Глава 2
Принципы Универсальной модели краткосрочной психологической помощи (УМ КПП)
Базовые принципы КПП
Краткосрочность психологической помощи при ее высокой результативности в настоящем и большой эффективности в будущем достигается за счет реализации основных и дополнительных (контекстуальных, или технологических) принципов краткосрочной психологической помощи.
Исходя из нашего обширного опыта, основных принципов всего четыре, они-то и составили базовую основу Универсальной модели краткосрочной психологической помощи (УМ КПП), представляемую ее автором в этой книге:
– актуальность,
– системность,
– фокусность
– здесь и сейчас.
Рассмотрим, что они означают:
1. При оказании краткосрочной психологической помощи работа осуществляется только на АКТУАЛЬНЫЙ запрос: значимый и доступный клиенту для рассмотрения и изменения в момент обращения.
2. Рассмотрение ситуации клиента осуществляется в СИСТЕМЕ его взаимоотношений. Главной целью при этом является внесение изменений, распространение и управление которыми происходит посредством использования законов и феноменов живой системы.
3. Для получения желанных изменений используется выявление и смещение ФОКУСА внимания клиента: сдвиг по системе его взаимоотношений; перефокусирование с исследования причин на избавление от страданий (решение проблемы, ситуации) и др..
4. Достижение изменений происходит «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС»: обучение через получаемый опыт и создание доступных клиенту, минимальных изменений непосредственно на встрече с консультантом, между встречами и за весь период КПП.
Главным же условием осуществления ХОРОШЕЙ краткосрочной помощи является учет взаимовлияния и одновременность применения этих базовых принципов УМ КПП.
Рис. 7. Базовые принципы УМ КПП
Однако необходимо отметить, что совместное выполнение всех базовых принципов требует от специалиста особой профессиональной позиции, знаний, навыков и стратегий мышления краткосрочного консультанта. Поэтому мы выделяем также и дополнительные принципы, обслуживающие и способствующие реализации УМ КПП в практике помощи любым клиентам с различными запросами.
Дополнительные принципы КПП
Дополнительные принципы УМ КПП, их всего семь, определяют профессиональную позицию краткосрочного специалиста, рамки организации максимально результативного процесса оказания психологической помощи и философию наполнения его содержанием:
1. Работа на завершение с самого начала включает три организационные рамки КПП (подробно – в Главе 5):
– рамка окончания процесса помощи: с клиентом изначально оговариваются критерии, когда помощь специалиста станет не нужна клиенту, то есть когда клиент и специалист расстанутся;
– рамка времени: четкое определение временных границ каждой встречи и всего процесса КПП в целом;
– рамка результата: желанный для клиента результат (от каждой встречи и всей КПП) обсуждается вначале и отслеживается по мере его достижения в процессе КПП.
2. Использование «линз» различных психотерапевтических подходов для подбора методов работы под конкретного клиента и его актуальную ситуацию. Этому посвящена вторая книга данной серии, в которую вошли техники, разработанные автором и позаимствованные из различных подходов для использования в КПП12
3. Использование социального контекста процесса помощи: учет требований и опора на правила и возможности той среды, в которой осуществляется КПП. Этому принципу мы уделили максимум внимания в третьей книге серии, где автор и выпускники ее обучающей программы «Краткосрочное психологическое консультирование» представили свой опыт работы в различных социальных контекстах (школа, детский сад, институт, работа, клиника и др.)13
4. Расширение через выявление и добавление: расширение используемого клиентом арсенала средств, навыков, стратегий, а также развитие его способностей и гибкости осуществляется посредством выявления используемого уже клиентом ресурса и добавления нового для достижения им желанного результата: Расширение (Развитие) = Выявление + Добавление.
5. Клиент – автор и эксперт своей жизни: использование специальных методов и техник, активизирующих мышление и жизненную позицию клиента: возвращение клиенту статуса автора собственной жизни. Об этих методах также рассказано во второй книге данной серии14
6. Специалист – эксперт по процессу КПП: важен активный стиль консультанта относительно выбора им вида деятельности, адекватного запросу клиента, формата и организации процесса КПП. Этот и следующий принцип подробно разбираются в главе 3, посвященной профессиональной позиции краткосрочного консультанта.
7. Профессиональная позиция краткосрочного помогающего специалиста является необходимой для того, чтобы осуществлять процесс КПП как достаточный для клиента в настоящем и максимально эффективный для его будущего. Она формируется посредством специальной профессиональной подготовки и постоянной практики КПП.
Только при использовании всех одиннадцати принципов КПП процесс помощи клиентам «может стать краткосрочным и хорошо спланированным путешествием, для которого предусмотрены не только пункт отправления, но и все промежуточные остановки, пункт прибытия и длительность пути. Все это прямо противоположно традиционному пониманию психотерапии как „путешествия впотьмах“, когда известен только пункт отправления и невозможно предсказать ни промежуточные этапы, ни конечный пункт, ни – тем более – длительность пути…»15.
Первый базовый принцип: АКТУАЛЬНОСТЬ, или
«Что желаете наиболее остро?»
Всегда есть что-то наиболее значимое, остро необходимое, актуальное в данный момент времени для человека.
В каждом контексте, например, на встрече с консультантом, может быть выявлена своя (новая, специальная, особенная) грань этой актуальности, соответствующая данному контексту.
Иная грань, еще одна или несколько аспектов актуальности будет выявлено и предъявлено и в других контекстах, контактах, ситуациях: с каждым по-своему из друзей, родных, коллег и чужими («эффект попутчика»), дома, на работе и т. д. Именно этим обусловлено и для этого служит склонность человека к организации и поддержанию взаимоотношений, причем со многими людьми в разных социальных контекстах (обстановке и обстоятельствах), которые и составляют различные сферы жизни и деятельности человека.
Если человека удовлетворяет соотношение по объему и качеству задействованных у него сфер, то есть баланс его жизни, то он доволен жизнью. Любое недовольство обусловлено конкретным дисбалансом, который и формирует актуальный запрос.
Таким образом, поиск помощи в соответствии с этим запросом заранее обусловлен желанным результатом для этого человека в данный период времени. Получается, что ищущий помощи (клиент) исходно имеет: критерии удовлетворяющего его результата, ресурсные (удовлетворяющие) и проблемные сферы жизни, понятие о той конкретной помощи, которую ему необходимо получить от каждого данного контакта и контекста, а также готовность самому действовать для достижения большей удовлетворенности жизнью.
Надо отметить, что удовлетворенным полностью и окончательно быть невозможно, так как человек, как и любая живая система во Вселенной, в Мире, постоянно эволюционирует – растет и развивается. Удовлетворение одних потребностей актуализирует другие. Они порождают новые желания, которые проявляются актуальным запросом на изменение еще чего-то для получения новых результатов (качественных и количественных). Разной может быть проявленность, осознанность запроса, но не бывает его отсутствия. Так, например, заявление об «отсутствии» (желаний, смысла жизни, целей и др.) само по себе есть запрос на обретение того, что названо или подразумевается как отсутствующее.
Рис. 8. Составляющие принципа «актуальность»
Можно в самом общем виде выделить три вида актуальных обращений к психологу за помощью. Они приведены в таблице 1.
Таблица 1
Виды актуальных обращений к психологу
Мы существуем в четырех измерениях: три пространственных и еще одно – время. Там, где линия времени пронзает пространство Жизни Человека, образуется значимый момент настоящего. Каждый определяет его границы по-своему: этот год (месяц, неделя), от момента x до сегодняшнего дня, сегодня и др. Из всех событий в разных областях жизни есть что-то, что человек определяет для себя как САМОЕ важное, значимое именно в этот период. Это и есть «актуальное».
Это может быть рабочая задача. Отношения на работе или в семье. Неопределенность настоящей ситуации или будущего. Конкретные обстоятельства, кажущиеся совершенно неразрешимыми и не терпящие отлагательств.
Или мечты. Огромное число желаний и все кажущиеся недоступными. Или наоборот столько возможностей, что не знаешь, с чего начать. Множество предложений или их полное отсутствие. Отсутствие выбора и его безграничность. Планы, которые не выполняются. Задачи, поставленные нам другими, и потому не решаемые.
Бывает и так, что жизнь кажется спутанным комом разных проблем, трудностей, неясностей. Вроде все обстоятельства против. Или дел столько, что себя под ними не видно. С чего начать? Как упорядочить жизнь, чтобы она стала управляемой?
Тогда надо выделить наиболее значимое, найти точку опоры, которая поможет сдвинуть реальность, то есть выявить самое актуальное в данные момент. Как сказал Архимед: «Дайте мне точку опоры и я переверну весь Мир»
Всё отступает перед одним, наиболее актуальным в данный момент.
Найти свое, чтобы проявился «Я сам», актуальный для себя теперь, – это и есть первый базовый принцип КПП.
Рис. 9. Актуальное в пространстве жизни человека
Ниже приведены группы категорий, которые, исходя из моей практики, запрашиваются клиентом, возникают и/или консультанту стоит их «доставать из клиента» в процессе КПП. При этом важно постоянно иметь в виду и учитывать ВСЕ ТРИ аспекта актуальности (значимость, готовность, доступность) для клиента, обсуждая с ним каждую категорию.
Итак, стоит обсудить с клиентом значимость, доступность и его готовность:
1. Работать и выявлять разнообразные аспекты ситуации для:
– её осознания;
– ощущения и прочувствования;
– обсуждения;
– изменения;
– выполнения намеченного.
2. Исследовать наличие ресурсов и возможностей:
– в настоящий момент;
– в будущем: ближайшем, отдаленном;
– из прошлого: ближайшего, отдаленного.
3. Обозначать:
– проблемное;
– пугающее;
– доставляющее страдание;
– болезненное;
– мешающее;
– мучающее;
– вынужденное;
– обязательное;
– останавливающее;
– критическое.
4. Использовать:
– проявленное;
– ясное;
– понятное;
– известное;
– скрытое;
– непроявленное;
– неопределенное;
– отсутствующее;
– подозреваемое;
– несбыточное;
– неожиданное;
– интересное;
– ожидаемое;
– предполагаемое;
– мечту;
– смысл.
5. Получать:
– желанное;
– нужное;
– важное;
– значимое;
– ценное;
– решение;
– результат;
– понимание;
– контроль;
– доступное.
Примеры вопросов специалиста по выявлению аспектов актуальности:
Значимости:
Что для вас сейчас самое важное?
Чем значима эта ситуация?
Что в ней настолько важно, о чем можно сказать «находится на острие иглы»?
Что действительно по вашему мнению необходимо изменить?
Что нужно сохранить, оставить неизменным?
Что произойдет, если всё останется также?
Какой результат от изменений вы хотите получить?
Готовности:
Что вы считаете нужно изменить в первую очередь?
Что вы лично готовы для этого сделать?
Что вы готовы отстаивать, чтобы сохранить?
Доступности:
Что требует вашего и только вашего личного участия?
Что вы можете сделать самое простое, доступное вам
Кто и в чем вам может помочь?
Что вы можете предпринять, чтобы привлечь необходимые ресурсы?
Второй базовый принцип: СИСТЕМНОСТЬ, или
«Что/кто еще участвует?»
Жизнь полна парадоксов и феноменов, которые не только двойственные, но подчас и множественные. Приведу несколько примеров.
– Строя свои планы, мы исходим из своих желаний, а значит, стремимся сделать все самым лучшим образом, но результат подчас обескураживает: кому-то он приносит пользу, кому-то вред, а кто-то просто не замечает ни нас, ни наших усилий.
– Всегда есть что-то и кто-то еще, кроме уже известных и задействованных в ситуации.
– В каких-то иных рамках проблемная для нас ситуация является нормальной или даже хорошей и нужной.
– То, что кажется неизменным, в другой временной перспективе оказывается лишь преходящим моментом.
– Всегда можно найти объяснение, исходя из которого неопределенное проявится как для чего-то предназначенное, неизбежное, как результат выбора или новая возможность.
– Желания людей никогда не бывают полностью сходны. Пути же достижения их бесконечно многообразны.
– Все люди, живущие одновременно и даже в одном месте, мыслят по-разному, имеют различное окружение и контакты, различны по внутренним переживаниям, и все же находят что-то общее между собой.
Перечень подобных феноменов можно продолжать бесконечно. Они свидетельствуют о сложности нашего Мира. Попытки описания его предпринимались людьми во все века. Мы в своей практике для осмысления многозначности происходящего исходим из того, что обозначаем как «системный подход».
В чем его суть?
Человек существует не изолированно, а во множестве взаимоотношений.
Во-первых, с самим собой – через самоосознание, самовосприятие, самоощущение.
Во-вторых, с другими людьми – используя речь и взаимодействие с ними, эмоционально и деятельностно, в том числе продуцируя свои действия и реагируя на их поведение.
В-третьих, с окружающим миром – через свои органы чувств, мышление и поведение.
Вся совокупность связей человека является результатом его сосуществования и называется системой отношений. Он сам является ее составной частью, внося свою долю участия и одновременно испытывая влияние правил, которые в данный период времени превалируют в системе.
Любое изменение, внесенное в систему, неизбежно распространяется по всем ее уровням. Задача КПП – сделать эти изменения благоприятными, распространяющимися с нужной скоростью и создающими трансформации, поддерживающие нужный результат.
Рассказывая об актуальной для него ситуации, человек осмысливает ее, исходя из привычного для себя стереотипа. Он называет часто не всех ее участников, объясняет причины их конкретного взаимодействия, исходя из прошлого опыта больше, чем из требований настоящего. Иногда, наоборот, рассказчик описывает настоящую ситуацию слишком общо, размыто, без конкретики.
Умение консультанта мыслить системно помогает, свободно двигаясь по системе клиента, предлагать ему сузить или расширить зону возможностей для решения актуальной задачи.
Очень часто бывает необходимо, кроме того, разделить «ком проблем» на отдельные, относящиеся к разным сферам жизни клиента, чтобы решать их поочередно. Или, напротив, важным может оказаться найти взаимосвязь разрозненных на первый, привычный клиенту, взгляд, событий и ситуаций.
Системный подход позволяет также изобразить (смоделировать) любой контекст актуальной ситуации в такой форме, которая позволит четко определить в ней место и функции самого клиента. Это даст ему возможность, во-первых, взглянуть на ситуацию как бы со стороны, и, во-вторых, найти себе иное, более удовлетворяющее его место и наметить пути изменения ситуации в реальной жизни.
В. Сатир, знаменитый семейный психотерапевт, создала за годы своей жизни и практики множество техник помощи семьям и отдельным людям. Объясняя, как она видит то, что происходит с ними, использовала метод моделирования: изображала различные явления и процессы в виде схем. Одной из них является циркулярная (круговая) модель личности, которую я также широко использую и в работе с семьями, и при обучении специалистов системному подходу. Эта схема представляет собой циркулярное изображение знаменитого «айсберга личности В. Сатир»16.
Модель «айсберга» родилась в практике Сатир и использовалась ею, чтобы показать, как немного лежит на поверхности личности и сколь глубока она внутри себя. Работа с внутриличностными структурами требует длительного времени. Особенно если проводится она с одним человеком. Вирджиния Сатир, вовлекая в свою работу членов семьи того, кто к ней обратился, обнаружила, что непосредственно на встрече все присутствующие получают опыт нового взаимодействия, если психолог способствует проявлению их скрытых до этого внутриличностных особенностей и способностей. Такой подход получил название «эмпирический»: опыт, обретенный на приемах у психотерапевта, члены семьи применяли в своих отношениях и позже.
Более подробно использование автором в КПП модели В. Сатир описано во второй книге данной серии17. В нее вошли наиболее активно используемые автором техники, созданные в процесс практики краткосрочной помощи, а также заимствованные из разных психотерапевтических подходов.
Основные же положения модели В. Сатир отражены в ранее вышедшей книге автора «Созависимость глазами системного терапевта»18
Рис. 10. «Айсберг личности», по В. Сатир
В КПП мы, так же как и в длительной психотерапии, обращаемся к внутренним ресурсам личности как сложной живой системы. Однако не исследуем их подробно и не ищем причин возникновения проблем в глубинных личностных структурах, а помогаем клиенту использовать их для разрешения конкретной, актуальной жизненной ситуации или состояния.
Еще одной важной задачей является поддержать клиента (одного или семью) в применении себя, освобожденного от проблемного мышления, для создания большего благополучия в как можно большем числе областей своей жизни. Начинает он этот процесс вместе с консультантом, а продолжает самостоятельно.
Таким образом, Универсальная модель КПП является эмпирическим подходом, использующим феномены системы как для создания нужного результата, так и для его поддержания.
Основные характеристики КПП: 1) краткосрочность и 2) результативность.
Однако можно говорить о практике, а можно об искусстве КПП. И это разные вещи, так как можно оказать быструю и результативную помощь именно сегодня. Однако можно и так ее оказать, что она даст долгосрочный растущий эффект благополучия. И лишь последнее и есть искусство КПП: помочь клиенту произвести изменения: 1) здесь, на встрече с консультантом, 2) доступные клиенту для осуществления лично именно сейчас и 3) настолько мощные, чтобы осуществить в настоящий период времени сдвиг в его системе отношений, которая поддержит в дальнейшем их наращивание в будущем (эффект) так, как это необходимо клиенту.
Итак, можно сказать, что эффективность КПП высока, когда значимый для клиента результат, будучи достигнут за короткое время, продолжает существовать и развиваться благоприятным для клиента образом в дальнейшем.
Эффективность КПП подтверждается тем, что изменения будут происходить по инициативе клиента непосредственно на первой встрече с консультантом и на каждой последующей, если их несколько, а также в промежутках между ними и после завершения консультирования, самостоятельно осуществляемые клиентом с вовлечением все большего объема его системы (средств, способов, людей, социальных институтов и др.).
Таким образом, эффективность определяется тем, насколько результативность для клиента превращается в результативность для его систем (жизнеобеспечения, существования, взаимоотношений).
Системный подход в КПП опирается на идеи общей теории систем в применении к биологическим (живым) системам – организмам и формам их взаимоотношений.
Приведу несколько известных определений, позволяющих точнее понять особенности живых систем.
Система – это комплекс объектов, а также взаимоотношения между объектами и их качествами (свойствами). Объекты являются составными частями системы, а качества – это свойства частей, отношения между которыми связывают систему воедино (Hall, Fagen, 1956)19.
В результате даже минимальное изменение системы, внесенное в нее изнутри или снаружи, вызывает цепную реакцию, которая, в конце концов, изменяет всю систему.
Системный подход содержит парадокс. С одной стороны, надо понимать целое, исходя из его частей, а с другой – воспринимать части с точки зрения целого. Решение этого парадокса – «взглянуть на монету целиком».
В консультировании, переходя с одной наблюдательской позиции к другой и обратно, мы воспринимаем часть: 1) как самостоятельную единицу, несущую отпечаток большей системы, и 2) как меньшую систему, интегрированную в большую, и вносящую в нее свои уникальные качества.
Система существует на двух понятийных уровнях:
1. Иерархическом. Система на более высоком структурном уровне включает в себя системы более низких уровней в качестве подсистем. Совокупность подсистем и формы их организации определяют структуру системы в целом.
2. Логическом. Система на более высоком уровне использует явления, процессы, логические формы, существующие в системах более низкого уровня. И наоборот, система на более низком уровне представляет собой карту, проекцию или модель правил и норм, реализуемых системой высшего уровня. Однако «карта не есть территория» (Г. Бейтсон), то есть процессы на каждом уровне не идентичны, но взаимосвязаны.
Система существует в постоянно меняющемся балансе под действием двух законов:
1. Закон развития: все живые системы проходят свой жизненный цикл, осуществляя процессы роста и развития.
2. Закон гомеостаза: все системы стремятся к самосохранению через достижение стабильности в целом: к постоянству и/или к равновесию всех процессов, обеспечивающих ее существование.
Все процессы в системе осуществляются циркулярно путем организации взаимоотношений посредством механизма обратной связи:
– положительная ОС – подкрепляет и развивает достигнутый эффект;
– отрицательная ОС – снижает, нивелирует изменения и поддерживает стабильное состояние системы.
Все живые системы имеют границы:
– внешние: между системой и ее окружением;
– внутренние: между ее составными частями и их группами (подсистемами).
Существование системы в большей мере зависит от состояния ее внутренних качеств, чем от внешних вмешательств.
Каждая живая система имеет историю своего развития.
Взаимоотношения человека могут быть представлены в трех направлениях, каждое из которых имеет две грани – отношение «к» и отношения «с» (см. табл. 2):
– к себе; с самим собой;
– к другому (другим); с другим (другими);
– к окружающему миру (контексту); с окружающим миром (контекстом).
Таблица 2
Взаимоотношения человека
Примеры вопросов на выявление конкретного аспекта взаимоотношений:
«К себе»: Как вы относитесь к себе? Кто вы? Как себя оцениваете в данной ситуации? Вы уверенный человек?
«С самим собой»: Когда вы так себя оцениваете, что вы делаете? Как вы ухаживаете за собой? Какие требования к себе предъявляете?
«К другим»: Как вы относитесь к этому человеку? Какие чувства к нему испытываете? К какой категории людей относите?
«С другими»: Как бы вы оценили ваши взаимоотношения с этим человеком? Когда вы общаетесь, как это происходит? Чтобы вы хотели изменить в ваших отношениях?
«К миру/контексту»: Чем для вас является ваша семья (коллектив, работа или др.)? Насколько вам комфортно находиться здесь? Является ли ваше окружение надежным, безопасным?
«С миром/контекстом»: Какие обязательства у вас есть перед вашей семьей сообществом, группой или др.)? Как вы строите взаимоотношения с руководством вашей организации? Что входит в круг ваших интересов?
Как учитывать и использовать при КПП социальный контекст запросов клиентов (семья, круг знакомых; детские учреждения, место учебы, работы; пребывание в клинике; регион проживания, культура и др.), отражено в третьей книге данной серии20. В нее вошли материалы, описывающие опыт автора и его учеников, в том числе выпускников обучающей программы «Краткосрочное психологическое консультирование»21.
Неблагополучие или, как говорят часто, «симптом» у одного элемента системы (например, человека, субъекта, семьи) является метафорой проблемы системы, частью которой он является, и представляет собой решение этой проблемы, предпринятое системой, хотя и неудовлетворительное.
Симптом является отражением (проекцией, картой) неполадок на нижнем уровне иерархии системы, зародившихся на верхнем уровне. Поэтому и причины, и решение проблемы находятся не на том уровне, где она проявлена (в виде симптома), а на более внешнем. Однако начало пути по ее разрешению может быть запущено на любом уровне, в том числе и на более внутреннем (нижнем, глубоком, но только не на уровнях проявления симптома или первичного возникновения проблемы.
Проблему следует решать на ином уровне, чем она возникла (Эйнштейн).
Таким образом, можно говорить, что решение находится на уровне контекста, то есть внешнего уровня по отношению к системе, отграниченной уровнем проявления проблемы в виде симптома. Когда человек не справляется с ситуацией, он находит помощь вовне: обращаясь к близким людям, к специалистам, к поиску новых знаний и навыков. Ресурсы внутренние (опыт, понимание, ощущения) для улаживания неблагоприятной ситуации любая система применяет для поиска ресурсов во внешних уровнях.
При этом любое решение, его верность и достаточность для человека находит подтверждение или опровержение на внутриличностном уровне «Я-идентичность», а желанное решение проявляется и соответствует состоянию «Я теперь без проблем».
Поэтому задачей КПП является помочь клиенту взять ответственность за свою ситуацию и осуществить доступные ему в данный момент действия для изменения ее в более благоприятную для него сторону.
Основные категории проблем, с которыми сталкиваются люди, в системной парадигме:
1) нарушение взаимодействия субъекта с самим собой: с цельной личностью и с конкретными состояниями и процессами (внутриличностными уровнями);
2) проблемы взаимоотношений с другими людьми;
3) трудности взаимодействия с окружающим миром, под которым подразумевается:
– социальное окружение;
– система ценностей;
– нормы, регулирующие контекст, в котором живет и действует субъект;
4) проблемы межуровневой передачи информации в системе отношений клиента, то есть затруднено или нарушено взаимодействие между некоторыми или всеми вышеназванными уровнями;
5) сильно выраженные иерархические проблемы (структурные искажения);
6) проблемы с ярко выраженными нарушениями логических порядков (смысловые);
7) нарушения в процессах протекания взаимодействия на и/или между уровнями (процессуальные).
Краткосрочная психологическая помощь, опирающаяся на системный подход, строится по принципу «эффекта бабочки»22: минимальное изменение в одной части системы принесет большие сдвиги в остальных ее частях.
Однако эффективность и значимость тех или иных изменений для системы может быть разной. Для достижения определенных, нужных и желанных для клиента конструктивных изменений в системе они должны быть максимально управляемы и отслеживаться им самим. Для этого при первичном воздействии на систему, при запуске изменений стоит учитывать те аспекты, которые создают общесистемный результат.
Эффективная КПП – это создание на каждой встрече с клиентом такого минимального изменения в его жизни, которое породит другие конструктивные изменения во всей системе его существования.
Рис. 11. Результативность изменений для системы отношений клиента
Результативность изменений для человеческой системы определяется временем, в течение которого изменение происходит: чем дольше, тем более обширные, глубокие, разнообразные, количественные и качественные трансформации происходят. Однако когда время запуска изменений очень короткое, точечное, то оно зависит от сочетания нижеследующих аспектов:
– актуальностью данного воздействия и наличием готовности системы меняться:
а) именно сейчас;
б) в данной области (уровне системы, конкретных аспектах);
– точкой приложения (начала, запуска): чтобы запуск изменений в системе произошел, необходимо соблюдать принцип бинокулярности23: сочетание условия создания «различия, которое порождает различие» с правилом терапевтической «изоморфности» – новое воздействие должно отличаться от уже существовавших ранее, но лишь настолько сильно (далеко отстоять), чтобы оно могло быть сопоставлено и воспринято как соответствующее актуально необходимому запросу;
Конец ознакомительного фрагмента.