Часть 1. Механизмы создания несвободного общества
В целом, название этой части верно лишь относительно. Оглядываясь на последние 300 лет истории человечества, можно заметить, что создавалось как раз свободное, а не несвободное общество. Более того: большинство существующих в мире на данный момент несвободных государств не были свободными когда-либо вообще.
Здесь следует сделать оговорку: никогда не были свободны именно государства, а не местное население. В догосударственный период племенные отношения не были подчинены иерархии, доходящей до абсолютного тоталитаризма. Может показаться, что это было связано с банальным технологическим несовершенством, едва позволяющим индивиду сохранить и собственную жизнь. На практике, это не так: огромный процент людей того времени и так погибал как в ходе добычи пищи, так и вследствие ее недостатка. Причина кроется в другом.
Есть ли иерархия и подчиненность в животном мире? Безусловно, есть. У волчьей стаи всегда есть вожак, в стае шимпанзе всегда находится сильнейшая и потому управляющая остальными особь. Тем не менее, их отношения могут напоминать лишь отношения древних людей, но никак не абсолютную подчиненность. Гибель особи во имя жизни других может быть исключительно инстинктивной и наблюдаться лишь у определенных особей.
Тоталитаризм рождается лишь на более высоком, чем животный, уровне осознания себя и общества. Любой тоталитарный строй в своей основе имеет идеологию.
Позитивна ли эта идеология? Безусловно. Во всяком случае, де-юре это выглядит так. Также разумеется, что в основе системы лежит насилие, но насилие это стремятся оправдать вынужденностью его применения.
Теоретически людям можно внушать с самого рождения идеалы разрушения и зла, однако в таком случае они сами начнут работать против системы. Поэтому за основу принимается доброе начало. Зло и ненависть рассматривается лишь как инструмент добра для сохранения системы.
Любая тоталитарная идеология априори имеет врагов. Даже тогда, когда на самом деле их не существует. Свободное общество мало волнуют проблемы и интересы КНДР, однако в северокорейских СМИ США представляется мировым злом, которому правительство Чучхе вынуждено противостоять.
Отсутствие врага быстро заставляет задуматься о необходимости существования самой системы, и потому приводит к ее гибели. Кроме того, наличие сил, которым система якобы вынуждена противостоять, позволяет списывать на них абсолютно любые проблемы и недостатки системы. Даже если они совсем не имеют никакого отношения к внешней или внутренней угрозе, всегда можно ссылаться на тайное влияние: подобные примеры сегодня мы можем наблюдать в автократических режимах бывшего СССР или Латинской Америки, когда огласка коррупционных происшествий трактуется официальной пропагандой как тайная подрывная деятельность, исходящая от противника.
Важно понимать, что несвободные общества в XXI веке формируются исключительно на почве наличия запроса на несвободу. Перешедшая от демократии к авторитаризму Россия в мыслях миллионов своих граждан мучается фантомными имперскими болями, освобожденный Египет строит новый исламский мир только из-за исламского мира в головах людей. Даже обретшие независимость африканские республики быстро перешли к диктатуре только из-за того, что не имели представления о других формах существования государства.
Конец ознакомительного фрагмента.