2 Преступность – многогранный объект исследования
Преступность – основной объект криминологического изучения. Все, что исследует криминология, так или иначе связано с преступностью. Одновременно преступность – главный объект воздействия разрабатываемых криминологией мер. Все выводы криминологии, рекомендации и предложения, вырабатываемые в рамках этой науки, направлены на достижение главной цели – оказание разрушающего воздействия на это общественно опасное явление. Отсюда понятно, почему проблема: что есть преступность, каковы ее природа и сущность, – для криминологии является основной.
Учение – совокупность знаний о сущности того или иного явления. Эти знания передаются от одного поколения другому (отсюда термин «учение»), непрерывно пополняются за счет их расширения и углубления проникновения в природу изучаемого предмета.
Преступность – очень сложный феномен. На протяжении тысячелетий человечество пытается постичь его сущность. При этом те или иные идеи (как на уровне теорий и концепций, так и на уровне обыденного сознания и общественной практики) раскрывали определенные грани этого явления, делали понимание его более полным и объемным.
Сегодня вряд ли можно констатировать, что сущность преступности познана людьми до конца. Однако то, что уже удалось познать, может служить базой для совершенствования практики воздействия на преступность. Задача криминологи в этом аспекте как бы раздваивается:
– формулирование практически значимых выводов на основе имеющихся познаний;
– дальнейшее углубление знаний о преступности.
Сложность проблемы преступности проявляется в отсутствии у ученых единства в определении криминального феномена. Иллюстрируя многообразие подходов к пониманию преступности, И.И. Карпец в книге «Преступность: иллюзии и реальность» приводит десятки дефиниций:
«Преступность – совокупность деяний, запрещенных законом под страхом наказания, которые совершены на данной территории в данное время…»
«Преступление – показатель социальной патологии…»
«Преступность – способ достижения социальных благ и власти…»
«Преступность – побочный продукт цивилизации…»
«Преступность и насилие – часть современной культуры…»
«Преступность, как и грех, – нормальное явление в обществе…»
«Преступность – разновидность душевных болезней…»
«Преступность – разновидность нравственного помешательства…»
«Преступность – массовое социальное явление, приносящее вред…»
«Преступность – не совокупность единичных общественно опасных явлений, а социальный процесс, подчиненный общим законам развития социальных явлений…»
«Преступность – один из параметров общества, характеризующих состояние социального механизма, рассогласованность между его составными частями…»4. Все многообразие определений можно разбить на несколько групп в соответствии с разрабатываемыми их авторами подходами к анализу сущности преступности. К таким подходам относятся:
– правовой;
– социологический;
– антропологический;
– теологический.
Сущность правового подхода заключается в рассмотрении преступности как собирательного понятия – совокупности или даже системы преступлений. Определяя преступность таким образом, авторы отталкиваются от отдельных преступлений. Вся их совокупность в обществе и образует преступность.
Чтобы понять сущность этого определения, необходимо уяснить этимологию термина: почему преступность, а не преступления или массив преступлений? Характеризуя массу каких-либо единиц, обычно употребляют множественную форму того же слова: книга – книги. Особого слова в данном случае не требуется. Может быть, точно так же следует определить все преступления, совершенные в обществе, – большое количество преступлений, масса преступлений?
Ответ на этот вопрос можно найти, если обратиться к аналогии. Кирпичи, положенные один на другой, остаются кирпичами. Но если их соединить бетоном, то это уже не кирпичи, а стена. Бетон обеспечил связь между кирпичами, и возникло новое качество.
Мы подошли к главной проблеме: есть ли связь между отдельными преступлениями? А если она есть, то в чем выражается?
Связь между преступлениями, совершенными одним и тем же лицом, очевидна. Например, человек, совершивший преступление, при попытке скрыться может совершить другие преступные деяния (убийство работника милиции и т.п.). Несомненна связь и между преступлениями лиц, действующих группой, по предварительному сговору.
Существует связь и между другими преступлениями.
Такая связь есть, несмотря на то, что преступники в абсолютном большинстве не знакомы друг с другом, подчас никогда не встречались и совершают свои преступные деяния самостоятельно. Связь эта имеется, хотя и не видна на первый взгляд. Но наука для того и существует, чтобы выявлять вещи, не являющиеся очевидными, в том числе, чтобы выявлять связь между явлениями тогда, когда на первый взгляд кажется, что ее нет.
Преступность – это целостная совокупность (система) преступлений, совершенных в стране за тот или иной период времени. Причем ее элементы – отдельные преступления и их виды – находятся в определенных статистически измеряемых и прогнозируемых взаимодействиях.
Эта взаимосвязь проявляется в следующем:
1. Во-первых, в общих причинах различных преступлений, которые подобно тому, как единая корневая система разросшегося растения объединяет отдельные, внешне не связанные между собой стебельки, в единый куст, определяют взаимосвязь внешне разнородных и разобщенных преступлений.
2. Во-вторых, одно преступление может быть причиной или условием другого. Механизмы тут могут быть самыми различными. Привлекательность «легкой» и «красивой» преступной жизни, пример безнаказанности или успешного способа совершения преступлений – все это вдохновляет на подражание и совершение аналогичных действий.
Можно привести множество примеров подобной связи между преступлениями:
– халатность должностных лиц в отношении учета или организации охраны материальных средств и хищения этих материальных средств;
– сон на посту и побег заключенных из мест лишения свободы;
– нарушение правил несения пограничной службы и незаконный переход границы;
– оскорбление лица и ответные насильственные действия оскорбленного.
Сам факт достаточно массового нарушения законов формирует в подсознании населения весьма криминогенную идею о том, что нарушение законов не есть что-то ненормальное, а в отдельных случаях это вообще становится нормой.
В отдельных случаях заражающий эффект преступности еще более очевиден. Известен, например, такой факт. Поздно вечером 13 июля 1977 года в результате нескольких ударов молнии в провода высокого напряжения снабжение Нью-Йорка электрическим током было прервано на 25 часов.
Как только происхождение и характер затемнения были осознаны населением (а жизнь в городе в значительной мере оказалась парализованной: перестали функционировать системы сигнализаций в жилищах, магазинах и хранилищах, были выведены из строя многие системы полицейской связи, было прекращено освещение улиц и помещений – Нью-Йорк погрузился во тьму), десятки тысяч людей хлынули на улицы и учинили в шестнадцати районах города оргию грабежей. Мужчины, женщины и даже дети выламывали двери, витрины и окна торговых помещений, выносили все, что можно было унести, и уничтожали все, что нельзя было сдвинуть с места.
Чиновники городского управления Нью-Йорка полагают, что в эту ночь преступлениями был причинен материальный ущерб на сумму, превышающую миллиард долларов5.
Массовый характер преступлений в соответствии с законом перехода количества в качество формирует новую реальность. Элементами ее являются преступная среда, преступная психология, преступная культура, преступный мир. В этом отношении весьма иллюстративна следующая аналогия: большое количество деревьев – это уже не просто деревья, это новая экологическая среда (лес), которая благоприятствует их росту, создает механизмы защиты от неблагоприятных факторов.
3. В-третьих, эта связь проявляется в ярко выраженной тенденции к самоорганизации преступности. На попытки усиления борьбы с преступностью она, подобно живому организму с хорошо функционирующими защитными системами, отвечает перегруппировкой сил, изменением характера деятельности и созданием адекватных систем «криминальной безопасности». Организованная преступность, словно смерч, втягивает в свою орбиту все новых людей и приобщает их к преступным видам деятельности.
4. В-четвертых, фиксируется связь между отдельными видами преступности. Если приложить усилия к снижению, уменьшению преступности несовершеннолетних, то это повлияет на преступность в целом. Снижение данного вида преступности – важное условие снижения общей преступности, и рецидивной в особенности. Рецидивная преступность достаточно жестко связана с профессиональной, а та, в свою очередь, – с организованной.
Рост латентной преступности, то есть тех преступлений, которые остались не выявленными (а преступники, их совершившие, – безнаказанными), неминуемо повлечет через определенное время рост всей преступности, в том числе и зарегистрированной. Причина этого заключается в ослаблении предупреждающего воздействия общей превенции (угрозы уголовного наказания). Чувство безнаказанности приобретает широкую распространенность среди законопослушных граждан и некоторых из них приводит к преступлениям.
Преступность как явление может быть оценена и даже измерена в определенных количественных и качественных показателях, что очень важно для уяснения сущности этого явления, выявления его внутренних взаимосвязей, зависимости от внешних факторов. Без объективной оценки масштабов преступности невозможно адекватно приготовиться к борьбе с нею и разработать соответствующие меры эффективного воздействия на нее.
Количественные характеристики преступности – это ее состояние и динамика. Состояние преступности – число совершенных преступлений за определенное время на определенной территории. Обычно состояние преступности оценивают за год по тем или иным государственным или административным единицам: страна, регион, область, район, город.
Состояние преступности может оцениваться как в абсолютных так и в относительных показателях. Например, в 2009 в России зарегистрировано 3001748 преступлений. Абсолютный показатель позволяет оценить в определенной мере масштабы преступности. Однако им неудобно пользоваться для сравнения или анализа: преступность в разных странах, регионах и городах различна. Но как понять, чем обусловлено это различие: разной интенсивностью преступности или разной численностью населения сравниваемых стран и регионов.
Для облегчения этой задачи используют относительный показатель – коэффициент преступности. Коэффициент преступности есть отношение количества преступлений к определенному количеству жителей города, области или страны, где измеряется преступность, обычно для расчета коэффициента преступности в стране используют отношение числа преступлений к 100 тыс. населения.
Сравнивая коэффициенты преступности в нашей стране (2053/100000) с аналогичным показателем в США (5500/100000), можно констатировать, что уровень преступности в России пока ниже американского.
Состояние преступности может охарактеризовать не только количество преступлений. Иногда оценку преступности делают по количеству преступников. В некоторых зарубежных странах считают, что одним из самых объективных показателей состояния преступности является количество потерпевших от преступлений. В связи с этим в целях получения более объективных данных о преступности там дважды в год проводят опрос населения на предмет выявления лиц, пострадавших от преступлений.
Динамика преступности – показатель ее изменения. Зная данные о динамике преступности, мы можем оценить, какие процессы происходят в это явлении: благоприятные для общества или негативные, растет преступность или снижается. Динамика состояния преступности может исчисляться в абсолютных показателях (количество преступлений увеличилось на 500 тыс.) или в относительных (рост преступности составил 12 %). Последнюю цифру (12 %) иногда называют темпом прироста преступности.
Динамика преступности – это изменение её уровня и структуры за тот или иной период времени.
Динамика преступности испытывает на себе определенное влияние как со стороны причин и условий преступности, так и со стороны изменений в уголовном законодательстве.
Существуют следующие виды анализа динамики преступности:
1) текущий, когда сопоставляются данные о преступности за год с данными за предыдущие годы;
2) систематический, при котором преступность анализируется последовательно по годам, при этом выделяются определенные периоды (5, 10 лет) или этапы развития общества (перестройка, реформы и др.);
3) анализ сезонных колебаний преступности (если в нем есть необходимость).
При изучении преступности в динамике вычисляются темпы ее прироста. Прирост преступности – это общий термин, применяемый как в случае увеличения преступности (положительный прирост), так и в случае ее снижения (отрицательный прирост).
Несколько забегая вперед, можно сказать, что изменяется не только состояние, но и структура, и характер преступности, поэтому корректно говорить о динамике структуры и динамике состояния преступности.
Качественные показатели преступности – это ее структура и характер.
Структура преступности – это удельный вес и соотношение различных видов преступлений в общем их числе за определенный период времени на определенной территории.
Структуру преступности обычно характеризуют в процентных показателях. Например, в 2002 году в России 14 % составили тяжкие преступления, 86 % – иные. Или структура по субъектам:
– женская преступность – 11,3 %;
– мужская – 72,3 %;
– преступность несовершеннолетних – 16,4 %.
Характер преступности определяется тем, каково количество наиболее опасных преступлений в структуре преступности, а также тем, какова характеристика личности тех, кто совершает преступления. Если быть точным, то характер преступности – это одно из проявлений ее структуры, выявление характера преступности – результат анализа ее структуры.
Помимо состояния, динамики и структуры преступности в криминологии выделяется также понятие географии преступности, под которой понимают ее различное распределение по регионам (областям, районам, городам) страны. Интенсивность преступности далеко не однородна по всей территории страны, поэтому анализ географии преступности крайне важен для уяснения, в каком регионе следует приложить наибольшие усилия, а соответственно сосредоточить больше средств для борьбы с преступностью.
Для анализа преступности в отдельных случаях целесообразно выделять следующие ее виды:
1 Фактическая преступность – совокупность преступлений, совершенных за определенное время на определенной территории.
2. Выявленная преступность – совокупность преступлений, факт совершения которых стал известен государственным органам или общественности. Соответственно антиподом ее является невыявленная преступность – совокупность преступных деяний, не известных никому.
3. Зарегистрированная преступность – совокупность преступлений, информация о которых поступила в органы уголовного преследования и которые зафиксированы в соответствии с установленными правилами.
Антиподом ее является скрытая преступность – совокупность преступлений, о совершении которых известно государственным органам, но которые не зарегистрированы и по которым не начато расследование. Преступность, установленная судом (судимость), – совокупность деяний, преступный характер которых установлен судом. В.В. Лунеев по характеру регистрации и социального реагирования выделяет следующие виды преступности:
– фактическая;
– заявленная;
– зарегистрированная;
– раскрытая.
Антиподы выявленной и зарегистрированной преступности иногда называют латентной преступностью. Наличие латентной преступности обусловливает то, что мы не знаем полностью всех характеристик фактической преступности. В этом смысле фактическая преступность – загадочное явление, об истинных масштабах, структуре и характере которого можно только догадываться.
Экспертные оценки соотношения зарегистрированных и латентных преступлений самые различные: от 1:3 до 1:10. Наиболее популярным является сравнение фактической преступности с айсбергом, у которого лишь 1/8 находится на поверхности, а скрытая часть в восемь раз больше видимой.
Ученые из США полагают, что если официальная цифра преступности в стране равна 13-15 млн., то латентная – 30 млн. и несколько более.
Не следует также забывать, что по результатам исследования ряда зарубежных авторов 100 % населения (в частности, в США) совершают время от времени одно или несколько преступлений6.