Вы здесь

Криминалистика. Криминалистическая трасология (С. В. Федотов, 2010)

Криминалистическая трасология

Одним из основных разделов криминалистической техники является учение о следах – трасология. Название этому разделу криминалистики дал профессор И. Н. Якимов в 1920-х гг. Трасология, по Шевченко, это отрасль уголовной техники, изучающая различные следы как отображения внешнего строения материальных объектов с целью выяснения обстоятельств возникновения таких следов и идентификации указанных объектов.

Разные криминалисты понятие следов применяют как в узком, так и в широком смысле. В узком смысле под следами имеются в виду отображения внешнего строения материальных объектов, с помощью которых можно понять родовую принадлежность объектов, идентифицировать следообразующие предметы, выявить обстоятельства, при которых появились данные отображения. В широком смысле под следами понимают любые изменения, происходящие в окружающей обстановке в результате физических, химических, физиологических и иных явлений под воздействием на нее преступника (пятна крови, капельки слюны на окурках, следы помады, разбросанные спички, разлитые жидкости и т. д.).

В основном криминалисты понимают следы как следы-отображения, то есть в традиции уголовной практики, сложившейся еще до официального рождения криминалистики. Один из известных зарубежных специалистов, немецкий криминалист профессор А. Кангер, считает недопустимым относить к «следам» всевозможные иные изменения, которые могут происходить в окружающей обстановке в результате действий преступника; он именует подобные изменения остаточными явлениями. Для него след в криминалистическом понимании может быть только пластическим отображением контактной поверхности соответствующего объекта в форме оттиска в предмете или отпечатка в нем, которое и может быть использовано для идентификации самого объекта.

Некоторые ученые (например, немецкий криминалист Э. Анушат) относят к следам любые изменения, воспринимаемые органами чувств, связанные с преступным фактом или действиями преступника. Вопрос о расширении границ понятия «след» не однозначен: если слишком расширить это понятие, можно усложнить процесс расследования преступлений, если слишком сузить, можно упустить важную для расследования информацию. Следует придерживаться «золотой середины» и включать в трасологию как учение о следах-отображениях, так и учение об изменениях, появляющихся в результате воздействия преступника на месте преступления, на жертве или на самом преступнике.

Следы являются одним из основных доказательств участия того или иного лица в совершении преступления, именно поэтому они имеют огромное значение для разработки той или иной версии следователя. Следы позволяют установить и найти орудие преступления, выявить характерные особенности применившего это орудие лица, восстановить картину преступления в целом.

В трасологии выделяют следообразующие объекты (человек, животные) и следовоспринимающие объекты (поверхность, на которой остаются следы).

Существует несколько классификаций следов, предложенных ведущими отечественными специалистами. Наиболее полно классифицировал следы Б. И. Шевченко; в основу классификации он положил механизм образования следов.

1. В зависимости от природы явления, которое принимает участие в механизме образования следов, он выделяет термическое (ожог от утюга); химическое; фотохимическое; механическое воздействие; действие взрывных устройств, радиацию.

2. В зависимости от того, производит ли следообразующий объект деформацию, разрушения следопринимающего объекта, он выделяет следы поверхностные: а) следы наслоения (потожировые следы пальцев рук) на следовоспринимающей поверхности; б) следы отслоения (следы истончения вещества на поверхности или же следы отслоения вещества на пальцах рук преступника в виде частиц со следовоспринимающей поверхности); и объемные (за счет деформации следовоспринимающей поверхности или деформации пальцев или иной части тела преступника от соприкосновения с этой поверхностью). Объемные следы предполагают, что следовоспринимающий объект сохраняет деформацию, и имеют три измерения – длину, ширину, глубину (высоту).

3. В зависимости от направления силы воздействия следообразующего объекта на следопринимающий объект следы можно разделить на:

1) статические (следы ног) – сила воздействия направлена перпендикулярно;

2) динамические (следы ног при скольжении, следы торможения) – сила воздействия распадается по векторам;

3) взаимодействие в условиях качения.

4. В зависимости от того, где происходит воздействие от преобразования следов, в пределах контакта или за его пределами, Шевченко выделяет следы локальные – то есть образованные за счет изменений, возникающих в пределах контактной поверхности воспринимающего объекта (большинство следов); и периферические — то есть вызывающие изменения за пределами контактной поверхности (в результате проникновения посторонних веществ за пределы контакта двух объектов – например, брызги крови).

Шевченко разделил следы на следующие типы:

1. Объемные следы локального механического воздействия: а) оттиски; б) разрезы; в) пробоины.

2. Поверхностные следы механического воздействия: а) отпечатки статические; б) отслоения статические; в) отпечатки и отслоения динамические.

3. Объемные и поверхностные следы локального химического и термического воздействий.

4. Объемные и поверхностные следы периферического воздействия.

Классификация Шевченко охватывает широкий круг явлений, но многими криминалистами делались соответствующие уточнения или дополнения.

Классификация Г. Л. Грановского.

Система видов объектов, которые оставляют следы:

– гомоскопические (следы человека);

– мехагомоскопические (от протезов зубных, ножных);

– механоскопические (от механизмов, транспорта).

Особенности отображения признаков объекта в следах:

1) точечное (точка изображается точкой); линейное (точка изображается линией);

2) объемное; плоскостное;

3) позитивное; негативное (при надавливании пальцем).

Характеристика самих следов:

– видимые;

– невидимые (следы коррозии).

Классификация А. В. Попова:

– следы передвижения (следы ног животных, следы транспорта, следы волочения);

– следы действия (следы рук, следы орудий взлома, следы применения оружия, следы крови, следы зубов, следы ногтей).

Эта классификация предназначена для оперативного работника, так как в его обязанность входит выявить следы действия для преследования по горячим следам. Отрицательным моментом является то, что нет единого критерия, одни и те же следы можно отнести и к той и к другой группе (следы ног).

Классификация Г. Шнейкерта:

– объективные следы (относящиеся к событию преступления);

– субъективные следы (относящиеся к личности преступника).

Оба типа следов (как объективные, так и субъективные) различаются также по месту обнаружения:

– следы на месте преступления: а) ведущие к месту происшествия; б) ведущие от места происшествия;

– следы на преступнике;

– следы на жертве преступления.

Особенностью следов является то, что многие из них имеют свойство разрушаться. Поэтому требуется применять правила, которые позволяют их не только выявлять, но и сохранять, чтобы затем можно было их использовать для доказательства вины преступника. Для обнаружения следов существует немало специальных методов. Задача криминалиста – применять тот, который позволит максимально выявить следы и наименее может их повредить. Поэтому криминалист должен придерживаться следующих правил:

1. Первыми должны применяться неразрушающие методы. Необходимо начинать с микрометодов: не осталось ли каких-либо жировых следов, мельчайших клеточек отслоившейся кожи.

2. Далее применяются неразрушающие методы, которые позволяют обнаружить макроследы: разные режимы освещения.

Если следы рук находятся на прозрачном объекте, необходимо применить освещение на просвет. Если это объемные следы, то высветить их рельеф можно при режиме косо падающего освещения или использовании разных углов зрения. Если необходимо усилить контраст между фоном и светом, надо направить сфокусированный пучок света на место, где находится след. Если следовоспринимающая поверхность рельефна, то используют бестеневое освещение.

3. Если эти методы не дали положительных результатов, применяют невидимые лучи. Ультрафиолетовые лучи используются, когда вещество способно люминесцировать (все биологические вещества, кроме крови, все минеральные смазки). Используется электрооптический преобразователь, инфракрасные лучи позволяют выделить следы рук (указывают на вещества, содержащие углерод).

4. Методы, которые могут привести к разрушению следов. Это методы механического воздействия: порошки, аэрозоли, кисточки.

Использование порошков эффективно, если используются такие порошки, которые прилипают к потожировому веществу, но оно быстро высыхает и теряет липкость. Если следообразующая поверхность обладает липкостью, порошок оседает на всю поверхность; результат – забитые потожировые следы.

5. Химические методы позволяют выделить старые следы (например, десятилетней давности). Эти методы могут разрушить не только след, но и вещественное доказательство. Химические методы применяются только в лабораторных условиях.

6. Биологические методы. Микроорганизмы более избирательно выявляют потожировые следы, чем порошки. Микроорганизмы «любят» аминокислоты и «не любят» сахар. Но этот метод не внедрен на практике.

7. Между оптическими и механическими методами существует метод вакуумного напыления, в котором применяются тонкодисперсные порошки, не повреждающие след. Выявляется рельеф с помощью вакуумных установок.

8. Окуривание следов парами йода (метод между механическим и химическим) окрашивает потожировые вещества в желто-коричневый цвет. Происходит быстрое обесцвечивание, поэтому используются способы закрепления.

Нередко выявленные следы обладают крайней неустойчивостью и легко разрушаются под действием света или температуры, поэтому сразу после их выявления требуется очень оперативно их зафиксировать. Для этой цели разработаны методы фиксации следов, которые предполагают следование ряду установленных правил:

1. Если предметы переносимы и транспортабельны, обнаруженный след изымается вместе с носителем; например, если след находится на двери или на оконном стекле, то необходимо вырезать часть стекла, двери.

2. Вся работа со следами сопровождается фотосъемкой и описанием в протоколе.

Описание в протоколе составляется по типовой схеме:

– указывается, где конкретно расположены следы относительно двух постоянных ориентиров (то есть деталей или особенностей обстановки, которые обладают наибольшей степенью постоянства и закреплены в пространстве в виде реперных точек, например, угол дверного проема);

– указываются форма и размер следа, его видовая принадлежность;

– дается описание следа в соответствии с классификацией Б. Шевченко;

– дается описание следа в соответствии со специальной классификацией;

– описывается состояние следа, его отдельные мелкие особенности;

– указываются примененные методы фиксации.

3. Если следы нетранспортабельны, делается изготовление копий, отпечатков, слепков и т. д.

Плоскостные средства фиксации (увлажненная фотобумага, липкие ленты, прошкуренная резина) используются, если следы поверхностные. Слепочные материалы: гипс, полимерные материалы, воск, пластилин применяются, если следы объемные. Предпочтение при изготовлении слепков отдается полимерным материалам, которые эластичны и позволяют снимать слепки в сложных полостях или с носителей со сложным внутренним строением; не разрушаются при упаковке, транспортировке; не изменяют своих размеров и структуры в любой внешней среде, хорошо передают строение микроуровня любых следов; позволяют извлечь след из сыпучих материалов (песок, глина), легко подвергающихся разрушению.

4. В некоторых случаях применяется лазерное излучение – обычно для выявления потожировых отпечатков пальцев, когда обычные методы дактилоскопии результата не дали.