Вы здесь

Крепость права. Введение (Андрейс Родионовс)

Введение

Существует целый ряд режимов, чье существование на данный момент признано неконституционным. Тем не менее, внешний мир оказывает в отношении них лишь ненасильственное сопротивление. В отношении людей, оказавшихся в заточении, такое поведение примерно аналогично ненасильственному сопротивлению мужу, убивающему свою супругу на улице – теоретически это тоже можно считать их суверенным делом. Но можем ли мы такое допускать?

Увы, государство сегодняшнего типа действуют на основе рудиментарных принципов – таких, какие были приняты в отношениях между государствами столетия назад. Другими словами, признают право других государств на суверенитет, если в ответ получат признание суверенитета в свой адрес.

Тем временем за этот период времени государства значительно эволюционировали. Если государства Средневековья – это угнетатель, то государство нашего времени в свободном обществе – сервис. Разница между ними примерно столь же ощутима, как между принудительной работой на хозяина и вольнонаемным капиталистическим трудом. Разумеется, государства-угнетатели исчезли далеко не полностью.

Для самих государств-угнетателей идея невмешательства вполне рациональна. Государства-сервисы же, по всей видимости, используют такой принцип лишь по инерции. Самим государствам-сервисам, как правило, ничто не угрожает, и они делают все возможное для того, чтобы им и дальше ничего не угрожало. Все дело в том, что государства-сервисы не вторгаются в другие государства-сервисы, а государства-угнетатели обычно имеют военную мощь, достаточную лишь для вторжения в другие государства-угнетатели. Таким образом, свободное общество в настоящий момент пребывает в зоне комфорта, лишь минимально и ненасильственно противодействуя происходящему в несвободных странах. И в то же время мы видим, что само существование несвободных стран в значительной степени ставит под угрозу существование также мир и спокойствие в свободных странах. Иммиграционный кризис в Европе в определенной степени ударил по всем европейцам. Испытания бомб в КНДР вызывают беспокойство в целом у всего мира.

Современные государства готовы отбирать детей у родителей, если те содержат их недостаточно хорошо пусть даже в одном лишь материальном плане. Отъем детей не рассматривается при этом как чрезмерное вмешательство в личные дела семьи. Точно также, в суде любой свободной страны будут рассматриваться дела об изнасиловании одного супруга другим. Их семейная жизнь опять оказывается вторичной относительно прав каждого из них и закона.

Семья составляет лишь одну миллионную часть общества довольно небольшого государства. Другими словами, семья ближе относительно друг друга, чем все остальное общество, примерно в миллион раз. В то же самое время, население некоторых государств составляет до 20% всей численности человечества. Таким образом, близость обществ разных стран относительно друг друга гораздо выше.

Тем не менее, современные государства не рассматривают возможности военного вторжения в суверенные страны мира, оказавшиеся оккупированными диктаторами. Почему так происходит? У государств есть несколько причин не нападать.

1. Тоталитарные государства, да и государства в принципе, вооружены.

В этом кроется интересный казус: любое государство имеет монополию на насилие на своей территории, и несвободное государство злоупотребляет им для достижения собственных целей. Государство не имеет монополии на насилие на территории других государств именно потому, что сам не признает свое право на насилие. Даже тогда, когда его применение очевидно оправдано.

2. Нападение на несвободное государство привлечет за собой большие человеческие жертвы со стороны общества, которое необходимо будет освободить.

Возможные потери убитыми десятков тысяч немецких солдат в случае начала союзниками войны в 1933 году смогли бы помочь избежать десятков миллионов смертей в странах Европы, Африки, Азии и Америки. Тысячи и тысячи людей ежедневно погибают там же только из-за банальной невозможности получить полноценную и современную медицинскую помощь. На этом фоне смерть людей, защищающих такую систему, пусть и зачастую под угрозой своей же собственной смерти, выглядит не так сурово.

Кроме того, технологии, созданные свободным обществом, уже сегодня дают возможность избежать вообще каких бы то ни было жертв. Об использовании этих технологий пойдет речь в одной из следующих глав.

3. Фрустрация, связанная с предыдущим опытом освобождения государств.

Верные или нет, суждения о том, что каждый народ имеет достойное его правительство, имеет место быть. Как бы там ни было, будет глупо отрицать факт того, что любая власть приносит гигантские ментальные изменения в обществе. Другими словами, не только общество формирует власть, но и, напротив, власть формирует общество. К слову, это один из ключевых механизмов консервации тоталитаризма: оказавшееся в несвободе, как правило, общество со временем само выбирать быть несвободным.

Рабы Северной Америки, будучи освобожденными, часто сами не желали покидать своих хозяев. Даже спустя три поколения миллионы россиян с любовью вспоминают Иосифа Сталина. Существует ли какая-то гарантия того, что новое правительство не будет аналогичным предыдущему?

Да, существует. Об этом будет подробно рассказано в главе, посвященной юридическим вопросам освобождения.

Эта книга полностью посвящена возможностям активного противостояния тоталитарным и несвободным режимам во всем мире, взращивании на их месте свободных обществ и борьбе с угрозами, возникающими перед свободным миром сегодня.

Для того, чтобы было понятнее, стоит определиться с терминами.

Под несвободным обществом в данной книге понимается вся совокупность людей, пребывающих сегодня в гибридных, автократических и тоталитарных странах. Это примерно все те страны, которые рейтинг Freedom House определил в категории Not Free и Worst in the World.

Под тоталитарным обществом подразумеваются наиболее суровые политические режимы.

Автократическое общество в контексте книги свою очередь отличается от тоталитарного относительной мягкостью, но, тем не менее, остающееся далеко от свободного общества.

Под свободным обществом понимаются общества стран, относящихся в рейтинге Freedom House к категориям Free и Partly Free.