Вы здесь

Краудфандинг. Справочное руководство по привлечению денежных средств. *** (Джейсон Рич)

Глава 2. Какие типы бизнесов, проектов и изобретений могут привлечь деньги

Вам уже известно, что проектные идеи почти всех типов могут воспользоваться преимуществами основанного на вознаграждении краудфандинга, правда, при условии верной комбинации действующих факторов. Имейте в виду, что не все проекты и кампании подходят ко всем краудфандинговым платформам. Очень важно правильно выбрать платформу для вашего проекта.

Помимо всего прочего, одна лишь ваша убежденность в уникальности проектной идеи отнюдь не означает того, что на нее обязательно будет спрос. Но даже если идея действительно блестящая, и на нее есть спрос, кампания краудфандинга все равно может потерпеть неудачу вследствие того, что вам не удастся адекватно передать детали проекта, или ваше маркетинговое послание не достигнет цели.

Каждый день на популярных краудфандинговых платформах одновременно проводятся тысячи различных кампаний, масштабы которых так же отличаются друг от друга, как и люди, их проводящие.

Параметры проектов, подходящие для основанного на вознаграждении краудфандинга

Как вы скоро узнаете, у каждого проекта есть начало и конец. Рамки проекта могут включать изобретение продукта и его запуск в производство, запись музыкального произведения, создание произведения искусства, проведение мероприятия, организацию предприятия, открытие ресторана, финансирование кинопроизводства, расширение бизнеса, разработку и запуск линии по пошиву одежды, создание мобильного приложения или компьютерной программы, постановку пьесы или мюзикла, проектирование вспомогательных устройств для смартфонов или планшетников, сбор средств на благотворительность.

Набор возможностей ограничен лишь вашим воображением, умением правильно выбрать краудфандинговую платформу, которая удачно соотносится с вашим проектом, и способностью добиться привлечения средств. Давайте рассмотрим отдельные примеры проектов, под которые можно привлечь деньги посредством основанного на вознаграждении краудфандинга.

Если зайти на платформу краудфандинга Kickstarter (www.kickstarter.com) и спуститься в самый низ странички, то в столбце, озаглавленном «Обзор» (Discover), вы увидите опцию «Наиболее спонсируемые» (MostFunded).

Воспользовавшись ею, вы обнаружите список наиболее успешных проектов, профинансированных с помощью этой платформы. Внимательно исследовав этот раздел и ознакомившись с названными проектами, вы получите представление о типах проектов, хорошо сработавшихся с Kickstarter. Обязательно просмотрите рекламные видеоролики всех проектов и изучите приемы, которыми воспользовались создатели видеороликов для того, чтобы их кампании выделились среди массы других и стали успешными.

По данным на 2014 год, самой крупной историей успеха была кампания сбора средств для смартвотча (SmartWatch, «умные часы») Pebble, которая проводилась в мае 2012 года. Целью кампании было привлечение 100 тысяч долларов, но кампания протекала настолько успешно, что удалось заручиться финансовой поддержкой 85 тысяч спонсоров и собрать 10,2 миллиона долларов. С тех пор было продано сотни тысяч смартвотчей Pebble как с веб-странички компании, так и с помощью крупнейших фирм, специализирующихся на розничной торговле потребительской электроникой.

Как следствие успеха смартвотча Pebble, сотни других инновационных вспомогательных устройств для смартфонов и планшетников были профинансированы на Kickstarter и иных платформах. Во многих случаях эти продукты были изобретены обычными людьми, которым без краудфандинга никогда не удалось бы привлечь средства под свои проекты.

Таким образом, продукты, относящиеся к смартфонам и планшетникам – вспомогательные устройства и прикладные программы, стали весьма популярной категорией на Kickstarter и остальных платформах краудфандинга, основанного на вознаграждении. В пятнадцатой главе приводятся подробные интервью с изобретателями двух успешно профинансированных прикладных программ для смартфонов – Tile и Hammerhead.

Еще одна история большого успеха, связанная с Kickstarter – видеоприставка The Ouya (www.ouya.tv). Создание этого игрового устройства, использующего популярную систему Androidoperating, было профинансировано в августе 2012 года. Целью проекта было собрать 950 тысяч долларов, но после того, как организаторы кампании сумели привлечь 63 тысячи спонсоров, было собрано более 8,5 миллионов долларов. Сегодня видеоприставка стоимостью 99 долларов поддержана игровой библиотекой из более чем 500 игр, к которой можно получить доступ через веб-страничку компании.

Еще одним удачно профинансированным на Kickstarter проектом стало производство фильма, снятого по успешному телесериалу Вероника Марс (Veronica Mars). Кампания по сбору средств на этот проект началась в апреле 2013 года и немедленно стала самым быстрым проектом Kickstarter, собравшим 2 миллиона долларов. Это был самый успешный из всех кинопроектов Kickstarter, привлекший деньги 91500 спонсоров – рекордное количество спонсоров за все время работы платформы. Целью кампании финансирования кинопроекта Вероника Марс, было 2 миллиона долларов. Удалось собрать 5,7 миллиона.

Само собой разумеется, кинопроект Вероника Марс обладал огромным преимуществом – его немедленно поддержали поклонники телесериала; тем не менее, изучив течение кампании на Kickstarter (www.kickstarter.com/projects/559914737/the-veronica-mars-movie-project), вы увидите, как умело продюсеры фильма задействовали для поощрения потенциальных спонсоров единственную в своем роде систему вознаграждения и ограниченный тираж символики, в то же время позволив поклонникам сериала выставлять предварительные заказы на DVD-копии и Blu-ray копии фильма, вышедшего в прокат 14 марта 2014 года (www.theveronicamarsmovie.com).

По состоянию на начало 2014 года четвертым по степени успешности проектом, размещенным на Kickstarter, был Torment: Tides of Numenera, изометрическая компьютерная ролевая игра. Эта кампания закончилась в апреле 2013 года. Финансовым ориентиром была сумма 900 тысяч долларов, но после привлечения 74400 спонсоров сумма достигла отметки почти 4,2 миллионов долларов.

Изучив эту кампанию (www.kickstarter.com/projects/inxile/ tormenttides-of-numenera), вы увидите, как в качестве средства поощрения использовались вознаграждения на различных ценовых точках, что в конечном итоге, помогло привлечь девять спонсоров, внесших на счет по десять тысяч долларов каждый, хотя большинство пожертвований колебалось в диапазоне от 39 до 130 долларов. Вы также увидите, что, в отличие от большинства используемых на Kickstarter рекламных видеороликов, видео этого проекта длится почти семь минут, включая показ эпизодов игры и интервью с ее создателями.

Произведенная компанией InXile entertainment игра Torment: Tides of Numernera не была первым успешным проектом, осуществленным компанией при помощи платформы Kickstarter. Умело используя опыт, накопленный во время предыдущих кампаний по сбору средств на другие проекты компьютерных игр, компания сполна задействовала существующую сеть при раскрутке игры Torment: Tides of Numernera (www.torment.inxile-entertainment.com).

Большая часть других наиболее успешных в плане сбора средств проектов, использовавших Kickstarter, относится к сфере компьютерных и видеоигр, созданных независимыми разработчиками, хотя к началу 2014 года в первой двадцатке самых успешных кампаний по сбору средств присутствуют и гаджеты, и продукты потребительской электроники.

Важно не забывать о том, что если в списке самых успешных кампаний на Kickstarter присутствуют проекты, собравшие больше миллиона долларов, то тысячи и тысячи других проектов также сумели добиться полного финансирования, лишь немного не дотянув до миллионной отметки. Возвратившись на главную страничку сайта и щелкнув по опции «Популярные» (Popular), расположенной под заголовком «Узнать» (Discover), или зайдя по адресу www.kickstarter.com/discover/popular, можно внимательно просмотреть список из 129 тысяч проектов, кампании по которым проводятся в настоящее время, причем многие из них уже успешны.

Список Kickstarter состоит из проектов, затрагивающих все категории, с которыми работает эта краудфандинговая платформа, в том числе (как вам станет известно из двенадцатой главы Начинайте действовать, используя Kickstarter.com) разделы: искусство, комиксы, танцы, дизайн, мода, кино и видео, еда, игры, музыка, фотография, издательское дело, технология и театр.

На Kickstarter можно обнаружить интересные инновационные проекты. Например, кампания по финансированию проекта сорочек Silic завершилась 26 января 2014 года. Эти сорочки шьются из самоочищающейся и пропускающей воздух мягкой ткани, созданной по гидрофобной технологии; пятна от жидкостей и пота на ней не образуются.

Финансовой целью кампании привлечения средств под проект сорочек Silic был сбор 20 тысяч долларов, но, заручившись поддержкой примерно 4000 спонсоров, внесших от 40 до 88 долларов каждый, организаторы кампании сумели собрать около 284 тысяч долларов. В трехминутном рекламном видеоролике этой кампании (его можно посмотреть по ссылке www.kickstarter.com/projects/741186545/a-shirt-that-cleans-itself) производственный образец сорочки демонстрируется на фоне пояснений изобретателей, рассказывающих об особенностях технологии и производственного процесса, убеждающих слушателей в том, что ткань безопасна, недорога и удобна для носки.

Подобно многим другим удачным рекламным видеороликам, размещенным на Kickstarter и других платформах основанного на вознаграждении краудфандинга, видео сорочки Silic заканчивается призывом к действию, словами изобретателя: «Мы надеемся на то, что ваша поддержка поможет превратить нашу мечту в реальность. Без вас мы не сумеем сделать это». В дополнение к сильному и хорошо сделанному видеоклипу страничка сорочек Silic на Kickstarter содержит подробное текстовое описание продукта, дополнительные видеоролики и иллюстрации, объясняющие технологические особенности ткани, а также видеоролик, рассказывающий о резонансе, который уже получил проект в общенациональном масштабе.

Изучая проекты, классифицированные в Kickstarter как Популярные (Popular), нетрудно заметить, что некоторые связанные с производством продукции проекты не ориентированы на массовую аудиторию. Подобным примером может служить проект самобалансирующегося электрического скейтборда Onewheel: Self-Balancing Electric Skateboard. Кампания по этому проекту была закончена в конце января 2014 года после серьезного превышения финансовой цели причем благодаря поддержке всего лишь 832 спонсоров.

Организаторы кампании (www.kickstarter.com/projects/ 4422853/onewheel-the-self-balancing-electric-skateboard) рассчитывали на 100 тысяч долларов, а сумели привлечь почти полмиллиона. Интересной особенностью этой кампании было использование завышенных целей (stretch goals).

Kickstarter, как и некоторые другие краудфандинговые платформы, разрешает организаторам проектов по ходу течения кампаний по привлечению средств задействовать завышенные цели. Это вторичные финансовые цели, которые, как правило, намного выше первоначальных. Завышенная цель заявляется обычно с целью поддержания ажиотажа вокруг проекта, финансирования которого уже почти удалось добиться; как следствие, кампания может привлечь дополнительные деньги.

Каждая следующая завышенная цель, предлагаемая организаторами кампании, является обещанием дополнить проект чем-то новым при условии, если эта завышенная цель будет достигнута. В случае с кампанией скейтборда, когда сумма привлеченных средств приблизилась к 100 тысячам долларов – первоначальной финансовой цели, была поставлена первая завышенная цель. Она равнялась 300 тысячам долларов. Если эта цель достигалась в продолжение кампании, на скейтборд установили бы светодиодное освещение.

Когда сумма собранных денег достигла почти 300 тысяч долларов, была поставлена вторая завышенная цель. Если кампания сумела бы привлечь 400 тысяч, фирма создала бы приложение к iPhone и iPad для использования в соединении со скейтбордом. Благодаря введению новых завышенных целей, фирма не только привлекла сумму денег большую, нежели было изначально запланировано, но и сумела поддерживать в спонсорах высокий уровень энтузиазма, на волне которого они вкладывали больше средств и активно пропагандировали проект через свои социальные сети; в результате скейтборд оказался более полезным и приятным в пользовании.

Подобно тому как использование системы вознаграждений присуще большинству краудфандинговых кампаний, основанных на вознаграждении, завышенные цели являются чрезвычайно полезным инструментом содействия успеху кампаний благодаря усилению волны энтузиазма, поднятого вокруг проекта; а ведь конец кампании, по сути, зависит именно от степени энтузиазма, с которым потенциальные спонсоры относятся к предлагаемому проекту.

В дополнение к задействованию завышенных целей, проект скейтборда многим обязан хорошо отрежиссированному видеоролику, длящемуся чуть более трех минут, а также успешной кампании паблик рилейшнз, выразившейся в стремительном и успешном натиске на международные медиа, чье внимание удалось привлечь к этому передовому, хотя и недешевому (1300 долларов) товару.

Еще один пример проекта, для реализации которого понадобилось небольшое число спонсоров, – кольца из монет (Coin Rings, https://www.kickstarter.com/projects/103571640/coin-rings); он был задуман недавним выпускником колледжа, защитившим диплом бакалавра по производственному дизайну. Эти ювелирные изделия ручной работы создаются из настоящих монет. В отличие от большинства проектов на Kickstarter, y этого не было рекламного видеоролика. Дело ограничилось несколькими цифровыми фотографиями, иллюстрирующими процесс создания колец.

Целью этого проекта было привлечение всего-навсего 400 долларов, однако благодаря 298 спонсорам организатор получил 12 тысяч. В результате успешного старта кампании были обозначены две завышенные цели. Для поощрения спонсоров была разработана система интересных вознаграждений, стоимость которых колебалась от 20 до 80 долларов.

Монетные кольца служат примером небольшого по масштабу проекта, для успеха которого не требуется привлечения целого состояния, в то время как смартвотч Pebble, напротив, представляет мультимиллионный проект. Впрочем, любая проектная категория на Kickstarter (и других схожих платформах) содержит множество проектов, авторство которых принадлежит обычным людям; для реализации всех этих проектов требуются суммы денег, которые эти люди не в состоянии самостоятельно инвестировать, но их вполне можно привлечь, используя основанный на вознаграждении краудфандинг.

Возьмем для примера проект JordyCakes (www.kickstarter.com/projects/1241134086/jordycakes-custom-cake-and-cupca...). В 16-летнем возрасте Джорди стала креативным создателем пирожных и продавала свою продукцию небольшой группе местных клиентов, включая друзей и родственников. Когда ей исполнилось 20, бизнес возрос настолько, что возникла необходимость покупки оборудования для профессиональной кухни и установки витрины. Прибегнув к услугам основанного на вознаграждении краудфандинга, она провела кампанию, целью которой был сбор 10 тысяч долларов.

Девушка намеревалась расширить свой бизнес (www.jordycakessweets.com) и создать розничную торговую точку в районе Чикаго, где она смогла бы печь пирожные и кексы для дней рождений, свадебных празднований и вечеринок, сопровождаемых поглощением традиционных яств, которые в ее рекламном видеоролике описывались как высококачественные и высококлассные произведения искусства, столь же вкусные, сколь хорошо выглядящие.

Благодаря 245 спонсорам она смогла привлечь около 14 тысяч долларов. Вся ее кампания на Kickstarter заключалась в размещении рекламного видеоролика продолжительностью одну минуту, нескольких фотографий и базовой информации касательно задач проекта.

Тем временем и музыканты также открыли для себя новую возможность расширения круга поклонников при сборе средств для записи альбомов, финансирования турне, покупки новых инструментов и оборудования, оплаты производства сувенирной продукции и даже (как станет известно из пятнадцатой главы – Опытные краудфандеры делятся своими секретами) покупки новых автобусов для гастрольных поездок.

Цифровая эра, в которую мы все сейчас живем, целиком изменила облик музыкальной индустрии, вследствие чего перестала работать старая модель ведения бизнеса. Сегодня музыканты уже не стремятся к подписанию контракта с ведущими звукозаписывающими фирмами, прекрасно понимая, что могут добиться огромного успеха, сумев привлечь капитал для финансирования своих независимых музыкальных проектов.

Зайдя на веб-страничку Kickstarter и просмотрев файлы музыкальных проектов в разделе «Наиболее спонсируемые» (Most Funded), вы обнаружите тысячи примеров результативных кампаний, принесших организаторам суммы от нескольких тысяч до миллиона долларов.

На начало января 2014 года наиболее успешно профинансированным музыкальным проектом на Kickstarter был проект Аманды Палмер (Amanda Palmer) и оркестра Grand Theft Orchestra (www.kickstarter.com/projects/amandapalmer/amanda-palmer-the-new-record-a...). Проект предполагал запись новых музыкальных произведений, создание иллюстрированного издания и музыкальное турне. Финансовая цель кампании составляла 100 тысяч долларов, но благодаря поддержке 24883 поклонников и спонсоров музыканты собрали 1,2 миллиона.

Одной из причин, объясняющих безусловный успех этой кампании, является размещенный на сайте рекламный видеоролик. В трехминутном видеоклипе показана Аманда Палмер, которая стоит перед камерой и держит написанные от руки записки с обращением к потенциальным спонсорам и поклонникам ее музыкального таланта. Не было произнесено ни слова. На изображение была наложена музыка группы. Одним из акцентов кампании был сделан на художественном творчестве Аманды Палмер, что сослужило хорошую службу в плане привлечения внимания ее уже состоявшихся поклонников и рекрутирования новых фанатов и спонсоров.

Вдобавок ко всему была создана своеобразная система вознаграждений; стоимость включенных в коллекцию сувениров составляла от одного до 10 тысяч долларов, хотя подавляющее большинство пожертвований составили суммы от 25 до 50 долларов.

Как становится ясно из анализа этой кампании, наличие еще до начала кампании обширной сети является безусловным преимуществом, равно как и талантливо отснятый и смонтированный рекламный видеоролик, и эксклюзивные сувениры в качестве желаемого спонсорами вознаграждения.

Как и в случае с другими категориями на Kickstarter, в разделе музыки присутствуют тысячи разнообразных проектов, принадлежащих и начинающим, и уже состоявшимся в смысле профессиональной репутации музыкантам; все они организовали и провели кампании с опорой на уже существующую сеть поклонников своего творчества, сумев без особых проблем привлечь сравнительно меньшие суммы средств (как правило, в районе 10 тысяч долларов) для реализации своих творческих амбиций.

Основу самых успешных в плане привлечения средств на Kickstarter составляют проекты, относящиеся к созданию и продвижению компьютерных и высокотехнологических продуктов; в то же время среди проектов, сумевших собрать необходимые для реализации деньги, есть огромное количество ресторанов, предприятий розничной торговли, специализированных пищевых продуктов, скейт-парков, книгоиздательств, кинотеатров, центров йоги и винодельческих предприятий.

Как и Kickstarter, Indiegogo тоже поддерживает творческую интеллигенцию и креативных людей посредством проектных категорий – искусство, комиксы, танцы, дизайн, мода, фильмы, игорный бизнес, музыка, фотография, театр, трансмедиа, видео/веб и сочинительство; причинно-связанных категорий – животные, сообщество, образование, окружающая среда, здравоохранение, политика, религия, верифицированные некоммерческие организации; а также предпринимательских категорий – пищевые продукты, малые предприятия, спорт и технология.

Изучая существующие проекты на Kickstarter и других платформах, легко догадаться о том, какие именно типы проектов имеют наилучшие шансы на привлечение средств. Некоторые проекты из области высоких технологий сумели собрать сотни тысяч и даже миллионы долларов, а самый успешный проект на Kickstarter в категории танцы, например, сумел привлечь только 50 тысяч долларов спонсорских средств; за исключением одного проекта в категории мода к началу 2014 года все самые успешные проекты в этой категории собрали в сумме менее 450 тысяч, а в категории театр самый успешный проект получил чуть больше 175 тысяч долларов.

Очень важно определить реалистичную финансовую цель вашего проекта, внимательно рассмотрев особенности работы разных краудфандинговых платформ, делая выводы на основании результатов, достигнутых прошлыми проектами. Скажем, если ваш относящийся к области танцев проект нуждается более чем в 250 тысячах долларов, шансы на то, что одна-единственная кампания основанного на вознаграждении краудфандинга сумеет привлечь такие деньги, достаточно малы, по крайней мере, если судить по особенностям поведения спонсоров во время прошлых кампаний по похожим проектам.

Если ваши финансовые запросы превышают то, чего возможно добиться на одной какой-либо платформе, у вас остается несколько вариантов действий. Во-первых, можно проигнорировать негативную статистику по платформе и приступить к ведению кампании в надежде на то, что она будет протекать крайне успешно и удастся достучаться до широкой группы спонсоров, которые профинансируют ваш проект. Это станет для вас серьезным вызовом, особенно если финансовая цель окажется высокой настолько, что сможет отпугнуть некоторых потенциальных спонсоров, которые могут посчитать ее недостижимой и нереалистичной.

Во-вторых, можно сузить фокус вашего проекта и установить более низкую финансовую цель. Этот сценарий имеет больше шансов сработать при наличии сети преданных сторонников, в особенности если последовательно проводить несколько краудфандинговых кампаний, каждая из которых имеет цель, чуть отличную от другой, причем каждая последующая выстраивается на фундаменте успеха предыдущей для того, чтобы, в конце концов, достигнуть итоговой цели финансирования.

В-третьих, можно задействовать более традиционные способы привлечения капитала.

В-четвертых, можно проанализировать другие платформы краудфандинга на предмет соответствия вашему проекту. К примеру, платформа Fundable предлагает малым предприятиям и стартапам возможность одновременного ведения краудфандинговой кампании, основанной как на вознаграждении, так и на отчуждении доли капитала. Процессы организации, запуска и ведения кампании сильно отличаются друг от друга – все зависит от подхода к краудфандингу, который вы считаете наиболее приемлемым. Платформа Fundable уже помогла малым предприятиям и стартапам привлечь более 70 миллионов долларов.

Как и большинство остальных краудфандинговых платформ, Fundable приветствует проведение кампаний по проектам широкого спектра, но запрещает проекты, каким-то образом связанные с алкоголем, спортивными состязаниями, кредитными услугами, наркотическими веществами, азартными играми, табачной продукцией, оружием и тому подобными продуктами или деловыми идеями.

Наиболее впечатляющими историями успеха, связанными с платформой Fundable (по состоянию на начало 2014 года), считаются iPen2 (технологичный продукт, собравший 260000 долларов), Ube (автоматическая система освещения дома, собравшая 760650 долларов), Yosemite Big Walls: The Complete Guide (Руководство по скалолазанию в Йосемити, собравшее 24730 долларов), Garagelo (система смартфонного контроля за гаражными воротами, собравшая 30448 долларов), Voila Chocolat (линия по производству традиционного шоколада ручной работы, собравшая 600000 долларов), LulzBot TAZ 3D (настольный принтер, разработанный компанией Aleph Objects, Inc., собравший 294548 долларов) и Sprizzi Drink Company (бытовая машина для изготовления соды, собравшая 622000 долларов). Вы узнаете, что помогло успеху этих кампаний, посетив веб-страничку www.fundable.com/browse/funded.

Основанный на вознаграждении краудфандинг – мощный инструмент привлечения средств

Подобно специальным краудфандинговым платформам для малых предприятий, высокотехнологичной продукции и иных типов специализированных или рыночно-ориентированных предприятий с вертикальной структурой, есть также особые платформы, специально созданные для привлечения средств. Причем их число постоянно растет.

Платформа Crowdrise используется физическими лицами, стремящимися собрать деньги на благотворительность, а также фирмами всех размеров, желающими расширить корпоративную отдачу посредством кампаний краудфандинга, вторичным преимуществом которых является содействие в повышении уровня узнаваемости бренда и в улучшении репутации за счет сбора средств на благотворительные цели.

Скажем, если вы собираетесь принять участие в марафонском забеге или пешем переходе с целью благотворительного сбора средств, кампания на платформе Crowdrise поможет добиться этого и управлять залогами с помощью инструментария, используемого коммерческими фирмами, практикующими краудфандинг.

Платформа Prizeo сумела заново переосмыслить метод, с помощью которого обычные люди, а также компании и организации, могут привлекать средства под общественно значимые дела, используя для этого основанный на вознаграждении краудфандинг. Потрясающий пример тому – кампания, проведенная в конце 2013 года на платформе Prizeo братьями-близнецами Джеком и Финном Хэррисами (Jack и Finn Harries), управляющими чрезвычайно популярным на YouTube каналом JacksGap (www.youtube.com/jacksgap). К моменту начала кампании на платформе Prizeo канал имел более трех миллионов подписчиков.

Посетите страничку кампании на Prizeo (www.prizeo.com/prizes/jacksgap/a-london-rickshaw-run-experience) и узнаете, как, собрав группу друзей, Джек и Финн Хэррисы (которым едва перевалило за 20) отправились в путешествие по миру, покинув свой дом в Великобритании ради участия в трехнедельном Ралли моторикш в Индии (Rickshaw Run). Джек и Финн с друзьями на крошечных тук-туках (трехколесные мотороллеры с жестяным тентом – прим. пер.) проехали 3500 километров по дорогам Индии, собирая деньги на борьбу с детскими онкологическими заболеваниями.

Благодаря сети исключительно преданных молодых фанатов с YouTube и других социальных медиа-сетей финансовый итог кампании выразился в перечислении на счет благотворительной организации 177496 долларов, что также позволило Джеку и Финну отснять для своего канала на YouTube несколько видеороликов – историю их приключений в Индии. Эти великолепные обучающие видеоклипы обратили на себя внимание многомиллионной мировой аудитории. Успех, выпавший на долю кампании братьев-близнецов, является прекрасным примером того, как создатели проекта могут задействовать существующие сети (на YouTube, Facebook, Twitter и т. д.) для сбора средств на благотворительность, используя при этом креативные рекламные видеоролики и набор эксклюзивных вознаграждений для привлечения спонсоров.

Тем временем 25-летний лос-анджелесский пользователь YouTube Тайлер Оукли (Tyler Oakley) сумел извлечь пользу из своей интерактивной популярности – 4,3 миллиона подписчиков на YouTube – и собрал 526 тысяч долларов для проекта Trevor Project на Prizeo. Эта кампания всего за три дня сумела превысить финансовую цель в 150 тысяч долларов.

С подробностями этой исключительно успешной краудфандинговой кампании по привлечению средств можно ознакомиться на www.prizeo.com/prizes/tyler-oakley/an-LA-date. А если желаете побольше узнать о талантливом парне Тайлере Оукли, зайдите на его канал в YouTube (www.youtube.com/user/tyleroakley).

Платформа под названием Start A Cure практикует иной подход к привлечению денег посредством краудфандинга. Если вас вдохновляет сбор средств на исследование раковых заболеваний, вас наверняка заинтересует оригинальный метод этой платформы краудфандинга (о работе которой будет рассказано в следующей главе). Она позволяет физическим лицам финансировать исследовательские работы, проводимые конкретными учеными в лабораториях университетов Джона Хопкинса, Калифорнийском и Гарвардском; предметом их научных исследований являются специфические формы онкологических заболеваний.

Какой бы ни была идея, относящаяся к сфере бизнеса, изобретательства, искусства или благотворительности, всегда есть немалая вероятность того, что при условии правильного выбора краудфандинговой платформы вы сумеете добиться ее финансирования. Однако не забывайте: рождение идеи и выбор платформы – лишь начало дела, а основная работа впереди.

Станьте сначала опытным спонсором проектов и только потом – создателем проекта

Если у вас в голове уже вертится некая проектная идея, первое, что следует сделать, – инвестировать некоторое количество своего времени в изучение различных краудфандинговых платформ. Крайне полезно выполнить несколько важных вещей, а именно:

● Разберитесь с механизмом функционирования популярных платформ краудфандинга, основанного на вознаграждении или предпродажах. Узнайте, что именно предлагается каждой из платформ, каким образом представляются на них проекты, каков набор инструментов для представления проекта.

● Найдите кампании проектов, схожих с вашим и оцените уровень успеха, которого они добились на разных платформах.

● Просмотрите по возможности больше рекламных видеороликов для всех типов проектов. Узнайте все возможное о различных подходах, применяемых создателями видеороликов, и начните размышлять о том, каким вам хотелось бы видеть собственный рекламный видеоролик.

● Станьте спонсорами проектов на нескольких платформах, о работе с которыми подумываете. Нет нужды тратить на это большие деньги, но перед тем как приступить к реализации собственного дела, вам стоит поучаствовать по крайней мере в дюжине проектов. Это позволит испытать на себе коммуникацию создателей проектов со спонсорами, проследить за течением кампаний от их запуска до финиша и получить представление о краудфандинге с точки зрения спонсора. Все это поможет пониманию того, как следует привлекать спонсоров и поддерживать с ними контакт в продолжение кампании.

● Особое внимание обратите на кампании, чья целевая аудитория схожа с предполагаемой вашей, даже если идея самого проекта отличается от идеи, лежащей в основе вашего проекта. Проанализируйте основной посыл, который эти кампании стремятся донести до потенциальных спонсоров, содержание и качество рекламного видеоролика. Разберитесь с тем, какие именно элементы этих кампаний апеллируют к целевой аудитории и каким образом. Обратите внимание на такие аспекты кампаний, как их длительность, финансовая цель, число привлеченных спонсоров, предложенные спонсорам и понравившиеся им вознаграждения. Задайтесь вопросом, что именно в этих кампаниях вызвало отклик у спонсоров?

● Наблюдая за течением кампаний и за тем, как они достигают поставленных целей, попытайтесь определить причины, по которым они достигают успеха. Определите удачно реализованные элементы кампаний и подходы, использованные организаторами при их планировании и проведении. В то же время понаблюдайте за протекающими в настоящее время кампаниями, которые не очень успешны. С течением времени вы должны быть способны по страничке той или иной кампании определить причины, по которым она пробуксовывает. После того как у вас это начнет получаться постоянно, резко возрастут шансы на успешное проведение кампании по собственному проекту, а это значит, что у вас появилось понимание принципов работы краудфандинга, основанного на вознаграждении.

● По мере исследования различных краудфандинговых платформ решите для себя, какая платформа в наибольшей степени соответствует специфике вашей проектной идеи. Например, сумеет ли предлагаемый платформой способ подачи информации заинтересовать потенциальных спонсоров?

● Разберитесь со всем необходимым для того чтобы проект был действительно представлен на платформе, а не просто присутствовал в ее списке. Позже, когда вы организуете собственный проект и кампанию по его продвижению, что именно должно быть сделано для того, чтобы она оказалась яркой и привлекающей внимание? Как правильно использовать для успешного ведения кампании предлагаемые платформой ресурсы?

● Решите, пойдет ли на пользу вашей кампании постановка завышенных целей и как надо использовать их на поздних этапах кампании для усиления проектной идеи и привлечения большего объема средств? Воспользовавшись собранной информацией о завышенных целях, которые были задействованы в других кампаниях, начните мозговую атаку по созданию креативных завышенных целей для собственной кампании, с помощью которых можно будет повысить градус заинтересованности потенциальных спонсоров и инвесторов.

Можно прочитать все, написанное о каждой из краудфандинговых платформ, но это не отменит необходимость опыта непосредственной работы с различными платформами, ибо только он позволит узнать все особенности функционирования платформ краудфандинга, основанного на вознаграждении.

Исследуя различные краудфандинговые платформы, вы увидите, что все они предлагают вводные руководства в режиме онлайн, призванные помочь авторам проектов ознакомиться с платформами. Определившись со списком интересующих вас платформ краудфандинга, внимательно ознакомьтесь с материалами этих руководств для развития лучшего понимания сути их работы и конкурентоспособности. При этом особое внимание уделите размеру комиссионных выплат и правилам, регулирующим порядок получения привлеченных средств при достижении заявленной финансовой цели.

По мере завершения исследования основанных на вознаграждении краудфандинговых платформ вы не только превратитесь в знатока их работы, но и разберетесь в том, насколько та или иная платформа подходит для реализации вашего проекта, предлагая необходимые функции и возможности достижения вашей финансовой цели.

Поскольку вам уже известно о том, что одним из ключевых компонентов успеха кампании краудфандинга является правильный выбор платформы для проекта, это исследование будет содействовать принятию правильного решения. Помните и о том, что легких путей не существует. Вам придется пожертвовать определенным количеством времени, которое требуется для анализа различных платформ, и временем в роли спонсора нескольких проектов.

Когда дело доходит до выбора краудфандинговой платформы, организаторы проектов часто допускают одну и ту же ошибку: сокращают рамки аналитического исследования платформ и решаются на сотрудничество с чрезвычайно популярными платформами типа Kickstarter или Indiegogo. В некоторых случаях подобное решение может быть оправданным и вести к конечному успеху, но все же не стоит делать окончательный выбор, пока вы не изучите все подходящие вашему проекту платформы.

Если вы планируете привлечение средств на финансирование организации малого предприятия, не связанного с творческим поиском, производством или продажей некоторого вида проектов, вам может подойти платформа типа Kickstarter; однако, возможно, вы решите, что какая-то другая платформа, – например, специализирующаяся на малых предприятиях и стартапах Fundable – в большей степени отвечает характеру вашего проекта. Или, если вы полагаете, что прямые предпродажи сослужат лучшую службу вашей кампании, нежели предложение вознаграждений потенциальным спонсорам, то, возможно, вашему проекту больше подходят селф-хостинговые платформы вроде Selfstarter. Без предварительного исследования и анализа различных платформ и, в первую очередь, четкого определения того, чего именно вы собираетесь достичь средствами краудфандинга, ваша способность сделать правильный выбор в пользу той или иной платформы будет ограниченной и основываться на неполной информации.

Как отыскать специализированную платформу краудфандинга

Подчас особый характер проекта требует задействования специализированной краудфандинговой платформы. Содержание третьей главы – Введение в краудфандинговые платформы и сервисы — поможет разобраться с критериями поиска краудфандинговых платформ, альтернативных Kickstarter и Indiegogo. Из материалов, содержащихся в этой главе, вы узнаете о нескольких специализированных платформах краудфандинга, которые обслуживают особые типы проектов. Если ваш проект не отвечает правилам проведения кампаний, скажем, на Kickstarter, вы будете в состоянии рассмотреть возможность сотрудничества с платформой более узкой специализации.

Вследствие быстрого роста популярности краудфандинга чуть ли не каждую неделю в сети появляются новые платформы. Некоторые из них открыты для проектов всех типов, тогда как другие созданы для реализации проектных идей только определенного типа. Помимо описываемых в третьей главе популярных платформ существуют и другие; можно задействовать любой поисковый ресурс (типа Google, Yahoo! или Bing) для поиска и изучения других краудфандинговых платформ, которые, быть может, лучше подходят вашему проекту.

Введите в поле поиска вашего любимого поисковика слова «crowd funding» (краудфандинг) или «reward-based crowd funding» (краудфандинг, основанный на вознаграждении). При поиске платформ узкой специализации наберите слова «crowd funding for small business» (краудфандинг для малых предприятий), «crowd funding for inventors» (краудфандинг для инвесторов), «crowd funding for fund-raisers» (краудфандинг для сборщиков средств), «crowd funding for artists» (краудфандинг для артистов) и так далее.