Вы здесь

Кризисное обществоведение. Часть первая. Курс лекций. Лекция 6. Сдвиг от реалистического сознания к аутистическому (С. Г. Кара-Мурза, 2011)

Лекция 6

Сдвиг от реалистического сознания к аутистическому

Мы говорили в первой лекции, что в 80-е годы в советском, а потом в российском обществоведении возникла странная патология – утрата чувства ответственности. Причиной этого был сдвиг к особому типу мышления – аутистическому.

Учение об аутизме (от греческого слова аутос – сам) создал в начале XX века швейцарский психиатр Э. Блейлер (см. Приложение). Аутизм – болезненное состояние психики, при котором человек концентрируется на своей внутренней жизни, активно уходит от внешнего мира. В тяжелых случаях вся жизнь человека полностью сводится к его грезам, но обычно это проявляется в большей или меньшей степени, так что человек остается в общем нормальным. Для нас важен коллективный аутизм, искусственно вызываемый средствами культуры и закрепленный кризисом. Это происходит при резком усилении в структуре сознания воображения, создающего радужные фантастические образы, способные увлечь даже скептически настроенных людей.

Это – вообще широко распространенное нарушение норм рационального мышления. Шопенгауэр в «Афоризмах житейской мудрости» пишет: «Путеводной звездой нашей деятельности должны быть не образы фантазии, а ясно усвоенные понятия. Обычно бывает обратное. При ближайшем исследовании мы убеждаемся, что в конце концов решающий голос во всех наших делах принадлежит не понятиям, не рассуждению, а именно воображению, облекающему в красивый образ то, что желало бы нам навязать».

Конец ознакомительного фрагмента.