Вы здесь

Креатив. Самое полное руководство по креативности и созданию новых идей. 2. Вопросы о креативности, которые вы не задавали себе раньше (Виктор Лопатин, 2015)

2. Вопросы о креативности, которые вы не задавали себе раньше

2.1. Для чего нужна креативность?

Лучший путь предсказать будущее – это создать его.

Питер Ф. Друкер, ученый, экономист и публицист

Современный мир движется вперед настолько стремительно, что от способности мыслить эффективно зависит наше выживание и успех. До сегодняшнего дня мы успевали в ногу с быстро меняющимися окружающими условиями. Мы мыслили линейно, упорядочено и где-то даже шаблонно. Один этап предсказуемо следовал за другим. Результаты можно было прогнозировать. И вдруг мы обнаруживаем, что не выдерживаем гонки, буксуем, терпим поражение.

Почему это происходит?

У меня есть объяснение: линейное мышление не дает нам сравняться в этом забеге.

Все меняется в тот момент, когда вам нужно не просто подняться на одну ступеньку, а перепрыгнуть на несколько этажей вверх.

Думая логически, вы никогда этого не достигнете. Нестандартный же взгляд на вещи приведет к уникальным решениям, что способно обеспечить успех вам и процветание вашему бизнесу. Вы сможете придумать «фишку», которая выделит вас среди конкурентов и позволит клиентам вас запомнить.

Если вы владелец малого бизнеса, то именно нетривиальный подход гарантирует вам выживание. Вы никогда не будете топтаться на одном и том же месте, у конкурентов просто не будет шансов догнать вас.

Если в спорте есть определенные правила, то в бизнесе их нет. В этом смысле он скорее подобен искусству и полон возможностей для нестандартного мышления, которое поможет одержать верх над конкурентами, вывести новый товар на рынок или предложить необычные услуги для ваших клиентов.

Что может дать вам креативность в бизнесе? В первую очередь, нестандартный подход обеспечивает появление большого количества идей – это очевидно. Вы можете рассчитывать на то, что многие из них окажутся вполне конкурентоспособны. С другой стороны, взгляд под другим, зачастую неожиданным, углом позволит вам лучше понимать точку зрения клиентов, а следовательно, полнее удовлетворять их потребности, предлагать уникальные решения их проблем. Это и есть лучший способ быть всегда на виду у ваших клиентов, который куда эффективнее обычных рекламных кампаний выделяет ваше предприятие и обеспечивает ему динамичное развитие.

Мыслить нестандартно ― удивительно. Именно такой взгляд на вещи, окружающие нас в повседневной жизни, помог выдающимся людям воплотить в жизнь самые смелые задумки. Современными технологиями, без которых мы уже не можем представить себе свое существование, мы обязаны как раз креативному мышлению.




Креативность – это множитель. Что бы вы ни делали, используя творческий подход, вы всегда оказываетесь на шаг впереди любого человека.

ПРАКТИКУМ 2.1
Упражнения

В чем проблема?

Для начала мы разберемся с помехами на вашем пути.

Обдумайте каждый фактор, доставляющий вам беспокойство. Запишите в блокнот все: от малейшего раздражителя до самой главной трудности, которую вы пока не в силах разрешить. Выплесните на бумагу все, что вас тяготит, ограничивает, не позволяет расправить крылья и чувствовать себя счастливым и успешным.

Результатом должна явиться формулировка трех ваших самых больших проблем.


Куда приводят мечты?

С помощью этого упражнения вам предстоит определить три ваши самые заветные мечты.

Здесь следует сосредоточиться на том, в чем вы нуждаетесь больше всего. Составьте настолько большой список потребностей, насколько это возможно. Добавляйте и расширяйте его, возвращайтесь к нему снова и снова. После того как вы составите такой список, проранжируйте его от наиболее значимого к самому незначительному. В самом верху у вас окажутся самые важные и актуальные на данный момент потребности.

Это будут три ближайшие цели, которых вы достигнете с помощью этой книги.


2.2. Мифы о креативности

Вам знакомо выражение «выше головы не прыгнешь»?

Это заблуждение. Человек может всё.

Никола Тесла, изобретатель

Для того чтобы развить в себе креативность, найти ей применение в различных – возможно, даже неожиданных – сферах жизни и получать от своей творческой одаренности практическую пользу, стоит провести анализ своего отношения к этой способности.

Не удивлюсь, если оно у вас нуждается в корректировке.

Рассмотрим несколько установок, бытующих в сознании среднестатистического человека.

Миф 1. Креативность – это какая-то ерунда

Сложившаяся в молодежных субкультурах практика заимствования иностранных слов, появление энного количества новых, обозначенных английскими понятиями и не всем ясных специальностей, засилье всевозможных брендов и трендов – все это не способствует адекватному восприятию психологического термина «креативность». Обилие рекламы, низкое качество продукции масс-культуры, абсурдная экстравагантность некоторых течений современного искусства, непрактичность или несоответствие модных тенденций традиционным канонам красоты приводят к тому, что элементарная безвкусица часто награждается саркастическим эпитетом «креативный».

Я призываю вас отринуть клише и воспринимать креативность в ее истинном смысле.

Творческие способности и нестандартный образ мыслей – это множитель, который дает серьезные преимущества в любой сфере жизни.

Миф 2. Мне это не дано

Если вдуматься, это просто удивительно, какое количество людей отказывает себе в реализации своей природной изобретательности. Часто можно услышать: «Я не креативный». Это распространенное заблуждение.

На самом деле, все люди ― творческие, ведь креативность дана нам от рождения.

Знаете, когда мы начинаем терять кристальную свежесть взгляда и неудержимый полет мысли? Очень рано. Взгляните на маленьких детей – они чувствуют себя всемогущими. Родители, воспитатели, учителя, реалии жизни в обществе объективно воздействуют на способности человека мыслить нестандартно таким образом, что уже к школьному возрасту креативность человека существенно снижается. К совершеннолетию она падает примерно до двух процентов от изначального потенциала.

Так что, с одной стороны, во взрослой жизни среднего человека творчества не так уж много, а с другой, теперь уже мы сами за себя отвечаем, и то, какие способности нам использовать, ― вопрос нашего выбора.

Осознание этого факта и есть первый шаг на пути выхода из пассива, восстановления и развития нашей врожденной креативности. Если раньше вы считали, что нельзя научиться быть изобретательным, то теперь вы видите, что это возможно.

Миф 3. Креативить легко

Когда мы осознаем значение креативности, мы отдаем себе отчет в том, что все окружающее в той или иной мере является результатом ее использования.

Итак, креативность присуща каждому, проявления ее – повсюду, так о чем вообще речь? Так любой бы смог, кому-то просто повезло стать первым, а может, оказаться в нужное время в нужном месте. Достаточно телевизор включить: сколько рекламы, и, кажется, кто угодно мог бы выдать слоган «Управляй мечтой» или «Лучше для мужчины нет».

Приходилось ли вам видеть одежду от испанского бренда «Десигуаль»? Популярной и узнаваемой ее делает использование ярких принтов, контрастных аппликаций и сочетаний разных материалов. Такая вот изюминка из серии «голь на выдумки хитра»: пришей оборку из цветной ткани ― вот тебе и писк моды.

Из таких внешне простых ходов складывается отчасти легковесное отношение к креативности. Дескать, в том, чтобы придумать оригинальную идею, ничего сложного нет. Действительно, в основе многих успешных проектов лежат идеи из серии «как же я сам до этого не додумался?».

Все дело в том, что одной только задумкой дело не ограничивается. Давайте рассматривать креативность как длинный путь, включающий в себя разработку идей и их воплощение в жизнь.

Миф 4. Генерировать креативные идеи сложно

Бывает ли у вас так, что при решении конкретной задачи возникают неожиданные трудности? На самом деле, многие, столкнувшись с необходимостью применить свои творческие способности на практике, внезапно оказываются в тупике.

Казалось бы, целый день в голове роятся обрывки образов, сюжетные ходы, афористичные фразы, а ты продолжаешь сидеть перед чистым листом. Роман что-то не пишется. Или пишется, но не так.

Вокруг сплошные предприниматели, и вы тоже размышляете над идеей своего дела, но все не то, все вторично, все ниши заняты, все требует слишком много инвестиций.

Бывает еще по-другому. Вы чувствуете недовольство качеством и количеством общения, близких отношений в вашей жизни. Вы тяготитесь скукой и однообразием существования, но не понимаете, как изменить ситуацию.

Как сказал поэт, «у меня секретов нет»: креативность – это панацея. Если применение скрытых творческих резервов кажется вам непосильной задачей, то я готов вас ободрить. Это не так! Генерировать креативные идеи не составит для вас большого труда, если вы примените определенный алгоритм, который я предлагаю.

ПРАКТИКУМ 2.2
Упражнения

«Каждому воздастся по вере его»

Вот так, словами из романа М. Булгакова, который перефразировал библейское изречение, я призываю вас определить, в какие мифы верите вы?

Подумайте, как эта вера вас ограничивает?

Не забудьте внести итоги своих размышлений в креативный дневник.


Безграничные возможности

Для того чтобы выполнить это упражнение, вам следует дать волю фантазии. Представьте себе, что ваши возможности не ограничены. Преград не существует. Вообще. Нет препятствий, которые вы были бы не в состоянии преодолеть. Вы можете все.

Как изменилась бы ваша жизни? Запишите в дневник, что бы вы делали и как решали бы проблемы.

Определите свои возможности.


Всплеск адреналина

Это упражнение призвано помочь вам поверить в себя и справиться с внутренними помехами на пути к вашей цели.

Подумайте о своей самой заветной мечте. Прислушайтесь: стало ли ваше сердце биться сильнее? Если это так, рассматривайте это возбуждение как положительный признак. Если нет, то, вполне возможно, вашей мечте не достает размаха.

Обратите внимание: чем более масштабны ваши устремления, тем больше страха вы можете испытывать. Я считаю это нормальным и даже приветствую.

2.3. Как в кризис добиться большего с помощью креативности

Если вы думаете, что слишком малы, чтобы быть эффективным, то вы никогда не засыпали в комнате с комаром.

Бетти Риз, американский офицер и пилот

«Грянул кризис!» – эту фразу каждому из нас доводилось слышать десятки раз от родных и знакомых, из динамика радиоприемника и с экрана телевизора. Так, его последствия негативно отразились если не на подавляющем большинстве, то уж точно на половине населения нашей страны. Резкое повышение цен на продукты питания и процентных ставок по кредитам, сокращение числа рабочих мест, нестабильный курс валют и девальвация рубля, напряженная политическая обстановка в мире… Перечислять можно бесконечно.

Что мы имеем сейчас? Небывалая безработица, а вместе с ней неплатежеспособность граждан и туманные перспективы даже для тех, кто еще недавно был полностью уверен в благополучии завтрашнего дня.

Вы и до наступления кризиса изо всех сил сражались за то, чтобы сохранить свою должность или удержать бизнес на плаву? Боюсь, вскоре на вашем пути возникнет еще больше препятствий.

На фоне неуклонно растущей конкуренции как на рынке труда, так и в сфере предпринимательства идет самая настоящая борьба за место под солнцем – в духе Дарвина, под лозунгом «выживет только сильнейший».

Тихо переждать кризис – схема, на первый взгляд, не имеющая каких-либо изъянов. Однако чревата она потерей работы, возможности платить по кредитам и счетам за квартиру, а также ощутимым снижением качества жизни. Один за другим, кризис наносит нам все новые удары, не давая времени, чтобы оправиться от предыдущих.

Однако решающим фактором в данной ситуации является лишь ваш подход к решению проблем. Ведь взглянув на кризис иначе, вы поймете, что это очередная возможность, воспользовавшись которой прямо сейчас, вы измените собственную жизнь к лучшему.

Благодаря креативности вы сможете не только преодолеть кризис, но и значительно вырваться вперед, стать незаменимым. Развивая свою способность использовать трудности в качестве трамплина для достижения новых высот, вы переживете трудные времена, начнете двигаться навстречу вашей мечте, обгоните конкурентов, получите повышение на работе или разовьете свой бизнес – вы получите от жизни больше, чем имеете в данный момент.

ПРАКТИКУМ 2.3
Упражнения

Полигон

Сейчас я предлагаю вам обдумать, в какой сфере вам больше всего необходимо использовать креативность. Оцените обстановку в разных сферах своей жизни. Ощущаете ли вы страх и волнение за будущее в какой-либо из областей? Отметьте в процентах, насколько критично положение вещей в той или иной сфере.

Запишите итог ваших размышлений в дневник.




Точка отсчета

Подумайте о том, где вы находитесь сейчас и где вы хотели бы быть. Сфокусируйте внимание на том, что вы хотите получить от жизни.

Ваш ум является прекрасным инструментом для того, чтобы правильно установить ваши цели и добиться их.

Пишите все, что приходит вам в голову. Ответы, полученные в ходе этого задания, и станут отправной точкой для изменений вашей жизни.

Инструменты

Пример для подражания

В развитии креативности важную роль играют стимулы и вдохновляющие примеры. Вам необходима путеводная звезда, а лучше – целый небосклон. Изучайте биографии уважаемых вами персон и истории успеха компаний.

Я рекомендую посетить сайт www.victorlopatin.ru, вы найдете там примеры креативности, воплощенные в жизни.