Вы здесь

Криминология. Шпаргалки. 16. Методы выявления динамики преступности (М. В. Орлова, 2010)

16. Методы выявления динамики преступности

Преступность – это явление, а не статистическое множество преступлений. Как всякое явление, оно закономерно по причинно-следственной зависимости и связи обусловливания, по взаимодействию с другими социальными явлениями – экономикой, политикой, идеологией, психологией общества и социальных общностей, управлением, правом и т. д. Динамика преступности определяется противоречиями взаимодействующих социальных процессов и явлений криминогенного, антикриминогенного, смешанного характера.

В современной криминологии при определении динамики преступности на важное место ставят следующие цели: 1) установить присущие преступности закономерности; 2) наиболее точно спрогнозировать состояние преступности на будущее.

Известно, что на динамику преступности в значительной мере влияют социальные факторы (революции, перевороты и т. д.), правовые факторы (введение нового УК РФ и т. п.), организационно-правовые изменения (количество милиционеров, судов, судебная практика), но ни один из названных факторов не является самодостаточным, все они изучаются в совокупности, чтобы получить объективную картину происходящего процесса.

Общепризнанными методами выявления динамики преступности являются методы, взятые из уголовной статистики. Динамика преступности характеризуется такими понятиями, как абсолютный рост (или снижение) и темпы роста и прироста преступности. Определяют эти параметры по математическим формулам. Темп роста показывает относительный рост преступности, отсчитывая от исходного года; темп прироста показывает, насколько увеличился или уменьшился последующий уровень преступности по сравнению с предыдущим периодом.

В динамике (по месяцам, кварталам, полугодиям, годам и другим временным интервалам) оценивается состояние преступности, уровень преступности, ее отдельные структурные элементы (группы, виды преступлений), характеристика личности преступника и т. д., что позволяет увидеть весь процесс в развитии, сравнить его в разные промежутки времени, нащупать складывающиеся тенденции, вовремя начать профилактические мероприятия.