4. Развитие креативности за 7 шагов – система К.Р.Е.А.Т.И.В
Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники.
Быть креативным – значит придумывать нестандартные решения. Для каждого человека этот процесс очень индивидуален. Здесь нет никаких законов, однако есть свои закономерности. Именно они и легли в основу моей системы К.Р.Е.А.Т.И.В.
Это мнемоническая аббревиатура, каждая буква которой для удобства и облегчения запоминания обозначает самостоятельный этап создания новаторской идеи.
К – Концепция
Р – Развитие
Е – Единение
А – Анализ
Т – Трудности
И – Итоги
В – Воплощение
Данные понятия определяют действия, каждое из которых является логическим продолжением предыдущего. Этот алгоритм поможет сориентироваться среди беспорядочного и стихийного течения мыслей, минимизировать ваши усилия в создании истинно креативной идеи.
На стадии Концепции мы задаем направление всей последующей работе, при этом рассматриваем задачу со всех сторон, задаем себе вопросы.
Мы не бросаемся сразу генерировать новые идеи. Почему? Если мы это сделаем, то можем решить несуществующую проблему. Ваша задача на этом этапе – собрать как можно больше информации. Это позволит вам как минимум избежать повторения чужих ошибок, а как максимум – поможет найти первоначальную идею, с которой вы начнете работать.
После того, как мы определились с Концепцией, переходим к Развитию. Здесь нет места ни для логики, ни для критики. Мы начинаем генерировать идеи.
Какими бы сумасшедшими они нам ни казалась, мы не отвергаем ни одну из них. Используя различные методики, мы сформулируем множество предложений. На данном этапе важно количество, а не качество.
Мои любимые техники описаны в главе «Как генерировать креативные идеи».
Единение – ступень, на которой наши идеи достигают своего креативного максимума. Мы собираем случайные мысли, предметы, события и принудительно объединяем их в уникальные комбинации.
Элементы из далеких друг от друга областей позволят нам сформулировать экстраординарные идеи. Мы будем брать абсолютно разные понятия и совмещать их.
После того, как мы выдадим на-гора множество идей, приступаем к их Анализу. На этой стадии мы составим список из самых перспективных мыслей и выберем лучшие из них.
Проработаем их дальше и будем развивать. В процессе работы над идеями вы заметите, что у некоторых из них нет никаких шансов. Такие мы отсеем. Другие же, наоборот, заиграют более ярко.
Для того чтобы добиться поставленной цели, я расскажу о Трудностях, с которыми вы столкнетесь на своем пути. Недостаточно знать и использовать различные техники генерирования идей. Как только вы поймете, как функционируют капканы и убийцы креативности, отпадет нужда в борьбе с ними.
Когда вы знаете механизм действия стандартных трудностей, вы управляете ими, а не наоборот. Я опишу привычки и установки, которые могут вам помешать достичь того, о чем вы мечтаете.
Итоги – то место, в которое мы пришли с определенным набором идей. Самое время взять паузу и набраться сил перед заключительным рывком.
В зависимости от того, какую задачу вы решаете, большую или маленькую, вам нужно будет задержаться на этом этапе на день или всего лишь на мгновение. О том, зачем это необходимо, я расскажу в соответствующей главе.
Воплощение – это заключительный этап. Мы уже знаем все преимущества идеи и средства решения проблем, которые могут возникнуть по мере работы над ней. Мы полны сил, чтобы совершить это последнее действие.
Мы подумаем над ресурсами, которые будем использовать для претворения идеи в жизнь. Составим план действий, которые следует предпринять для достижения результата. Почему именно план? Благодаря ему вы будете знать, чего вы хотите достичь и на чем необходимо сконцентрироваться.
Вы готовы придумать вашу самую классную идею?
Тогда за дело!
4.1. К – концепция вашей идеи
Чтобы рисовать, вы должны закрыть глаза и начать петь.
Первый этап в системе К.Р.Е.А.Т.И.В. – Концепция.
Это важный первый шаг, и при этом он самый легкий. Формируем основу, на которой мы будем выстраивать всю нашу работу. Точно так же, как нельзя построить добротное здание без фундамента, невозможно сотворить гениальную идею без определенной базы. Не поддавайтесь искушению приступить к делу прежде, чем у вас будет вся необходимая информация.
На стадии Концепции мы задаем направление всей последующей работе, рассматриваем ситуацию со всех сторон, задаем себе вопросы.
Мы не бросаемся сразу генерировать новые идеи.
Почему? Если мы это сделаем, то можем решить несуществующую проблему. Ваша задача на этом этапе – собрать как можно больше информации о той задаче, которую вы намерены решить. Это позволит вам, как минимум, избежать повторения чужих ошибок, а как максимум – поможет найти первоначальную идею, с которой вы начнете работать.
«Момент истины»
На этом этапе вам следует поставить перед собой единственный вопрос ― «Почему?». Он всего один, но задавать его себе необходимо бесконечное количество раз. Что я имею в виду? Как только вы ответили на один вопрос «Почему?», вы тут же ставите его снова, но уже по отношению к полученному ответу.
Это поможет вам выявить истинные мотивы, которые побудили вас к созданию идеи.
Словом, я призываю следовать примеру великого Альберта Эйнштейна, который однажды поделился: «Если бы у меня было 60 минут на решение проблемы, 55 из них я бы провел, раздумывая о проблеме, а оставшиеся 5 потратил бы на поиски решения».
В конце XX века компания Danone, вышедшая на китайский рынок с минеральной бутилированной водой, натолкнулась на низкий спрос со стороны потребителей. Вместо того чтобы стимулировать продажи с помощью вложений в рекламу, было принято абсолютно оправданное решение инвестировать в изучение вопроса.
Проведенное исследование пролило неожиданный свет на ситуацию. Поскольку бо́льшая часть горожан Китая являются выходцами из деревень, в которых остро стоит проблема отсутствия чистой воды, причиной неудачного старта продукта оказалось его качество.
После того, как руководство Danone распорядилось добавить в воду легкий привкус земли, продажи увеличились в разы. Секрет успеха таких незначительных и, на первый взгляд, ненужных изменений невероятно прост: китайцы покупали именно эту воду для того, чтобы вспомнить вкус детства.
Самая очевидная причина, по которой вы решили взяться за создание новой идеи, может оказаться всего лишь верхним слоем, и, сконцентрировавшись на ней, вы кардинально ничего не измените. Поэтому не поддавайтесь порывам. Вам нужно докопаться до сути вашей идеи. Конечно, это только изучение, анализ задачи, и на этой стадии она решена не будет. Зато вы увидите все источники сложности, что само по себе поможет лучше понять, как эффективнее с ней разобраться.
Продолжайте задавать себе один и тот же вопрос «почему», пока не выясните все окончательно.
Полное досье
Целью данного упражнения является исследование проблемы, которую вам требуется решить. Оно призвано уберечь вас от преждевременных действий.
Представьте, что вы работаете следователем в полиции. Подшейте к делу всю информацию, которую вы в состоянии собрать. Чем больше ее будет – тем лучше. Определите, в чем заключается «состав преступления», кто является его «жертвой», каковы все обстоятельства. Не поддавайтесь искушению «наказать виновных», прежде чем будет проведено расследование, произведены «аресты», и дело окажется «в суде».
Соберите досье на вашу проблему.
Камень преткновения
Это упражнение помогает всесторонне проанализировать проблему.
Разделите страницу в вашем блокноте на три вертикальных равных части. Справа поместите результат, к которому хотите прийти. В левой части опишите существующую ситуацию. Посередине укажите причины, по которым вы пока не достигли своей цели.
Задайте себе вопросы о том, как можно преодолеть эти препятствия.
Ничегонеделание
Это упражнение направлено на выявление сопутствующих и дополнительных трудностей, которые возникнут в вашей жизни, если вы будете откладывать движение навстречу своей цели.
Моделируем ситуацию, в которой вы не предпринимаете никаких шагов вперед. Вы не размышляете над эффективным решением вашей проблемы. Вы вообще ничего не делаете. Составьте список того, что произойдет и может произойти в таком случае.
4.2. Постановка правильных целей
Если ты хочешь достичь цели, нужно продвигаться к ней каждый день хотя бы понемногу.
Достижение желаемого результата невозможно без точной формулировки цели. Вам необходимо иметь четкое понимание того, к чему и зачем вы стремитесь.
Я рекомендую использовать метод постановки целей SMART.
Эта мнемоническая аббревиатура, впервые использованная в 1954 году в «Практике менеджмента» Питера Ф. Друкера, стала актуальным инструментом целеполагания. Она отражает принципиальные критерии.
Цель должна быть:
• конкретной (англ. specific),
• измеримой (англ. measurable),
• достижимой (англ. achievable),
• значимой, ориентированной на результат (англ. relevant, result-oriented)
• ограниченной во времени (англ. time-limited).
Тем, чьи устремления могут быть выражены во фразе: «Я хочу больше денег», следует иметь в виду, что это типичный неудачный пример постановки цели.
Чем же плоха эта формулировка? Представьте, что вы нашли на улице 10 рублей. Результат налицо ― вы стали богаче. Сбылась мечта, хотя вы, быть может, даже и не заметили этого. Вы не то имели в виду? Что ж, как говорится, будьте осторожней со своими желаниями. Именно потому, что вы заранее ясно не видите полную картину конечного результата, вы не получаете того, чего на самом деле хотите.
Корректный пример целеполагания выглядит так: «Заработать один миллион рублей в течение одного года, открыв салон красоты».
Конкретная цель (S) содержит в себе ответы на вопросы «кто?», «что?», «где?», «когда?», «с кем?», «почему?», «что сделать?». Без этого никуда.
Если цель будет сформулирована слишком общо, направление задано не будет. Нет смысла топтаться на месте или метаться в разные стороны, пытаясь реализовать «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Такие задачки ведь только по волшебству решаются, да и то в сказках. Поэтому не ограничивайтесь мыслями из серии «Я хочу зарабатывать деньги, которые мне будет приносить мой новый бизнес».
То, к чему вы стремитесь, не является результатом, пока нет его конкретного выражения. На вопрос: «Что сделать?» правильным ответом будет: «Сделать то-то».
Нет смысла использовать формулировки «постараться», «приложить все усилия» и т. п. – это описание процесса, а не результата. Формулируйте цель как можно конкретнее.
Измеримая цель (M) устанавливает критерии определения результата или прогресса его достижения.
Описывая цель с учетом этого фактора, вы получаете точное представление о том, в какой степени вы ее достигнете к определенному моменту. Успех, к которому вы стремитесь, должен иметь конкретное выражение. Не оставляйте никакой возможности как-то иначе трактовать или интерпретировать цель. Скажите без обиняков: «Я хочу заработать один миллион рублей „чистыми“ за следующий календарный год».
Действительно важно, чтобы при постановке цели вы были уверены в том, что она реально достижима (A).
Трудная, но выполнимая задача будет для вас вызовом и источником вдохновения одновременно, в то время как чрезмерно амбициозная скорее демотивирует.
Например, вы будете знать, что достигнуть вашей цели в принципе возможно, если в избранной вами сфере кто-то уже добивался подобного успеха.
Цель должна быть релевантной (R), как это иногда определяют, ориентированной на результат (R).
Вам необходимо ясное понимание, для чего нужна ее реализация. Подумайте, значима ли ваша цель с точки зрения того, что для вас представляет высшую ценность. Задайте себе вопрос, зачем вам именно этот результат. Поразмыслите над актуальностью цели хорошенько, и, если вы придете к заключению, что именно в этом, в конечном итоге, и состоит ваше счастье, – дерзайте!
Цель должна быть ограниченной во времени (T) и соотноситься с определенным сроком.
Описывайте свой будущий результат, используя конкретные даты. Например, «Я буду этим заниматься, начиная с сегодняшнего дня на протяжении одного календарного года».
Итак, «умная» цель максимально конкретна, измерима, достижима, релевантна, ограничена во времени. Убедитесь, что вы на верном пути.
Я рекомендую перепроверить те цели, которых вы хотите достичь, с учетом данных критериев.
Если решение, которое вы ищете, не приближает вас к цели, то лучше не тратить на него свое время. Не путайте продуктивность с активностью. Многие заблуждаются в том, что лучше делать хоть что-то, чем не делать ничего.
Конец ознакомительного фрагмента.