Часть II
Украина на краю финансовой пропасти
О финансовом положении киевского режима и перспективах дефолта Украины
Согласно экспертным оценкам, на Украину с момента февральской революции и до конца сентября поступило из различных источников (МВФ, Всемирный банк, ЕС, США) около 6 млрд. долл. Около 95 % этой суммы пошло на рефинансирование долга. На иные цели, которые могли бы иметь хоть какое-то отношение к решению насущных задач страны, пришлись крохи, не превышающие 5 %. Злые языки, принадлежащие тем, кто делал февральскую революцию и оказался на обочине революционного процесса, раскрывают страшную тайну. Они утверждают, что эти 5 % – «откаты» и «распилы» в пользу новой власти. Так что на цели «национального развития» остается ровно 0 %…
Когда закончится выстраивание долговой пирамиды на Украине?
Сегодня много говорят о том, что Украина – «полигон» (для отработки технологий «майданов» и «революций») и «плацдарм» (для подготовки агрессии НАТО против России). Однако это еще и «золотая жила» для алчных спекулянтов и финансовых олигархов (не украинских, а мировых). Создан механизм долгового закабаления Украины. Новые возможные займы пойдут на то, чтобы быстро нарастить государственный внешний долг Украины. При этом курс гривны будет катиться дальше вниз. В какой-то момент времени займы прекратятся. Этот момент определят соображения двух видов.
Во-первых, соображения относительно значимости Украины как «плацдарма». Их я здесь касаться не буду. Во-вторых, чисто меркантильные соображения. Кран помощи будет перекрыт окончательно тогда, когда у Украины будет исчерпан ресурс обеспечения своих внешних обязательств. Это все активы «незалежной»: черноземы; сланцевый газ и другие полезные ископаемые; остаток государственных предприятий; вся инфраструктура, включая трубопроводы. Эти активы перейдут на балансы тех компаний, банков и фондов, которые являются «боковыми» структурами западных «благодетелей» Киева. Одна из таких структур – фонд «Франклин Темплтон», который еще в прошлом году скупил существенную часть долговых бумаг казначейства Украины. Можно ожидать, что курс гривны к моменту такого события будет находиться на уровне плинтуса.
Спекулянты пока не очень заинтересованы в полной нормализации ситуации на Украине – военные действия и отсутствие стабильности позволяют им продолжать игру на понижение. Они хотят сделать свои инвестиции в этой стране максимально «эффективными». Взять, например, Одесский припортовый завод (ОПЗ) – одно из ведущих предприятий химической промышленности. 7 лет назад, в 2007 году, предприятие оценивалось в 2,5 млрд. гривен (что по «дореволюционному» курсу составляет примерно 312,5 млн. долларов). Сегодня оно уже оценивается лишь в 600 млн. гривен (около 40 млн. долларов). А дальше будет ещё хуже.
Ситуация на Украине и вокруг этой страны почти шизофреническая. Спекулянты действуют по принципу «чем хуже, тем лучше» (в смысле «чем хуже, тем дешевле потом купим»). А власти Украины делают все возможное и невозможное для того, чтобы доказать, что в стране всё не так уж плохо, как это кажется на первый взгляд.
О финансовых «достижениях» нового режима
Министерство финансов Украины радостно рапортует о том, что объем налогов, поступающих в бюджеты Украины в нынешнем году, даже несколько превышает соответствующие показатели прошлого 2013 года. И некоторая часть обывателей действительно верят в эту статистическую кабалистику.
А вот что сообщила в сентябре председатель Национального банка Украины (НБУ) Валерия Гонтарова. Инфляционный рост цен в этом году составит 19 %. Обесценение украинской гривны по отношению к доллару США уже достигло 60 %. Таким образом, получается, что доходная часть бюджета Украины в реальном выражении должна быть уменьшена на эти самые 19 %. А по отношению к доходам прошлого года, выраженным в постоянных гривнах, доходная часть бюджета Украины в этом году сократится, по моим оценкам, на 17–18 %.
Впрочем, думаю, что реальное сокращение доходной части бюджета будет намного больше. До середины текущего года Донецкая и Луганская области сохраняли финансовые связи с Киевом. То есть происходили перечисления налогов в общую казну, одновременно в эти области поступали бюджетные средства на выплаты заработных плат бюджетникам, пенсий, пособий и т. д. Сегодня эти финансовые связи разорваны. Трагические события привели к тому, что значительная часть предприятий региона разрушена или прекратила свою работу. Даже по оценкам Киева, в двух указанных областях в результате «антитеррористической операции» были разрушены 600 предприятий.
Остановка предприятий Новороссии серьезно осложнила работу многих отраслей украинской экономики в целом, и её налоговый потенциал падает на глазах.
Показатель ВВП Украины: статистический иллюзион
Вызывает вопросы и статистика валового внутреннего продукта (ВВП) Украины. Украинские СМИ активно дискутируют проблему: насколько упадет в 2014 году экономика страны? Яценюк относится к лагерю «оптимистов» и называет величину снижения ВВП в 5 %. Некоторые украинские чиновники дерзко оспаривают оценку премьер-министра и говорят о 6-процентном падении. А вот МВФ прочит падение на целых 7 %. Лично у меня не вызывает доверия ни одна из приведенных оценок.
Во-первых, потому что из экономики Украины в текущем году был произведен вычет в размере 16,5 % ВВП. Я имею в виду долю в создании ВВП Донецкой и Луганской областей. Во-вторых, потому что физические объемы всех видов производств даже в остальной части Украины в 2014 году будут ниже, чем в прошлом. Можно брать производство электроэнергии, чугуна и стали, вагонов и тепловозов, объемы грузоперевозок по железным дорогам и т. д., и т. п. Причин для такого падения предостаточно. Как уже сказано, остановка шахт и заводов на Донбассе болезненно отразилась на положении очень многих предприятий Украины, имевших устойчивые и тесные производственно-экономические связи с Юго-востоком страны. Кроме того, Украина сама себя наказала санкциями против России. Например, запретив поставки продукции военного назначения в РФ. Только один пример: гигант авиастроения «Антонов» вынужден был прекратить поставки авиатехники в Российскую Федерацию и сейчас находится на грани банкротства. Наконец, положение многих предприятий резко осложнилось в результате того, что Киев взял курс на ассоциацию с Европейским Союзом и эти предприятия потеряли российский рынок. Адекватной компенсации на рынке ЕС эти предприятия не получат. Действие указанных факторов стало проявляться лишь с середины текущего года, оно будет усиливаться и еще больше проявится в 2015 году. По мнению экспертов, в результате нынешней войны на Украине экономика страны может лишиться трех ключевых отраслей – черной металлургии, машиностроения, химической промышленности. Последняя из названных отраслей может погибнуть в результате начавшихся перебоев с поставками российского газа.
Реальное падение ВВП на Украине в 2014 году, по моим грубым оценкам, составит никак не меньше 20 %. А экономические ведомства украинского правительства совместно с МВФ проводят сеансы гипноза под названием «Статистический иллюзион на Украине». Способы создания статистических иллюзий разные. Например, статистическая служба Украины и МВФ продолжают включать в общую статистику по украинской экономике цифры, относящиеся к ДНР и ЛНР. Остается только загадкой, каким образом они собирают первичную статистическую информацию, если деятельность статистической службы Украины в ДНР и ЛНР прекратилась. Не менее удобным является и такой способ статистических манипуляций, как использование стоимостных показателей, не очищенных от инфляции. Если сильно разогнать инфляцию в стране, то можно не только ликвидировать падение экономики, но даже добиться неплохих темпов «экономического роста».
О валютном допинге и украинской экономике
Как мы уже отметили, в 2014 году наблюдалось резкое падение курса гривны. С начала года (за 8 месяцев) населением снято с банковских депозитов валюты на сумму 2,2 млрд. долл. Резко возросли покупки наличной иностранной валюты. Власти обвинили население в подрыве национальной денежной единицы, введя ограничения на покупку валюты (на сумму не более 3000 гривен, что эквивалентно 220 долл. США). Чтобы не допустить потери тающих валютных резервов (их величина на 1 августа 2014 года составила 16,1 млрд. долл.), НБУ прекратил валютные интервенции, полностью отпустив гривну. Международным спекулянтам это на руку.
За первые 8 месяцев текущего года сальдо торгового баланса страны составило минус 2,62 млрд. долл. Опять-таки власти с гордостью говорят, что это большое достижение на фоне того, что в прошлом году дефицит торгового баланса (только по товарам, без услуг) был 19,6 млрд. долл. Однако если разбираться, то выясняется, что сокращение дефицита произошло не за счет наращивания экспорта, а за счет резкого падения импорта. Отпустив валютный курс гривны и обесценив ее на 60 %, власти очень рассчитывали на то, что сработает механизм валютного стимулирования товарного экспорта. Другим странам бывает достаточно обесценить свою денежную единицу процентов на 10 для того, чтобы достичь серьезных подвижек в своем торговом балансе. У Украины не получилось. Механизм «валютного демпинга (а точнее – допинга)» нисколько не оживил товарный экспорт Украины. Квартальные показатели экспорта товаров из Украины в 2013 году были следующими (млрд. долл.): 1 кв. – 15,6; 2 кв. – 15,9; 3 кв. – 16,0; 4 кв. – 17,5. А вот данные за 2014 год (млрд. долл.): 1 кв. – 14,6; 2 кв. – 14,9. Украинская экономика мертва, ее не оживляют даже лошадиные дозы валютного допинга.
Дефолт Украины и Россия как «непредвиденный фактор»
В 2013 году сальдо платежного баланса Украины, несмотря на дефицит баланса внешней торговли, было положительным и равнялось 2 млрд. долл. А в текущем году уже за первые 8 месяцев платежный баланс Украины был сведен с дефицитом 4,6 млрд. долл. Этот общий дефицит отражает не только дефицит торгового баланса, но также процесс устойчивого оттока капитала из Украины. При сохранении существующих тенденций дефицит платежного баланса Украины за весь 2014 год может составить порядка 7 млрд. долл. Однако во второй половине текущего года начинает действовать ряд отягчающих факторов, которые могут запросто увеличить дефицит платежного баланса страны до 10 и более млрд. долл.
В ноябре планируется опубликование самых свежих данных о величине ВВП Украины. Всех интересует этот показатель. Интерес не праздный. Величина ВВП позволит определить уровень относительного государственного долга Украины. Если он перевалит за 60 % ВВП, то Россия, которая в декабре 2013 года предоставила Украине заем на сумму 3 млрд. долл., может потребовать немедленного погашения всего долга (основная часть + проценты). Таковы условия займа. Уже из-за одного этого дефицит платежного баланса перевалит через отметку 10 млрд. долл. Если Украина не получит за оставшиеся месяцы 2014 года никакой новой финансовой помощи, то ей придется закрыть дыру в 10 млрд. долл. своими валютными резервами. Тогда к новому году в валютной кладовой Украины останется не более 6 млрд. долл. А если мы в расчеты включим еще такой фактор, как погашение Украиной застарелого долга по природному газу перед «Газпромом», то это еще 3 млрд. долл. по минимальному счёту. Одна мысль о таком сценарии приводит в дрожь многих западных держателей государственного долга Украины. Может наступить тот самый дефолт, которого, по уверениям Яценюка, «никогда не будет». Кто-то на этом дефолте потеряет свои миллиарды, а кто-то, наоборот, несметно наживется. Впрочем, как показывает мировой опыт, дефолты редко бывают экспромтами. Чаще они готовятся в плановом порядке, иногда в течение многих лет. Украина – не исключение. Дефолт там будет. Но не раньше, чем на это дадут отмашку покровители и скромные бенефициары таких организаций, как фонд «Франклин Темплтон». Впрочем, тот же мировой опыт показывает, что не всегда события по подготовке дефолта развиваются по плану. Иногда в «игру» может вклиниться незапланированный участник. Приведенный выше расклад финансовых обязательств Украины показывает, что Россия может и, на наш взгляд, должна стать тем самым «незапланированным участником».
Дефолт Аргентины – сигнал Украине
Аргентина фактически вынуждена признать дефолт по своим внешним долговым обязательствам. Хотя дефолты не такое уже редкое явление в современном мире, дефолт Аргентины – не ординарное событие, поскольку страна оказалась жертвой финансовых стервятников и так называемого правового империализма США.
Как Аргентина попала в лапы финансовых стервятников
История нынешнего дефолта восходит к 2001 году, когда Аргентина вынуждена была объявить предыдущий свой дефолт по долгам государства (суверенный дефолт) на сумму около 130 млрд. долл. Тогда дефолт был, так сказать, классическим, он был обусловлен отсутствием у государства необходимых средств для обслуживания внешнего долга (выплаты процентов) и погашения основной его суммы. Причём это был крупнейший в мировой финансовой истории суверенный дефолт. Начался процесс реструктуризации долга путем переговоров Аргентины с зарубежными держателями её государственного долга. В результате большинство кредиторов пошли на списание значительной части долга (до 75 %) и изменение условий погашения оставшейся суммы. Было проведено две реструктуризации – в 2005 и 2010 гг. И всё бы хорошо, но на такую реструктуризацию не согласилась часть инвесторов, на руках которых находилось облигаций аргентинского казначейства на сумму около 4 млрд. долл. В этой группе несогласных инвесторов выделялась небольшая кучка хедж-фондов во главе с Elliott Management Corp. миллиардера Пола Сингера. Эти хедж-фонды имели пакет аргентинских бумаг на сумму немногим более 1,3 млрд. долл. За ними к тому времени уже закрепилась слава финансовых стервятников. Эти и другие финансовые хищники покупали на рынке долговые обязательства государств, находившихся на пороге суверенного дефолта или уже объявивших о дефолте, а затем требовали 100-процентных выплат по бумагам и ни на какие компромиссы с должниками не шли. Наглость финансовых стервятников подкрепляется тем, что они, имея неформальные отношения с судебными органами США и Великобритании, подают иски в суды с требованием обеспечить им 100-процентную сатисфакцию по долговым бумагам – и суды такие иски удовлетворяют. В связи с этим даже появился термин правовой империализм.
Решение нью-йоркского суда, или Правовой империализм США в действии
В полной своей красе правовой империализм проявился как раз в случае с Аргентиной. «Стервятники» обратились в суд Нью-Йорка с требованием заставить Аргентину выплачивать им по долговым бумагам суммы в полном объеме, т. е. без учета реструктуризации долга. В октябре 2012 года Апелляционный суд второго округа США в Нью-Йорке удовлетворил исковое требование «стервятников». Более того, он запретил Аргентине обслуживать реструктурированные обязательства, пока она не рассчитается с фондами, подавшими исковое заявление. Буэнос-Айрес яростно сопротивлялся, понимая, что другие держатели долга почти наверняка потребовали бы таких же 100-процентных выплат. А заложником нью-йоркского суда Аргентина оказалась потому, что ее международные облигации выпущены по праву штата Нью-Йорк.
Суд Нью-Йорка определил крайний срок возможного внесудебного урегулирования проблемы между «стервятниками» и Аргентиной – утро 31 июля. К этому моменту такое урегулирование достигнуто не было, и ведущие рейтинговые агентства резко понизили инвестиционный рейтинг Аргентины. Платежи, которые Аргентина исправно осуществляла держателям реструктурированного долга, были судом заблокированы. Фактически суд поставил крест на решениях о реструктуризации долга 2005-го и 2010 г. По экспертным оценкам, долг Аргентины после перерасчета должен взлететь до 120 млрд. долл.
Эта история вызвала в мире значительный интерес, так как среди держателей долговых бумаг целого ряда стран есть фонды и иные инвесторы с явными признаками финансовых стервятников.
Украина на пороге дефолта
Украина – одна из таких стран. На 1 мая 2014 г. общая сумма внешнего долга Украины приближалась к 140 млрд. долл. Из них более 100 млрд. долл. – внешний долг негосударственного сектора экономики. Государственный внешний долг – 36,86 млрд. долл. По отношению к золотовалютным резервам Украины на 1 мая 2014 г. государственный внешний долг был равен 38,6 %.
Некоторые оптимисты утверждают, что долговое положение Украины не так плохо. Общий государственный долг Украины (включая внутренний) на 1 мая 2014 года составил 65,22 млрд. долл., что эквивалентно 40 % ВВП страны. Правда, к концу года ожидают, что этот показатель вырастет до 60 %. На фоне Греции, у которой относительный уровень государственного долга, по разным оценкам, 150–160 % ВВП, действительно не так уж и плохо. Да и в странах, входящих в еврозону, уже в следующем году этот показатель может достичь, по оценкам, 100 %. Есть, правда, маленькое «но»: в Европе нет войны, нет беспорядков, неплохая собираемость налогов, а главное, нет падения ВВП. 60 % ВВП – вроде бы не критичный уровень госдолга. Но это при растущей или, по крайней мере, не падающей экономике. Экономика же Украины катится по наклонной. К такому выводу пришли в рейтинговом агентстве Standard & Poor’s. Они резко ухудшили прогноз для Украины: ВВП по итогам этого года сократится на 7 % по сравнению с предыдущим. Что касается частных экспертов, то они предсказывают реальное (выраженное в постоянных ценах) падение ВВП на треть. Не видно даже шансов на ослабление украинского кризиса в ближайшей перспективе, и большинство экспертов предсказывает дефолт Украины по внешним государственным обязательствам независимо от исхода военных действий на Донбассе.
Возможна ли реструктуризация украинского долга?
В Киеве это понимают, но надеются на особые преференции, под которыми имеется в виду реструктуризация долга иностранными держателями. Правда, надежды слабые. Часть украинского внешнего государственного долга принадлежит так называемым привилегированным инвесторам. За этим термином скрываются международные финансовые организации, которым запрещено изменять условия кредитов. А правительство Украины должно большие суммы таким привилегированным инвесторам, как МВФ, Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк. Реструктуризация проводится обычно в отношении того долга, который связан с казначейскими бумагами. На 1 мая 2014 г. общая сумма обязательств Украины по суверенным еврооблигациям составляла 17,4 млрд. долл., или почти? всего внешнего государственного долга страны. Крупнейшим держателем таких бумаг является американский фонд Franklin Templeton. На 1 мая стоимость портфеля украинских евробондов в портфеле фонда достигла 7,6 млрд. долл., т. е. около 43 % всех долговых обязательств Украины по евробондам. Указанный фонд имеет все признаки финансового стервятника. Такие инвесторы не привыкли идти навстречу должникам и проводить реструктуризации.
Аргентина и громогласное заявление Яценюка
31 июля премьер-министр Украины Яценюк сделал громогласное заявление: «Сегодня в мировой экономике есть две новости. Первая новость – Аргентина объявила дефолт. Вторая новость – что Украина не объявила дефолт и никогда его не объявит». Видимо, Яценюк рассчитывает на своих вашингтонских покровителей. Правда, надежда на то, что Вашингтон даст миллиарды (тем более, десятки миллиардов) на рефинансирование суверенного долга Украины, выглядит шаткой. И подавно ничего не даст Брюссель, поскольку бедственное долговое положение ЕС вполне сравнимо с положением Украины.
Конечно, Яценюк не настолько наивен, чтобы верить в гуманизм финансового стервятника Franklin Templeton, но, видимо, он очень рассчитывает на то, что в Вашингтоне найдут способ привести в чувство финансового хищника. Может быть, украинский премьер-министр даже знает историю реструктуризации греческого долга в 2012 году, когда мировая финансовая олигархия списала с Греции около 100 млрд. долл. долга, и этот прецедент Яценюка вдохновляет. Напомню, однако, что в случае с Грецией эта самая олигархия грубо и беспардонно проигнорировала нежелание небольшой группы инвесторов (преимущественно немецких, которых никак финансовыми стервятниками не назовешь) участвовать в реструктуризации. Там были другие цели (надо было срочно предотвращать дефолт всей Европы), другие участники, другие бенефициары и другие «лузеры». Так что если Яценюк сравнивает Украину с Грецией, то это напрасно. Ему бы обратить внимание на другое: а не кажется ли украинскому премьеру, что его вашингтонские «шефы» могут иметь свои интересы в указанном фонде? Иначе трудно объяснить, почему на протяжении всего прошлого года Franklin Templeton так уверенно скупал украинские бонды, от которых панически бежали другие инвесторы. Впрочем, Яценюк – один из наиболее ушлых финансистов на Украине и, как мне кажется, все прекрасно понимает. А своим заявлением просто выдает желаемое за действительное и в очередной раз делает хорошую мину при плохой игре.
Переговоры о «реструктуризации долга» Украины, или «Междусобойчик» Ротшильдов
В марте нынешнего года мировой общественности был представлен очередной спектакль из сериала под названием «Решение финансовых проблем Украины». Основные участники последнего спектакля – Международный валютный фонд, частные держатели украинских долгов и официальный Киев.
Первый акт спектакля – принятие решения МВФ о предоставлении Киеву кредита на сумму 17 млрд. долл. Одна из волнующих сцен первого акта – перечисление кредитного транша в размере 5 млрд. долл. Другая сцена первого акта – обнародование разработанной при участии МВФ четырехлетней программы внешнего финансирования Украины на общую сумму 40 млрд. долл. У зрителей (особенно украинских) в первом акте спектакля захватывало дух от впечатляющих сумм финансовой помощи.
Второй акт спектакля еще только начинается. Основное его содержание – переговоры между официальным Киевом и частными держателями долговых бумаг украинского казначейства о реструктуризации долга Украины. Согласно упомянутой выше программе внешнего финансирования Украины от частных держателей бумаг ожидают широкого жеста – пересмотра первоначальных условий займа и получение суммарного эффекта от реструктуризации в размере 15,3 млрд. долл. в течение четырех лет (2015–2018 гг.). Между прочим, указанная сумма входит в упомянутую выше общую сумму финансирования 40 млрд. долл. Давайте займемся простой арифметикой. Согласно имеющимся в открытых источниках данным, общий номинальный объем долгов по казначейским бумагам Украины составляет 21 млрд. долл.
Из них 3 млрд. долл. – долг перед Россией. Но, согласно принятым Международным валютным фондом правилам, в реструктуризации долгов по бондам (облигациям) участвуют лишь частные держатели. Россия – не частный, а официальный кредитор. Указанный долг представляет собой покупку бумаг Минфином России за счет средств Фонда национального благосостояния. Как бы ни хотелось Киеву, но Россия не изъявила желания участвовать в реструктуризации долга. О чем Минфин России уже несколько раз заявлял. Он ждет погашения долга в конце текущего года.
Что касается частных держателей украинских бондов, то на данный момент пока удалось организовать группу инвесторов, на которых приходится около 50 % номинального долга. Т. е. около 9 млрд. долл. При таком уровне «консолидации» держателей долгов обычно реструктуризацию не начинают. Мировой опыт показывает, что для того, чтобы решения по реструктуризации были прочными, желательно достигать договоренностей с держателями, по крайней мере, 90 % всех долгов. Даже при этом уровне нет полной гарантии, что аутсайдеры не взорвут достигнутые договоренности. За примерами ходить далеко не надо. В прошлом десятилетии в два захода была проведена реструктуризация государственного долга Аргентины. Правительство последней договорилось о реструктуризации с держателями более 90 % всего долга. Общая сумма списаний исчислялась многими десятками миллиардов долларов. Однако в этом десятилетии на горизонте появились так называемые «финансовые стервятники» – те самые аутсайдеры, которые не подписали соглашения о реструктуризации долга. Действуя через суд Нью-Йорка эти «стервятники» (американские инвестиционные фонды) фактически взорвали договоренности прошлого десятилетия по списанию части долга Аргентины. Страна оказалась сегодня у того же самого разбитого корыта, у которого она была пятнадцать лет назад. Странно, но почему-то почти никто не обращает внимания на то, что при 50-процентном охвате держателей долга реструктуризацию начинать бессмысленно.
Еще большая странность рассматриваемой «реструктуризации долга» заключается в том, что Киев начинает переговоры с группой держателей долга, которая состоит лишь из одного крупного держателя. Это американский фонд «Франклин Темплтон», в портфеле которого, по разным оценкам, находится от 7 до 8,5 млрд. долл. украинских бондов. Если все называть своими словами, то сегодня фактически Минфин Украины в лице госпожи Натальи Яресько ведет переговоры о «реструктуризации долга» с фондом «Франклин Темплтон». Надо иметь большую фантазию, чтобы представить себе фонд «Франклин Темплтон» в качестве организатора «реструктуризации долга». Это все равно, что представить себе волка, который читает зверям лекцию о пользе вегетарианства. Дело в том, что «Франклин Темплтон» – «финансовый стервятник». Он еще в 2013 году купил с хорошим дисконтом украинских бумаг на сумму около 5 млрд. долл. Сегодня цена на них упала ниже уровня тогдашней покупки. Фонд и так уже оказался «в минусе». Добровольно делать себе «финансовое харакири» фонд не собирается. И наконец, самое пикантное: агентство «Блумберг» допустило «утечку информации», из которой стало известно, что «конечным бенефициаром» фонда «Франклин Темплтон» являются Ротшильды. Что касается Натальи Яресько, то помимо того, что она до появления в Минфине Украины имела гражданство США, она еще работала в разных финансовых структурах, связанных с Ротшильдами. Эксперты прямо утверждают: Яресько – человек Ротшильдов. В отличие, скажем, от А. Яценюка, которого считают человеком Рокфеллеров.
Так что же мы имеем в «твердом остатке»? Что переговоры о так называемой «реструктуризации долга» Украины – всего лишь ширма для какого-то «междусобойчика», «рабочего совещания» Ротшильдов. «Реструктуризацией» там не пахнет. А чем же там пахнет? – Дефолтом. Или, проще говоря, банкротством Украины. Это будет третий, самый интересный акт спектакля.
Как показывает мировая финансовая история, дефолты всегда готовятся заранее. Как правило, очень узким кругом лиц. Вот и люди Ротшильдов собрались для того, чтобы при закрытых дверях определить животрепещущие вопросы предстоящего банкротства. Прежде всего, такого вопроса, как определение массива имущества должника, которое будет использовано для погашения обязательств. Не менее важным является порядок и очередность распределения имущества между кредиторами. Не последнее место занимает вопрос о том, как не подпустить к «разделу пирога» «чужих» держателей долга. Применительно к ситуации с банкротством Украины для Ротшильдов «чужим» держателем, безусловно, является Россия. Можно не сомневаться, что в декабре Российская Федерация (если серьезно заранее не озаботится) своих 3 миллиардов долларов долга от Киева не получит. У госпожи Яресько в списке будут более «приоритетные» и «уважаемые» кредиторы, «москали» могут и подождать.
Как известно, правительство в качестве средства борьбы с финансовыми трудностями разработало программу приватизации остатков государственной собственности. Согласно последним данным, в программе фигурирует 3300 предприятий. Пока приватизация на Украине идет вяло. План приватизации 2014 года (как и предыдущего года) с треском провален. Возникает ощущение, что власти чего-то ждут. Можно догадаться чего: объявления о полном суверенном дефолте Украины. Вот после этого распродажа государственного имущества пойдет ударными темпами. Тогда будет полная гарантия того, что наиболее значимые активы попадут в «нужные» руки. То есть в руки Ротшильдов. Сегодня на Украине и так все предельно дешево, но после объявления дефолта (как показывает мировой опыт) все становится еще дешевле. Расчетливые Ротшильды умеют ждать, они умеют экономить каждую копейку. Судя по ряду признаков, госпожа Яресько очень активно вникает во все детали программы приватизации. С учетом выше сказанного становится понятным ее интерес к вопросам, формально выходящим за рамки полномочий Минфина. Некоторые эксперты не исключают, что госпожа Яресько со временем может даже занять кресло премьер-министра. Для Ротшильдов это было бы гарантией того, что не произойдет никаких сюрпризов в процессе приватизации госсобственности (Яценюку, как человеку Рокфеллеров, они не доверяют). Можно еще добавить, что с молотка пойдут не только предприятия, включенные в программу приватизации, но также природные ресурсы (уголь, железная руда, сера, марганец, ртуть, никель, уран и др.). А также земля. По некоторым оценкам, на Украину приходится 70 % мировых запасов черноземов.
Впрочем, перечисленных активов государства для удовлетворения аппетита алчных кредиторов может не хватить. Но есть еще один ресурс, о котором сегодня вспоминают крайне редко. Речь идет о зарубежных активах украинских олигархов и чиновников. Сегодня в украинских СМИ фигурирует лишь тема зарубежного имущества Виктора Януковича, поиском которого заняты правоохранительные органы официального Киева. Им в этом деле помогают западные консультанты. Международный валютный фонд уже не раз напоминал Киеву о необходимости активизации борьбы с коррупцией, а также о поиске и возвращении в страну незаконно выведенных олигархами и коррупционерами активов. Запад считает это направление работы украинских ведомств и государственных организаций приоритетным. В Киев из США и Европы направляются специалисты и консультанты по вопросам поиска зарубежных активов. Все это не случайно. Рано или поздно должна начаться «зачистка» активов украинских клептоманов во имя «благородной» задачи покрытия долговых обязательств Украины перед Ротшильдами и другими «приоритетными» кредиторами.
Программа финансирования Украины – совместный блеф МВФ и Киева
МВФ в очередной раз спас режим Киева, предоставив ему 5 млрд. долл. в рамках нового кредитного соглашения, рассчитанного на четыре года. Если предыдущее кредитное соглашение 2014 года подкреплялось программой реформирования украинской экономики, то новое соглашение опирается на программу внешнего финансирования Украины. Про реформирование украинской экономики на этот раз произносятся лишь дежурные фразы. Программа реформирования украинской экономики, которая была неотъемлемой частью предыдущего кредитного соглашения, с треском провалилась. Это признает Фонд, который фактически поставил жирный крест на кредитном соглашении 2014 года. А что представляет собой программа внешнего финансирования Украины, о которой говорят как неотъемлемой части кредитного соглашения 2015 года? Основные ее параметры представлены в табл. 1.
Табл. 1. Программа МВФ по финансированию Украины в 2015–2018 гг.
Обращают на себя внимание следующие принципиальные моменты программы.
1. Основная нагрузка в решении задачи преодоления финансового дефицита Украины ложится на МВФ и держателей долговых бумаг Украины, которые должны провести реструктуризацию долга. Все остальные источники – мелочевка, не более чем символическое «проявление солидарности».
2. Основная нагрузка в программе ложится на первый год программы (21,4 млрд. долл., или 53,5 % всего финансирования за 4 года).
3. Большая часть средств финансирования предназначается для пополнения международных резервов Украины, на пополнение бюджета государства предусматривается всего около 30 %.
Начну с третьего пункта. Большинство комментариев в СМИ по поводу программы МВФ обходит этот момент. У читателей, зрителей и слушателей возникает ложное ощущение, что деньги программы предназначены для государственного бюджета Украины, через который правительство, мол, будет оказывать «стимулирующее влияние» на экономику страны. Программа этого не предусматривает. Почему Фонд делает такой акцент на международных резервах? Думаю, что главная задача программы – создать «валютный задел» для того, чтобы Украина могла расплачиваться со своими внешними кредиторами. Согласно планам мировых «хозяев денег», окончательное «закрытие» долговых проблем Украины начнется после 2018 года. Заявления насчет «оживления экономики» – лишь словесное прикрытие истинных целей программы МВФ. Кстати, это признает и нынешний министр финансов Украины Наталья Яресько, которая уже несколько раз сделала заявление, что сорокамиллиардной программы финансовой помощи для восстановления украинской экономики недостаточно. Нужно в несколько раз больше.
Теперь о втором пункте. «Ударным» годом четырехлетней программы является нынешний, 2015 год. Если программу не удастся запустить к середине этого года, то ее можно списать в утиль.
И тут мы плавно переходим к первому пункту. Ключевую роль в реализации программы призваны сыграть держатели долговых бумаг Украины, на которых Фонд и правительство Украины возлагают свои основные надежды. Они должны провести реструктуризацию долгов, порождаемых облигациями казначейства Украины (евробондов). Согласно намерениям Фонда, до начала лета 2015 года должна быть достигнута такая реструктуризация, которая в расчете на четыре года даст Украине экономию в размере 15,3 млрд. долл. О том, кто является главными держателями украинских облигаций, дает представление табл. 2.
Табл. 2. Основные держатели долговых бумаг (евробондов) казначейства Украины
Сопоставление ожидаемой Фондом экономии от реструктуризации долга (15,3 млрд. долл.) с общей суммой долга, которой владеют держатели казначейских бумаг Украины (21 млрд. долл.), показывает: эти держатели должны почти полностью отказаться от своих требований по погашениям купонов бумаг на период после 2018 года. Сразу хочу заявить, что задача практически невыполнимая. Почему? Причин несколько.
1. Россия в реструктуризации долга участвовать не будет. Об этом заявил министр финансов Антон Силуанов. Впрочем, авторы программы финансирования Украины на 2015–2018 гг. также проявили чувство реализма. При разработке программы они предусмотрели, что Россия не будет участвовать в реструктуризации. Вопрос это не только политический, но также технический. Документы Фонда предусматривают, что в реструктуризации долга обычно участвуют лишь частные инвесторы (суверенные государства могут в ней участвовать, проявляя «добрую волю»). Таким образом, реструктуризации подлежит лишь долг суммой примерно в 18 млрд. долл. В истории трудно найти аналоги, чтобы с такой суммы можно было достичь экономии в 15,3 млрд. долл. за период в 4 года.
2. Главным частным держателем долговых бумаг Украины является американский фонд Franklin Resources. По разным оценкам, он приобрел украинские бумаги на сумму от 7 до 8,5 млрд. долл. В СМИ сообщается, что он создал группу держателей бумаг, на которую приходится около 50 % общего долга частных держателей украинских облигаций. Получается следующая раскладка: а) группа является держателем долга на сумму, равную примерно 9 млрд. долл.; на прочих («неохваченных») частных держателей бумаг приходится также около 9 млрд. долл. б) в упомянутой выше группе львиная доля приходится на Franklin Resources; на всех остальных – не более 2 млрд. долл. Из этого можно сделать вывод, что пока минимально необходимой консолидации частных держателей украинского долга не достигнуто.
3. Инвестиционный фонд Franklin Resources, как мы уже отмечали в более ранних публикациях, относится к разряду «финансовых стервятников», которые не идут на реструктуризацию долга. Они обычно взрывают договоренности о реструктуризации, которые достигают другие инвесторы. Они всегда требуют погашений по номиналу долговых бумаг, т. е. в размере 100 %. Эксперты говорят, что вряд ли Franklin изменит своим принципам и на этот раз. Списания долга не произойдет. В лучшем случае может быть достигнута договоренность об изменении графика погашений, о начале погашений после 2018 года. Но к тому времени «ишак может издохнуть». Уже в настоящее время Franklin Resources попал в очень неприятную и нештатную для себя ситуацию. Он обычно покупает бумаги должника на самой нижней точке ее цены. В случае с украинскими бумагами он просчитался. Основную часть этого долга он покупал по ценам выше 80 центов при нынешних котировках ниже 50 центов, пишет The Wall Street Journal. Мое мнение: фонд Franklin Resources может пойти на реструктуризацию долга Украины лишь по одному параметру: процентным ставкам бумаг, которые могут быть пересмотрены в сторону понижения. А это может дать эффект в расчете на четыре года не более 1 млрд. долл.
Общий вывод таков: реструктуризация украинского долга не даст ожидаемого эффекта в размене 15,3 млрд. долл. Отсюда следует, что следующего транша МВФ в сумме 5 млрд. долл. может не последовать. А разрекламированная программа Фонда на сумму 40 млрд. долл. превратится в очередной «прожект». Транш Фонда на сумму 5 млрд. долл., перечисленный Киеву в марте этого года, вкупе с программой Фонда – попытка продлить агонию нынешнего киевского режима. Не исключаю, что в Вашингтоне придумают что-нибудь новенькое, и во второй половине года на свет может родиться третья версия кредитного соглашения МВФ с Украиной.
Украина, МВФ и «пятая колонна» на Ильинке
Для всех наших граждан новость о предоставлении Международным валютным фондом кредита Украине стала настоящим шоком. Не сам факт предоставления кредита, а то, что Россия внесла свою «лепту» в данный кредит.
Напомню коротко историю. К началу марта текущего года Украина оказалась на расстоянии даже не метра, а сантиметра от обрыва, называемого «дефолт». Банкротство Украины никак не входило в планы официального Вашингтона, который уже давно де-факто управляет этой страной. Используя свой административный ресурс главного акционера Международного валютного фонда, Вашингтон «продавил» решение о предоставлении Украине финансовой помощи. 11 марта Совет директоров МВФ проголосовал за выделение Украине кредита в размере 17,5 млрд. долл. Программа финансирования рассчитана на четыре года. В течение первого из них Киев должен получить 10 миллиардов.
Через два дня после этого от министра финансов РФ Антона Силуанова мы узнаем некоторые «пикантные» подробности этого кредита. «Финансирование программы осуществляется как за счет квотных ресурсов МВФ, так и с привлечением финансирования от стран-акционеров в рамках их участия в так называемых «Новых соглашениях о заимствованиях» (NAB). Российская Федерация в соответствии со своими обязательствами как участника NAB примет участие в финансировании первого транша программы МВФ для Украины в объеме 10 млн. SDR (13,751 млн. долл.)», – заявил министр. Добавлю: вчера Банк России по поручению Минфина уже осуществил перевод указанной суммы адресату.
Реакция наших граждан на заявление министра была крайне эмоциональной. Попробую эмоции перевести на язык, привычный для человека с рациональным умом.
Никому сегодня в России (да и многих здравомыслящим людям за рубежом) не надо доказывать, что Украина благодаря усилиям Вашингтона превращается в очаг международной дестабилизации (как минимум в масштабах Европы) и плацдармом для возможной агрессии НАТО против России. Де-факто мы находимся в состоянии «холодной войны» с США. А тут еще Яценюк умудрился несколько раз сделать заявления, что Украина находится в «состоянии войны» с Россией (видимо, по указке своих хозяев из Вашингтона). Россия должна мобилизовать все свои силы для того чтобы не позволить осуществиться планам Вашингтона на Украине. Это вопрос нашей национальной безопасности. При этом Москва должна задействовать все рычаги своего влияния. На практике мы видим, что Москва преимущественно использует лишь один рычаг – дипломатический. При этом, откровенно говоря, позиция нашего МИДа в основном оборонительная (оправдывающаяся), а не наступательная. Да, Россия участвует в переговорах в Минске. Это необходимо, но далеко не достаточно.
Кроме дипломатических средств имеются информационные, торгово-экономические и финансовые рычаги. Они используются очень вяло или никак не используются. Я не специалист в области энергетики, но ряд экспертов полагает, что «газовое» оружие никак не используется. Более того, «Газпром» ценами на топливо субсидирует режим в Киеве. Прекратись поставки природного газа из России – этот режим не продержался бы и месяца (особенно если этот месяц зимний).
Перехожу теперь к финансовым рычагам, в которых понимаю больше. Увы, они также не используются. Как известно, в самом конце 2013 года Россия перечислила Украине в рамках крупного займа первый транш на сумму 3 млрд. долл. Условия займа предусматривают, что погашение долга по этому траншу должно произойти в конце текущего года. Но это в случае, если заемщик не ухудшил существенно своего финансового положения. Конкретно, уровень государственного долга не должен превышать 60 % ВВП. В противном случае Москва (Минфин России) вправе требовать досрочного погашения долга. Долг Украины уже перевалил планку 70 % ВВП, а Москва как воды в рот набрала. Молчит.
Замечу, что указанный долг на сумму 3 млрд. долл. – не единственный. Имеются и другие обязательства. Причем не только по линии «Газпрома». Время от времени первые лица государства озвучивают общие суммы долга Украины – как государственного, так и корпоративного. Например, в марте прошлого года премьер-министр Д. Медведев называл сумму 16 млрд. долл.[10] А в декабре 2014 года президент Владимир Путин оценил общий долг Украины России в 32 млрд. долл., в том числе российским банкам – 25 млрд. долл.[11] Получается, что Россия – крупнейший кредитор той страны, премьер-министр которой объявил нам войну. Более крупный кредитор, чем США и страны Европы. Указанный долг – мощнейший ресурс, с помощью которого Россия могла бы управлять ситуацией на Украине. Но, увы, не управляет. Вопрос об использовании этого ресурса не ставится ни МИДом, ни Минфином, ни Совбезом.
А вот наш геополитический противник – США – использует все ресурсы для давления на Россию. Причем ресурсы не только и не столько собственные, сколько чужие. Один из них – Международный валютный фонд. Казалось бы, мы могли выбить из рук Вашингтона это оружие, однако мы этого не делаем. Объясню, что я имею в виду. Во время финансового кризиса 2007–2009 гг. МВФ показал свою неспособность купировать очаги финансового кризиса в разных странах мира. По той причине, что капитал его явно не соответствовал масштабу проблем. В 2009–2010 в рамках «Большой двадцатки» не раз обсуждался вопрос об «укреплении» ресурсной базы Фонда. Были приняты решения об удвоении капитала Фонда. А также о создании механизма привлечения дополнительных ресурсов под названием NAB (New Arrangement to Borrow). 38 государств и институтов (центральные банки ряда стран) приняли на себя обязательства, что при необходимости будут предоставлять для фондирования кредитов МВФ дополнительные средства. В данной схеме NAB Фонд выступает финансовым посредником, доводящим деньги государств-участников программы NAB до конечных получателей и гарантирующим погашение обязательств по таким «забалансовым» операциям перед странами-донорами. Общий лимит обязательств участников программы NAB в 2010 году был определен в 370 млрд. SDR, что на тот момент было эквивалентно примерно 555 млрд. долл. США. Чтобы был понятен масштаб программы, отмечу, что капитал Фонда в 2010 году был равен 238,4 млрд. SDR. Основные участники программы NAB (лимит обязательств, млрд. SDR): США – 69,1; Япония – 66,0; Китай – 31,2; Бундесбанк – 25,4; Франция – 18,7; Италия – 13,6; Саудовская Аравия – 11,1; Национальный банк Швейцарии – 10,9. Подписалась под участием в программе и Россия с лимитом обязательств в 8,7 млрд. долл. Участие отдельных государств (Минфинов, казначейств) и центральных банков в программе NAB покрыто завесой секретности. В результате закулисных переговоров определяются государства и центральные банки, которые будут «скидываться» на поддержание тех или иных кредитов. Деятельность программы NAB крайне политизирована и процессом принятия решений управляет Вашингтон.
Жизнь показала, что именно существование программы NAB тормозит реформирование МВФ. Решение об удвоении капитала Фонда и корректировке квот стран-участниц в капитале Фонда были приняты еще в конце 2010 года. Эти решения должны ратифицироваться основными странами-членами. Однако Вашингтон уже пятый год «тянет резину». Конгресс США отказывается от ратификации, поскольку многие «народные избранники» на Капитолийском холме считают это противоречащим национальным интересам Америки. Почему? Потому, что надо будет отдать для пополнения капитала около 60 млрд. долл. Но, что для дяди Сэма крайне неприятно, Вашингтон одновременно может потерять «контрольный пакет акций» в Фонде в результате корректировки квот. Блокирующий пакет, согласно Уставу МВФ, – 15 % капитала. У США в 2010 году было около 17 %. Сегодня даже при существующей формуле квота была бы на уровне чуть-чуть выше 15 %. А большинство стран-членов Фонда полагают, что формула несправедлива, ее надо пересматривать.
Таким образом, Фонд давно уже находится в состоянии кризиса. Он пытается делать хорошую мину при плохой игре. Давно уже занимаясь раздачей не собственных, а чужих денег, которые ему помогает добывать дядя Сэм. Прибегая к таким методам, как шантаж, угроза военной агрессии, понижение инвестиционных и кредитных рейтингов, информационное давление и т. п. Фонд уже давно растерял остатки своей внешней респектабельности. Хотя мировые СМИ стараются изо всех сил для того, чтобы поддерживать имидж этой полукриминальной конторы. Фонд, выдавая той или иной стране кредиты, старается не раскрывать секретов, касающихся источников этих кредитов, списки стран-доноров. Ибо политическая подоплека кредитов сразу станет понятной.
То, что Силуанов обнародовал участие России в кредите МВФ Украине, диктуется отнюдь не желанием сделать деятельность Фонда и России «прозрачной» (плевать Фонд и дядя Сэм хотели на эту «прозрачность»). Это символический акт, призванный унизить Россию, показать, «кто в доме хозяин». Это свое рода удар, преследующий цель деморализовать народ России, а заодно и силы сопротивления в Новороссии.
Недаром, одновременно с информацией о новом кредите Киеву и участии в нем России, была обнародована информация о том, как планируется использовать 5-миллирадный транш Фонда. Как сообщило немецкое издание Deutsche Wirtschafts Nachrichten, Киев планирует потратить 3,8 миллиарда долларов из кредита МВФ на вооружение украинской армии американским оружием. Украинский министр финансов Наталья Яресько ранее заявляла, что, после получения кредита от МВФ, выделяемые средства на оборону увеличатся с 1,25 % от ВВП до 5,2 %.
Силуанов фактически сделал громогласное заявление: Россия дает деньги на Украине для того, чтобы официальный Киев убивал наших братьев в Новороссии. Разве кто-то может в свете этого события оспорить давно уже сложившееся мнение, что Ильинка (улица, на которой расположен Минфин России) – «пятая колонна» наших «заклятых друзей» из-за океана?
У этой истории есть и другой аспект. Даже если бы кредит предоставлялся не Украине, а какой-нибудь далекой африканской стране, Минфин России не должен был принимать финансового участия в подобной операции. Почему? – Потому, что это способствует сохранению программы NAB. А сохранение программы означает, что США и дальше будут тормозить процесс реформирования Фонда, продолжая использовать МВФ в качестве инструмента своей политики.
Между тем, Россия могла бы уже давно занимать совершенно другую позицию в Фонде.
Во-первых, выйти из программы NAB.
Во-вторых, доводить до сведения общественности, что творится внутри Фонда. Достаточно проиллюстрировать это на примере того, как принимаются решения по кредитам Украине. Устав и другие документы Фонда запрещают выделять деньги тем странам, где ведется гражданская война. На Украине происходит такая война, однако совет директоров Фонда послушно голосует за кредиты Киеву. В апреле прошлого года Фонд принял решение о кредите на сумму 17 млрд. долл., выдано было в общей сложности 6 млрд. долл. В феврале нынешнего года Фонд однозначно заявил, что заемщик не выполняет условий кредита, дальнейшее перечисление средств приостанавливается. При таком заключении принятие решения о новом кредите также является прецедентом, которого не было за всю почти семидесятилетнюю историю существования Фонда.
В-третьих, поставить вопрос о том, что США – единственная страна-член Фонда, которая заблокировала решение Совета директоров о корректировке и увеличении квот. Эту тему можно и нужно всячески «раскручивать» как внутри самого Фонда, так и за его пределами.
Кто все это будет делать? – Между прочим, в Фонде есть исполнительный директор от Российской Федерации. Кто-нибудь слышал его выступления? Или хотя бы знает его фамилию? – Это Алексей Можин. Вот постоянного представителя России в ООН Виталия Чуркина знает любая домохозяйка в нашей стране. А кто такой Алексей Можин и как он продвигает интересы России в Фонде, не знают толком даже самые изощренные российские политики. Чем-то Алексей Можин напоминает глубоко законспирированного посла России на Украине Михаила Зурабова. Прямо как «боец невидимого фронта»! Только вот на какую сторону играет?
А возможности России в Фонде не так уж и малы. Достаточно сказать, что даже без учета корректировки квот доля стран БРИКС превышает долю США и позволяет блокировать ключевые решения на совете директоров Фонда. Было бы, кстати, интересно узнать, как Россия голосовала на совете директоров Фонда по двум последним кредитам Украине.
К управлению Украиной подключаются Ротшильды
После «февральской» революции 2014 года к власти в Киеве пришло правительство под руководством А. Яценюка, а президентом стал П. Порошенко. Однако вскоре стало понятно, что они – марионетки, управляемые из Вашингтона. Добросовестные журналисты и эксперты констатировали: Украина стала управляться из-за океана, из Соединенных Штатов. Сегодня появляется информация, которая заставляет поставить под сомнение и этот тезис. Выясняется, что Украиной управляют также Ротшильды. Возможно, правильнее говорить, что в случае с Украиной складывается дуумвират: официальный Вашингтон + группа Ротшильдов.
СМИ уже неоднократно сообщали, что скупкой государственных долговых бумаг Украины занимались (и продолжают заниматься) несколько крупных международных инвесторов. Крупнейшим держателем украинских долгов стал инвестиционный фонд Franklin Templton. Напомним, что в 2013 году указанный фонд приобрел на мировом финансовом рынке государственные долговые бумаги Украины на номинальную сумму в 5 млрд. долларов. «Сделка, которая достигает пятой части общей внешней государственной задолженности Украины, проведена в конце минувшего августа, – отметила британская газета Financial Times от 10 ноября 2013 года. – Первый вице-премьер Украины Сергей Арбузов и министр финансов Юрий Колобов посетили с неофициальным визитом штаб-квартиру фонда в калифорнийском городе Сан-Матео с целью дать определенные гарантии крупнейшему держателю национального долга». Информация о том, какую сумму Franklin Templeton предложил за 20 % украинского внешнего долга, остается коммерческой тайной.
Украина, долговые бумаги которой оказались в цепких лапах Franklin Templton, может, как и Аргентина, стать жертвой «правового империализма». Особенно учитывая, кому принадлежит указанный инвестиционный фонд. На днях появилось сообщение информационного агентства Bloomberg, что этот фонд, находящийся в юрисдикции США, фактически подконтролен группе Ротшильдов. А хищная хватка Ротшильдов всем хорошо известна.
В статье «О финансовом положении киевского режима и перспективах дефолта Украины» (ФСК, 2 октября 2014 г.) я писал: Может наступить тот самый дефолт, которого, по уверениям Яценюка, «никогда не будет». Кто-то на этом дефолте потеряет свои миллиарды, а кто-то, наоборот, несметно наживется. Впрочем, как показывает мировой опыт, дефолты редко бывают экспромтами. Чаще они готовятся в плановом порядке, иногда в течение многих лет. Украина – не исключение. Дефолт там будет. Но не раньше, чем на это дадут отмашку покровители и скромные бенефициары таких организаций, как фонд «Франклин Темплтон»».
На момент публикации указанной статьи мне не были известны «покровители и скромные бенефициары» упомянутого фонда. Теперь они, наконец, вышли из-за кулис. Это явный знак того, что драма близка к своей развязке. Ротшильды «светятся» лишь в самых крайних случаях.
В том же сообщении информагентства Bloomberg говорится, что группа Rothschild выступила с инициативой создать группу держателей ценных бумаг Украины для выработки общей позиции по урегулированию долговых проблем Украины. Те же самые Ротшильды в лице французского подразделения группы Rothschild & Cie предложили свои услуги «посредника» в переговорах Министерства финансов Украины и кредиторов о реструктуризации долга страны. Сейчас кредиторы ожидают предложений Киева, которые могут стать известны в середине марта, сообщил управляющий директор Rothschild & Cie в России и СНГ Джованни Сальветти. По его словам, многие участники переговоров готовятся к жестким условиям. Сальветти также отметил, что мнения самих кредиторов в этом вопросе разошлись: одни предпочитают подождать предложений правительства, другие хотят установить несколько жестких правил. «На данный момент представители фонда (Franklin Templton – В. К.) и кредиторы обмениваются точками зрения, а также обсуждают распределение обязанностей и программу действий», – сказал он.
Из лаконичной информации агентства Bloomberg можно понять следующее: а) дефолт Украины неизбежен, держатели украинских долговых бумаг исходят из этого «медицинского факта»; б) дефолт будет сопровождаться реструктуризацией долга; в) реструктуризация будет осуществлена на жестких для Украины условиях.
То, что Franklin Templton, являющийся «финансовым стервятником», готов обсуждать проблему реструктуризации украинского долга, лишний раз доказывает, что ситуация на Украине совсем «тухлая».
Обращает на себя внимание следующее интересное обстоятельство. «Утечка» информации о готовящемся дефолте и реструктуризации долга произошла одновременно (буквально в один день) с обнародованием решения Международного валютного фонда о выделении Украине нового кредита на сумму 17,5 млрд. долл. для финансирования четырехлетней программы экономической стабилизации. Совпадение во времени этих двух событий можно интерпретировать по-разному.
Версия первая. Между Фондом (и стоящими за ним группами олигархов) и группой Ротшильдов нет достаточной координации; более того, имеет место конкуренция за контроль над экономикой Украины.
Версия вторая. Решение Фонда не «настоящее», а представляет собой некую PR-акцию, преследующую политические цели. Например, не допустить дальнейшего падения инвестиционного и кредитного рейтинга Украины.
Версия третья. Решение Фонда все-таки «настоящее», деньги Украине будут перечисляться, но не для финансирования эфемерной «программы экономической стабилизации», а для того, что Franklin Templton и другие финансовые мародеры (имеющие благообразный статус «инвестиционных фондов) могли получить сполна деньги по долговым бумагам Украины. То есть, согласно этой версии, между Фондом и группой Ротшильдов, наоборот, имеется самое тесное взаимодействие и координация.
Очевидно, что в случае суверенного дефолта Украины страной будет управлять не только официальный Вашингтон, но и мировая финансовая олигархия. Причем не из-за кулисы, а официально, на основании соглашений о реструктуризации долга, которые будут подписаны между группой Ротшильдов и правительством (или Минфином) Украины.
Можно даже догадываться, что будет прописано в этих соглашениях. А именно там будет согласие официального Киева на полную приватизацию страны. Не только остатков государственных предприятий, но также земли и природных ресурсов. Нет сомнений, что главными «бенефициарами» этой приватизации станут Franklin Templton и другие структуры, подконтрольные Ротшильдам. Впрочем, согласно разным источникам, Ротшильды давно уже держат «руку на пульсе», видимо и невидимо присутствуя в разных регионах и секторах экономики Украины. Согласно данным известного специалиста по «мировой закулисе» А. И. Фурсова, группа Ротшильдов активна на востоке страны. Это та зона, которую они стараются прибрать к рукам, особенно Днепропетровский регион. Там действуют Банк «Ротшильд Европа», и их «Роял Датч Шелл». Если так можно выразиться, это «легальная резидентура» Ротшильдов на Украине. Но все эксперты признают, что еще более мощной является их «нелегальная резидентура». Под ней понимаются не только физические лица, но и многие компании, которые находятся под контролем группы Ротшильдов. Практическая реализация программы реструктуризации суверенного долга Украины будет опираться на возможности как легальной, так и нелегальной резидентур Ротшильдов.
Вместе с тем, не следует переоценивать позиции Ротшильдов на Украине. Там свои интересы имеет также группа Рокфеллеров. Позиции последних более сильны на западе Украины. Они как-то пытаются делить Украину. Но без стычек не обходится. Так, многие эксперты полагали, что главным партнером и представителем Ротшильдов на Украине был олигарх Дмитрий Фирташ. Многие полагают, что выбытие Фирташа из игры – дело рук Рокфеллеров, которые активно используют административный ресурс официального Вашингтона на Украине. Складывающийся на Украине дуумвират и грядущий дефолт делают ситуацию в этой стране все менее прогнозируемой.
Рейдерский захват украинского золота
Украина сегодня находится на пороге дефолта. Одним из признаков катастрофического экономического и финансового положения страны являются быстро тающие золотовалютные (международные) резервы. Согласно официальным данным, на 1 февраля 2015 года объем международных резервов Украины составил 6419,7 млн. долл. Это ничтожно малая величина для такой страны, как Украина. Для сравнения отметим, что среднемесячный импорт страны в прошлом году был на уровне 5 млрд. долл. Следовательно, золотовалютный запас достаточен для обеспечения импорта страны в течение одного месяца с небольшим. Между тем, по рекомендациям МВФ, страна должна иметь минимальный резерв, эквивалентный импорту в течение 3 месяцев.
«Ядро» международных резервов любой страны – монетарное золото. Это самая качественная часть резервов, она не зависит от политической конъюнктуры, является «чрезвычайными мировыми деньгами». А как обстоит дело с «золотым ядром» резервов на Украине? – Если говорить коротко, то ситуация покрыта мраком неизвестности и дезинформации.
Конечно, формально ситуация с золотом «прозрачна». Имеется официальная статистика Национального банка Украины (НБУ). Она дублируется в статистических обзорах Международного валютного фонда (МВФ). Эта информация за последние четыре года представлена в табл. 3.
Табл. 3. Золотой запас Украины (монетарное золото)
По состоянию на 1 февраля 2015 г. доля монетарного золота в международных резервах Украины была равна 15,1 %. Для сравнения приведем доли других основных компонент международных резервов: наличная валюта и депозиты – 20,8 %, вложения в ценные бумаги – 63,9 %. Информация табл. 3 дана в стоимостных показателях, при этом учитывается так называемое «монетарное золото». Как НБУ определяет монетарное золото? – Это физическое золото (стандартные слитки), так называемые «золотые свопы» и «золотые депозиты».
Для пущей убедительности денежные власти Украины также дают информацию о золоте в физическом выражении – тройских унциях, тоннах. На 1 января 2015 г., по данным НБУ, золотой запас был равен 0,76 млн. унций, а на 1 февраля – 0,77 млн.
Как видно из табл. 3, за четыре года наблюдались достаточно серьезные колебания стоимостного объема золотого запаса. В прошлом году произошло резкое снижение – почти на 45 %. Давайте подробнее посмотрим, что происходило с золотым запасом Украины в 2014 году. Денежные власти Украины и МВФ объясняют снижение золотых запасов продажей металла, особенно крупные продажи были осенью. Так, по информации МВФ, Украина продала около 16 тонн золота в октябре и ноябре, в декабре уровень золотого запаса остановился на отметке в 23,64 тонны. В НБУ пояснили, что продажа трети запасов золота связана с «оптимизацией структуры международных резервов».
Конец ознакомительного фрагмента.