Вы здесь

Крещение вашего ребенка. Все, что нужно знать. Подробнее о таинстве крещения (Димитрий Андреев, 2014)

Подробнее о таинстве крещения




Духовный смысл Таинства Крещения

Видимую сторону собственно Таинства Крещения составляет троекратное погружение в воду, с произнесением слов: крещается раб Божий во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Здесь, в частности, различаются:

а) вещество таинства – вода,

б) действие при самом совершении таинства – троекратное погружение крещаемого в воду и

в) слова, произносимые во время этого действия.


Веществом для Таинства Крещения должна быть вода, чистая, естественная, ибо на это вещество для крещения указал Сам Спаситель словами:

аще кто не родится водою и Духом, не может внити в Царствие Божие.

Ин 3:5

В воде всегда совершала крещение и Святая Церковь, как видно из бесчисленных свидетельств ее пастырей и учителей.

Так, святой Григорий Богослов учит: «Поскольку мы состоим из двух естеств, т.е. из души и тела, из естества видимого и невидимого; то и очищение двоякое, именно: водою и Духом; и одно приемлется видимо и телесно, а другое в то же время совершается не телесно и не видимо, одно есть образное, а другое истинное и очищающее самые глубины».

Поскольку в крещении предложены две цели: истребить тело греховное, чтобы оно не приносило уже плодов смерти, ожить же Духом и иметь плод во святыне, то вода изображает собою смерть, принимая тело как бы в гроб, а Дух сообщает животворящую силу, обновляя души наши из греховной мертвенности в первоначальную жизнь.

Святой Василий Великий

Святой Иоанн Дамаскин богословствует о святом Крещении: «Он (Господь) заповедал нам возрождать водою и Духом при наитии на воду Святого Духа, по молитве и призыванию. Ибо, как человек состоит из двух частей, души и тела, то Господь дал нам и двоякое очищение, т.е. водою и Духом. Духом, чтобы обновить в нас образ и подобие (Божие); водою, чтобы благодатью Духа очистить тело от греха и избавить от тления. И вода здесь представляет образ смерти, а Дух подает залог жизни».

Крещение должно быть совершаемо через троекратное погружение крещаемого в воду, через троекратное: по правилу святых апостолов и по учению древних учителей церкви, во имя трех лиц пресвятой Троицы, равно как в воспоминание смерти, погребения и воскресения Господа Иисуса Христа, – и церковь не признавала действительным крещение еретиков, крестивших только единым погружением.

Крещение должно быть совершаемо во имя пресвятой Троицы, с произнесением слов: «Крещается раб Божий… во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», Ибо во имя Отца, и Сына, и Святого Духа заповедал крестить все языки Сам Господь Спаситель (Мф 28:19). И вследствие столь ясной и определенной заповеди так, а не иначе, всегда совершала Крещение Святая Церковь с самого своего начала.

Об этом свидетельствуют:

Аще кто, епископ или пресвитер, крестит не по Господню учреждению: во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, да будет извержен (Прав 49).

Правила апостольские

Святой Киприан: «Сам Христос повелел крестить во имя всей Троицы вместе».

Кто отделяет что-либо от Троицы, и крещается в единое имя Отца, или в единое имя Сына, или во Отца и Сына без Духа, – тот ничего не получает… ибо достижение в Троице.

Святой Афанасий

Теперь скажем о невидимом действии Таинства Крещения. В то самое время, как оглашенный святой верою видимо погружаем бывает в водах крещения, с произнесением слов: «Крещается раб Божий… во имя Отца и Сына и Святого Духа», – благодать Божия невидимо действует на все существо крещаемого, и

1. Возрождает его, или воссозидает, как засвидетельствовал Сам Христос Спаситель в беседе с Никодимом, почему и святой Павел называет крещение банею пакибытия (Тит 3:5).

2. Очищает от всякого греха, оправдывает и освящает (Деян 2:28; 1 Пет 3:21; Еф 5:25–27; 1 Кор 6:11).

3. Соделывает чадом Божиим и членом тела Христова – Церкви (Гал 3:26–28; 1 Кор 12:13).

4. Спасает от вечных наказаний за грехи и соделывает наследниками вечной жизни (Мк 16:16; Ти т 3:57; 1 Пет 3:21).

Точно также о невидимых действиях Таинства Крещения единогласно учили святые отцы и учители церкви:

Великая вещь – крещение: оно есть пленных искупление, грехов отпущение, смерть греха, возрождение души, одежда светлая, святая, нерушимая печать, колесница на небо, утешение райское, царствия ходатайство, дар усыновления.

Святой Кирилл Иерусалимский

Святой Григорий Богослов учит: «Благодать и сила крещения не потопляет мира, как древле, но очищает грех в каждом человеке, и совершенно измывает всякую нечистоту и скверну, привнесенную перворождением». («Слово на святое крещение») «Купель дает отпущение грехов соделанных, а не содеваемых… Крещение, изглаждая грехи, не уничтожает заслуг… Итак, будем креститься, чтобы победить, приобщимся очистительных вод, которые омывают лучше иссопа, очищают паче законной крови, которые священнее, нежели пепел юнчий кропящий оскверненные (Евр 9:15), имевший силу только на время очищать тело, а не истреблять совершенно грех».

Крещение не просто отпущает нам грехи, не просто очищает нас от беззаконий, но так, как бы мы вновь родились: ибо оно вновь творит нас и образует.

Святой Иоанн Златоуст

Восточные патриархи в своем послании о невидимых благодатных действиях крещения пишут: «Действия крещения вкратце суть следующие: во-первых, через него даруется отпущение в прародительском грехе и во всех других грехах, соделанных крещаемым. Во-вторых, крещающийся освобождается от вечного наказания, которому подлежит каждый как за прирожденный грех, так и за собственные смертные грехи. В-третьих, крещение дарует блаженное бессмертие, ибо, освобождая людей от прежде бывших грехов, соделывает их храмами Божиими…».

Ценим ли мы драгоценные дары, получаемые нами в крещении? Ходим ли мы в обновленной жизни? Повинуемся ли водительству Святого Духа? Покоряем ли свое тело Духу, чтобы нам не быть рабами плоти? Исполняем ли заповеди Божии, чтобы нам не подвергнуться осуждению и вечной смерти, но вечно жить в единении с Иисусом Христом?

Ясно ли мы сознаем, что без благодати Святого Духа мы сами неспособны к духовной жизни и что поэтому должны через молитву и святого таинства церкви искать этой зиждительной силы Святого Духа?

Помните и чаще размышляйте о величайшем даре Божием, о нашем возрождении в купели святого крещения. Помните, что, погружаясь в воду, мы умерли своим грехам и образно уподоблялись Господу Иисусу Христу, умершему за грехи всех людей, и силою Его искупительной смерти освободились от своих грехов и от наказания за них, и сделались причастниками великих благодатных даров: обновления, освящения, усыновления Богу, и стали сонаследниками Господу Иисусу Христу в царствии Божием.

И помышляя о великих милостях и дарах Божиих, будем молить всеблагого Бога, чтобы, как Христос, воскресим из мертвых, уже не умирает, и смерть уже не имеет над ним власти, так и нам даровал Он, всеблагий, всегда ходить в обновленной жизни, и всегда быть мертвыми для греха, живыми же для Него, Бога нашего, во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим 6:10–11). Ему, Спасителю нашему, с Отцем Его и Святым Духом, слава, честь и поклонение, ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Зачем крестить младенцев

Три евангелиста: Матфей, Марк и Лука изображают нам трогательную картину благословения Господом детей. Прочтите эти дивные строки, от которых веет такою истинно божественною любовью к младенцам: и приносили к Нему младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним (Лк 18:15), чтобы возложил на них руки и помолился (Мф 19:13). Понимали ли сами малютки, Кто прикасался к ним, Кто возлагал на них руки, Кто обнимал и благословлял их (Мк 10:16)? Как и все дети, они, может быть, только чувствовали добрым, невинным своим сердцем, что их ласкает и обнимает добрый, хороший Человек; но что этот Человек, этот великий Чудотворец, есть Сын Божий и Бог – это едва ли хорошо сознавали и сами родители их… Что же заставляло этих добрых родителей приносить детей младенцев к Божественному Учителю? Конечно, вера, что Его благодатное прикосновение к их детям низведет Божие благословение на главы невинных малюток их. И по вере их было так. Напрасно ученики не допускали приносящих; вероятно, они думали, что дети ничего не понимают, поэтому бесполезно родители затрудняют их Учителя и отнимают у Него время – не так рассудил Сам Учитель Господь: Он, видимо, читал в сердцах учеников Своих помышления их, и, как выразительно замечает святой Марк, вознегодовал. Ему было неприятно такое мнение Его учеников, и Он сказал им: пустите детей приходить ко Мне, и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие! И он, окруженный толпою малюток, стал обнимать их, возлагать с молитвою Свои Божественные руки на их детские головки и благословлять их.

Не есть ли это некоторое торжественное и таинственное священнодействие, совершенное над детьми и младенцами Самим Господом, в пример и поучение всем нам на веки вечные? Он не позволил пускаться в рассуждения, что дети не могут еще иметь правильного понятия о Боге, не могут сознательно веровать, как взрослые, что, поэтому, они неспособны принимать благодать Божию в таинствах, Богом установленных, нет, Он прямо сказал: не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Божие! Мало того, Он еще прибавил: истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия как дитя, тот не войдет в него!.. Значит, и взрослым надобно в некотором смысле поделаться детьми, чтобы войти в царство небесное, а дети, по самой природе своего возраста, уже имеют то, чего недостает большим: простоту и чистоту сердца, невинность и незлобие. Вот почему еще ветхозаветная церковь не лишала детей счастья быть истинными израильтянами, и обрезывала их, по заповеди Божией, на восьмой день по рождении, не рассуждая, что они не понимают силы этого обряда, вот почему и наша святая Православная Церковь, подражая Самому Господу, не только допускает, но и привлекает детей и младенцев к общению с Господом в Таинствах Крещения, Миропомазания и Причащения пречистой крови Христовой, как бы повторяя при этом каждый раз то любвеобильное, торжественное благословение, которого дети и младенцы удостоились некогда от Самого Господа Иисуса Христа.

В самом деле, неужели благодать Божия не сильна подействовать на младенцев, которые не могут веровать сознательно? Ведь сия благодать освящала же пророков от чрева матери их, как говорится, например, о пророке Иеремии: «прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы Я освятил тебя» (Иер 1:5). Сия благодать сообщилась же Иоанну Предтече, когда мать его приветствовала Матерь Божию и он взыграл радостно во чреве своей матери (Лк 1:44). Кто смеет полагать пределы этой благодати? Мы знаем из святого Евангелия такие примеры, где благодать Божия действовала за чужую веру, даже тогда, когда, по-видимому, можно было требовать веры от человека, и однако же чудо над таким человеком совершалось как бы помимо его личной веры за веру других людей, ему близких. Так, Иисус Христос исцеляет расслабленного за веру четырех, принесших его (Мк 2:3–5), исцеляет бесноватого отрока за веру его отца, дочь хананеянки за веру ее матери (Мф 15:22–28), исцеляет подобным образом и многих других. А за чью веру Он мертвых воскрешал?.. Не за веру ли близких им людей, значит, не за чужую ли веру?..

Младенец, конечно, еще не может сам веровать, но верует за него восприемник, веруют родители, верует иерей, совершающий таинство; и по вере их благодать Божия освящает и возрождает душу младенческую, как верует наша святая апостольская Церковь Православная.

Веруем, говорит она, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо, ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь: «ище кто не родится водою и Духом не может внити во Царствие Божие» (Ин 3:5). Поэтому оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху, и без крещения не могут получить отпущения этого греха. И Господь, показывая это, сказал без всякого исключения: кто не родится, то есть по пришествии Спасителя Христа, все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться. Если же младенцы имеют нужду в спасении, то имеют нужду и в крещении. А не возродившиеся, и поэтому не получившие отпущения в прародительском грехе, необходимо подлежат вечному наказанию за этот грех, и, следовательно, не спасаются. Итак, младенцам необходимо нужно крещение.

Если бы младенцев нельзя было крестить, то об этом было бы ясно сказано в Писании, но Писание везде говорит о том, что крещение необходимо для спасения, но нигде ни единым словом не оговаривается, что детям оно не нужно. В самом деле, младенцы, как мы видели, способны принимать благодать Божию, способны быть членами Царства Божия; с другой стороны, они не чужды прародительского греха, как сказано: «рожденное от плоти плоть есть» (Ин 3:6), а плоть и кровь царствия Божия наследовать не могут (1 Кор 15:50), и потому, пока они не возрождены от Духа, дотоле остаются чуждыми Царства Божия, а, следовательно, нуждаются в крещении. Кто же дерзнет воспрепятствовать им приходить ко Христу, тот пусть слышит, что говорит Сам Христос: «не препятствуйте детям приходить ко Мне», значит, не препятствуйте им и крещение принимать…

Святой мученик Иустин, живший во втором веке, говорит: «Младенцы удостаиваются благ, даруемых через крещение, по вере тех, которые приносят их ко крещению».

Конец ознакомительного фрагмента.