Вы здесь

Краудфандинг. Справочное руководство по привлечению денежных средств. Глава 3. Введение в краудфандинговые платформы и сервисы (Джейсон Рич)

Глава 3. Введение в краудфандинговые платформы и сервисы

Любой человек, слышавший о краудфандинге, знает о существовании Kickstarter и, возможно, Indiegogo. Однако, как вам станет известно из этой главы, существует множество иных платформ основанного на вознаграждении краудфандинга, и их число постоянно увеличивается; некоторые из них разрабатывались для специфических проектов, тогда как у других присутствует особый подход к краудфандингу, отличный от подхода Kickstarter и/или Indiegogo.

Каждой платформе присущи свои особенности, опционные возможности и определенный уровень комиссионных сборов, равно как и метод перечисления спонсорами денег и последующего их перевода на счета организаторов проекта. С краудфандинговыми платформами удобно работать, потому что все необходимые для организации и ведения кампании инструменты доступны в режиме онлайн, а в распоряжении каждого проекта имеется собственная веб-страничка и соответствующий электронный адрес размещения (URL).

Итак, автор проекта может создать, запустить и управлять кампанией основанного на вознаграждении краудфандинга, имея в своем распоряжении компьютер или иное подключенное к интернету устройство с системой навигации и просмотра информации. Не требуется никакого специального программного оборудования. Большинство платформ предлагает пользователям набор инструментов, с которыми работать так же просто, как и с текстовым редактором; эти инструменты позволяют наполнить страничку кампании необходимым содержанием, включающим текстовые описания и вводные данные, цифровые фотографии, логотипы компании и продукта, а также один или несколько рекламных видеороликов.

В этой главе приведены характеристики популярных краудфандинговых и селф-хостинговых платформ. Характеристика каждой платформы содержит информацию о цене, а также особенности функционального содержания и данные о конкурентоспособности.

Описываемые в главе платформы типичны из многих доступных для авторов проектов платформ краудфандинга, число которых постоянно растет. Важно понимание того, что эти сервисы постоянно развиваются, а популярность их становится все выше и выше. Как следствие, приводимые здесь данные на момент прочтения книги могут оказаться в какой-то степени устаревшими, поскольку не в состоянии учесть недавно созданные улучшенные версии.

Наиболее популярные платформы для основанного на вознаграждении краудфандинга

Этот раздел содержит описание нескольких популярных платформ краудфандинга, основанного на вознаграждении; указанные платформы в состоянии принимать множество кампаний различных типов. Поскольку Kickstarter считается пионером в области основанного на вознаграждении краудфандинга, при этом продолжая оставаться самым популярным действующим ресурсом такого рода (в активе которого буквально десятки тысяч историй успеха), двенадцатая глава – Начинайте действовать, используя Kickstarter.com — будет полностью посвящена вопросам, связанным с работой на ней.


Краудфандинговая платформа FundAnything


В дополнение к платформе, на которой практически каждое физическое лицо, компания или организация способны быстро создать и запустить основанную на вознаграждении кампанию краудфандинга, FundAnything располагает набором действующих в режиме реального времени инструментов, помогающих авторам проекта на всех этапах работы.

На веб-страничке платформы (http://fundanything.com/en/ how#handbook) размещено бесплатное Руководство по работе с FundAnything, в котором весь процесс создания, запуска и управления кампанией разбит на 10 удобно отслеживаемых этапов.

Как и другие платформы основанного на вознаграждении краудфандинга, FundAnything требует от создателя проекта заявленной финансовой цели кампании. Это общая сумма, необходимая проекту, которая должна рассчитываться на основании тщательной калькуляции всех предполагаемых расходов (включая полную стоимость организации и ведения кампании).

Используя предлагаемые FundAnything интернет-инструменты, создатель проекта должен придумать привлекающее внимание название кампании, которое должно быть информативным и включать в себя ключевое слово, отражающее суть кампании. Как и большинство платформ, FundAnything допускает размещение на страничке кампании логотипа.

Платформа FundAnything поощряет использование в кампании рекламного видеоролика, однако его наличие не является обязательным. На авторе проекта лежит ответственность за выбор подходящего раздела (категории) и подраздела платформы, которые больше всего соответствуют теме кампании.

Основные категории, или разделы, таковы: искусство (Creative Arts), общественно значимые дела (Causes), личное (Personal) и бизнес-идеи (Business Ideas). Все основные категории предлагают возможность выбора субкатегорий более узкой специализации. Раздел искусство имеет следующие подразделы: живопись, дизайн, мода, фильмы и видео, игры, музыка, фотография, театр и танец, веб-проекты и писательство. У раздела общественно значимые дела имеются следующие подразделы: животные, сообщества, некоммерческие организации, политика, религия, школы, спорт и волонтерство.

Раздел личное позволяет физическим лицам использовать основанный на вознаграждении краудфандинг при сборе средств для реализации почти любого персонального проекта. У этой категории имеются следующие субкатегории: празднования, образование, потребности семьи, похороны и юбилеи, надежды и мечты, нужды медицины, домашние животные и свадьбы.

Наконец, категория бизнес-идей обслуживает проекты стартапов, малый бизнес, предприятия и даже крупные компании, например, стремящиеся к расширению. Эта категория имеет только два подраздела: бизнес и технологии.

Важной частью любой кампании является составление ее подробного описания. Именно использование текстового материала позволяет авторам ясно и точно описать проект, объяснив его важность и актуальность, рассказать о своих биографиях, обосновать потенциальным спонсорам, сколько денег требуется и каким образом будут расходоваться средства. Платформа FundAnything проводит создателей через весь процесс, начиная с подробного описания, которое составляется еще перед началом кампании; правда, никто не запрещает им позже при необходимости вносить в текст дополнения.

Еще одна ключевая составляющая всех кампаний на FundAnything – вознаграждения. На этой платформе они могут быть практически любыми, но все-таки важно разработать систему вознаграждений, которые произведут впечатление на потенциальных спонсоров.

После того как кампания на FundAnything организована и запущена, платформа поможет создателям вывести на свою веб-страничку прямые ссылки на их учетные записи в социальных сетях, что облегчает проведение кампании посредством сервисов типа Facebook и Twitter, а также прямых электронных адресов.

Затем, когда кампания наберет ход, FundAnything предоставляет в распоряжение авторов дополнительные инструменты, необходимые для постоянного обновления, поддержания связи со спонсорами и рассылки обещанных вознаграждений тем, кто получил на них право.

Как и в случае с любой иной краудфандинговой платформой, было бы резонно внимательно изучить кампании, сумевшие добиться успеха на этой платформе, а также кампании, которые в настоящее время проводятся в категориях, имеющих отношение к вашему проекту. Для определения успешных на FundAnything кампаний зайдите в раздел «Представленные кампании» (Featured Campaigns) (http://fundanything.com/en/search/category?cat_id=27).

В плане сбора средств, по мнению создателей проектов, ценной характеристикой этой платформы является прямое перечисление денег на счет создателя проекта в течение суток после их перевода спонсором; безотносительно к тому, сумеет ли проект добиться полного финансирования или нет, привлеченные средства (за вычетом комиссионных) депонируются на счете создателя проекта. Слабая сторона этого может проявиться в случае, если проект не сможет достичь заявленной финансовой цели, а спонсоры все еще будут ожидать обещанного вознаграждения.

Из интервью с главным краудфандинговым менеджером платформы Бредом Уайманом (Brad Wyman), которое приводится в тринадцатой главе – Интервью с экспертами по краудфандингу, – вы узнаете больше о платформе FundAnything.

С момента создания в 2008 году сервис FundRazr принял более 40 тысяч кампаний краудфандинга, основанного на вознаграждении, которые собрали более 40 миллионов долларов благодаря спонсорам из более чем 20 стран. Начало работы с FundRazr, как и с большинством остальных платформ, предоставляющих услуги для основанного на вознаграждении краудфандинга, не требует никакой оплаты. Создатель проекта платит комиссионные лишь после того, как деньги уже привлечены и переведены спонсорами. Поскольку проекты не нуждаются в предварительном согласовании с FundRazr, кампанию можно запустить сразу же, без проволочек, и начать получать спонсорские деньги уже через несколько минут.

Благодаря встроенному в платформу рекламному инструментарию можно подключать к кампании существующие регистрационные записи в социальных сетях (Facebook, Twitter, Google+, LinkedIn и Pinterest); кроме этого, допускается использование прямого электронного сообщения, с помощью которого можно увеличить трафик – число заходов посетителей на веб-страничку. Все собранные деньги (за вычетом комиссионных) почти немедленно переводятся прямо на счета создателей проекта в PayPal или WePay, вследствие чего создатели проекта получают доступ к привлеченным средствам еще до завершения кампании.


Краудфандинговая платформа FumdRazr


FimdRazr открыт для проектов, разработанных физическими лицами, предпринимателями, группами, организациями, некоммерческими предприятиями, компаниями, политическими объединениями. В отличие от некоторых других платформ, FundRazr допускает проекты личного характера (например, финансирование учебы в колледже, оплату медицинских счетов или покрытие свадебных расходов). Вместе с тем те же самые инструменты основанного на вознаграждении краудфандинга могут использоваться для получения финансирования бизнес-проектов; управления кампанией по сбору средств для некоммерческого или политического объединения; финансирования разработки и производства продуктов, творческих проектов, а также для всего остального, не преступающего рамки закона.

В любое данное время на платформе Indiegogo проводятся тысячи активных кампаний основанного на вознаграждении краудфандинга. Многие создатели проектов любят ее за гибкость и возможности настройки. Платформа была создана в 2008 году в помощь независимым кинопроизводителям, но уже в следующем (2009) году открылась для проектов всех типов. На веб-сайте компании заявлено: «Мы верим в то, что каждый, где бы он ни жил, если он увлечен своим делом и способен отдаваться работе, должен иметь возможность привлечения денег».

В дополнение к наличию на сайте целого раздела, который посвящен обучению людей эффективному пользованию краудфандингом, Indiegogo предлагает создателям проектов возможность пользоваться услугами Центра помощи (Help Center), с которым можно связаться по электронной почте и получить персональный ответ на все запросы.

Анализ работы Indiegogo облегчается тем, что платформа дает возможность наблюдения за течением кампаний. Для этого следует открыть опцию «Обзор» (Browse), расположенную вверху главной веб-странички и выбрать одну из следующих опций: «Популярные сейчас» (Popular Now), «Финальный отсчёт» (Final Countdown), «Новые за неделю» (New This Week), «Наиболее спонсируемые» (Most Funded) или «Горячие льготы» (Hot Perks). Кроме того, вы можете отслеживать проекты соответственно категориям.

Главные разделы платформы – творческий (Creative), инвестиционный (Cause) и предпринимательский (Entrepreneurial); все они дробятся на подразделы. Например, подразделами творческой категории являются искусство, комиксы, танец, дизайн, мода, фильмы, игры, музыка, фотография, театр, трансмедиа, видео/веб и писательство.


Краудфандинговая платформа Indiegogo


Воспользовавшись опцией «Наиболее спонсируемые» (Most Funded), можно взглянуть на странички самых успешных кампаний, которые принимала у себя платформа Indiegogo, и постараться определить хорошо проявившие себя элементы кампаний, выяснить, за счет чего они стали успешными, и воспользоваться зарекомендовавшими себя успешными стратегиями при организации и проведении собственной кампании.

Сильной стороной платформы Indiegogo является то, что она создавалась не для технически продвинутых создателей проектов и спонсоров, поэтому на ней удобно пользоваться различными онлайн-инструментами. Можно не беспокоиться о том, сумеет ли потенциальный инвестор разобраться в том, как работает платформа – для участия в вашей кампании и ее популяризации в собственной социальной сети ему достаточно произвести один щелчок мышью.

Вследствие высокого уровня популярности платформы Indiegogo вам будет нетрудно привлечь к кампании внимание средств массовой информации посредством проведения опционной кампании паблик рилейшнз. Журналистам и блогерам уже известна Indiegogo, они считают ее краудфандинговой платформой с устоявшейся позитивной репутацией. Соответственно, они нередко ищут истории о кампаниях, протекающих на Indiegogo и других популярных платформах.

Kickstarter был запущен в 2009 году как платформа основанного на вознаграждении краудфандинга. По состоянию на январь 2014 года на этой платформе было успешно профинансировано 55 тысяч проектов, собрано более 960 миллионов долларов. Как в случае со многими современными краудфандинговыми платформами, использующие Kickstarter создатели проектов сохраняют авторство и несут за него полную ответственность. Любой человек старше 18 лет в США, Великобритании, Канаде, Австралии и Новой Зеландии может выложить свой проект на Kickstarter при условии его соответствия правилам работы этой платформы.

Качество, отличающее Kickstarter от конкурентов, выражается в принципе «все или ничего». Преимущество подхода заключается в том, что при неудачной кампании, не сумевшей достичь финансовой цели, создатель проекта не обязан исполнять заказы, предоставлять спонсорам вознаграждение или пытаться реализовать проект с недостаточными средствами. Поэтому создатель проекта, не утративший доверия и кредитоспособности, при желании может, учтя прошлые ошибки и недочеты, организовать новую кампанию.


Краудфандинговая платформа Kickstarter


На других платформах, даже если финансовая цель не достигнута, но создатель проекта получил от спонсоров некую сумму денег, они сохраняют право на обещанные вознаграждения; как следствие, подчас создатели вынуждены пытаться реализовать проект, не имея для этого достаточно денег, в противном случае он рискует разочаровать своих спонсоров и утратить их доверие.

К январю 2014 года на платформе Kickstarter было опубликовано почти 131 тыс. индивидуальных проектов, и 43,62 процента проектов оказались успешными. 35269 проектов из числа добившихся финансирования собрали от 1000 до 9999 долларов, а 56 смогли превысить миллионную отметку.

Все размещаемые на Kickstarter проекты должны полностью соответствовать требованиям, разработанным для следующих категорий: искусство, комиксы, танец, дизайн, мода, фильмы и видео, пищевая продукция, игры, музыка, фотография, издательское дело, технологии и театр.

Все проекты должны быть креативными по своему характеру и иметь четко определенную конечную цель. Таким образом, человек, в голове которого родилась идея изобретения или производства, например, технологического продукта, вполне может рассчитывать на сотрудничество с платформой Kickstarter, но многие иные, более традиционные виды предпринимательства для нее не подходят.

Принципиальным отличием этой платформы от некоторых других платформ, практикующих основанный на вознаграждении краудфандинг, является то, что Kickstarter не подлежит использованию в целях сбора денег для частных случаев, вроде благотворительных кампаний или программ обучения, то есть всего того, что Kickstarter называет проектами разряда «профинансируй мою жизнь». Эта платформа создана исключительно для креативных проектов, более полное определение которым дано на веб-страничке платформы (www.kickstarter.com/help/guidelines).

Одним из преимуществ создателей проектов, проводящих свои кампании на платформе Kickstarter, является ее чрезвычайная популярность; за время своего существования платформа сумела привлечь 5,5 миллионов спонсоров и завоевать широкую популярность в средствах массовой информации. Помимо этого, Kickstarter не без оснований может гордиться крупным пулом так называемых повторных спонсоров (repeat backers), которые регулярно перечисляют деньги на различные проекты, размещаемые на этой платформе. Эти люди активно изучают текущие кампании в поиске проектов, которые, по их мнению, достойны финансовой помощи. Хотя вам, как создателю проекта, и не стоит твердо рассчитывать на их поддержку, тем не менее, люди из этой группы могут пополнить вашу собственную сеть спонсоров.

Обязательно прочитайте двенадцатую главу – Начните действовать, используя Kickstarter.com, — содержащую более полный обзор работы платформы Kickstarter и ее всестороннее сравнение с платформами-конкурентами. Крайне существенно добиться понимания всех различий и того, каким образом можно ими воспользоваться себе на пользу при организации и ведении собственной кампании.

RocketHub открыт для всех проектов, если они не противозаконны и отвечают правилам хорошего вкуса. Партнерские отношения платформы с телевещательной сетью А&Е позволяют представить некоторые проекты национальной телеаудитории, что делает в принципе возможным привлечение средств напрямую из сети А&Е. Согласно размещенному на платформе заявлению, «А&Е занимается поиском исключительных историй, преисполненных энтузиазма руководителей проектов и добивается подтверждения интереса со стороны телеаудитории (то есть, импульса финансирования). Они также заинтересованы в том, чтобы проект отвечал запросам телезрителей».

Даже если проект не отвечает критериям отбора и не может рассчитывать на поддержку А&Е, его создатели могут воспользоваться богатым набором инструментов и сервисов, имеющихся на платформе RocketHub. Благодаря этим сервисам подготовка, запуск и проведение кампании превращаются в простой и ясный процесс (что не отменяет необходимости тратить определенное количество времени на управление и продвижение кампании, как и в случае со всеми другими платформами).

Подробнее о RocketHub можно узнать напрямую от Брайана Мииса (Brian Meece), директора-распорядителя платформы; емкое интервью с ним приводится в Главе 13.


Краудфандинговая платформа RocketHub


Специализированные платформы краудфандинга, основанного на вознаграждении

В отличие от краудфандинговых платформ, примеры которых приводились в предыдущем разделе, платформы, о которых пойдет речь сейчас, призваны обслуживать определенные типы проектов и предлагают клиентам более специализированный инструментарий для разработки и управления кампанией. Из данного раздела вы также узнаете о краудфандинговых платформах, которые можно использовать для привлечения средств, и о платформах, практикующих своеобразный подход к такого рода финансированию.

В главе 13 есть интервью с основателем Crowdrise Робертом Волфи (Robert Wolfe). В нем он рассказывает о том, что побудило его задумать и создать платформу Crowdrise. Этот человек приложил большие усилия для превращения сбора денег в основанное на взаимодействии, приятное и успешное занятие.

Вы узнаете, что Crowdrise предоставляет огромные возможности организаторам кампаний краудфандинга, позволяя им проявлять гибкость при сборе средств на любимые благотворительные цели. Например, ребенок (с помощью родителей) может запустить кампанию на свой день рождения. Однако вместо традиционных подарков для себя дети могут попросить сделать пожертвования своим любимым благотворительным проектам, скажем, приюту для бездомных животных в их родном городе.

В то же время человек, планирующий участие, скажем, в благотворительном марафоне, может воспользоваться Crowdrise в тесной привязке к социальным сетевым сервисам для сбора и управления пожертвованиями, если на платформе проходит соответствующая кампания. Компании любого размера также могут организовать чрезвычайно увлекательные брендовые кампании по сбору средств на благотворительные цели.

Crowdrise предлагает создателям проектов целый ряд онлайновых инструментов для разработки единственных в своем роде страниц кампаний. На этих страницах можно размещать текстовые послания, фотографии, видео и иной контент, призванный информировать потенциальных доноров обо всех подробностях, относящихся к ходу кампании. Ну а сфера ответственности создателей проекта – успешное ведение кампании с использованием социальных сетей, электронной почты и/или других ресурсов.


Краудфандинговая платформа Crowdrise


С помощью Crowdrise почти каждый человек способен создать на платформе страничку для сбора денег на любимую благотворительность или на общественно значимое дело, к которому он неравнодушен. Затем следует задействовать социальные сети для продвижения кампании и привлечения на страничку трафика. Crowdrise аккумулирует собранные средства и переводит их прямо на благотворительный счет (после удержания выплат и комиссионных). Физическим лицам, организациям или фирмам, проводящим кампании на платформе Crowdrise, не приходится платить каких-либо комиссионных, однако подлежат обложению налогом все пожертвования, сделанные в пользу американских благотворительных организаций, подпадающих под категорию 501 (c)(3). После того как деньги пожертвованы, доноры автоматически получают электронные письма в соответствии с требованием Налогового управления США об обеспечении документации.

Платформа Dragon Innovation предлагает идеальное решение людям, у которых имеются идеи касательно разработки, производства, маркетинга, дистрибуции и продажи технологичной продукции. Как вам станет известно из интервью со Скоттом Миллером (Scott Miller), директором-распорядителем Dragon Innovation, которое приводится в тринадцатой главе, помимо конкурентоспособности, есть несколько других аспектов, определяющих отличие платформы Dragon Innovation от других краудфандинговых платформ.

Во-первых, еще до запуска краудфандинговой кампании на платформе проект должен получить одобрение группы специалистов по дизайну, маркетингу и производству. Dragon Innovation вносит свою лепту в дело реализации проектной идеи, а выражается это в деятельности группы признанных экспертов, каждый из которых имеет за плечами десятилетия успешной работы; они плотно сотрудничают с изобретателями, помогая им в разработке проекта и кампании еще до того, как она начнется. Их миссия заключается в детальной разработке бюджета и определении точной финансовой цели, учитывающей все вызовы и трудности, с которыми изобретатель может столкнуться в процессе производства продукта в США или за границей.


Краудфандинговая платформа Dragon Innovation




Во-вторых, после одобрения проекта и его допуска на платформу Dragon Innovation команда краудфандинговых и маркетинговых экспертов компании помогает создателям проекта в разработке и ведении полноценной кампании, следя за тем, чтобы им хватило необходимых для ее ведения ресурсов.

В силу индивидуального подхода к проектам возрастает вероятность достижения или превышения финансовой цели. Затем создатель проекта может продолжить сотрудничество с командой Dragon Innovation для того, чтобы довести до конца получивший финансирование проект. К началу 2014 года платформа Dragon Innovation была открыта только для базирующихся в США проектов, хотя производство часто вынесено за пределы страны.

Подобно Kickstarter, краудфандинговая платформа Dragon Innovation приняла на вооружение принцип «все или ничего». Если проект достигает финансовой цели или превышает ее, полученные от спонсоров средства переводятся создателям проекта (с учетом комиссионных и иных выплат). Однако, если проект не сумел привлечь планируемого объема средств, деньги вообще не аккумулируются, и создатель проекта ничего не получает. Предварительный вклад в 5 тысяч долларов не возвращается.

Помимо концентрации исключительно на технологических проектах, еще одной отличительной особенностью платформы Dragon Innovation является сотрудничество только с авторами проектов (изобретателями), стремящимися получить от 200 тысяч до миллиона долларов (и больше) на нужды разработки, создания, производства и продажи продукта, а также на ведение соответствующей кампании.

Чтобы больше узнать о типах проектов, добившихся финансирования с помощью Dragon Innovation и тех, кампании которых в настоящее время проводятся на платформе, посетите www.dragoninnovation.com/projects. Для того чтобы гарантированно обеспечить каждый проект своим вниманием, Dragon Innovation ограничивает единовременное количество протекаемых на платформе кампаний; к началу 2014 года каждый месяц запускалось лишь 40 проектов.

Владельцам небольших предприятий и предпринимателям, желающим привлечь деньги для реализации своих деловых начинаний, Fundable предлагает два типа краудфандинга – основанный на вознаграждении и основанный на передаче доли капитала, а также отличную от традиционной и более конкурентоспособную систему оплаты. Сферой полной ответственности создателей проектов является ведение кампаний, привлечение посетителей на свои веб-странички и затем использования их контента для обращения посетителей в спонсоров.

Платформа Fundable позволяет создателям проекта предлагать своим спонсорам вознаграждения и рекомендует от трех до восьми этапов вознаграждений в продолжение всей кампании. Как и на других платформах, такими вознаграждениями могут быть предварительные заказы продукта, услуг, либо поощрение, которое может иметь форму, например, предложения эксклюзивной или выпущенной ограниченным тиражом рекламной продукции.

Как и следует ожидать от платформы, специализирующейся на небольших компаниях и предприятиях, на ней часто появляются проекты новых изобретений и продуктов. Можно проследить ход успешной кампании на Fundable, посетив www.fundable.com/browse и щелкнув по кнопке «Успешные» (Successful). Перед опубликованием проекта на платформе он должен быть представлен для одобрения руководством Fundable.


Краудфандинговая платформа Fundable


Краудфандинговая платформа Prizeo


Для полного понимания принципов работы Prizeo и того, насколько сильно эта платформа отличается от других платформ для основанного на вознаграждении краудфандинга, было бы полезно сходить на сайт www.prizeo.com/prizes для ознакомления с архивом успешных кампаний и тех, которые проводятся в настоящее время.

Среди кампаний, которые принимала у себя платформа Prizeo, встречаются и такие, что связаны с именами Уилла Феррела (Will Ferrell), Снупи Дога (Snoop Dogg), Майкла Фелпса (Michael Phelps), Мерайи Кери (Mariah Carey), Дональда Фейсона (Donald Faison), Евы Лонгория (Eva Longoria), съемочной группы Классного мюзикла (High School Musical), Джастина Бибера (Justin Bieber), ютуберов Джека и Финна Хэррисов, Эврил Левайн (Avril Lavine), Мухаммеда Али (Muhammad Ali), Хлой Кардашьян (Khloe Kardashian), членов One Direction, Алишы Киз (Alicia Keys), Коби Брайанта (Kobe Bryant), и Сэмюэла Джексона (Samuel L.Jackson).

Список благотворительных организаций, получивших в результате этих кампаний финансовые пожертвования, достаточно широк и включает футбольную лигу The Snoop Youth Football League, фонды Майкла Фелпса и Эвы Лонгория, детскую исследвательскую больницу Святой Джуд (St. Jude Children's Research Hospital), ДжиммиМо (GimmeMo), ЭфКэнсер (FCancer), Тайфун Хэйян рилиф (Typhoon Haiyan Relief), Всемирный фонд дикой природы, Альцгеймеровскую ассоциацию и множество других.

При запуске новой кампании на Prizeo ее обычно поддерживают одна или две компании высокого ранга, а также знаменитости или спортсмены. Как правило, кампании краудфандинга на Prizeo предлагают один или несколько гран-при – уникальные интеракции со знаменитостями. Каждый человек, пожертвовавший деньги на кампанию, получает возможность выигрыша гран-при, присуждаемого по решению руководителей кампании. В зависимости от внесенной суммы финансовым донорам причитаются и другие вознаграждения, например, сувениры с автографами.

Все кампании ведутся на Prizeo в режиме онлайн и имеют собственную не имеющую аналогов веб-страничку на платформе. В ходе ведения кампаний задействуются возможности социальных сетей, электронной почты, паблик рилейшнз и других маркетинговых инструментов.

Prizeo предоставляет спонсорам шанс поучаствовать в специфических кампаниях и извлечь преимущества из той публичности, которую они приобретут благодаря активному участию в них. Что касается знаменитостей, известных спортсменов, звезд YouTube и других людей с высоким социальным статусом, Prizeo дает им возможность повысить ценность своего бренда и в то же время помочь сбору средств на общественно значимое дело. За свое финансовое участие в кампании финансовые доноры получают эксклюзивные призы и рекламную продукцию, выпущенную ограниченным тиражом, а также возможность тем или иным образом пообщаться с любимыми звездами кинематографа, эстрады и спорта. Компании, проявляющие интерес к размещению своих проектов на платформе Prizeo или желающие пожертвовать кампании свои призы, могут отправить соответствующее послание на адрес corporate@prizeo.com. Представители знаменитостей, спортсменов или физических лиц, желающих принять участие в будущей кампании, должны отправить письмо на адрес celebrity@prizeo.com.

Start A Cure начал работать в марте 2013 года и стал известен благодаря уникальному подходу к краудфандингу как к источнику финансирования онкологических исследований. Эта платформа позволяет спонсорам поддерживать конкретных ученых и исследовательские проекты, концентрирующиеся на изыскании средств борьбы со специфическими формами рака. Таким образом, спонсоры имеют возможность совершения целевых пожертвований, которые направляются на исследования определенных форм болезни, вызывающих у них эмоциональный отклик.

В обмен на свои пожертвования спонсоры из первых уст узнают о новейших исследованиях, проводящихся в настоящее время, и в некоторых случаях могут получить беспрецедентную возможность общения со всемирно известными докторами и учеными. Отдельные медики, лаборатории, исследовательские учреждения и университеты используют Start A Cure для финансирования специфических научно-исследовательских проектов.

Start A Cure ставит перед собой три главные цели. В первую очередь, платформа стремится содействовать излечению раковых заболеваний. Во-вторых, благодаря проводящихся на ней кампаниям широкой публике становятся известны лица, занимающиеся исследованиями по лечению рака, и в-третьих, платформа стремится поддерживать надежду у мужчин, женщин и детей с онкологическим диагнозом.


Краудфандинговая платформа Start A Cure


Все представленные проекты рассматриваются наблюдательным советом, члены которого являются волонтерами. После того как проект одобрен, начинается организация и ведение кампании, в продолжение которой задействуются те же инструменты и методы краудфандинга, что и на всех других основных краудфандинговых платформах; цель кампании – сбор средств и популяризация специфических научно-исследовательских проектов по борьбе с онкологическими заболеваниями. В привлечении средств могут принять участие медики, больницы, пациенты и обычные граждане.

Start A Cure использует подход «все или ничего». Пожертвования от доноров получают лишь те проекты, которые сумели достичь или превысить финансовую цель. Если финансовая цель не достигнута, с принадлежащих спонсорам кредитных или дебетовых карт деньги не списываются. Чтобы узнать, какие типы проектов по онкологическим исследованиям в настоящее время поддерживаются Start A Cure, посетите http://startacure.com/start-a-cure. Платформа Start A Cure управляется компанией Malecare Cancer Support (www.malecare.org).

Upstart не до конца соответствует рамкам основанного на вознаграждении или передаче доли капитала краудфандинге, в которых действуют остальные платформы. Он положил начало новому и инновационному методу, который позволяет недавним выпускникам – и не только им – добиться финансирования своих бизнес-проектов или получить возможность продолжить образование, не залезая при этом в долги и не подвергая себя высокому финансовому риску. Вы узнаете больше об этой уникальной платформе краудфандинга из интервью с основателем Upstart Дейвом Жируаром (Dave Girouard) в Главе 13.

Даже если вы не принадлежите к числу возможных клиентов платформы Upstart, ее изучение даст возможность разобраться в том, насколько быстро эволюционируют эти платформы, стремясь создать оптимальные условия обслуживания в высшей степени индивидуальных нужд финансирования физических лиц, малого бизнеса и предпринимательства.


Краудфандинговая платформа Upstart


Краудфандинговая платформа GoFundMe


GoFundMe работает несколько иначе, нежели остальные краудфандинговые платформы, описанные в нашей книге. Хотя создатели проектов должны определить финансовую цель, отсутствуют временные ограничения на ее достижение. Кампания может пребывать в режиме онлайн любой период времени. К тому же люди, использующие GoFundMe для сбора денег, просто добиваются прямых пожертвований, не предлагая взамен ни предпродаж продуктов, ни каких-либо вознаграждений за тот или иной размер пожертвования. Создатели проекта получают все полученные от финансовых доноров деньги (за вычетом комиссионных) независимо от того, достигнута финансовая цель или нет.

Как и в случаях с другими краудфандинговыми кампаниями, достижение успеха при использовании GoFundMe зависит от масштаба личной социальной сети и активности ее членов, а также от способности создателей проекта задействовать социальные сети для привлечения пожертвований от родственников, друзей и других людей, связанных с вами посредством социальных сетевых сервисов. Хотя GoFundMe не является платформой краудфандинга, основанного на вознаграждении или передаче доли капитала, для организации и управления кампанией по сбору средств используются те же самые онлайн-инструменты, ресурсы и социальные сети.

Выбор селф-хостингового краудфандинга, основанного на вознаграждении

В дополнение ко многим функционирующим в режиме реального времени платформам, способным принять у себя вашу кампанию, существует масса возможностей для селф-хостинга, воспользовавшись которым физические лица, компании и организации могут создать и вести собственные кампании основанного на вознаграждении или предпродажах краудфандинга, размещая их на своих веб-сайтах или блогах.

В настоящее время самым популярным инструментом селф-хостингового краудфандинга, основанного на вознаграждении, считается Selfstarter. Открытость этого источника считается его сильной стороной; его использование не требует комиссионных выплат, и он в высшей степени настраиваемый. Однако вам потребуется самостоятельно проводить кампанию на собственном веб-сайте или работать в контакте с веб-хостинговым сервисом, поэтому вам понадобится хотя бы базовое понимание азов веб-дизайна и хостинга.

Selfstarter представляет собой открытую коллекцию программно-реализованных инструментов, позволяющих разрабатывать и реализовывать собственные решения по краудфандингу, основанному на предпродажах, а также собирать деньги ваших спонсоров с помощью платежной системы Amazon или какой-либо иной службы обработки платежей. Платформа была разработана компанией Lockitron (www.lockitron.com), после того как их проектная идея (контролируемый посредством смартфона засов для дверного замка) была отвергнута Kickstarter.


Краудфандинговая платформа Selfstarter


В конечном итоге Lockitron воспользовался собственной платформой краудфандинга и собрал более 2,2 миллиона долларов, сумев заинтересовать своим проектом 14704 спонсора. После этого компания приняла решение открыть широкой публике бесплатный доступ к своему программному коду.

Используя инструменты Selfstarter, можно спроектировать и запустить полностью настраиваемый веб-сайт для краудфандинга, основанного на предпродажах, подходящий для всех типов продуктов. Создатель проекта несет ответственность за наполнение веб-странички содержанием (тексты, фотографии, видео и т. д.), запуск кампании и привлечение трафика. В дополнение ко всем необходимым для организации и управления краудфандинговой кампанией этого типа навыкам следует иметь представление о программировании и дизайне интернет-ресурсов, а также о размещении информации на веб-узлах.

Для краудфандинговых кампаний, в основу которых положен тот или иной продукт, Selfstarter может быть хорошим решением уже в силу отсутствия каких-либо внешних правил обращения с платформой и требований соответствия содержания кампании определенным маскам-шаблонам веб-сайта. Программу Selfstarter можно скачать с https://github.com/lockitron/selfstarter.

Если вы раздумываете над тем, отвечает ли Selfstarter параметрам вашего проекта, можно зайти на веб-сайт кампании Lockitron (www.lockitron.com) и выяснить, на что способна селф-хостинговая платформа краудфандинга. Одним из примеров совместимого со смартфонами продукта, который получил на Selfstarter финансирование благодаря успешной кампании основанного на предпродажах краудфандинга, является Tile.

Больше информации о проекте Tile и его кампании вы найдете в пятнадцатой главе интервью с основателем Reveal Labs Ником Эвансом (Nick Evans).