Раздел второй Корабли
Корабельная тема впервые вплотную коснулась меня, как ни странно, в далеком от моря городе Вильнюсе.
В шестьдесят третьем году я приехал в этот чудесный город с отцом, который хотел показать мне места, где провел свое детство.
В Вильнюсе, в библиотеке Литовской Академии наук я долго сидел над документами, касавшимися восстания на крейсере «Очаков», – они хранятся в архиве одного из адвокатов мятежного лейтенанта Шмидта – Тадаса Врублевскиса. Читал – и будто дышала в лицо холодная севастопольская осень 1905 года…
В те же дни мы побывали с отцом в костеле Святых Петра и Павла. В колоссальном пространстве, стены которого целиком состояли из белокаменных скульптур, струился мягкий полусвет. И в этом полусвете поблескивала громадная люстра, сделанная в виде корабля. Отец объяснил, что для верующих корабль – символ надежды.
И еще один корабль остался в памяти. В ту пору в здании Кафедрального собора, что стоит на главной площади города, помещалась картинная галерея. Среди множества полотен мне бросилось в глаза одно – очень необычное. На картине кипел багровый шторм. Вздымались гребни, темнели провалы среди волн. По краю громадного черного водоворота двигался истрепанный бурей корабль. Каравелла. Паруса были изодраны, на палубе бушевал пожар. Все злые стихии сошлись, чтобы уничтожить парусник. А он плыл.
Картина так и называлась: «А все-таки плывет…»
Я не запомнил имени художника. А в следующий приезд, когда пришел в галерею, картины уже не было. Отец объяснил мне, что в картине крылась какая-то политическая аллегория, которая не нравилась тогдашним властям…
У меня возникла своя аллегория. Вспоминая картину, я думал о своей «Каравелле», об отряде, который так же трепали всякие бури, но который много лет плыл по бурным житейским морям – назло всем злым стихиям. С надеждой на будущее. Воистину в кораблях – надежда…
А в том, шестьдесят третьем году я написал очерк «Тень Каравеллы», где впервые рассказал о корабликах своего детства. Это и было настоящим началом моей корабельной темы, хотя иногда я робко касался ее и прежде…
Второй раздел «Кратокрафана» так и называется – «Корабли». И надо сказать, что здесь я слегка вышел из строгих рамок фантастики. Упоминать лишь те корабли, которые встречаются в фантастических повестях и романах мне показалось несправедливым. Обидно по отношению к таким реальным судам, как «Крузенштерн», «Надежда», «Нева»… Да, они – не выдумка фантаста, но их приключения порой не менее фантастичны, чем у сказочных кораблей. Да и (снова подчеркну это!) где грань между фантастикой и реализмом?.. И я решил: включу в «Кратокрафан», все суда, про которые писал когда-то в своих книжках – пусть даже совсем коротко.
Мало того. Звездолеты ведь тоже корабли, значит, надо сказать и о них. А самолеты? Часто про самолет говорят – воздушное судно. Но к воздушным судам можно отнести и воздушные шары, и ковры-самолеты и… даже помело бабы Яги. Так мне, по крайней мере, кажется. И потому в раздел «Корабли» оказались включены все морские, воздушные и межзвездные средства передвижения. И даже несколько сухопутных – в том случае, когда у них есть паруса.
Ну, а поскольку судами ведают корабельные компании, пароходства и всякие другие объединения, то не лишним будет сказать здесь и про них…
Конец ознакомительного фрагмента.