Вы здесь

Криминология. 6 Механизм преступного поведения (Е. О. Филиппова, 2013)

6 Механизм преступного поведения

Методология анализа причин преступности

Изучить причины преступности можно только на основе анализа причин отдельных преступлений. То, что наиболее часто оказывается причинами и условиями конкретных преступлений, обычно и называют причинами преступности. Соответственно их изучению должны предшествовать:

– анализ механизма преступного поведения;

– обобщение причин и условий различных преступлений;

– их классификация.

Главная цель анализа преступного поведения – понять, как человек становится преступником, какие этапы включает его трансформация в убийцу, бандита, грабителя и т.д.

В науке существуют два подхода к изучению взаимосвязи явлений:

– факторный анализ;

– детерминизм (анализ элементов причинной связи).

При факторном анализе исследователи констатируют лишь то, что преступность и определенные явления взаимосвязаны. Такой подход характерен для позитивистов (ученых, отрицающих возможность познания глубинной сущности взаимосвязи явлений). Детально исследуя характер зависимости (прямая или обратная), измеряя величину связи (коэффициент корреляции), позитивисты не исследуют сам механизм причинной обусловленности, который остается для них черным ящиком. Констатируя, что явления А и В взаимосвязаны, они отказываются искать ответ на вопрос, почему они взаимосвязаны, что является причиной, а что – следствием. При этом выявление связи между А и В и даже сверхточное ее измерение оставляет нерешенной весьма существенную проблему: как осуществляется связь, что первично, а что вторично. Выявление на уровне факторного анализа связи между А и В может свидетельствовать об одном из трех вариантов их взаимозависимости:

1) А – причина В;

2) В – причина А;

3) А и В – следствия причины Z (мнимая связь, связь-сопутствие).

Помимо причинной зависимости, связь между явлениями может носить условный характер – одно явление оказывается условием второго. Причины бывают субъективными (связанными с субъектом: являющиеся элементом его личности либо результатом его деятельности) и объективными (независимыми от субъекта). Воздействие причины на следствие может быть непосредственным и опосредованным. Все эти аспекты причинности выходят за пределы факторного анализа. В то же время, не уяснив сущности взаимосвязи преступности с обусловливающими ее явлениями, невозможно выработать адекватные меры воздействия. Анализ преступности и ее причин с позиций диалектического детерминизма дает значительно более полную картину криминальнокриминогенной реальности.

Вряд ли стоит спорить с позитивистами по поводу того, что человеку не под силу исчерпывающее познание сущности бытия. Однако даже неисчерпывающее познание может иметь большое практическое значение, поэтому отказываться от него нерационально.

Подчеркивая недостаточность факторного анализа, следует отметить, что едва ли правильно полностью отрицать этот метод. Его результаты могут служить добротной основой для гипотез о причинах преступности. Разработанная позитивистами методика корреляционного анализа – несомненное научное достижение. Факторный анализ имеет безусловную научную ценность, если рассматривается не изолированно, а как начальный этап изучения причинности, которому обязательно сопутствует качественный анализ. При таком подходе употребление термина «фактор» применительно к причинам и условиям преступности вполне корректно.

Таким образом, наиболее продуктивной для криминологического анализа следует признать методологию, основанную на диалектическом детерминизме, включающую:

а) сочетание факторного анализа с качественным;

б) деление факторов на:

– причины и условия;

– субъективные и объективные;

– непосредственные и опосредованные (причина явления, причина причины и т.д.);

в) изучение причин преступности, основывающееся на анализе механизма преступного поведения, обобщении причин и условий преступлений и их классификации.

Структура причин отдельного преступления

Для того чтобы понять, каким образом человек становится преступником, необходимо проанализировать сложную цепочку причинно-следственных зависимостей, которую в криминологии именуют структурой причин отдельного преступления. Иными словами, рассмотрим, какие ступени преодолевает человек на пути к преступлению.

Первой ступенью, первым этапом криминализации является формирование у человека отрицательных качеств личности (эти качества иногда называют криминогенными, т.е. рождающими преступление). Под влиянием определенных неблагоприятных условий жизни у человека складываются негативные впечатления, взгляды, оценки. Подчас они бывают весьма неустойчивы, гибки и поддаются изменению с той же легкостью, с какой гончар меняет форму необожженного глиняного сосуда.

Второй этап – приобретение криминогенными качествами устойчивости. Под влиянием новых негативных воздействий или при длительном, многократном воздействии тех же отрицательных обстоятельств криминогенные качества приобретают устойчивость. Иногда этому способствует благоприятный опыт их использования (личный или опосредованный). Например, человек не уверен, что можно совершить преступление и остаться безнаказанным. Он колеблется, переживает состояние борьбы мотивов. Но вот ему становится известно, что его знакомые совершают кражи и остаются безнаказанными. Он решается – и тоже безнаказанность. Через определенное время у него крепнет уверенность: «Да, деяния, запрещенные законом, можно совершить и остаться безнаказанным». Все эти факторы, которые мы назовем условиями устойчивости, превращают неустойчивые взгляды, мнения и впечатления в устойчивые антисоциальные убеждения, привычки, стереотипы поведения, установки. Причем, если мотивационная сила (способность влиять на поведение) у неустойчивых качеств так мала, что без постороннего толчка они не способны обусловить преступление, то устойчивые криминогенные качества, напротив, имеют очень большую мотивационную силу и способны обусловить выбор преступного поведения вопреки антикриминогенным объективным обстоятельствам.

Далее – факторы, формирующие мотив преступного поведения и обусловливающие принятие решения о совершении преступления. Человек так устроен, что всегда стремится выбрать наиболее экономичные способы поведения. В свою очередь, нормальное общество стремится сделать противоправное поведение неэкономичным или, по крайней мере, менее экономичным, чем правомерное.

Это достигается двумя путями. Во-первых, созданием возможностей для нормального (и даже привлекательного) образа жизни в рамках правомерного поведения. Во-вторых, установлением моральных и правовых запретов, а соответственно и угрозой наказания. Кроме того, государство принимает всевозможные меры, делающие посягательство на охраняемые законом объекты весьма трудоемким, а порой и опасным для жизни, здоровья (охрана, решетки, сигнализация, патрулирование и т.д.).

Соответственно два следующих этапа – это соприкосновение с обстоятельствами, затрудняющими правомерное поведение, и обстоятельствами, облегчающими противоправное.

Попав в ситуацию, когда достичь своих целей затруднительно, человек принимает решение о совершении преступления. У него формируется мотив преступного поведения. Этот процесс у преступников различных типов проходит по-разному. Степень легкости, с которой человек решается совершить преступление, зависит от наличия у него криминогенных качеств, а также от того, насколько устойчивы эти криминогенные качества. В значительной мере длительность процесса принятия решения зависит от обстоятельств, в которых оказался человек (в отдельных случаях они не позволяют размышлять). Кроме того, этот процесс зависит во многом от интеллектуальных способностей лица, от умения предвидеть отдаленные последствия поступков, «видеть на несколько ходов вперед». Большинство преступников такими умениями не обладают, да и привычка надеяться «на авось» не стимулирует у них желания заглядывать в отдаленное будущее. По данным наших исследований, процесс принятия решения обычно занимает минуты, реже часы, крайне редко дни или недели. Так что процесс взвешивания за и против, сопоставления положительного, что можно приобрести в результате преступления, и отрицательных последствий обычно происходит весьма скоротечно, нередко на неосознанном уровне (или смутно осознаваемом). Реальный преступник оказался несколько иным, чем его представляли в XIX веке теоретики классической школы уголовного права И. Бентам и А. Фейербах.

Приняв решение совершить преступление, человек может и не реализовать его при отсутствии необходимых условий. Например, работники милиции, задержав хулигана, могут предотвратить насильственное преступление, а запоры и сигнализация помешают совершить хищение.

Начавшееся преступление может быть пресечено. То, что человек имеет возможность довести преступление до конца, – результат неэффективного функционирования системы пресечения преступлений.

Все, что влияет на принятие решения о совершении преступления, является причинами преступного поведения. То, что способствует реализации решения, достижению преступного результата, – условия преступления.

Анализ структуры причин отдельного преступления позволяет сделать следующие выводы:

1. Различные явления социальной жизни лишь постольку могут быть причинами преступности, поскольку выступают:

– причинами формирования криминогенных качеств личности;

– факторами их устойчивости;

– обстоятельствами, затрудняющими правомерное поведение;

– условиями, делающими возможным преступное поведение (в том числе облегчающими достижение преступного результата);

– обстоятельствами, препятствующими эффективному функционированию системы пресечения преступлений.

2. Чем ближе к истокам преступного поведения, тем значительнее роль объективных факторов (условий жизни, обстоятельств нравственного формирования личности).

На последних этапах формирования преступного поведения возможен один из трех вариантов соотношения личности и объективных условий:

– личность оказывается чрезмерно зависимой от неблагоприятных внешних обстоятельств;

– роль личности и внешних обстоятельств равнозначна;

– личность независима от внешних обстоятельств, она играет главную, а подчас и единственную роль в генезисе преступления (сама создает условия преступной деятельности).

3. Каждый из элементов структуры причин отдельного преступления является объектом предупредительного воздействия. Если из этой структуры удалить хоть один элемент, то преступления не будет. Отсюда вытекают задачи предупреждения преступлений:

– изменять объективные условия жизни людей, чтобы предупредить образование криминогенных качеств и обретение ими устойчивости, препятствовать формированию мотива преступного поведения и реализации его в преступлении;

– исправлять негативные качества личности.

Готовность к совершению преступления как элемент криминальной мотивации
Криминальная мотивация

Мотивация – достаточно многозначный психологический термин. Некоторые ученые понимают под ним совокупность мотивов поведения или мотивировку. Наиболее корректной представляется трактовка мотивации В.В. Лунеевым как внутреннего процесса возникновения, формирования и осуществления преступного поведения.

Мотивация преступного поведения включает следующие элементы:

– потребность;

– мотив;

– цель;

– выбор путей и способов ее достижения;

– вероятностное прогнозирование;

– принятие решения;

– контроль и коррекция поведения;

– анализ совершенного;

– раскаяние или выбор защитного мотива.

Мотив преступного поведения – внутреннее побуждение к общественно опасному действию. Мотивационная сфера личности – совокупность потенциальных побуждений человека.

Принятие решения о совершении преступления – свидетельство либо наличия у человека криминальной готовности, либо начала ее формирования.

Криминальная готовность

Готовность совершить преступление – это такое состояние субъекта, при котором он в любой момент (как только поступит пусковой импульс) может начать противоправную деятельность.

Готовность к умышленному преступлению (криминальная готовность) складывается из ряда составляющих: интеллектуальной, психологической, нравственной, профессиональной, физической, материальной, организационной.

Готовность к совершению неосторожных преступлений – феномен достаточно специфический. Применительно к неосторожным преступлениям речь может идти лишь о готовности нарушить правила безопасности, ее составляющими оказываются преступная небрежность или самонадеянность. Здесь речь может идти не о криминальной, а об антисоциальной готовности, поскольку нарушение правил безопасности не всегда влечет тяжкие последствия. Однако именно антисоциальная готовность является объектом антикриминального воздействия, поскольку именно она оказывается непосредственной причиной неосторожных преступлений.

Интеллектуальная и психологическая составляющие криминальной готовности – своеобразные цензоры мотивационных процессов. Это психические механизмы, фильтрующие планы, гипотезы, мысленные структуры будущей деятельности, поступков. Интеллектуальная готовность – фильтр осознанный, психологическая – подсознательный.

Психологическая готовность образуется как результат преодоления сдерживающего фактора неопределенности, страха неудачи, возможного наказания. Спектр психических состояний «готовность-неготовность» достаточно широк. Он включает следующие диапазоны:

– отсутствие страха и уверенность в удачном исходе деяния;

– отсутствие страха при сомнении в успехе;

– неуверенность и тревога (страх, преодолимый без посторонних воздействий);

– останавливающий страх (преодолимый лишь при внешнем воздействии: соучастников, безвыходной ситуации);

– непреодолимый страх.

С психологической составляющей очень тесно связана интеллектуальная готовность, складывающаяся на основе анализа сущности преступной деятельности, своих способностей, степени защищенности предмета посягательства, оценка возможных положительных результатов и отрицательных последствий. Интеллектуальная готовность предполагает конкретизацию преступных целей и выделение промежуточных задач: профессиональной подготовки, материального и организационного обеспечения, устранения препятствий. Интеллектуальная составляющая готовности имеет интегративный характер. На основе своих интеллектуальных возможностей человек оценивает общую готовность к деятельности и свою способность начать и выполнить ее. Чем ниже интеллектуальные способности, тем легче человек решается на ту или иную деятельность, тем чаще он совершает нерациональный выбор («не ведает, что творит»). Определенная группа людей (народная молва метко окрестила их «без царька в голове») всегда готова практически к любым действиям – достаточно лишь незначительного повода. Интеллектуальную готовность с определенной долей условности можно считать аналогом этого «царька».

Интеллектуальная готовность, в свою очередь, имеет несколько компонентов:

– оценка целесообразности, полезности, рациональности деятельности;

– анализ ее безопасности;

– оценка возможности, реальности достижения желаемого результата.

Нравственная готовность к преступлению возникает на основе нейтрализации сдерживающего воздействия совести: человек либо убеждает себя, что преступные действия справедливы, либо у него формируется установка на отрицание справедливости (убеждение, что все в этом мире устроено несправедливо, что справедливости нет и быть не может).

Профессиональная готовность предполагает овладение определенными умениями и навыками, которые лицо сочтет необходимыми для достижения преступного результата, избежания ответственности. Материальная – подготовку материального обеспечения (денег, инструментов, одежды и т.п.). Организационная – подбор помощников, создание соответствующей организации или вступление в криминальную организацию.

Все составляющие готовности к деятельности очень тесно связаны между собой. Одни элементы готовности формируют другие: например, интеллектуальная готовность инициирует профессиональную, материальную, организационную подготовку. Профессиональная и организационная готовность являются условиями для психологической готовности. Отсутствие нравственной готовности может нейтрализовать все иные составляющие.

Процесс формирования готовности не имеет определенной последовательности. Он может начаться с интеллектуальной оценки сложившейся ситуации и предстоящей деятельности, потребность в преступном результате в отдельных случаях ведет к нравственным переменам. Может быть и наоборот: изменение нравственных принципов заставляет задуматься об изменении образа жизни и источников существования. Профессиональная готовность и доступность преступного результата, оценка вероятности наказания как очень низкой могут как бы деформировать психическое пространство личности: интеллектуальная и нравственная фазы подготовки «ужимаются», оказываются настолько малы, что ими становится возможным пренебречь.

Результатом положительной оценки общей подготовленности к деятельности оказывается психологическая готовность, которая позволяет человеку обрести душевное равновесие и относительно уверенно чувствовать себя перед началом деятельности и в ходе нее.

Деление феномена готовности на элементы имеет некоторую долю условности, в то же время определенная автономия каждой из рассмотренных составляющих этого феномена позволяет выделять специфические меры для воздействия на каждый из элементов готовности.

Процесс формирования готовности может быть длительным. В отдельных случаях лица, готовящиеся к преступлению, действуют в соответствии с моделью И. Бентама: тщательно взвешивают все плюсы и минусы. Возникновение готовности может быть и весьма скоротечным.

Готовность бывает полная, когда налицо все составляющие этого феномена. Неполная готовность – результат отсутствия некоторых составляющих.

Феномен полноты психического явления имеет большое значение при анализе его роли в мотивации. По мотивационной роли готовность может быть способной и неспособной мотивировать деятельность. По определению сущность готовности состоит в способности в любой момент начать деятельность. Однако готовность – феномен, формирующийся во времени. Соответственно степень сформированности может быть различной. Более того, готовность – феномен нестабильный, пульсирующий: неполная готовность может стать полной, полная утратить целостность и стать неполной и одновременно утратить мотивационную способность. Это свойство очень важно учитывать при разрушающем воздействии на криминальную готовность. В отдельных случаях достаточно разрушить один из ее элементов (например, вызвать сомнение в успехе) и вся система утратит способность мотивировать деятельность.

Еще одна очень важная закономерность развития готовности заключается в том, что механизмы психологической защиты в целях ограждения психики от травмирующего воздействия тревоги способны вытеснять из сознания определенную информацию о неготовности к деятельности или о противоречии планируемой деятельности убеждениям лица. Это может иметь место, когда субъективная ценность преступного результата очень велика. При этом интеллектуальный цензор вытесняет из сознания информацию об отсутствии той или иной составляющей готовности. Подчас этому способствует наполеоновский жизненный принцип: «сначала ввязаться в бой, а потом посмотреть, что из этого получится» (принцип, не лишенный некоторой доли рациональности в боевой обстановке, когда размышления подрывают уверенность, за пределами военных действий носит иррациональный характер).

Готовность – потенциальная деятельность. Для того чтобы она стала реальной, необходим ряд обстоятельств, которые можно назвать пусковым механизмом деятельности. Пусковой механизм имеет достаточно сложную структуру. В процессе социализации на основе базовых потребностей у человека формируются стандарты потребления, соответствующие привычки, уровень притязаний. Неудовлетворенные потребности вызывают неприятное чувство, которое в психофизиологии называют психологическая напряженность (в этом смысле напряженностью является и чувство голода, и ущемленное самолюбие). Человек стремится избавиться от этого неприятного чувства и ищет способы удовлетворить обострившуюся потребность. Если законный способ удовлетворения потребностей доступен ему, то готовность к преступлению не востребуется. Недоступность законных путей удовлетворения потребностей ставит человека перед выбором: терпеть или удовлетворить потребность преступным путем. Отсутствие готовности к преступлению вынуждает терпеть. Если же человек готов пойти на преступление, то момент осознания предпочтительности преступного способа удовлетворения потребностей или того, что этот способ является единственно возможным, оказывается началом преступной деятельности. Пусковой механизм инициировал ее. Иногда этот этап мотивации называют принятием решения о совершении преступления.

Если у человека отсутствуют навыки терпения, преодоления неудовлетворенности, страданий, то феномен психологической напряженности может инициировать формирование готовности к преступлению. В таком случае готовность может сформироваться очень быстро. Иногда этот процесс полностью не осознается: подчас лишь после преступления человек задумывается, как случилось, что он стал преступником. Аналогичным образом готовность к преступлению может сформировать ситуация, когда законный способ удовлетворения потребностей требует серьезных физических и психических усилий, носит длительный характер (неэкономичен и малоэффективен), а преступный способ представляется простым и доступным (экономичным и высокоэффективным).

Одним из главных факторов формирования пускового механизма криминальной активности является несоответствие устоявшегося, общепринятого стандарта потребления и предоставляемых обществом возможностей потребления в рамках допустимого законом. Основой этого криминогенного фактора являются:

а) пороки господствующей идеологи и идеологической практики, формирующие цинизм, бессовестность, эгоизм, патологию потребительства;

б) отрицание трудностей бытия как элемент социальной культуры и идеологии. Трудности и лишения воспринимаются однозначно отрицательно.

Результатом действия данного фактора является рост неудовлетворенности как элемента общественной психологии.

Преступная деятельность может носить как упреждающий характер (добыть средства для удовлетворения потребностей до того, как они обострятся) так и привычный, профессиональный. В первом случае преступление обычно является разовой акцией, во втором – преступление оказывается одним из эпизодов криминальной деятельности (повторное, продолжаемое или длящееся преступление).

В соответствии с рассмотренными закономерностями можно выделить виды готовности к преступлению:

– готовность, возникшая в ситуации материальной нужды, ущемленного самолюбия, неудовлетворенности иных потребностей – одним словом, острой психологической напряженности (своеобразное превышение пределов крайней необходимости);

– готовность, возникшая в ситуации безнаказанности, доступности и легкости преступного способа удовлетворения потребностей (когда преступный способ эффективнее и экономичнее законного);

– готовность, возникшая до обострения потребностей.

Первый вид готовности можно назвать вынужденной, второй – ситуативной, третий – стратегической. Последний вид готовности, обусловливающий выбор криминальной стратегии жизни, представляет наибольшую общественную опасность.

По степени широты и универсальности криминальной готовности можно также провести классификацию на несколько видов:

– готовность к любому преступлению (универсальная готовность);

– готовность к преступлениям определенного типа (корыстным, насильственным и т.д. – основа преступной специализации);

– единичная готовность (лишь к конкретному преступлению в определенных обстоятельствах).

Для выработки оптимального механизма воздействия на преступность огромное значение имеет анализ феномена устойчивости криминальной готовности. Готовность к той или иной деятельности как сложное явление, имеющее субъективный и объективный характер, может иметь различную степень устойчивости. Она может длиться несколько мгновений и разрушиться под воздействием самой личности или внешних обстоятельств. В отдельных случаях готовность оказывается настолько устойчивой, что лишь физическое уничтожение ее носителя или его надежная изоляция могут нейтрализовать движущую силу преступления. Соответственно можно выделить два вида готовности:

– устойчивую;

– неустойчивую.

По степени устойчивости также можно провести классификацию готовности на:

– практически неподдающуюся разрушению (сверхустойчивую);

– трудноразрушимую (средний уровень устойчивости);

– доступную разрушению (низкий уровень устойчивости).

Характер криминальной готовности очень важно исследовать в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства. Эти данные являются базой для назначения обоснованного наказания за совершение преступления. Сведения о характере криминальной готовности целесообразно передавать в пенитенциарные учреждения для учета в работе с осужденными.

Методика выявления причин и условий преступления

Под методикой выявления причин и условий преступления обычно понимают некий алгоритм, определенную последовательность действий, выполнив которые, человек сможет получить информацию по следующим вопросам:

1) какие криминогенные качества личности обусловили определенное преступление или правонарушение (либо могут привести к преступлению);

2) каковы причины их образования;

3) каковы условия их устойчивости;

4) какие обстоятельства затрудняют правомерное поведение;

5) какие обстоятельства делают возможным совершение преступления (в том числе препятствуют его пресечению).

Рассматриваемая методика показывает:

– во-первых, какую информацию надо добыть для криминологического анализа;

– во-вторых, как это сделать.

Второй аспект методики охватывает:

– методы изучения личности;

– методы изучения условий ее формирования;

– методы изучения условий жизни человека.

Изучать причины и условия преступления можно в двух аспектах:

1) ретроспективно (анализ причин уже совершенного преступления);

2) перспективно – в целях прогноза: какие негативные обстоятельства могут привести к преступлению.

Исследованию причин и условий преступления предшествует выдвижение соответствующих гипотез (версий). Для этого необходимо знать типичные причины и условия преступлений. Один из вариантов типичных, наиболее распространенных криминогенных обстоятельств оказывается реальной причиной или условием конкретного преступления.

Изучение причин и условий преступления на предварительном следствия

Причины и условия преступления, наряду с личностью преступника, являются элементами предмета доказывания по уголовному делу. Соответственно данные о личности обвиняемого, причинах и условиях совершенного им преступления должны быть не просто исследованы, но соответствующим образом закреплены и доказаны.

Изучению личности и причин преступления, как правило, предшествует планирование. В плане расследования по уголовному делу один из разделов должен быть посвящен именно этим вопросам (как правило, в плане следствия это последний раздел).

Общий план расследования детализируется в планах проведения отдельных следственных действий. В этих планах также целесообразно отражать вопросы анализа личности преступника и причин преступления – если необходимость изучения этих вопросов заранее учитывается, то выяснение их обычно не составляет труда и не занимает много времени.

Следователь должен четко уяснить, что от того, насколько полно и объективно им будет изучена личность преступника, во многом зависит то, насколько объективный и правосудный приговор вынесет суд – некоторые вопросы в ходе судебного заседания выяснить будет гораздо сложнее, а в отдельных случаях и невозможно. Исследование причин и условий преступления и разработка адекватных мер реагирования на них с тем, чтобы предотвратить аналогичные преступления в будущем, имеет не меньшую общественную значимость, чем розыск преступника и привлечение его к уголовной ответственности (а в отдельных случаях эффект этих мер в плане разрушающего воздействия на преступность даже выше, чем эффект осуждения человека, совершившего преступление). Поэтому совершенно неправильно рассматривать указанную деятельность как малозначительный аспект расследования и относиться к ней как к никому не нужной обременительной формальности.

Перечислить все вопросы, которые необходимо задать обвиняемому, чтобы вскрыть причины и условия преступления невозможно – многое здесь зависит от конкретных обстоятельств уголовного дела. Основой для формулирования вопросов является рассмотренный выше алгоритм. Следователь должен обращать внимание на поведение обвиняемого до и после допроса. В отдельных случаях мимика, реплики, жесты могут раскрыть ту или иную сторону его личности, они могут подсказать о чем следует спросить человека в ходе допроса, чтобы зафиксировать в протоколе соответствующую информацию.

Допрос потерпевшего – важный источник информации о механизме совершения преступления. Иногда сам процесс совершения преступления раскрывает личность человека более выпукло и ярко, нежели какая-либо иная информация о нем. Имело ли место проявление жестокости, цинизма в момент совершения преступления, что говорил обвиняемый в тот момент, как вел себя (с точностью до деталей) и т.д. Например, в ходе одного из допросов потерпевший рассказал, что он просил избивавшего его преступника не наносить ударов в живот, так как ему недавно сделали операцию. Услышав об этом преступник специально нанес в то место, где по словам потерпевшего был операционный шов, несколько ударов ногой. С точки зрения квалификации, эта деталь могла показаться малозначительной, а для правильного назначения наказания этот аспект является крайне важным.

Допрос свидетелей может быть посвящен выяснению тех же вопросов, о которых мы упоминали применительно к обвиняемому и потерпевшему – в зависимости от того, какой информацией владеет свидетель. Очень важно выяснять детали: как относился к людям, был ли он порядочным или непорядочным и в чем это выражалось, пользовался ли авторитетом и почему. Свидетеля можно попросить рассказать о каких-либо эпизодах (на его усмотрение), которые могли бы ярко охарактеризовать личность обвиняемого. Очевидцам преступления следует задать те же вопросы, что и потерпевшему: о поведении обвиняемого в момент совершения преступления. Родителям, родственникам и учителям целесообразно задать вопросы о том, как рос и развивался обвиняемый, будучи ребенком и подростком, не отмечалось ли у него аномалий психики, не было ли странностей в поведении (при возникновении сомнений в психической полноценности необходимо в обязательном порядке назначать судебно-психиатрическую экспертизу).

Личность преступника, данные о причинах и условиях преступления могут быть исследованы и в ходе иных следственных действий: очная ставка, следственный эксперимент, обыск и т.д. В ходе этих следственных действий важно иметь установку на выявление соответствующей информации – при таком подходе очень велика вероятность, что такая возможность представится.

Имея установку на изучение личности обвиняемого и исследование причин и условий преступления, следователь обречен на выявление ценнейшей криминологической информации, которая при адекватной реализации ее может способствовать эффективному разрушающему воздействию на преступность.

Изучение причин и условий преступления в суде

Изучение личности подсудимого, исследование причин и условий преступления в суде является важнейшей предпосылкой уяснения сущности совершенного преступления, его скрытых и явных мотивов, без чего невозможно правильно принять решение по уголовному делу и вынести справедливый приговор. Задача судьи облегчается в случае, если личность обвиняемого была достаточно полно изучена в ходе предварительного следствия, если следователем были вскрыты причины и условия преступления, внесены соответствующие представления и приняты иные меры. К сожалению, это имеет место не всегда. Более того, суд в любом случае должен принять меры к более углубленному выяснению указанных обстоятельств, поскольку именно за ним оказывается решающее слово.

Допрос подсудимого, потерпевших и свидетелей в суде может быть проведен по той же схеме, что и на следствии. Конечно, следователю проще установить доверительные отношения с обвиняемым и свидетелями и получить ценную информацию по интересующим нас вопросам. Он располагает и определенными возможностями неформального общения, у него больше возможностей визуально наблюдать за обвиняемым, да и само общение обвиняемого и следователя по времени занимает гораздо больше времени, чем жестко формализованный контакт подсудимого и членов суда в ходе судебного заседания. Все это требует от судьи высокого мастерства для того, чтобы в сложных условиях формализованной судебной процедуры вскрыть с достаточной полнотой причины и условия преступления и исследовать личность подсудимого. Многое здесь зависит от настойчивости судьи, от умения правильно спланировать судебное следствие, от его требовательности к полноте исследования обстоятельств по уголовному делу. Умение глубоко исследовать данные вопросы в достаточно жестких рамках судебной процедуры – настоящее искусство. Этим искусством должен овладеть каждый, кто претендует на то, чтобы быть настоящим судьей.

В случае, если ту или иную информацию о личности подсудимого, причинах и условиях совершенного преступления невозможно получить в ходе судебного заседания (например, необходимо установить и разыскать тех или иных свидетелей, расследовать дополнительные обстоятельства преступного деяния или новые эпизоды преступной деятельности, установленные судом), уголовное дело может быть возвращено для проведения дополнительного расследования.