Вы здесь

Криминология. Общая часть: Конспект лекций. Предисловие (М. Н. Хурчак)

Предисловие

В учебном пособии рассматриваются понятие и методология криминологии, и в соответствии с этим определяется ее место в системе других юридических наук. Большое внимание в работе уделено анализу криминологических теорий, причин, мер предупреждения преступности, а также личности преступника.

Выбор названных тем не является случайным. Они принадлежат к наиболее актуальным и сложным проблемам криминологии, имеющим важное теоретическое и практическое значение.

Философское обоснование причин преступности и их криминологическая характеристика с учетом социально-экономического развития общества, характеристика личности преступника и определение ее социальной сущности – вопросы, по которым и до настоящего времени имеется больше всего расхождений между учеными, От того, как решаются данные проблемы в криминологии, зависят содержание этой науки, определение ее основных категорий и понятий, направление исследований, их методологии. Иначе говоря, рассматриваемые проблемы имеют основополагающее значение. По существу, они накладывают отпечаток на все содержание криминологической науки. Этим, видимо, можно объяснить и тот большой интерес, который проявляют ученые к их теоретической разработке. Нельзя не отметить также практический аспект указанных проблем: с их решением непосредственно связаны разработка мер предупреждения преступности, повышение эффективности профилактической деятельности, задачи укрепления правовой основы государственной и общественной жизни.

За последнее время появилось множество работ, посвященных исследованию причин преступности и личности преступника, а также другим вопросам криминологии. С учетом характера и содержания рассматриваемых в пособии вопросов дается анализ отдельных положений, содержащихся в этих работах.

Опыт преподавания криминологии показывает, что указанные проблемы, определяющие содержание ее основных категорий и понятий, в силу их сложности вызывают у студентов наибольшие затруднения. Это учитывалось при подготовке пособия, что в известной мере определило как его структуру, так и форму изложения материала.