Глава 1
Предмет и методы криминологии. Место криминологии в системе наук
Название науки криминологии происходит от латинского термина crimen — преступление и греческого термина logos — наука, т. е. наука о преступлении. Однако такое буквальное понимание и восприятие криминологии означало бы сужение ее предмета.
Предмет науки – круг проблем, принципов, закономерностей, явлений и свойств определенных общественных отношений, которые изучает та или иная наука.
Предмет характеризует самостоятельность науки, так как определяет главное, основу, границы для этой отрасли научных знаний.
Предмет криминологии – закономерности, явления, свойства общественных отношений, связанные с причинами и условиями совершения преступлений, преступностью как социальным явлением, личностью преступника, преступным поведением, а также путями и способами предупреждения и борьбы с преступностью.
В юридической науке имеется несколько позиций относительно предмета криминологии. А. А. Герцензон считал, что предметом криминологии является изучение преступности и ее причин, разработка мер предупреждения, направленных на ее полную ликвидацию[1]. Ю. М. Антонян, рассматривая преступность в единстве и многообразии ее сущности, в предмет криминологии включает также факторы, которые непосредственно связаны с преступностью (ее основные характеристики, количественные и качественные особенности, исторические особенности формирования и т. д.)[2]. Такой же точки зрения придерживается А. Ю. Решетников[3]. По мнению О. В. Старкова, криминологию необходимо рассматривать как науку о криминальных явлениях в разрезе их причинности и профилактики[4]. Коллектив авторов под руководством С.М. Иншакова включают в предмет криминологии закономерности функционирования и развития криминологической науки, определение ее места и роли в жизни общества, участие в формировании общественных отношений, влияние на политику государства в сфере социально-правового контроля над преступностью[5].
Несмотря на все многообразие подходов к определению предмета криминологии, ученые сходятся во мнении, что криминология возникла «вследствие поиска обществом эффективных мер по борьбе с преступностью, ее искоренению или уменьшению общественной безопасности»[6].
В определении предмета науки криминологии неизменной его составляющей является преступность, как совокупность множества единичных преступлений, совершенных в определенный период времени, на определенной территории, в конкретный исторический период развития. Криминологический подход в изучении преступности основывается не на элементах состава преступления, что и отличает его от уголовно-правового, а на социальном аспекте, который включает структуру, динамику и уровень преступности как количественно-качественные ее показатели.
С преступностью связаны причины ее возникновения. Причинность рассматривается в криминологии как процесс возникновения и зарождения преступности. Кроме причин, на формирование преступности оказывают влияние условия — явления, процессы, факторы, которые воздействуют на причины и формирование преступного поведения.
Исследование причин преступности помогает раскрыть ее природу, сделать очевидными обстоятельства, обуславливающие существование преступности, способствующие ее сохранению и развитию, выявить факторы, противодействующие этим процессам.
Следующим обязательным элементом выступает личность преступника. В криминологии понятие «личность преступника» является более широким, чем уголовно-правовой термин «субъект преступлений». В уголовном праве субъект преступления определяет общие основания уголовной ответственности, а личность преступника — определение причин преступности и включает совокупность социальных и биологических свойств человека, обуславливающих его преступное поведение.
Сложность изучения личности преступника определяется тем, что в обществе социальное положение людей разное, причины и условия, приведшие человека к совершению преступления, – индивидуальны. Люди по-разному воспринимают понятия о добре и зле, отличаются друг от друга по уровню образования и культуры, виду и характеру профессиональной деятельности, по полу, возрасту, материальному положению и т. д. Все это для криминологов является основанием предметно изучать личность того, кто встал на преступный путь осознанно или случайно, в силу стечения обстоятельств или оказался втянутым в преступную деятельность.
Отсюда выступает необходимость изучения преступного поведения. Как указывает О. В. Старков, преступность и преступное поведение являются базовыми для криминологии категориями, ее фундаментом[7]. Действительно преступность и преступление не могут существовать без деяния, осуществляемого человеком, которое и будет представлять преступное поведение. Для криминологов преступное поведение представляет интерес как деятельность человека, имеющая этапы зарождения, развития и осуществления, основанная на внутренних психологических процессах, оказывающих влияние на формирование общественно опасного поведения, реализуемая во времени и пространстве. Ю. М. Антонян считает, что преступность и преступное поведение – два термина, которые подразумевают одно и то же явление социальной жизни. Разница между ними состоит лишь в том, пишет он, что первый описывает и оценивает его с правовых, а второй – с криминологических, точнее, криминологопсихологических позиций, но речь идет об одном и том же[8]. Такая взаимообусловленность преступления и преступного поведения определяет его как важный элемент предмета криминологии.
Поскольку преступность – это социальное явление, то изучение и разработка мер по ее предупреждению является логичной составляющей предмета криминологии. Преступность – явление разноликое, и для различных видов преступлений необходимо разрабатывать собственные меры предупреждения, отражающие специфику каждого вида преступности. Профилактика преступлений – главная цель криминологических исследований, отвечающая ожиданиям общества и обеспечивающая контроль над преступностью, причинами и условиями, ее порождающими.
Криминология опирается на различные методы в зависимости от целей, предмета, задач криминологических исследований.
Методы криминологии – совокупность приемов, способов, средств познания, используемых для решения определенных криминологических задач или исследований.
Ученые используют многие методы для криминологических исследований. А. П. Зрелов определяет два направления дифференциации методов криминологии: теоретические (общенаучные) и эмпирические (частнонаучные) методы. К теоретическим он относит: философский, исторический, логический, метод сравнения и системный, к эмпирическим – социологические и психологические (наблюдение, опрос, эксперимент, анкетирование, интервью, тестирование и др.), статистические (наблюдение, сводка, группировка и анализ), математические (моделирование с помощью математических средств) [9].
Такой же позиции придерживаются Г. Т. Журавлев и Е. В. Ковалевская, но содержание каждой группы методов отличается. Так, к общенаучным методам указанные авторы относят: синтез и анализ, индукцию и дедукцию, гипотезу, обобщение, абстракцию, эксперимент, формализацию, аналогию, исторический подход, системный подход, системный анализ, моделирование, математические методы и др., а также рассматривают в единстве специальные и частно-научные методы. К ним авторы относят: аналитическое обследование (группировка и ранжирование); социологическое обследование (контент-анализ, выборка, экспертные оценки); статистический анализ (аппроксимация, экстраполяция); социологические методы (опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент); функциональный анализ (дисперсионный и корреляционный) и др.[10]
С. И. Курганов предлагает группировать методы по области и широте применения. По области применения автор различает два класса методов: теоретические, применяемые для изучения свойств и отношений абстрактных объектов (числа, функции); эмпирические, применяемые для изучения реально существующих объектов (атомы, люди).
По широте применения он подразделяет на три класса: общенаучные, которые применяются во всех (многих) науках; частнонаучные, применяемые в группе смежных наук; специальные, разработанные для отдельной конкретной науки.
Более того, ученый считает, что в криминологии специальных методов нет[11]. С ним не соглашается В. Д. Малков, который выделяет в отдельную группу специальные методы, такие как: использование статистических данных о преступности и судимости, специальное и психологическое исследование личности преступника, его тестирование, изучение различных категорий уголовных дел с последующей статистической обработкой материалов, изучение общественного мнения различных социальных общностей и групп о преступности, ее причинах и мерах борьбы с ней, проведение криминологических исследований по специальным программам, а также комплексных криминологических исследований[12].
Подход группировки методов по сфере их применения в научном направлении использует Г. Г. Шиханцов. Автор предлагает три группы для классификации. Это методы, используемые: в юридических науках (исторический, сравнительный, логический, системный и др.); социологии (наблюдение, опрос в виде анкетирования и интервьюирования, эксперимент, экспертные оценки, документальный метод и др.); психологии (социометрия, тестирование и др.)[13].
При всем многообразии подходов к классификации методов, применяемых в криминологии, можно выделить две основные их группы
Анализ (от др. греч. «разложение, расчленение») – метод криминологического исследования, основанный на выделении и изучении отдельных частей или элементов объекта исследования.
Например, чтобы изучить организованную преступность, необходимо выделить ее составные части: 1) преступления, совершенные в той или иной форме соучастия (преступным сообществом, группой лиц по предварительному сговору и т. д.); 2) категории совершенных преступлений (тяжкие, особо тяжкие); 3) способы совершенных преступлений (с применением насилия, подкупа, обманом и т. д.); 4) коррупционную направленность (получение или дача взятки, коммерческого подкупа); 5) сферу профессиональной деятельности и т. д.
Исследование конкретного выделенного элемента восполняет недостающие сведения, создает объективную оценку существующих реалий. Вместе с тем совокупность всех выделенных элементов в исследовании позволяет приобрести новые комплексные знания обо всем объекте, в нашем примере – организованной преступности – для того, чтобы иметь об этом объекте наиболее полные представления. Поэтому в криминологии также широко применяется метод синтеза.
Метод синтеза (греч. «соединение, сочетание, составление») – соединение отдельных частей, элементов криминологического исследования в единое целое с целью получения общего знания о предмете, объекте исследования.
Во взаимосвязи с анализом и синтезом находятся методы индукции и дедукции.
Индукция – движение знаний от единичных утверждений к общим положениям.
Дедукция – доказательство или выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер.
Данные методы применяются при изучении причин и условий преступности, личности преступника, выделении типологии личности преступника и других направлениях.
Необходимость объективного познания исследуемого явления позволяет изучать объект в его историческом развитии с целью выявления определенных тенденций, общих закономерностей, специальных признаков и черт, характерных для конкретных исторических условий.
Метод исторического подхода[14] – изучение закономерностей конкретного явления, события и т. д. с учетом ретроспективного анализа криминологии как науки, а также ее структурных элементов: преступности, личности преступника, причин и условий и т. д.
Метод аналогии – выявление соответствий, сходство предметов (явлений, процессов) в каких-либо свойствах[15].
Например, при изучении насильственной преступности выделяются признаки насилия, характерные как для преступлений против жизни, здоровья, так и для других составов (разбой, изнасилование и т. д.).
Метод абстрагирования – отвлечение от второстепенных явлений и выделение главного, основного свойства или свойств в явлении или предмете.
Так, в целях выработки мер предупредительного воздействия в отношении экономической преступности важно выделить общие признаки этой преступности, которые отражают ее природу, основные закономерности, а не фиксировать свое мышление на признаках конкретных видов преступлений.
Метод обобщения – формулирование каких-либо тенденций, лежащих в основе изучаемого явления, процесса и т. д.
Данный метод применяется при изучении динамики преступности, выделении типологии личности преступника. Обобщение каких-либо признаков или явлений позволяет сделать некоторые прогнозы на будущее, а, следовательно, выдвинуть определенную гипотезу.
Метод выдвижения гипотез – метод, который позволяет в криминологическом исследовании прийти к предположению относительно существования каких-либо факторов, явлений, событий в будущем, определить, например, направления развития преступности, поставить для их решения задачи и т. д.[16]
Как отмечает Е. О. Алауханов, выдвижение гипотез нашло широкое применение в криминологии. Гипотеза, пишет он, не требует обязательного доказывания, она служит ориентиром для решения поставленных задач и целей[17].
Гипотеза может проверяться при применении метода эксперимента.
Эксперимент – опытная часть научного исследования, позволяющая проверить правильность выдвинутой гипотезы, поиска форм и методов воздействия на преступность.
В криминологии метод эксперимента применяется ограниченно, так как невозможно по этическим, моральным, да и просто человеческим основаниям искусственно создавать условия для совершения преступления и проводить его исследование, а при разработке мер по профилактике и противодействию преступности, метод эксперимента вполне оправдан[18].
К частнонаучным относятся следующие методы.
Метод криминологического моделирования – осуществление исследования процессов и явлений посредством формирования, построения и изучения их моделей и получение новых знаний.
В. А. Штофф указывал, что модель – это представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте[19]. Данный метод направлен на моделирование прототипа преступности, которого в настоящее время не существует, с целью на основе полученных результатов моделирования спрогнозировать и разработать меры по ее противодействию. Модель разрабатывается на основе системы математических формул, выявляющих тенденции динамики преступности в целом или ее отдельных видов, с учетом факторов, оказывающих влияние на ее формирование (социальных, демографических характеристик, развития национального законодательства и т. д.). Для того, чтобы повысить точность этого метода, используют привлечение специалистов в различных областях деятельности (психологов, социологов, криминалистов, экономистов, юристов и т. д.) с целью получения экспертных консультаций и оценок.
Наблюдение – метод криминологических исследований, который позволяет осуществлять восприятие исследователем и регистрацию фактов, касающихся изучаемого объекта, которые являются значимыми с точки зрения целей исследования.
Метод наблюдения не всегда оправдан с учетом целей и задач исследования, так как он может быть связан с большим временным ресурсом, не все события и факты могут поддаваться наблюдению, а также субъективные характеристики наблюдателя могут оказать влияние на результаты наблюдения (изменение поведения наблюдаемых в присутствии наблюдателя, большое количество наблюдаемых объектов и т. д.).
Опрос относится к социологическим наиболее распространенным методам, применяемым в криминологии.
Метод опроса – получение эмпирических данных в зависимости от целей исследования или изучаемого объекта.
Опросы проводятся посредством интервьюирования, анкетирования, проведения бесед и позволяют за короткий срок выявить общественное мнение, получить данные, которые отсутствуют в официальной статистике, обобщить и проанализировать собранные результаты.
Основным методом криминологии является метод статистического анализа сведений о преступности и личности преступника.
Метод статистического анализа сведений о преступности и личности преступника – выявление изменений динамики преступности, ее видов с применением территориального признака, временной шкалы.
Основные сведения предоставляет уголовная статистика, которая публикуется на официальных сайтах МВД России, Судебного департамента при Верховном Суде РФ, Прокуратуры РФ, Следственного комитета РФ и др. Кроме уголовной статистики для криминологического исследования имеют значение и другие виды статистики: административная, гражданско-правовая, которые помогают выявлять детерминанты преступности или преступного поведения.
Рассматривая методы, используемые криминологией, следует обратить внимание на ее тесную связь с другими науками.
Наиболее заметная взаимосвязь криминологии прослеживается с наукой уголовного права. Действительно, основные понятия, используемые в криминологии, происходят из уголовного права: «преступление», «наказание», «категории преступлений», «состав преступлений» и др. Криминология изучает преступность, причины и условия, способствующие ее формированию, с учетом изменений уголовного закона: криминализации или декриминализации деяний. Уголовное право, используя исследования, проводимые криминологами, дополняет характеристики составов преступлений, вырабатывая тенденции единого применения уголовного закона, что находит свое отражение в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.
Наука уголовно-исполнительного права, изучая правоотношения, возникающие в процессе исполнения наказания, использует результаты криминологических исследований при изучении личности осужденных, пенитенциарной преступности, выработке мер по ее предупреждению. Криминологические исследования в этой сфере помогают повышать эффективность исправительного процесса, предупреждения рецидивной преступности.
Криминология применяет социологические разработки для проведения собственных исследований. Учитывая тот факт, что преступность – социальное явление, следовательно, такие явления, как причины преступности, личность преступника, условия и факторы, способствующие совершению преступления, механизм преступного поведения, профилактика и противодействие преступности – являются проблемам социального характера и попадают в сферу интересов науки социологии.
Изучение личности преступника связано с познанием внутренних процессов, характеризующих и обуславливающих мотивы, цели, побуждения поступков человека, их изменения вследствие воздействия на них внешних факторов, а это предмет интересов психологии и психиатрии.
Познание личности преступника необходимо в целях выявления ее типологии, влияние личности на формирование механизма преступного поведения и т. п. Данные знания помогу в профилактической и исправительной работе с лицом, совершившим преступления, выработке мер предупредительного характера.
Криминология связана с другими юридическими науками, такими как административное, трудовое, семейное, земельное, корпоративное, финансовое, теория оперативно-розыскной деятельности и другие отрасли права, а также неюридическими науками (экономика, статистика, педагогика, информатика, философия, этика и т. д.), которые помогают изучать отдельные признаки и свойства преступности в конкретной ее области (схема 1).
Схема 1. Взаимосвязь криминологии с другими науками