте мне на утверждение.
– Командиру БЧ-4, РТС, обращаю ваше внимание на бдительное несение вахты на шумопеленгаторной станции, особенно, в районе вероятного нахождения подводных лодок. Дать рекомендации по использованию оптимальных глубин погружения на всём участке противолодочного рубежа.
– Командиру БЧ-3, подготовить первый и второй торпедные аппараты для стрельбы противолодочными торпедами, имитируя выстрел воздушным пузырём.
– Начальнику химической службы, подготовиться к регенерации воздуха, Быть бдительным на контроле за радиационной обстановкой и газовым составом воздуха. Особенно, когда система вентиляции и кондиционирования воздуха будут временно отключены.
– Командиру ракетчиков, составить и представить на утверждение плановую таблицу предстартовой подготовки и стрельбы ракетами.
– Старшему помощнику, совместно со штурманом и ракетчиком разработать план боевого маневрирования корабля в районе огневых позиций и представить мне на утверждение.
– Товарищ командир, до точки погружения один час ходу, – доложил вахтенный офицер.
– Товарищи офицеры, у кого есть вопросы? Если вопросов нет – все свободны! Провентилировать корабль, выбросить мусор. Приготовиться к погружению! – отдал распоряжение командир и из кают-компании убыл в центральный пост.
Там командир соединения контр-адмирал Сорокин заслушал решение командира подводного крейсера на форсирование противолодочного рубежа и дал «добро» действовать согласно плану боевой подготовки.
– Лодка донесла на командный пункт флота о занятии полигона и погружении. Получив квитанцию, она начала погружение на глубину максимальной скрытности от обнаружения её надводными кораблями.
В полигонах боевой подготовки Северного флота, запланированных для проведения учений в Баренцевом море минимальные глубины были около 200 метров. Обеспечивая безопасную глубину под килём 60 метров, еле шевеля пяти-лопастными винтами подводный крейсер погрузился на глубину 140 метров. Удерживаясь носовыми и кормовыми горизонтальными рулями на заданной глубине погружения, затаившись и вытянувшись в струнку на частном курсе, подводная лодка начала преодолевать район вероятного противодействия надводных кораблей и авиации.
При отрыве от обнаруженных кораблей командир соединения разрешил применять имитационные патроны фактически. Остальные средства противодействия и оружие применять условно. Все меры безопасности, предотвращающие пуски боевого оружия дублировались надёжно, многократно проверялись и непременно соблюдались.
– Товарищ лейтенант, – вынырнула в люке из трюмов 4 отсека голова матроса Христенко, – товарищ лейтенант, а если нас учуют, так что: свои своих начнут бомбить?!
– А ты что, приготовился уже стирать штаны? – поддел его старшина стартовой команды.
Антон, который вместе с «марсианином» – старшиной 2 статьи Беляевым очередной раз проверял «Марс» – автомат выработки пеленга и дальности баллистических на точность работы, выжидающе молчал.
– Пусть моряки немного отвлекутся и побазарят, – подумал он.
Этому «Марсу», несмотря на космическое наименование, Антон не доверял. Автомат, построенный на основе синусно-косинусных вращающихся трансформаторах, был капризным и не желал с математической точностью решать замысловатые формулы расчётов пеленгов и дистанций для их ввода в ракеты. Ручной способ расчёта этих данных, самый надёжный, но трудоёмкий, практически был основным. Никаких счётно-решающих устройств малой механизации на корабле не предусматривалось. Не было даже элементарных карандашей, бумаги и так далее…. Подход к Советскому человеку был везде один: он «должен» и баста! Все начальники повыше задачи решали «в принципе». Житейские вопросы отдавали «в рабочем порядке» на откуп «зайцам» – где-то там внизу, пусть вкалывают! Правда, ни материальных средств, ни денег им не предусматривалось. «Пробить» «зайцам» денежки самим снизу вверх… – себе дороже и практически было невозможно.
Так, в принципе правильно, в стране была принята программа строительства атомного ракетного флота. Деньжищи выделили громадные. И таки построили: железо! Про людей же, которые будут обслуживать эти качественно новые корабли забыли начисто.
Зачем о них помнить? Они и так уже должники: должны Партии, должны Правительству, должны народу, должны сами себе и кому там ещё…. Кто ходить в «должниках» не желал, тому сразу же в лицо – законы, уставы, присяга, воинская дисциплина, «презрение трудящихся» и кнут партийного «демократического» централизма в руках тех же «зайцев» и подневольных сослуживцев – однопартийцев. Они уж так «жахнут между глаз», что мало не покажется!
– Может быть, – рассуждал Антон, – такая политика в периоды, когда решаются вопросы «быть или не быть», «жить или не жить» с большой натяжкой как-то оправдывается. Но когда родители, их дети и внуки провозглашены хозяевами страны и всё время в этой стране «должны», то, в конце концов, кто же в стране хозяин и как им жить дальше?
– Товарищ адмирал, в боевой части два производится подготовка приборов и систем ракетного комплекса к предстоящей стрельбе, – отрапортовал Антон, вовремя заметив прибывшего в 4 отсек командира соединения.
Сорокин – крепко сбитый, среднего роста мужчина находился в той критической стадии развития собственного «Я», когда занимаемая должность и воинское звание, опять-таки, по желанию и выбору этого «Я», позволяли подчинённым на равных во мнениях общаться с ним. Адмиральская должность окончательно не отторгнула его от прочного корпуса подводной лодки и, хорошо запомнив свою службу в офицерских званиях, он старался вникать в жизнь и быт подводников. Подводниками он всё ещё воспринимался как свой, но, стоящий на стрёме, «товарищ адмирал» в любую минуту мог стать щитом или непреодолимой преградой на пути их общения и взаимопонимания.
– Как настроение, есть ли уверенность в успешности предстоящей стрельбы? – поинтересовался Сорокин.
– Товарищ адмирал, мы стараемся. Опыт пусков ракет у нас пока небольшой, «тьфу-тьфу» – чтоб не сглазить, но готовность техники ракетчики обеспечат на сто процентов. Выложимся на все свои способности. Не сомневайтесь, мы не подведём, – ответил Антон.
– Нас одолела забота совсем другая, товарищ адмирал. Матрос Христенко обеспокоен, как бы наш условный противник по-свойски ему в штаны не сбросил глубинную бомбу, – улыбаясь, поведал о сомнениях матроса мичман Глебов.
– Гы-гы-гы – и чего они ржут, товарищ адмирал?! Вот в кинофильмах я видел, как на головы подводников сыпались глубинные бомбы…. Им было не до смеху! – обижено оправдывался Христенко.
– В кинофильмах… чего только не покажут! Дело в том, что настоящие подводники, знающие своё дело, книг не пишут. Они плавают на кораблях и служат Отечеству. Соединить писательское дело со службой на подводных лодках практически невозможно. Правду о подводниках написать могут только очень талантливые люди. Пока же писаки-стахановцы «на-гора» неопытному читателю и зрителю выдают разную чепуху, – начал рассказывать адмирал.
– Так никаких бомб надводные корабли на нашу подводную лодку бросать не будут? – докапывался до истины Христенко.
Конец ознакомительного фрагмента.