Вы здесь

Криминальный Runet. Темные стороны Интернета. Часть 1. Жизнь в социальной сети (Ф. С. Гросс, 2016)

Часть 1

Жизнь в социальной сети

Глава 1

Добро пожаловать в Матрицу!

Однажды мы с друзьями решили поехать в ресторан. Выбрали столик, уселись, сделали заказ… а минут через десять все вытащили телефоны и ринулись в интернет. Начали фотографировать еду, отмечаться в Фейсбуке, что-то писать, комментировать…

Я спрашиваю:

– Друзья мои, а что происходит? Вот ты что делаешь?

– Я Ане пишу.

– Так вот же она, напротив тебя сидит.

– Да я ей хочу фотографию сбросить, где мы рядом.

В итоге большую часть времени нашей встречи люди сидели в Твиттере и Фейсбуке. Они написали всем своим друзьям, знакомым и родственникам, что они делают, что они едят, фотографировали меню, фотографировали каждое блюдо, фотографировали бедную официантку. Но самое интересное, что половину времени они писали друг другу – сидя за одним столом.

На самом деле масштабы этого явления просто гигантские. В последние годы появилась даже такая игра: кто на встрече не выдерживает и первым берет телефон – платит за всех.

Казалось бы, именно для этого и были придуманы социальные сети – чтобы быть на связи с друзьями и знакомыми. Марк Цукерберг рассказывал в интервью, что создавал Фейсбук для того, чтобы люди могли перенести свои социальные связи в интернет и общаться там, если вдруг по каким-то причинам этого нельзя сделать напрямую. Но с тех пор прошло немало лет, и социальные сети уже успели отдалиться от первоначальной идеи.

Я бы уже назвал их не социальными, а антисоциальными. Люди перестали общаться друг с другом с глазу на глаз. Им намного легче отправить SMS, email или комментарий, чем позвонить или встретиться лично. Даже если они встречаются, то начинают попутно болтать в сети с другими людьми или что-то писать и отправлять своим друзьям, с которыми сейчас сидят за одним столом. Если вдуматься, это очень странное поведение. А главное то, что, на мой взгляд, таким образом убивается индивидуальность и гасится креатив. Люди сбиваются в однородную интерактивную массу, где формируется какое-то коллективное мнение, что-то постоянно обсуждается, вывешиваются фотографии, раздаются лайки. И мы начинаем зависеть от чужого одобрения. А как мы жили раньше? Как принимали решения?

Я не исключение и тоже попадаюсь на все эти крючки. Помню, как моя старшая дочь попросила купить на выпускной бал туфли определенной фирмы: мол, папа, это хорошая крутая фирма, в них мне будет удобно. Я написал в Твиттере: «Девушки, кто-нибудь знает эту фирму? Что скажете?» Сразу посыпались ответы, девушки хвалили туфли, и самое интересное, что это на меня подействовало! И я поехал с дочкой за ними в ЦУМ. Потом сфотографировал покупку и выложил в Инстаграм с вопросом: «Ну как вам, ничего?»

«О, – отвечают мне, – класс, я себе тоже такие купила! Супер!»

Только потом я задумался над ситуацией и сам себе удивился. Получается, что я начал принимать решения в зависимости от того, что мне говорят совершенно чужие люди. А если бы они мне написали что-то другое? Я бы купил другие туфли, не те, что понравились моей дочери? А из каких соображений? «Как я буду этим людям в глаза смотреть?» – так, что ли? Да какие там глаза! По большому счету я никого из советчиков не знаю. Я в жизни их не видел, но при этом спрашиваю у них, что покупать.

Вообще социальные сети, такие как Инстаграм, Фейсбук, Твиттер и т. д., – очень любопытный феномен. Мы берем, разумеется, ситуацию, когда аккаунт в социальной сети публичный, а не так называемый подзамочный, то есть такой, который ведется пользователем только для себя или для очень узкого круга друзей. Таких на самом деле очень мало. Так вот, представьте себе человека, который только что сфотографировался, а теперь идет по улице и всем показывает свою фотографию. Или пришел в какое-нибудь кафе, щелкнул на полароид еду, которую ему принесли, и тоже пошел всем показывать фото. Выглядит странно, правда? Никто такого не станет делать.

А в сети у человека появляется ощущение того, что он здесь один. Он не чувствует никакого стеснения, смущения, скованности относительно того, какие фотографии он выкладывает, что пишет, какими ссылками делится. Если кто-то что-то не то в комментариях написал – его спокойно можно забанить. Если раньше люди выясняли отношения на кулаках или на повышенных тонах, то теперь разборки в комментариях заканчиваются тем, что хозяин страницы попросту блокирует оппонента, отправляет в бан – и его уже как бы нет. Вы можете почувствовать себя богом своего собственного мира. Вы вольны кого-то добавить, кого-то убрать, кто-то может смотреть ваши записи, кто-то не может. Такая маленькая власть над тем, что смотрят и делают другие люди.

Обратная сторона этого ощущения анонимности и изолированности – повышенная концентрация на себе. Когда мы читаем чужие статусы в Фейсбуке или сообщения в Твиттере, многим из нас кажется, что это адресовано конкретно нам. Хотя на самом деле это совершенно не так, особенно если речь идет о людях популярных – они обращаются к целой армии подписчиков (в Твиттере это называется фолловеры).

И смотрите, какая складывается ситуация. Допустим, у вас есть некоторое количество виртуальных «друзей» в Фейсбуке – несколько десятков, сотен или даже тысяч, притом реально вы знаете очень небольшой процент из них. Вы пишете о каких-то событиях из своей жизни, выкладываете фотографии – свои, родителей, детей, мужа или жены, рассказываете о том, что вы думаете, что вы купили, куда вы пошли, что вы съели. И это видит куча людей, с большинством из которых вы даже не знакомы. В зависимости от установок ваши фотографии и статусы могут видеть не только друзья, но и друзья друзей или в принципе все пользователи сети – таким образом круг персонажей, допущенных к вашей личной информации, еще расширяется. Вся ваша жизнь проходит на виду. Все, что раньше было скрыто от посторонних глаз, все, что представляло какую-то загадку, теперь открыто для всего мира.

Психологи говорят, что круг личного общения в норме не может превышать пятидесяти, максимум ста человек. Это наши родственники, друзья, близкие и дальние знакомые, с которыми мы можем общаться и постоянно, и периодически, и время от времени. А социальная сеть подразумевает, что мы поддерживаем контакт со всеми своими френдами и фолловерами. Причем люди моего поколения – я иногда называю нас цифровыми эмигрантами – еще застали мир совершенно другим: без интернета, без мобильников. Мы просто встречались и общались или звонили друг другу. Но уже наши дети относятся к совершенно иной генерации – они во всем этом родились, они уже совершенно иначе представляют себе процесс коммуникации и, к сожалению, зачастую очень зависимы от чужого виртуального одобрения.

Получается, что наш круг общения постепенно начинает включать в себя всех, с кем мы когда-либо вступали в коммуникации в объеме чуть больше короткого диалога из пяти-шести слов. Все, с кем мы ходили в детский сад и учились в школе, однокурсники, учителя, воспитатели, преподаватели, врачи, родственники, все, с кем общались в командировках, на конференциях, на отдыхе, попутчики в поезде и в самолете, стюардессы и таксисты… Теперь уже и визитки не нужны – есть сеть. Есть модели телефонов, которыми достаточно прикоснуться друг к другу, чтобы они обменялись контактной информацией. Через несколько лет технологии дойдут до того, что со всеми людьми, с кем мы разговариваем дольше двух минут, мы будем автоматически обмениваться приглашениями в свои социальные сети, независимо от того, хотим мы этого или нет.

На самом деле у социальных сетей есть несколько очень полезных функций. В первую очередь – это источник информации. Никогда не бывает лишним подписаться на страницы информационных агентств и прочих СМИ и быть в курсе новостей.

Кроме того, социальная сеть является точно такой же формой выражения, как и все остальные. Иногда в личной беседе я не могу при ком-то что-то сказать, потому что это прозвучит не в тему – или, наоборот, слишком уж «в тему». Другое дело лента в Твиттере. Вот я описываю какую-то ситуацию – мне интересна реакция людей. Меня читает двести с лишним тысяч человек. Все они непохожи друг на друга, кто-то реагирует, кто-то нет. Появляется возможность получить отклик от совершенно разных аудиторий.

При личном общении в компании обычно подбираются люди одного типа. Это могут быть сотрудники, люди, которые разделяют с вами одно и то же увлечение, или просто старые друзья. Но в целом тип будет более-менее схожим. И всегда есть тип людей, с которыми мы не будем общаться, потому что нас ничто не связывает. Так вот, социальная сеть как раз дает возможность раскрываться и делиться своим мнением с совершенно разными людьми, с которыми в жизни мы даже никогда не встретимся, не подружимся, не будем ходить друг к другу в гости. С людьми, принадлежащими к совершенно разным социальным слоям и группам – тут и богатые, и бедные, и средний класс, и инженеры, и авиаконструкторы, и учителя, и космонавты, и водопроводчики.

Главное – запомнить одну простую вещь: приватности в большинстве социальных сетей не существует в принципе. У человека, сидящего за компьютером, складывается ощущение, что он тут один, и страничка в соцсети становится дневником, куда мы выносим все свои мысли, пишем все, что думаем. Даем кому-то советы. Высказываем свое мнение. За что-то голосуем. А социальные сети это фиксируют. Это их работа – то, на чем они делают деньги.

По условиям пользовательского соглашения и Фейсбука, и Твиттера все, что вы там пишете, является интеллектуальной собственностью этих компаний – иначе говоря, это как бы уже не совсем ваше. Правда, вы обладаете так называемыми смежными правами – поэтому имеете право удалять свою информацию. Но Фейсбук и Твиттер на законных основаниях имеют доступ к вашим телефонным номерам и другим данным. А это значит, что к ним имеют доступ как различные спецслужбы, так и корпорации, которые покупают эти данные в маркетинговых целях. Когда у Фейсбука появились первые сто пользователей, администрация сети наняла человека, который следил за безопасностью приватной информации. Когда же количество пользователей выросло до десяти тысяч, человека уволили и больше на эту должность никого не нанимали.

Монетизация социальных сетей работает в сфере маркетинга. Сеть следит за тем, что вы любите, чего хотите, на какие сообщения или рекламные баннеры чаще всего кликаете. Отмечают лайки, которые вы ставите. Проще говоря – следят за всем. Потом эти данные анализируют и на их основании слегка корректируют вашу виртуальную реальность, затачивая ее вроде бы под ваши запросы, но так, чтобы получить возможность выгоды для себя. Допустим, вы захотели купить какую-то мебель, стали искать подходящие варианты по группам ВКонтакте – и браузер тут же начинает показывать вам рекламу мебельных салонов.

Сейчас разрабатывается очень любопытная программа для соцсетей – ее можно назвать «кибердруг». Она должна заработать в ближайшем будущем. Цель ее, в общем-то, не нова – это маркетинг и давление на пользователя, только осуществляемое иными способами, чем реклама. «Кибердруг» – это программа, которая изучает все, что связано с вами, с самого детства. Всех ваших друзей и родственников, все, что они когда-либо писали и говорили про вас. Все, что вы когда-либо писали в любой социальной сети. И на основании этих данных анализирует – что вы любите, что вы не любите, какие места вам нравится посещать, какие не нравится. Что вас трогает – собачки, кошечки, слезливые романтические истории? Что вас веселит? Что вас пугает? И – на основе всего этого – как на вас можно надавить.

Соответствующие технологии сегодня достаточно развиты, так что бывает трудно отличить, реальный человек вам пишет или программа. У вас появляется идеальный виртуальный друг, который знает про вас все: все ваши слабости, все мечты и желания. Он понимает вас лучше, чем вы сами, и всегда готов дать правильный совет. Только этот кибердруг на самом деле никаких правильных советов не дает – он всего лишь анализирует все ваши решения, которые вы считаете правильными, за последние, допустим, двадцать лет, и компилирует на их основе свой вариант, который и навязывает вам.

«Кибердруг» – это программа, которая изучает все, что связано с вами, с самого детства. Всех ваших друзей и родственников, все, что они когда-либо писали и говорили про вас. Все, что вы когда-либо писали в любой социальной сети. И на основании этих данных анализирует – что вы любите, что вы не любите, какие места вам нравится посещать, какие не нравится.

Кстати, удалить информацию из социальной сети тоже не так просто. Большинство из нас думают, что можно просто зайти в свой профиль и все стереть, закрыть аккаунт. Но на самом деле он не закрывается! Однажды меня попросили восстановить аккаунт, который был взломан и стерт. С момента взлома прошло уже несколько недель, все это время аккаунта не существовало. Но по моей просьбе социальная сеть – не буду приводить ее название – восстановила его из архивов буквально в три секунды. Со всей информацией, со всей перепиской, со всеми файлами и фотографиями.

Вообще интернет в последнее время входит в нашу жизнь так масштабно, что некоторые вещи, о которых раньше никто не задумывался, начинают теперь представлять собой настоящую проблему. Одна из них – что происходит с аккаунтом человека после его смерти.

В 2008 году мне довелось столкнуться с очень грустной ситуацией – умер мой отец, певец и композитор Анатолий Днепров, а в конце того же года погиб мой двоюродный дядя. Ему было всего сорок два года. Дядя, абсолютно трезвый, возвращался в шесть утра на машине с дачи, и на перекрестке в него на всей скорости влетел «КамАЗ» с пьяным водителем за рулем. На скорости около ста сорока километров в час тяжелая машина превратила маленькую «Ауди» в груду металлолома. Дядя умер мгновенно, его любимая женщина, вместе с которой он ехал, сильно пострадала, но выжила.

Когда мне сообщили об этом, я сперва не поверил. Я знал, что дядя был очень активным пользователем сети Одноклассники, зашел к нему на страницу и увидел последнее сообщение – оно было сделано в час ночи через мобильный телефон. Дядя написал, что отдыхает у друзей на даче вместе с любимой и ее дочкой и что скоро они поедут домой, а девочка останется погостить еще на пару дней.

И все. Человека нет.

Я читал это сообщение, словно эхо с того света. Оно так и осталось висеть на странице. Когда вечером я зашел туда снова, там уже появились записи от знакомых моего дяди, которые начали узнавать о трагедии: «Митенька, неужели это правда?», «Мы по тебе скучаем!», «Пусть земля тебе будет пухом!», «Светлая память».

Меня это очень тронуло. Я страшно переживал из-за гибели дяди, он был прекрасным человеком, хотя мы, к сожалению, мало общались – вечно не хватало времени, оба были заняты своей жизнью и своими делами. И вот, читая все эти сообщения, я вдруг подумал: «Может, мне тоже написать?» Взял и написал. И знаете – мне стало легче.

Потом я задумался: а как вообще регулируются вопросы, связанные со смертью пользователя? Мало того, что после нас остается огромное количество всяких материальных вещей, с которыми непонятно что делать и кому передать – многие ведь не считают нужным писать завещание, – но что будет с нашим цифровым наследием? Это действительно очень масштабная проблема, которую не стоит недооценивать. Так, численность пользователей Фейсбука уже достигла миллиарда. По статистике, каждую минуту умирают три пользователя этой социальной сети. Сейчас в мире нет ни одного законодательного акта, касающегося того, кому достаются такие «выморочные» аккаунты. Огромное количество страниц, блогов, журналов в Одноклассниках, ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Инстаграме, ЖЖ, которые так и остаются в интернете, – чьи они?

Администрация различных социальных сетей тоже начала задумываться об этом вопросе. Твиттер несколько лет назад принял такое решение: если они получат доказательства смерти пользователя, то предоставят его родственникам полный цифровой архив аккаунта. Фейсбук просто закрывает аккаунт, но он остается доступным для просмотра как страничка памяти. И здесь могут быть самые разные ситуации! Я читал историю о том, как молодой человек, пользователь Фейсбука, застрелил свою девушку из ружья, а потом убил себя. А ее родственники, заходя потом к ней на страничку, видели фотографию, где она была изображена вместе с этим парнем, и ничего не могли поделать.

Это действительно очень масштабная проблема, которую не стоит недооценивать. Так, численность пользователей Фейсбука уже достигла миллиарда. По статистике, каждую минуту умирают три пользователя этой социальной сети. Сейчас в мире нет ни одного законодательного акта, касающегося того, кому достаются такие «выморочные» аккаунты.

В случае, когда архивы отдают родственникам, тоже стоит быть готовыми к неожиданностям. Аккаунт может содержать какие-то фотографии, записи, личные сообщения, которые сам человек не хотел бы показывать родителям, жене/мужу или детям. Время от времени все мы переписываемся в «личке», где раскрываем свои самые сокровенные секреты, причем иногда – незнакомым людям. Иногда, будучи в браке, общаемся таким образом с любовниками или любовницами. Пересылаем фотографии – сейчас появилась возможность вообще не хранить фотографии в телефонах или фотоаппаратах: вы делаете фото через Инстаграм или другое приложение, и оно сразу отправляется в интернет, в вашу социальную сеть. И это могут быть абсолютно любые фотографии, самые нескромные, вплоть до прямых доказательств супружеской измены. Этически это очень непростая ситуация. И законодательно этот вопрос, повторю, никак не решен.

Глава 2

Как стать популярным блогером за полчаса

Я был подписан в Твиттере на одну девушку, крайне активную. За полтора года она написала сорок тысяч сообщений – твитов. Это очень много – разделите сорок тысяч на пятьсот пятьдесят и получите среднее количество твитов в день. То есть она постоянно о чем-то писала, кому-то отвечала, постила фотографии и ссылки, при этом еще ухитрялась работать, встречаться с друзьями, ходить в кино и кафе и т. п. И в какой-то момент я перестал ее читать – отфолловил, на жаргоне пользователей Твиттера. Сделал я это в разгар рабочего дня. Буквально через пятнадцать минут мне пришла эсэмэска – крик души: «ТЫ МЕНЯ ОТФОЛЛОВИЛ????!!! – на самом деле вопросительных знаков там было гораздо больше, штук десять, наверное. И дальше: ПОЧЕМУ??? ЧТО Я СДЕЛАЛА??? ЧЕМ Я ПРОВИНИЛАСЬ??» Многоточия, обилие вопросительных и восклицательных знаков, смайлики, улыбки, слезы…

А это был всего лишь эксперимент с моей стороны. Мне было интересно выяснить, как люди реагируют на то, что их перестают читать. Хотя в рамках этого эксперимента я отписался еще от нескольких человек и должен сказать, что они вели себя намного более спокойно.

На самом деле большинство из нас даже не понимают, как сильно влияет на психику постоянное зависание в соцсетях. Этот виртуальный пинг-понг убивает реальное человеческое общение. Поцелуй, объятие, прикосновение, запах, движение – разве социальная сеть сможет это передать? И разве можно в этом случае говорить о полноценном общении?

Многим кажется, что с помощью социальных сетей они спасаются от одиночества. Но вместо этого они сами себя загоняют в новую форму психического расстройства. Оттуда и истеричные SMS «почему ты меня отфолловил?» А что творится при невозможности выйти в сеть из-за, например, проблем со связью? Люди начинают испытывать натуральную ломку. Это самая настоящая зависимость. Вы когда-нибудь ловили себя на сожалении: «Ой, происходит что-то важное, а я не написал, не сфотографировал, не разместил!»? Нервничали из-за того, что ваша запись получила мало лайков или ретвитов? Скорее всего. Почти всех такие мысли время от времени посещают. Хотя на самом-то деле – какая разница? Что это меняет?

Социальная сеть кажется легким способом повысить свою значимость, показать «крутизну». И в погоне за «лайками», френдами, фолловерами люди постепенно начинают жить эрзац-жизнью. Они и не живут по большому счету, а только делают вид. Но им кажется, что они важны, что они что-то собой представляют. Думают, что стали знаменитостями. А чем они знамениты? Разве они сделали в жизни что-то настоящее? У них пятьсот тысяч подписчиков в Твиттере – это что, достижение?

Насколько вообще можно верить цифрам, обозначающим количество подписчиков в соцсетях? В целом – поверить довольно сложно. Есть аккаунты, по которым видно, что цифры накручены. В любой социальной сети можно купить себе любое количество друзей или фолловеров. Можно, например, приобрести готовую группу ВКонтакте, где уже есть сто тысяч участников. Можно набрать пятьдесят тысяч фолловеров в Твиттере за очень короткое время. Делается это при помощи специальных сайтов.

Когда я открыл для себя Твиттер, то первую тысячу фолловеров я набирал в течение года. А через эту систему ради эксперимента сделал пятьдесят тысяч всего за полтора часа. То есть с моими первоначальными темпами нужно было бы сто лет сидеть в Твиттере, чтобы набрать такое количество подписчиков. Этот эффект я назвал «мертвые души по-настоящему». Чичиков у Гоголя эти «мертвые души» покупал, а здесь даже покупать не надо, можно просто регистрировать.

Таких сайтов много, они все исправно работают и пользуются спросом в соцсетях. Даже в Одноклассниках – казалось бы, зачем иметь тысячу друзей в Одноклассниках? Но кому-то это нужно, интересно, кому-то от этого хорошо.

Социальная сеть кажется легким способом повысить свою значимость, показать «крутизну». И в погоне за «лайками», френдами, фолловерами люди постепенно начинают жить эрзац-жизнью.

На самом деле высокую популярность в социальных сетях действительно можно конвертировать во вполне конкретные денежные суммы. В свое время первыми «звездными» пользователями Твиттера в Соединенных Штатах стали Эштон Кутчер и его жена Деми Мур – они были знакомы с основателем этой социальной сети – и хорошо поспособствовали его раскрутке. Твиттер стал популярен не только среди обычных пользователей, но и среди артистов, певцов, музыкантов. А любая звезда мирового уровня, у которой большое количество фолловеров, – это своего рода маркетинговый агент.

К примеру, Барбра Стрейзанд увлекается дизайном интерьеров, и ее читает много людей, имеющих то же хобби или занимающихся дизайном профессионально. Основная аудитория Леди Гаги – молодежь, тусовщики и т. п. Такие сведения бережно сохраняются в базах, которые ведут специализированные интернет-агентства. Время от времени агенты связываются с той или иной звездой, и после переговоров в Твиттере звезды появляется, например, сообщение: «Сижу в баре X в Лос-Анджелесе, здесь обалденный коктейль Y». То есть вроде бы сиюминутная зарисовка из жизни, а на самом деле – реклама. Стоимость одного такого твита доходит до двадцати тысяч долларов, а делать их можно по пять-шесть штук ежедневно. Как говорится, ничего личного, просто бизнес.

Разумеется, чтобы аккаунт вызывал коммерческий интерес, его популярность не должна быть дутой. В Твиттере люди с накрученными рейтингами очень хорошо заметны. Смотришь – человек завел аккаунт четыре месяца назад, а у него уже больше трехсот тысяч фолловеров. А так не бывает. Даже если это медийная персона, которую каждый день показывают по телевизору, – слишком резвые темпы.

Я специально зашел на одну такую страничку, и оказалось, что я был прав в своих подозрениях. Сейчас расскажу, как проверяются такие вещи. Дело в том, что каждому пользователю Твиттера (а их полмиллиарда по всему миру) присваивается индивидуальный номер клиента. Этот номер не виден, если заходить через браузер, как мы все обычно делаем. Но если посмотреть с айпада через специальное приложение, номера будут видны. Так вот, на некоторых аккаунтах можно заметить, что номера фолловеров идут подряд. Но так не бывает! Не может быть, чтобы вас зафолловили хотя бы сто человек, у которых номера идут подряд, это слишком невероятное совпадение. И оно однозначно выдает накрутку.

Для окончательной проверки можно зайти на страницу к одному из таких фолловеров и увидеть типичную «мертвую душу» – пустой аккаунт без единого твита, без собственных фолловеров и без других подписок. Но это просто бессмысленно – зачем тогда заводить аккаунт? Он нужен для того, чтобы там твитить, а не чтобы читать какого-то одного человека. А значит, такие аккаунты не принадлежат реальным людям. Это так называемые боты – иными словами, программы, созданные специально, чтобы накрутить кому-то популярность.

Существуют также сайты, на которых можно посмотреть графики роста количества подписчиков. К примеру, вчера я заказал себе фолловеров – и на графике будет видно, что линия сначала была ровная, а потом резко скакнула вверх. Все ясно – это накрученный аккаунт. А если линия идет более-менее ровно – скажем, в сутки прибывает по три тысячи фолловеров, – тут уже могут быть сомнения. Чтобы разобраться, придется копать глубже. Использование таких алгоритмов, кстати, и стоит дороже – потому что программа должна задействоваться каждый день в течение некоторого времени, вместо того чтобы включиться один раз, накрутить пятьдесят тысяч подписчиков и уйти. Самый дешевый вариант такой накрутки стоит пятьдесят пять долларов за те же пятьдесят тысяч фолловеров. Проблема только в том, что в течение первой недели 25–30 % таких подписчиков может отпасть.

Как работает программа автоматической накрутки? Существует определенный тип вирусов, так называемые полиморфные вирусы. В какой-то момент вирус загружается к вам на компьютер. Он может прийти со спамом, с видеоматериалами, с mp3-файлами, которые вы скачиваете с разных пиратских сайтов. Вы его не замечаете. И ваш антивирус тоже его не замечает. Дело в том, что многие антивирусы не проверяют видео- и музыкальные файлы в момент их загрузки на компьютер – эта функция не является прописанной по умолчанию и не входит в базовый бесплатный пакет, ее надо подключать отдельно.

Так вот, вы скачиваете зараженное видео, а когда запускаете просмотр, вместе с ним запускается программа. Маленький вирус. У него есть «папа» – человек, который его запустил. И с этим «папой» вирус выходит на связь каждые сутки. Спрашивает на своем программном языке: «Папа, что мне делать?»

Таких детей у «папы» очень быстро набирается, наверное, миллион – потому что компьютерные вирусы распространяются с ураганной скоростью, совсем как настоящий грипп в закрытом помещении. И «папа» может отдать, допустим, такую команду: «Дети мои, зайдите, зафолловьте сегодня в Твиттере такого-то и такого-то». В ту же ночь, пока вы спите, этот вирус зайдет в сеть через ваш аккаунт и зафолловит того, кого велено.

А теперь представьте: вы утром встаете и видите, что в списке тех, кого вы читаете в соцсети, появилось какое-то новое имя. Конечно, если вы уже подписаны на тысячу или даже несколько тысяч человек, вы это вряд ли заметите. А вот если в вашей ленте всего сотня или две пользователей, новое имя обычно сразу видно. Скорее всего, вы подумаете примерно так: «Странно, откуда он взялся? Я что, зафолловил его, пока спал? Что-то не припомню. Кто это вообще? Этот чувак вообще из Бразилии, я даже не понимаю, что он пишет», – и отмените подписку.

Иногда люди сами зарабатывают деньги таким образом. Хороший фолловер, у которого много твитов, так что понятно, что это живой человек, может стоить от 30 до 40 центов. Это уже дорого. Если вы вдруг захотите набрать пятьдесят тысяч таких фолловеров, придется выложить пятнадцать-двадцать тысяч долларов. Но это, во-первых, живые люди, а во-вторых, они не станут впоследствии отписываться от вашего аккаунта – таково одно из условий.

Существует определенный тип вирусов, так называемые полиморфные вирусы. В какой-то момент вирус загружается к вам на компьютер. Он может прийти со спамом, с видеоматериалами, с mp3-файлами, которые вы скачиваете с разных пиратских сайтов.

Пользователи со слабой активностью тоже могут участвовать в некоторых программах. Стоят они, конечно, гораздо меньше, обычно от 0,1 до 1 цента, но при этом фолловят, к примеру, по тысяче или даже по десять тысяч человек в день. Заказов много. Но они имеют право со временем отключиться, чтобы у них снова можно было заказать эту услугу, то есть это постоянный заработок.

Более сложное дело – раскрутить аккаунт в ЖЖ. Там много тонкостей – рекомендации, репосты, комментарии и т. д. Все это считает программа, и чтобы попасть, допустим, в топ-10, надо очень постараться. Непрофессионалу в этом разобраться сложно. В Твиттере намного проще понять, как все устроено.

В Фейсбуке можно купить аккаунт, у которого будет десять тысяч друзей. В общем, при желании кого угодно можно сделать популярнейшим блогером и говорить потом, что к мнению этого человека обязательно нужно прислушиваться – смотрите, сколько народу его читает! Сотни тысяч, даже миллионы! Хотя к таким методам прибегают все-таки очень немногие. Все-таки единственное, чего нельзя купить, – это репутация. Ее как раз очень легко потерять, разменяв на тысячи ботов и накрученный рейтинг. А обратно репутацию уже не вернуть, особенно в интернете. Если кто-то про тебя что-то написал, это останется в сети на века и будет преследовать тебя всю жизнь. Соврать, конечно, тоже легко – но сомнения уже никуда не денутся. Как в старом анекдоте, когда пропавшие ложечки нашлись – а вот осадочек на душе остался.

Глава 3

Путь через сердце… к кошельку

Эту главу я начну с рассказа про одинокую женщину по имени Любовь. Живет она в небольшом поселке недалеко от областного центра. От политики далека. Однажды в интернете Любовь познакомилась с мужчиной – он написал ей первым. Рассказал, что его зовут Давид, он военный, живет в Америке. У них быстро завязался бурный роман по переписке. Давид близко к сердцу принял все проблемы Любови и клятвенно пообещал ей, что очень скоро приедет, починит протекающую крышу, а главное – всегда будет рядом с ней. Только сначала ему надо уладить дела в Штатах – перевести в Россию свой бизнес, да и с другими вопросами разобраться. Процесс небыстрый, да и затратный, придется вынимать средства из оборота, и чтобы не терять времени, Давид попросил у Любови денег – для начала всего-то пятьдесят тысяч рублей. Потом еще. И еще. Женщина поверила. Заняла деньги у соседей, взяла кредит в банке. И перевела «Давиду» в общей сложности немалую сумму – около восьмисот тысяч за несколько месяцев.

Этот случай – один из тысяч. Сейчас люди стали очень активно знакомиться в интернете – в социальных сетях, в чатах, на форумах. По американской статистике, один из пяти браков разваливается из-за Фейсбука (в России роль семейного киллера номер один с успехом исполняют Одноклассники). Люди стали влюбляться в десять-двадцать раз чаще – но и относиться к чувствам поверхностнее. Все просто: девушка заходит на страницу к молодому человеку, смотрит личные данные, круг увлечений… «Ах! Ему двадцать четыре года и он любит супергероев! Да это просто мой человек, у нас столько общего!» Завязывается переписка, парочка добавляет друг друга в друзья. Постепенно разворачивается виртуальный роман… А вот его продолжение может оказаться неожиданным.

…Когда сообщения от «Давида» перестали поступать, Любовь еще какое-то время ждала и надеялась, но потом все же поняла, что, похоже, ее доверчивостью воспользовался мошенник. Она подала заявление в полицию, был сделан запрос. Выяснилось, что мужчина, который ее обманул, находится где-то в Сомали – это удалось определить по IP, – но найти этого человека, конечно, не получилось. Деньги были потеряны. Женщине пришлось продать часть дома и заложить другое имущество, чтобы отдать долги.

Как я уже сказал, таких пострадавших – масса. Люди реально попадают на деньги – и женщины, и мужчины, всех возрастов, от восемнадцати и старше. Интересно, что те мошенники, которые специализируются на обмане мужчин, представляясь молодыми красивыми девушками, в большинстве своем сами мужчины. Интернет в этом смысле очень удобен – мы же не знаем, кто на самом деле сидит по ту сторону монитора. Завязывается переписка: девушка-красавица, хорошая, скромная, неизбалованная, застрявшая в каком-то депрессивном поселке, пишет вам, что влюбилась, что вы мужчина ее мечты, сильный, мужественный, герой ее снов, скоро она к вам приедет… но вдруг случается беда – врачи обнаруживают у девушки раковую опухоль. Состояние угрожающее, необходима срочная операция. К счастью, ее могут сделать в ближайшем крупном городе, однако стоит она немало – пятьсот тысяч рублей. Девушка, заливаясь слезами, просит у вас денег. Вы же такой добрый и щедрый, вы обязательно ее спасете, и она теперь всю жизнь будет ваша и ничья другая. Она приедет к вам сразу, как только ее выпишут. Надо только сейчас заплатить хирургу.

Потом она пишет из больницы – что все прошло неплохо, но нужно еще триста тысяч. На лекарства. Она пока еще очень слаба – но вы снитесь ей по ночам, у нее давно собраны чемоданы. И вы шлете еще триста тысяч на лекарства. Потом – на билет. Потом – чтобы оставить маме на еду и бытовые расходы. Потом красавица вдруг пропустит поезд и нужны будут еще деньги. Потом опять заболеет…

В общем, с девушкой будут происходить все новые и новые приключения, а вы будете все слать и слать ей деньги. История будет тянуться, как бесконечный мексиканский сериал. Только, как правило, в реальной жизни ваша Изаура – это толстый лысый африканец, который хорошо знает русский, так как учился когда-то у нас.

По статистике, с киберпреступностью сталкивалось 85 % зарегистрированных российских пользователей интернета. Сейчас мы имеем ситуацию, когда миллионы людей то и дело где-то регистрируются – в соцсетях, на форумах, на сайтах знакомств и т. д. Одинокие новички возникают в интернете постоянно, по нескольку десятков тысяч человек в день. Исследования различных ученых говорят, что лет через двадцать больше половины знакомств будет происходить в интернете. А данные другого статистического исследования говорят, что такие браки оказываются более счастливыми и долгими, чем союзы, в которых люди познакомились обычным путем. И, в общем-то, можно в это поверить. Так или иначе, сеть стала, пожалуй, намного более предпочтительным местом для знакомства, чем «реал».

Как же мошенники вас находят? Да очень просто. Достаточно посмотреть личные странички в Фейсбуке или ВКонтакте. Выбрать те, где в графе о семейном положении указано «В активном поиске», «В разводе» и т. п. Уточнить возраст – обычно преступники выбирают одиноких женщин старше сорока, но есть и такие, кто специализируется на тридцатилетних или на совсем молоденьких девушках от восемнадцати лет. Просто женщины старше сорока, да простят меня читательницы, представляют собой более легкую добычу. Не говоря уже об одиноких дамах за пятьдесят – тех зачастую можно буквально брать голыми руками.

Прежде чем завязать переписку, аферист внимательно изучит всю вашу историю в сети. Он зайдет на личную страничку, в блог, прочтет все записи с самого начала и до конца, просмотрит все доступные анкеты – и будет знать, что вы любите, какие стихи читаете, какие у вас были отношения, что вы пишете, ваше настроение, ваши мечты, ваши проблемы. Посмотрит на ваших друзей, на выложенные документы и фотографии. И на основании этих данных выстроит целую программу – с какой стороны к вам лучше подойти, как обратиться и каким мужчиной/женщиной прикинуться. То есть, готовясь выйти «на дело», мошенники проводят целое исследование. А потом уже связываются с намеченными жертвами.

Обычно они пишут первыми. И сразу заходят с козырей: «У тебя красивые глаза», «Ты мне очень понравилась», «Я тоже люблю Сильвестра Сталлоне», – и тому подобное. Завязывается разговор, где собеседник демонстрирует все те качества, которые вам хотелось бы видеть в идеальном партнере. А ведь женщины часто мечтают выйти замуж за принца. Ну или хотя бы за иностранца. Так что их, к сожалению, нетрудно бывает обмануть.

Впрочем, мой личный опыт показал, что обмануть можно практически любого.

Однажды мой знакомый написал в Твиттере про одну девушку, у которой был день рождения. Заметил – почему у нее так мало читателей? Пора бы ей побольше набрать! Я тоже ее зафолловил, начал читать. Потом мы стали переписываться. Завязалось общение. Она мне пишет: «У меня есть блог, сходи почитай, я пишу всякие рассказы». Я сходил, почитал. То есть появился интерес.

Смотрю фотографии – очень красивая девушка, модельной внешности. Умная, чуткая. Завораживает своим интеллектом, красотой, подходом. Она дала мне телефон, email, все контакты. У девушки красивое имя – Алиса. Алиса Гольцик. Я ей позвонил. Приятный голос. Мы начали перезваниваться, она стала выкладывать больше фотографий, рассказывать про свою жизнь. Рассказала, что училась в Тверской академии хореографии, что в четырнадцать лет ее поймали двое наркоманов, изнасиловали, держали у себя два дня. После этого у нее произошел срыв, как она это назвала – психическое расстройство. Далее, по ее словам, в шестнадцать лет она заболела раком груди на фоне нервного стресса от того, что с ней случилось в четырнадцать. Говорит о лечении, о четырех курсах химиотерапии и нескольких курсах лучевой терапии. Рассказывает, что, несмотря на болезнь и продолжающееся лечение, не бросила занятия и закончила свое хореографическое училище.

Дальше, по рассказам Алисы, она поступила в юридическую академию. Говорит, что когда сдавала последний экзамен – чуть не умерла. Над ней держали капельницу, она падала в обмороки, ей вызывали «Скорую помощь», но она не отступила и сдала все экзамены.

Юридическую академию она закончила за два года, сдав большинство предметов досрочно. Родители девушку практически похоронили, уже заказали место на кладбище, но ее буквально вытащил с того света брат – приходил к ней в больницу, сидел там целыми днями, держал за руку. И очень выручила подруга, которая сдала для Алисы кровь – у нее оказалась очень редкая группа крови, вторая отрицательная. Ни у кого больше в Твери такой не было, только у подруги.

Дальнейшая жизнь Алисы столь же насыщена событиями. Девушка собрала своих самых красивых подруг, с которыми училась в хореографическом училище (к сожалению, забывая про всех, с кем она училась в юридической академии), и уехала в Санкт-Петербург. Там она открыла крупное агентство недвижимости (у которого, правда, нет сайта и нет адреса), и вот уже три года работает с утра до ночи не покладая рук. Подруги общаются с разными мужчинами, которые приносят информацию о том, что касается продаж зданий, офисов и т. д. В течение этих трех лет Алисе удается поднять компанию стоимостью восемьдесят миллионов долларов – пятьсот сотрудников в офисе, собственные маршрутки, которые забирают сотрудников из дома и отвозят их обратно по всему городу, сама хозяйка ездит на BMW X6, – и попутно она еще заочно заканчивает философский факультет МГУ.

Потом она признается: «Мне ничего не нужно ни от кого, только любви».

И потом вдруг обрушивает на меня шквал страстных признаний: я тебя обожаю, я хочу выйти за тебя замуж, я сделала татуировку с твоим именем у себя на спине, вот фотки; я иду на крупнейшую отраслевую презентацию в платье с голой спиной, чтобы все видели, что я твоя женщина; я меняю свой ник в соцсетях – теперь я не Алиса Гольцик, а Алиса Гольцик-Гросс! Предлагает мне жить за границей, говорит, что ее приглашают сниматься для Vogue в Лондоне, а потом еще для какой-то рекламы в Париже, и что она хочет, чтобы я поехал вместе с ней. Она даже позвонила моей старшей дочери, найдя ее телефон ВКонтакте, и спросила: «Девочка, что ты хочешь на день рождения на восемнадцатилетие? Я подарю тебе две BMW Х6, разных цветов – чтобы ты утром и вечером ездила на разных машинах».

Короче говоря, не девушка, а сказка: крупный владелец бизнеса, модельной внешности, с тремя образованиями, и ничего ни от кого ей не нужно, хочет только меня. Но никак не может приехать в Москву! Пишет мне: «Я очень хочу приехать, но никак не получается, сейчас моя мама тебе все объяснит… Сейчас моя сестра тебе расскажет, почему я не приеду… Все, я уже собралась!.. Ах, нет, сейчас не получится, приехали мои родители из Твери, я должна побыть с ними…» Говорит, что у нее бывают сильнейшие нервные срывы, поэтому ее бабушка-психотерапевт, которая работала еще чуть ли не при Сталине, периодически колет ей какие-то страшные, дико засекреченные сильнодействующие лекарства, запас которых у нее остался с тех времен, причем срок годности у них почему-то еще не вышел.

Потом она пишет: «Я еду! Я еду с пересадкой, до Бологого, а потом сажусь на «Сапсан»…» Вы можете себе представить эту пересадку в Бологом с электрички на «Сапсан»? А я тогда все принял за чистую монету. Потом она сообщает: «Я в Москве, но не могу с тобой встретиться – у меня опять нервный срыв. Ко мне едет мама». Мама звонит мне: «У дочки нервный срыв! Я еду к ней ее спасать!»

Мой друг Владимир Соловьев оказался свидетелем всей этой истории и не знал, смеяться ему или ругаться. Он не раз советовал мне поехать в Питер, заказать столик в ресторане и поставить девушку перед фактом – мол, я здесь, давай встретимся, посидим немного. Хотя и предупреждал, что эта встреча может меня разочаровать – и вовсе не потому, что я не понравлюсь Алисе.

В какой-то момент это обилие жалоб все-таки заставило меня задуматься – наверное, тут не все так просто, как кажется. И я начал расследование. Стал пробивать девушку по всем инстанциям – Твиттеру, Фейсбуку, ВКонтакте и т. п. То, что я выяснил, выглядело уже не смешно, а почти страшно.

Оказалось, что девушка уже несколько лет ведет такие отношения со многими мужчинами. Со всеми, с кем она дружила в соцсетях. А это огромное количество народу, сотни человек. Ее целевая аудитория – известные юристы, прокуроры, депутаты, сотрудники таких компаний, как «Лукойл», «Газпром», других крупных корпораций. Все они с легкостью велись на действительно очень умный разговор. Как и я повелся в течение первых нескольких дней, да так, что ходил словно околдованный, у меня буквально крышу снесло.

Замечу, что я, в общем-то, человек небедный – мне принадлежит часть крупнейшего российского интернет-регистратора, компании REG.RU. Поэтому, конечно, я тоже входил в целевую аудиторию этой барышни.

Как я понял, она разузнала про меня практически все. Она знала, что моя первая жена танцевала в Большом театре – и отсюда родилась история насчет хореографического училища в Твери. Она знала, что я всегда пишу в своих блогах про детей, больных раком – мне часто присылают различные истории, просьбы о помощи, и я всегда делаю перепосты, – и отсюда пошел рассказ о ее онкозаболевании. То есть она собрала огромное количество информации. Прочитала все мои твиты, все мои блоги и была полностью подготовлена. И так же она подходила к другим мужчинам.

С этими людьми она общалась очень плотно. Дошло до того, что два человека – известный юрист и прокурор – бросили своих гражданских жен, чтобы жениться на ней, ни разу не видя ее вживую. То есть раскрутка велась на высшем уровне. Ей посылали дорогие подарки, перечисляли деньги на мобильный телефон. Конечно, у нее бизнес на восемьдесят миллионов долларов – но они же мужчины! Когда женщина говорит, что ей ничего не нужно, мужчина хочет дать ей еще больше, еще сильнее продемонстрировать свою мужественность. Мол, раз ты такая успешная и обеспеченная и у тебя все есть, давай, я еще круче тебе что-нибудь подарю, сделаю или пришлю. Психологически все это работает именно так.

В конце концов выяснилось, что зовут девушку вовсе не Алиса Гольцик, как думали те, кто общался с ней в Твиттере, ВКонтакте или Одноклассниках. Настоящее ее имя – Диана, фамилию я здесь называть не буду. Она действительно из Твери, и у нее действительно есть определенная проблема со здоровьем. Но это отнюдь не онкологическое заболевание.

Не знаю точно, сколько ей удалось вытянуть из знакомых мужчин – этого никто не расскажет. Однако я смог узнать, что на ней висело восемнадцать кредитов в разных банках – GMoney, «Русский Стандарт», «Тинькофф», «Хоум кредит», Сбербанк и т. п. – на сумму свыше двух миллионов рублей.

Фотографии, которые использовала аферистка, принадлежат совсем другой девушке, назовем ее Ви. Она из Эстонии, модель, преподаватель танцев и арт-менеджер ресторана. Достаточно известный персонаж, у нее есть и Твиттер, и Фейсбук, и ВКонтакте. Однако за все время никто так и не сопоставил одно с другим.

Когда вы находитесь в сети – вы лакомый кусочек для мошенников. Каждый из нас тешит себя мыслью, что он умный, грамотный, проницательный, что его на мякине не проведешь. Но если за дело берется профессионал – существует почти стопроцентная вероятность, что вас попросту сожрут.

Я разговаривал с Ви. Она призналась, что друзья действительно говорили ей, что ее фотографию кто-то использует в социальных сетях, но тогда она не придала этому значения. Сказала: «Да пусть используют». Того, что ее данные, в частности ее фото, мошенница использовала, чтобы раскручивать мужчин на деньги и брать кредиты онлайн, Ви не знала. Ее это дико напрягло – и неудивительно, тем более что у нее маленькая дочка, а сама Ви на момент нашего разговора собиралась ехать в Москву.

Впервые Диана связалась с Ви в 2009 году. Написала ей что-то вроде: «Ты мне очень нравишься, ты мой кумир». Какое-то время они общались в соцсетях, а параллельно Диана начала, если можно так выразиться, жить жизнью Ви: собирать ее фотографии, фотографии ее подруг, ее родственников, ее ребенка, ее теть и дядь, ее одноклассников. Она создала собственный мир: более шестидесяти аккаунтов ВКонтакте, около двадцати – в Твиттере, тридцать или сорок в Одноклассниках, десять или двенадцать в Фейсбуке (и это только то, что я смог найти). Правда, вход во все эти аккаунты осуществлялся с одного IP-адреса, но на такие мелочи мало кто обращает внимание.

То есть еще в 2009 году Диана взяла фотографии разных людей, связанных с Ви, и создала для них аккаунты. А потом три года общалась сама с собой – писала сообщения с одного аккаунта на другой и себе же отвечала. Сама себя поздравляла с днем рождения и сама благодарила за поздравления, сама себе отправляла виртуальные подарки. Это было очень похоже на шизофрению. До такой степени, что одна из ее виртуальных личностей могла писать другой примерно так: «Privet, Natusik, ya uehala v Parizh». Вторая спрашивала: «А почему ты пишешь латинскими буквами?» – на что следовал ответ: «Zdes russkoy klaviaturi net». Или еще круче: на сообщение от одного аккаунта другому «Мамочка, поздравляю с днем рождения!» приходил комментарий с третьего аккаунта: «Ой, у твоей мамы день рождения? Поздравляю!» – и завязывался разговор. В роли «мамы Алисы» выступала тетя Ви, в роли «папы» – папа Ви, сестра стала «подругой», брат – «братом».

В какой-то момент Диана-«Алиса» начала резко стирать все эти сведения, и мне пришлось всю ночь не спать и делать сканы – ее страниц ВКонтакте, фотографий и т. п., чтобы информация не исчезла.

Неожиданно она приехала в Москву. Перед этим она, как всегда, долго жаловалась – говорила, что ей плохо, что она боится. И вдруг телефонный звонок: «Я сижу в «Тане», жду тебя». Я часто назначаю встречи в ресторане «Тан» на Маяковской, постоянно упоминаю об этом в Твиттере, и Диана это знала.

Я сразу связался с Владимиром Соловьевым – мне необходимо было с кем-то посоветоваться, а он, как я уже сказал, был в курсе всей истории. Говорю: «Мне уже не до смеха. Она мне позвонила, она здесь. Что мне делать?» Он ответил: «Поезжай». Посоветовал только проверить, одна она в ресторане или нет, – как-то не улыбалось нарваться на «группу поддержки» с бейсбольными битами. Я позвонил менеджеру ресторана, описал «Алису», попросил посмотреть, одна ли она пришла. Менеджер ответил странно: «Вроде бы под этой одеждой она одна». И я отправился на встречу, взяв с собой сотрудника REG.RU с видеокамерой.

Тут-то я и понял, что означали слова менеджера. Девушка весила килограммов двести, если не больше. Честно говоря, я с трудом представляю, как она дошла до ресторана. Я и сам человек нехудой, но это было нечто.

Одета неплохо – и недешево, если учесть, что хорошие вещи такого размера вообще нелегко найти. Кольца на пальцах. То есть с виду было похоже, что она не бедствует. Я сел за столик, мы разговорились, девушка рассказывала о своем бизнесе, о BMW X6, о связях с банками «Тинькофф» и «Русский Стандарт»… И я все-таки решился. Спрашиваю: «Диана, ну все-таки, зачем ты этим занимаешься?»

Она просто обалдела. Сигарета выпала из рук, глаза налились слезами. И тут же стала рассказывать очередную грустную историю, заявила, что любит меня. Сказала: «Ты должен дать мне шанс». «Какой шанс?» – «Один шанс быть с тобой. Я буду тебя любить больше всех». Во сколько мне обойдется ее любовь, она не уточнила.

Строго говоря, Диане можно было много чего предъявить в судебном порядке. Она обманула несколько банков, была должна большую сумму денег. Я ее спросил, как насчет банков. Она ответила: «Понимаешь, я вытаскивала свою подругу из тюрьмы». Я спрашиваю: «И что с подругой?» – «Она потом сбежала». – «Зачем же ты ее вытаскивала?» – «Я своих не бросаю…»

Уезжая из ресторана, она попросила денег на такси.

Это, вообще, очень показательная деталь. Принцип охотницы – хоть что-то, но урвать. Как у гаишников: нельзя тормозить первую машину и отпускать без денег – «охоты» не будет.

Стало понятно, что никакой шизофренией тут и не пахнет, а девушка просто очень грамотная, тонкая, умная, хладнокровная профессиональная мошенница. Сами посудите: чтобы переписываться сама с собой на ста пятидесяти аккаунтах и держать на крючке такое количество мужчин, нужно обладать недюжинным умом.

Интересно, что, когда смотришь на такое со стороны, после первых трех предложений все становится понятно. Но если вдруг ты сам оказываешься вовлечен в аферу в качестве жертвы, разобраться с ходу очень сложно. У меня ушло на это несколько недель.

Помните, дорогие друзья, когда вы находитесь в сети – вы лакомый кусочек для мошенников. Каждый из нас тешит себя мыслью, что он умный, грамотный, проницательный, что его на мякине не проведешь. Но если за дело берется профессионал – существует почти стопроцентная вероятность, что вас попросту сожрут. Вам создадут новую реальность, которая вытеснит существующую. В этой виртуальной реальности вас сведут с ума. Вы будете жить ожиданием, потому что ваши фантазии будут работать против вас. И вы будете всегда получать то, что хотите. Попросите «ее» о любой форме сексуального извращения – и выяснится, что это именно то, о чем «она» мечтает. Скажите, что вы любите что-то самое-самое удивительное – и «она» ответит: «Ах! Не может быть! Как?! И ты это любишь? Нет, так не бывает! Как же мы похожи! Нам нравится одно и то же! Поразительно!»

Вас будут изощренно водить на крючке, как крупную рыбу. Однажды у «Алисы» кончились деньги на телефоне – по ее словам, – и я послал ей пять тысяч рублей. Как вы думаете, что она сделала? Вернула мне деньги: «Ты что, мне ничего не нужно!» Классический прием рыболовов и мошенников. Как на живца – дерг-дерг, туда-сюда. И ничего не подозревающая жертва заглатывает наживку все глубже, глубже, так что сорваться уже невозможно.

Знаете, сколько народу стало на меня наезжать, когда я начал общаться с «Алисой» в Твиттере и ВКонтакте? Огромное количество! Я начал получать письма с угрозами: «Это что такое? Как ты смог заполучить такую невесту? У нас были планы! А ты кто такой вообще?» То есть этой даме удавалось реально сводить мужчин с ума. Один товарищ из Мытищ прислал мне, помимо угроз, фотографию татуировки во всю руку – с ее портретом. Он был дико в нее влюблен, общался с ней месяцев восемь и в какой-то момент сделал эту татуировку. Он мне писал: «Если она со мной не будет, я умру!» И, между прочим, через некоторое время он пропал из Твиттера, и я понятия не имею, что с ним стало.

Надо сказать, что «Алиса» оказалась в своем роде гениальной аферисткой. Я провел свое исследование, общался со многими людьми в сети и в реале и выяснил, что с мошенничеством такого высочайшего уровня никто из них не сталкивался. Полторы сотни аккаунтов, десятки обманутых мужчин, все это в течение трех лет – это же надо уметь! И, повторюсь, никто ни разу не захотел ее проверить. Хотя фотографии той же Ви на ее реальных аккаунтах есть везде.

Так что, дорогие читатели и читательницы, – если на просторах Всемирной паутины вашего внимания вдруг начнет добиваться девушка вашей мечты или прекрасный принц, не поддавайтесь первому чувству. Хорошенько подумайте. Потом перечитайте эту главу и еще раз подумайте. А потом идите в полицию.

И еще один, самый главный совет, очень простой: никогда не давайте денег. Особенно это касается представительниц прекрасного пола. Мне всегда было интересно – о чем женщины думают, когда посылают интернет-мошенникам деньги? Они реально думают, что помогают им? Женщины ведь всегда мечтают о принцах, об иностранцах, об олигархах. Белоснежная яхта, «Мерседес»… Мечта выйти за богатого, состоятельного мужчину, который будет защищать, опекать, будет опорой в жизни, – это нормально. Но когда женщина дает деньги – чего она хочет взамен? Вот он стучится к вам в личку и просит денег на бизнес. Но, извините, при чем тут вы? Нужны деньги на бизнес – пусть идет в банк.

Глава 4

Виртуальный флирт и реальный шантаж

В свое время я изучал сайты ФБР. У них есть целый раздел, связанный с мошенничествами, касающимися знакомств. Уверен, что ряд этих схем используется и в России. Например, помимо того, что мошенник может постараться влюбить вас в себя, а потом попросить денег, он может предложить вам и нечто прямо противоположное – а именно принять какую-то сумму на свой банковский счет. Есть схемы, в которых виртуальное знакомство используется для того, чтобы перечислить вам деньги, скажем, с краденой кредитной карты: сумму под тем или иным предлогом переводят вам на счет, вы эти деньги снимаете и потом передаете или переводите мошенникам куда они скажут. Или вас просят, чтобы вы приняли на свой адрес наркотики или какой-нибудь ворованный товар по почте, а потом переправили еще куда-нибудь. При этом вы становитесь соучастником – а аферисты себя таким образом вообще не подставляют.


Несколько лет назад одной из самых ходовых схем были знаменитые сомалийские и нигерийские «письма счастья»: «Дорогой имярек! Дело в том, что погибла семья очень богатого человека. Вы оказываетесь их единственным дальним родственником. Пришлите, пожалуйста, десять тысяч долларов на проведение нотариальных процедур, необходимых для отправки вам завещания на десять миллиардов долларов».


Или так: «В нашем министерстве финансов сложилась странная ситуация. Вы мне, конечно, не поверите, но можете приехать к нам и убедиться сами. Нам нужен номер вашего счета. Мы переведем туда сто миллионов долларов, а вы нам вернете семьдесят пять миллионов. Потом мы вам все объясним, а пока сообщите нам номер вашего валютного счета».


То есть фантазия у аферистов работает хорошо, и способов выманить у вас деньги они могут придумать очень много. Людская доверчивость временами способна сослужить плохую службу.

Как не попасться на удочку? Для этого нужно соблюдать элементарные правила сетевой гигиены.

Во-первых, никогда не следует вывешивать в интернете свои личные данные. Многие публикуют в открытом доступе номера телефонов, адрес электронной почты, еще какие-то сведения. Сколько мы с Владимиром Соловьевым и Анной Шафран провели эфиров на тему безопасности в интернете – но люди все равно постоянно что-то выкладывают. Они никак не поймут, что мошенники смотрят не только какую-то конкретную информацию, но и, например, изучают по фото в интерьере, что видно из окна вашего дома, смотрят фотографии ваших детей, через вашу соцсеть выходят на страницы ваших родственников, которые могут что-то про вас писать. Любая мелочь может дать преступнику направление для поисков, так что со временем он найдет, чем вас зацепить или чем шантажировать. Люди по невнимательности или беспечности оставляют за собой в интернете столько мелкой информации, что в итоге набирается внушительное досье, которое, будучи распечатанным на бумаге, заняло бы толстенную папку. Фактически человека можно собрать всего, если внимательно изучить его социальные сети. Хотя большинство из нас считает себя очень аккуратными людьми, которые ничего лишнего не выкладывают.

Фантазия у аферистов работает хорошо, и способов выманить у вас деньги они могут придумать очень много. Людская доверчивость временами способна сослужить плохую службу.

Еще один вид мошенничества распространился на тех сайтах знакомств, где общение происходит не в местных чатах или посредством сообщений в мессенджере, а через скайп. Как это происходит? Преступник общается с вами и при этом ведет запись всех конференций. В процессе разговора он может попросить вас что-то сделать – например, снять с себя одежду или продемонстрировать некую часть тела. А потом начинается шантаж.

Вот как выглядит типичная переписка мошенника и его жертвы в подобной ситуации (здесь мужчине пишет «девушка» с ником «Милашечка199»):


– Приветик! Видишь, что я пишу? Ау!

– Да.

– У меня нет микрофона, я буду писать.

– Ладно.

– Видишь?

– Вижу.

– Начнем?

– Начнем.

– Снимай футболку… Ты классный. Спасибо… Снимай все остальное. Спасибо.

– Пожалуйста.

– Отойди, чтобы я тебя увидела во весь рост, пожалуйста.


Проходит три минуты. И начинается развод:


– Слушай, тут такое дело. У меня есть видео, как ты раздеваешься. Здесь все твои друзья ВКонтакте, я их сохранила. Могу им всем разослать. Будем договариваться?

– Давай договоримся.

– Тогда слушай. С тебя три тысячи рублей в течение тридцати минут, и я все удалю. Если денег не будет, я с твоей репутацией такое сделаю…

– А как я буду знать, что ты удалишь?

– Я человек, а не тварь. Мне нужны только деньги. Ты заплати, а я удалю. И забудем об этом. А если денег не будет, твоей репутации хана.


Это, наверное, было бы смешно, если бы не было так грустно. Нетрудно догадаться, что три тысячи рублей на самом деле мужчину не спасут. Его будут шантажировать дальше и дальше, пока не выжмут досуха. Конечно, человек, как говорится, сам дурак, что так глупо попался, но все равно он – жертва.

Я не перестаю удивляться таким ситуациям. О чем думает человек, который раздевается перед камерой, общаясь в интернете с незнакомцем, которого даже не видит? Ведь у «девушки» нет ни камеры, ни микрофона. Скорее всего, это вообще мужчина. Так в чем прикол? В чем смысл заниматься непристойностями в видеочате непонятно с кем? Человеку просто хотелось раздеться? Он эксгибиционист? И к тому же речь, как правило, далеко не всегда идет только о раздевании. Люди иной раз вытворяют перед камерой такое, что порноактеры бы обзавидовались. Напоминаю: абсолютно ничего не зная о том, кто находится «на другом конце провода». Женщина? Мужчина? Ребенок? В самом деле, вдруг там не мужик-мошенник, а четырнадцатилетняя девочка – тогда формально вы становитесь педофилом.

Еще одна характерная история произошла с тридцатилетней россиянкой, которая разместила в своей анкете на сайте знакомств довольно откровенные фото. Скоро с ней пожелал познакомиться парень, который увидел эти фотографии. Попереписывались, поболтали. Через некоторое время новый знакомый сменил тон и начал угрожать: «А что будет, если я твои фотки расклею в твоем подъезде, где их увидят все соседи?» Потребовал деньги – внушительную сумму в долларах за каждый снимок.

Между прочим, женщина, с которой переписывался вымогатель, была замужем. К счастью, муж оказался понимающим человеком: узнав о случившемся, он сам решил вступить в переписку с новым знакомым жены. Но ни на какие уловки тот не поддавался. В конце концов семья обратилась в полицию. Полицейские нашли шантажиста. Выяснилось, что это был человек, который когда-то собирал этой семье мебель. Он нашел свою бывшую клиентку в соцсетях и решил пошантажировать.

Над такими историями можно посмеяться, однако следует иметь в виду, что на самом деле все это довольно опасно. Кроме реализации мошеннических схем знакомства в интернете часто приводят к реально ужасным последствиям. Немало изнасилований, избиений и убийств сейчас совершается вот такими случайными виртуальными знакомыми, с которыми жертвы решили пообщаться в реале.

Я всегда призываю людей к осторожности. Конечно, если повезет, можно встретить в интернете свою вторую половинку. Но ведь по большому счету вы не знаете, кто сидит по ту сторону экрана и что это за человек. Для начала постарайтесь «пробить» вашего собеседника, и если при этом вы вдруг нашли второй подобный аккаунт, напишите тому, у кого украли данные. Даже если ваш виртуальный знакомый не вызывает у вас подозрений, не торопитесь сообщать ему свой домашний адрес и телефон. В идеале я бы посоветовал для разных онлайн-сервисов иметь отдельную сим-карту. Хотите общаться? Хотите где-то зарегистрироваться и переписываться в чатах знакомств или через sms? Заведите еще одну трубку – простенький телефон без навороченных функций стоит недорого. Никому никогда не сообщайте свои пароли.

Есть программы, маскирующие внешность в видеочатах, в частности в скайпе. Их без труда можно найти поисковиком. То есть при общении в скайпе вы можете исказить лицо, заменить прическу, добавить шляпу или очки, подставить вместо своего лица голову рисованного персонажа, мордочку животного, смайлик и т. п. Особенно я советую обратить внимание на такие программы тем, кто увлекается видеосексом (что поделать, увлечения бывают разные).

Если же вы с вашим виртуальным знакомым обошли все подводные камни онлайн-общения и решили встретиться – это, конечно, похвальное стремление. Но и тут не забывайте об осторожности. Не разглашайте свои личные данные. Назначайте встречи только в людных местах. И, конечно, на свидании не оставляйте вещи без присмотра.

Глава 5

Интернет – территория безнаказанности?

Более 80 % тех жителей нашей планеты, которые сидят в социальных сетях, на разных форумах, конференциях, блогах, сайтах и т. п., когда-либо создавали «левые» аккаунты – или на выдуманное имя, или на имя какого-нибудь своего знакомого либо публичного лица. Это большая проблема. В сети это никак не регулируется. То есть я в любой момент могу зайти в интернет и создать аккаунт на любое имя, какое мне заблагорассудится.

В США собираются принять закон против этого. Что касается России, то из наших законов, на мой взгляд, больше всего подходит закон о клевете – раньше это правонарушение относилось к сфере гражданской ответственности, но в 2012 году статья о клевете вернулась в Уголовный кодекс. То есть теперь за клевету можно привлекать к уголовной ответственности – даже за клевету в сети.

Депутат Алексей Митрофанов в одном из интервью сказал, что интернет должен стать зоной ответственности точно так же, как и любая другая зона. И это совершенно нормально. Раз уж интернет является фактором и экономики, и всей нашей повседневной жизни, то и ответственность должна быть такая же. И если один человек публично и безосновательно называет другого человека, например, убийцей, педофилом или вором, то есть клевещет на него, он должен за это ответить.

К примеру, средства массовой информации всегда отвечали за то, что они говорили. То же самое справедливо и в отношении популярных блогов. Есть блоги, у которых даже не тысячи, а десятки и сотни тысяч подписчиков, – далеко не каждое СМИ может похвастаться таким количеством читателей. И вопрос тут не в том, с какого момента можно приравнивать блоги к СМИ и надо ли вообще это делать. Ключевым является именно вопрос массовости.

Возьмем ситуацию, которую я называю «эффект Рябова». Если вы помните, есть такой музыкант и преподаватель Анатолий Рябов, которого несколько лет назад обвинили в педофилии – якобы он приставал к своим ученицам. Верховный суд его оправдал – то есть доказано, что в реальности никаких приставаний не было, о педофилии и речь не идет. Но если вбить фамилию Рябова в поисковик, все равно получишь в выдаче тему педофилии. Электронных СМИ, маленьких и больших, очень много – практически каждый городок и поселок, чуть ли не каждая деревня имеет свое СМИ в интернете. И мы имеем дело с ситуацией, когда огромное количество сайтов перепечатало скандальную информацию о том, что Рябову было предъявлено обвинение. Пока шло следствие, выходили десятки статей, каждый новый этап отмечался и обсуждался, и все это распространялось по сети. Но лишь очень малое количество сетевых средств массовой информации сообщило, что профессор был оправдан.

Это и есть «эффект Рябова». Ужас в том, что пройдут поколения, и замечательного педагога уже никто не сможет оправдать, потому что порочащие сведения никто не уберет, не вычистит из интернета. По моим подсчетам, «уборка» всей этой дряни обошлась бы профессору в пару миллионов евро. Легче и дешевле поменять фамилию. И если сайт, распространявший негативные сведения, не обяжут когда-нибудь опубликовать опровержение, он может и не захотеть это сделать добровольно. Хотя я вообще считаю, если ты пишешь, что кто-то в чем-то обвинен, а этого человека впоследствии оправдали, ты обязан написать, что он оправдан. Иначе получается как-то нечестно. Особенно мерзко то, что в случае с Анатолием Рябовым ничтожно мало интернет-СМИ удосужилось удалить со своих сайтов информацию о его обвинении или дополнить ее опровержением, зато когда в свое время был опубликован список журналистов, существовавших на деньги Ходорковского, его впоследствии тщательно вычистили из сети.

Тему очистки репутации в сети я начал изучать довольно давно. И могу с сожалением сказать, что по-настоящему действенного решения проблемы не существует. Сейчас на Западе разворачиваются целые кампании по очистке репутации – однако это становится возможным благодаря соответствующим законам и проработанной практике их применения. Например, во Франции появилась компания под названием «Бригада «Репутация» – Reputation Squad. Они занимаются очисткой репутации и мониторингом по соцсетям – притом не только вас, но и при необходимости ваших детей, отслеживают, когда у них возникают проблемы с другими подростками, и т. п.

В России же разоблачительство зачастую принимает характер инквизиции. И благодаря этому интернет стал основным местом распространения клеветы. Раньше писали доносы в правоохранительные органы, а сейчас пишут в сеть. Взять хотя бы тему педофилии, которую мы неоднократно поднимали в эфирах на «Вести-FM». За последние годы количество сообщений о педофилах увеличилось раз в тридцать. А где они были пять, семь, десять лет назад, эти педофилы? Неужто зараза стала передаваться воздушно-капельным путем?

А дело в том, что в сети вам не нужно проводить следствие. Достаточно сказать нужные слова. Чтобы разместить статью, где тот или иной человек будет назван педофилом, достаточно десяти минут, и этот материал моментально разлетится по блогам и СМИ. Кроме педофилии еще «популярны» убийства, насилие, коррупция и т. п. Через сутки-двое тема будет присутствовать на тысячах сайтов – и останется там навсегда. И можно сколько угодно оправдываться, принимать судебные решения – бесполезно. Какие-то сайты закроют или обяжут убрать лживую информацию, но на множестве других она останется. Тем более что почти половина сайтов ведется сетевыми роботами, которые автоматически собирают по социальным сетям и средствам массовой информации сообщения на заданные темы.

Применять на практике закон о клевете очень непросто еще и потому, что информация в интернете распространяется в геометрической прогрессии. Все начинается с одного источника, но их быстро становится два, потом четыре, потом восемь, шестнадцать, тридцать два, шестьдесят четыре и т. д. Пока вы будете разбираться с одним делом – заявление, следствие, суд, – еще десять тысяч сайтов перепишут у себя эту клевету. Самое интересное, что приблизительно после пятой-шестой ссылки главный источник информации теряется – уже седьмая или восьмая ссылка укажет в качестве источника второй-третий сайт в цепочке. То есть отследить, с чего все началось, становится гораздо труднее. А клевета идет дальше.

При этом мы так интересно устроены, что нам вечно кажется: с нами такого произойти не может. Особенно с теми, у кого есть полезные связи и знакомства. Ничего подобного! Сегодня ты уважаемый человек со связями, а завтра тебя обвиняют бог знает в чем и обсуждают по всему Рунету. И уже не отмоешься. Пройдут годы, сменятся поколения, правнуки зайдут в сеть посмотреть, кем был их предок… Кем-кем он был?! Коррупционером? Убийцей? Педофилом?

По статистике, процентов восемьдесят-девяносто российских пользователей (в Европе этот процент почему-то ниже) имеют привычку проверять новых знакомых по интернету. Кто это? Что этот человек пишет в своих блогах? Что пишут о нем в соцсетях – или в новостях? И иногда получается так, что в ответ на запрос поисковик начинает выдавать тонны негатива.

Я всегда напоминаю о том, что все, что человек пишет у себя на сайтах, в блогах, в соцсетях, попадает в архив Яндекса или Google и остается там навсегда. Интернет превратился в наше общедоступное резюме. Это наш вечный обвинительный приговор. Все, что мы говорим и делаем, оказывается сочтено, взвешено и измерено.

Между прочим, если набрать в поисковике «Гросс» или «Гросс-Днепров», педофильская тема в выдаче тоже будет присутствовать. Я в разное время активно способствовал закрытию педофильских сайтов, и в интернете появились статьи с провокационным заголовком «Филипп Гросс – организатор педосексуалов». Удалить их я при всех своих возможностях не могу. А смысл, собственно говоря, в том, что столько сайтов было закрыто с моей подачи и столько народу на меня «обиделось» за это, что на почве своей ненависти они и объединились – получается, что я их некоторым образом «организовал». Довольно детская, по сути, подмена, но у людей, не привыкших читать дальше заголовка, может остаться определенное впечатление.

Конечно, ситуацию надо как-то брать в руки, и здесь придется много экспериментировать, поскольку все попытки регулирования информации в сети сталкиваются с огромными трудностями. То и дело придумывают разнообразные фильтры, черные списки сайтов. Но невозможно впрямую бороться с тысячами сайтов и блогов, находящихся на сотнях доменов, которые базируются в разных дата-центрах по всему миру. Это может быть любая зона:.ru, рф, com, biz, net, org, info, – по итогам недавних подсчетов оказалось, что в интернете около шестисот зон. И все они находятся в разных странах, где действуют разные законы. Единственный способ, который представляется реальным лично мне, – бороться на уровне поисковика: Яндекса, Google и т. п. Кто-то должен нести ответственность, а поисковик так или иначе является связующим звеном между сайтом и пользователем. Значит, остается подавать в суд на поисковики, требуя, чтобы они заблокировали выдачу клеветнических материалов.

Я всегда напоминаю о том, что все, что человек пишет у себя на сайтах, в блогах, в соцсетях, попадает в архив Яндекса или Google и остается там навсегда. Интернет превратился в наше общедоступное резюме. Это наш вечный обвинительный приговор. Все, что мы говорим и делаем, оказывается сочтено, взвешено и измерено.

А вообще я считаю, что со временем самым главным фильтром в интернете должен стать сам человек. Это вопросы из серии «что такое хорошо и что такое плохо». Мы же знаем, что нельзя убивать, нельзя воровать. Хотя человеческая природа такова, что для многих интернет кажется территорией вседозволенности. Самые темные стороны человеческой природы выходят в сеть. Люди считают себя анонимными – они сидят за монитором и думают, что они одни, их никто не видит, никто не слышит. Но это неправильное ощущение.

Я не устаю говорить, что сетевая анонимность на самом деле является мифом. Анонимности в сети нет. Другое дело, что найти человека в сети непросто. Но можно. Человек выходит с какого-то IP, кроме того, существует еще MAC-адрес, где пишется номер оборудования, с которого осуществляется заход. Есть схемы, позволяющие найти того или иного пользователя интернета. Так что, если очень надо, находят очень многих – почти всех.

Клевета может принимать самые разные формы. Однажды мне написала молодая женщина: «Мне позвонил муж, сказал: «Если не заберешь от судебных приставов исполнительный лист на взыскание алиментов, я тебя буду унижать». Он создал странички в Одноклассниках, Mail.ru, на сайтах знакомств с моим именем, фамилией, фотографиями. От моего имени пишет всякую чушь, предлагает людям интимные отношения в извращенной форме. Пишет им номер моего телефона, адрес. Страница в Mail.ru так оформлена, что у людей создается впечатление, что у меня нетрадиционная ориентация и я люблю различные непристойные вещи. С этих страниц он заходит к моим друзьям и пишет им всякую ерунду».

И это отнюдь не единичная ситуация, такое реально происходит постоянно. Девушка подала заявление в ОВД насчет клеветы, ее отправили к участковому. Участковый сказал, что впервые с этим сталкивается и думает, что рассмотрение дела по этому заявлению будет не слишком быстрым. Она обращалась к администраторам сайтов, но ответа так и не получила. И что делать? Нередко в таких ситуациях девушки жалуются своим нынешним бойфрендам. Бойфренд берет биту и идет ломать ноги бывшему. А потом выясняется, что шантажист вовсе не он – а, например, другая девушка, которую жертва считает своей лучшей подружкой.

Вот почему во многих странах, включая Китай, доступ в интернет сейчас осуществляется по документам. Не буду утверждать, что это правильно, но такая практика есть. В конце концов, у нас в России мобильные номера, которые являются, в общем, меньшим злом, продаются по документам. Человек не может прийти в офис кого-нибудь из «большой тройки» операторов и взять «симку» на произвольно выбранное имя. А почему тогда можно без проблем зарегистрировать фейковый аккаунт? Какая разница, буду я звонить с телефона условного Иван Иваныча Иванова или заходить с левого аккаунта к его друзьям?

С другой стороны, я, например, могу без проблем сделать так, что друзьям Иван Иваныча будут приходить SMS, подписанные его именем, а мои звонки будут высвечиваться якобы под его номером. Делается это, кстати, опять-таки через сеть, за деньги, через специальные сайты. Можно набросать кучу любовных посланий на телефон какой-нибудь женщины якобы от кого-то из ее знакомых, потом позвонить мужу и сказать: «А вы знаете, что у вашей жены в телефоне?» Он посмотрит, и ко всеобщему ужасу обнаружится, что с такого-то номера пришла куча SMS, причем это будет номер реального человека. И поди потом докажи, что тебя подставили.

Помню, как мне пожаловался мужчина: бывшая жена написала про него, что он – педофил. Его нынешняя жена поверила, бросила его, уехала с маленьким ребенком непонятно куда, и он до сих пор их разыскивает. Таких историй, как я уже сказал, масса, и за это никого не наказывают. А ведь согласно официальной статистике в 9,3 % случаев клевета становится причиной возникновения мыслей о самоубийстве. Принятие закона мало что изменило – я практически не видел сообщений об уголовных делах за клевету. Разве что единичные случаи, связанные с журналистикой, и то где-то далеко. Хотя закон реально предусматривает различные наказания, в некоторых случаях от двух до пяти миллионов рублей штрафа.

Одним из соавторов поправок к закону, вводящему уголовную ответственность за клевету, был Александр Хинштейн. В законе говорится, что если вы не знаете, кто конкретно пытается вас оклеветать, подать заявление невозможно. Но сейчас мы как раз преимущественно сталкиваемся с ситуацией, когда порочащие сведения распространяются в интернете, и непонятно, кто именно на вас клевещет – это какие-то анонимные боты, несуществующие люди или пользователи, использующие чужие фамилии.

Конец ознакомительного фрагмента.